21. С. 304—305.
14несомненно, пытался найти связь между электричеством
и магнетизмом…» 28. Унитарные идеи, т. е. мысли о единстве природы, вынашивал Шеллинг. Еще в первой своей
натурфилософской работе — «Идеи к философии природы» он находил много общего между электричеством
и магнетизмом.
Со времен Ньютона и Гюйгенса боролись две теории
света — корпускулярная и волновая. Шеллинг писал в
трактате «О мировой душе»: «Когда я утверждаю материальность света, я не исключаю этим противоположного
мнения, а именно что свет представляет собой феномен
движущейся среды… Разве не лучше было бы поэтому
рассматривать эти мнения не как противоположные, как
это делалось до сих пор, а как взаимодополняющие и таким
образом соединить преимущества обоих в одной гипотезе?» 29 Пройдет более ста лет, и в 1923 г. Л. де Бройль
создаст синтетическую теорию света, объединившую идеи
корпускулы и волны.
Шеллинг не отвергал ни эксперимента, ни наблюдения
в науке. А. Гумбольдту он писал: «Натурфилософию упрекают в том, что она презирает опыт и мешает его прогрессу,
и это происходит в то время, когда многие естествоиспытатели наилучшим образом используют ее идеи и применяют
их в своей экспериментальной работе. Разум и опыт могут
противоречить друг другу только по видимости» 30. Отвечая Шеллингу, Гумбольдт соглашался с ним: «Я рассматриваю революцию, которую Вы начали в естествознании,
как прекраснейшее начинание нашего времени… Натурфилософия не может повредить успехам эмпирических наук.
Напротив, она дает принципы, которые подготавливают
новые открытия» 31.
Что это за принципы? Об одном из них, об «унитарных
идеях», мы упоминали. Природа едина. Нет в ней разобщенных субстанций, неразложимых первоэлементов, какими с древних времен привыкли считать воздух, воду,
огонь. В XVIII в. удалось разложить на составные части
воздух и воду. Что касается огня, то XVIII столетие сначала укрепило, а потом начисто отвергло теорию флогистона — особого вещества, которое будто бы выделяется при
горении. Было доказано, что нет и теплорода, особого веще-
28
Бернал Дж. Наука в истории общества. М., 1956. С. 339.
29
Наст. том. С. 98.
30 Schelling F. W. J. Briefe und Dokumente. 1975. Bd III. S. 179.
31 Ibid. S. 180.
15ства теплоты. «Отпадают, — пишет Шеллинг, — все абсолютные качественные различия материи, которые ложная
физика фиксирует и закрепляет в понятиях так называемых
«субстанций»: вся материя внутренне едина и по существу
представляет собой тождество» 32.
Другой принцип натурфилософии Шеллинга — изменение и развитие природы. Изначальное движение присуще материи как таковой. Всякий покой, всякое устойчивое
состояние тела относительны. Природа — не только продукт, она — продуктивность, «абсолютная деятельность».
Шеллинг говорит об «иерархии организаций», по-разному
представляя себе, однако, направленность этой иерархии.
Во «Введении к наброску системы натурфилософии» речь
идет о ступенях природы («потенциях») как о ступенях
восхождения форм. «Неорганическая природа — продукт
первой потенции, органическая — продукт второй… Поэтому неорганическая природа предстает вообще как от века
существующая, а органическая — как возникшая» 33. А в
написанном до этого «Первом наброске системы натурфилософии» речь шла о нисхождении форм — «природа
постепенно спускается от органического к неорганическому» 34. Ошибочная, произвольно высказанная точка зрения
уступила место более правильной.
Еще один важный принцип — единство противоположного. Любая действительность уже предполагает раздвоение. Где существуют явления, там существуют противоположные силы. Учение о природе, следовательно, предполагает в качестве непосредственного принципа всеобщую
двойственность 35. Диалектический взгляд на природу
помог Шеллингу высказать плодотворную догадку о том,
что такое жизнь. Жизнь, пишет он, представляет собой
единство двух материальных процессов — распада и восстановления веществ. «В каждом одушевленном теле должна поддерживаться постоянная смена материи» 36.
А как обстоит дело с принципом материальности мира,
столь важным для естествознания? В работе «Общий
взгляд на новейшую философскую литературу» очевиден
идеалистический подход к истолкованию действительности. Однако Шеллинг непоследователен, утверждает под-
32 Schelling F. W. J. Fruhschriften. Berlin 1971. Bd 1. S. 339.
33
Наст. том. С. 223.
