Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:PDFTXT
Сочинения. Том 1

в природе все стремится принять образ, и все формирующееся имеет свой

особый образ, то приходится допустить наличие в природе

основных образов, правда, лишь в качестве намеченных,

а не в качестве actu находящихся в природе.

С точки зрения рефлексии, становление такого продукта должно представляться постоянным стремлением

изначальных действий производить определенный образ

и постоянно вновь уничтожать созданные образы.

Тогда продукт не был бы продуктом простой тенденции — он был бы лишь зримым выражением внутренней

208пропорции, внутреннего равновесия изначальных действий, которые не сводят друг друга к абсолютной безобразности, но из-за всеобщего столкновения не позволяют

произвести и определенный фиксированный образ.

До сих пор (пока мы оперировали только идеальными

факторами) можно было допустить возможность противоположных направлений исследования; с этого же момента,

когда перед нами встает задача проследить реальный продукт на всех стадиях его развития, остается лишь одно

возможное направление.

m) 5 Вследствие неизбежного деления продуктивности

на противоположные направления на каждой данной ступени развития продукт сам делится на отдельные продукты, которыми, однако, именно поэтому обозначены

лишь различные ступени развития.

Что дело обстоит именно таким образом, можно показать и на самих продуктах, если сравнить их друг

с другом применительно к их образованию и стремиться

обнаружить непрерывность о б р а з о в а н и я , — идея, которая

никогда не может быть полностью реализована, поскольку

непрерывность всегда есть только в продуктивности, а не

в продуктах (для рефлексии).

Для того чтобы обнаружить непрерывность в продуктивности, необходимо показать более точно, чем это делалось до сих пор, последовательность ступеней перехода

продуктивности в продукт. Тем, что продуктивность ограничивается (см. выше), дан сначала лишь подступ к продукту, лишь твердая точка для продуктивности вообще.

Следует показать, как продуктивность постепенно материализуется и превращается во все более фиксированные

продукты, что дало бы динамическую последовательность

ступеней в природе, а это и есть, собственно, главная задача

всей нашей системы.

(Заранее приведем для объяснения следующее. Сначала требуется раздвоение продуктивности; причина, которой

вызывается это раздвоение, остается сначала вне рамок

исследования. Раздвоением, быть может, обусловлено чередование сокращения и расширения. Это чередование