34 SW. Bd III. S. 195.
35 См. наст. том. С. 101.
36
Наст. том. С. 157.
16час прямо противоположное. Недаром К. Маркс сравнивал
раннего Шеллинга с Фейербахом. В работе «О мировой
душе» говорится: «Первый принцип естествознания заключается в том, чтобы не рассматривать ни одно начало
как абсолютное и считать, что каждая сила в природе действует посредством материального начала» 37. Ссылаясь на
это место (и аналогичные высказывания Шеллинга), шел¬
линговед из ГДР В. Ферстер отмечает: «Для Шеллинга
материальность внешнего мира является прежде всего
неоспоримым фактом» 38. В этом плане представляет интерес поэма Шеллинга «Эпикурейский символ веры Гейнца
Видерпоста» (1799). Прозаический перевод стихов Шеллинга даст более точное представление об их мировоззренческом смысле: «С тех пор, как мне стало ясно, что материя — это единственная истина, прародительница всего
сущего, основа любого мышления, начало и конец знания,
я не признаю ничего незримого, откровение для меня только то, что можно обонять, вкушать, ощущать» 39. При
жизни Шеллинга эти строки не публиковались. Вместе
с тем мы должны отметить, что материалистические интенции быстро сменились у молодого Шеллинга стремлением
идеалистически истолковать природу.
Интерес к натурфилософии и естествознанию Шеллинг
сохранял все годы своей жизни. Об этом свидетельствует,
в частности, публикуемая в настоящем издании работа
«О новом открытии Фарадея». Шеллинг — президент Баварской академии наук — в 1832 г. выступил с докладом на
ее пленарном заседании, целиком посвященном явлению,
обнаруженному английским физиком: возникновению
электрического тока под воздействием магнитного поля.
Это открытие вытекало из открытия X. К. Эрстеда, который
продемонстрировал магнитные свойства электричества.
Шеллинг напомнил, что он в свое время говорил о связи
магнетизма и электричества.
В 1836 г. Н. А. Мельгунов спросил Шеллинга относительно натурфилософии, исключена ли она из его новой
системы, и получил отрицательный ответ. Шеллинг сказал,
что полон новых идей в этой области, это будет пятая часть
его учения (четыре первых — историко-философское вве-
37 Наст. том. С. 97.
38
Natur und geschichtlicher Prozefi. S. 177. И. Черны (ЧССР) также
пишет: «Мы прежде всего держимся того мнения, что вопрос о натурфилософском материализме Шеллинга вполне оправдан…» (Ibid. S. 128).
39 Schellingiana rariora. S. 90.
17дение, «позитивная» философия, философия мифологии,
философия откровения).
В 1843 г. Шеллинг прочитал в Берлине натурфилософский курс, опубликованный посмертно под названием
«Описание природного процесса». Здесь изложена последовательно идеалистическая система натурфилософии, содержащая, однако, идею развития, восхождения от низшего
к высшему. «Материю нельзя, как у Аристотеля, полагать
в качестве начала, она сама есть нечто ставшее» 40. Каким
образом это происходит, философ объяснить не может. Он
просто констатирует факт: сущее «должно стать материей,
если суждено ему не остаться бескачественным, пустынным и пустым бытием, а стать организмом, от простого
организма перейти к свободно передвигающемуся, от него
к полностью заново рожденному — к человеку» 41.
В разговоре с Мельгуновым Шеллинг назвал натурфилософию пятой, своего рода дополнительной частью своей
системы, но на поверку выходило, что это одна из первых ее
частей, начало системы, изложение того, что поздний Шеллинг именовал «негативной философией».
О неослабевающем интересе позднего Шеллинга к достижениям естествознания свидетельствуют опубликованные недавно в ГДР письма его к химику К. Ф. Шёнбейну,
открывшему озон. Это деловая научная корреспонденция.
В одном из писем Шеллинг говорит, что ждет «новой научной жизни для химии» 42, спрашивает мнение Шёнбейна
о той части работы «О мировой душе», где речь идет о химии. В последнем письме (май 1853 г.) он вынужден
признаться, что несколько отстал от последних открытий,
и просит назвать руководство, в которое эти открытия уже
вошли, с тем чтобы он мог получить верное представление
о новых данных. Семидесятивосьмилетний Шеллинг, как
и в юные годы, полон почтения к природоведению.
3. ПОИСКИ СИСТЕМЫ
Создав в 1799 г. «набросок» системы натурфилософии
и внеся в него затем необходимые коррективы (во «Введении к наброску»), мыслитель естественным образом должен был соотнести философию природы с философией
40 SW. Bd. X. S. 310.
41 Ibid. S. 312.
42 Deutsche Zeitschrift fur Philosophie. 1980. N 6. S. 756. Письмо от
21.12.1849. Публикация воспроизведена в упомянутом выше сб.: Natur
und geschichtlicher Proze B.
18духа, теорию объекта дополнить теорией субъекта. Это он
сделал в работе «Система трансцендентального идеализма», которая, однако, не является изложением системы
всей его философии, а трактует лишь проблему знания
и поведения человека. Трансцендентальный идеализм пока
противоположен натурфилософии. Причем дело не только
в различии сфер, различны и исходные принципы. Натурфилософия, как и естествознание, переходит от природы к духу, трансцендентальная философия исходит из
первичности духа. Натурфилософия для Шеллинга является «основной философской наукой». Трансцендентальный идеализм он называет «другой основной философской
наукой» (отнюдь не единственной и даже не первой). Две
философские науки пока не сведены в единое целое. Шеллинг не отрекается от своих натурфилософских работ, он
просто переходит к другому кругу проблем.
Теоретическая ценность «Системы трансцендентального идеализма» состоит в том, что эта работа впервые ввела
историзм в теорию познания. У Канта были только намеки,
Фихте декларировал идею, а здесь не только сказано: «Философия является историей самосознания, проходящего
различные эпохи» 43, но и показано, как это возможно.
Показано за семь лет до выхода в свет «Феноменологии
духа», которую обычно вспоминают в первую очередь,
когда заходит речь об историческом взгляде на мышление.
«Одиссеей духа» называют гегелевскую «Феноменологию», забывая отметить, что выражение это — цитата из
«Системы трансцендентального идеализма». Шеллинг видит «одиссею духа» в том пути, который проделало развитие сознания от первоначального до высшего тождества
объекта и субъекта.
Этапы («эпохи»), которые проходит сознание, суть
следующие: от первоначального ощущения до продуктивного созерцания; от продуктивного созерцания до рефлексии; от рефлексии до акта воли — на этом завершается
теоретическая философия. «Практическая» философия
проходит ступени морали, права, религии, искусства.
Искусство возвращает человека к природе, к изначальному
тождеству объекта и субъекта.
Историзм в теории познания ведет к установлению
иерархии познавательных форм. «Трансцендентальная философия является не чем иным, как постоянным возведением Я во все новые и новые степени; вся усвоенная ею
43 Наст. том. С. 283.
19методика состоит в том, чтобы Я переводить с одной степени самосозерцания на другую». И как необходимбе следствие возникает у Шеллинга мысль о том, что категории
соотнесены друг с другом и соподчинены. «Бросающимся
в глаза свойством так называемых динамических категорий… является то, что все они коррелятивны» 44.
Шеллинг (вслед за Фихте) говорит о философском
конструировании. Уже у Канта речь шла о понятийном
конструировании. Сконструировать понятие, по Канту,
значит создать для него соответствующее наглядное представление. Возможно это только в математике: я конструирую треугольник, рисуя на бумаге фигуру, соответствующую данному понятию. Общее изображается в конкретном,
частном. Поскольку философия всегда рассматривает
частное в общем, всегда абстрактно, то философское конструирование, по Канту, невозможно.
Фихте указал на возможность философского обобщения, неведомого Канту, где общее оказывается тождественным особенному. Шеллинг в статье «О конструкции
в философии» развивает эту мысль. Речь идет об установлении необходимой связи между понятиями, когда одно
становится понятным через другое, через необходимую
связь с ним, через место данного понятия во всей конструкции. К этой мысли он неоднократно возвращается. «Допустив А, я не знаю, что мне делать с ним без В, и поэтому
я должен допустить также и В» 45. В другом месте Шеллинг
выражает свою мысль еще яснее: «Каждое понятие занимает в системе свое место, для которого оно только и назначено и которое определяет его значение и границы применения» 46. Принцип построения системы — воспроизведение
ее возникновения. «Всякая подлинная конструкция должна быть генетической» 47. Конструкция при этом получает тройственную структуру: тезису противопоставляется
антитезис, сливающийся с ним в синтезе. В рассуждениях
Шеллинга нетрудно увидеть предвосхищение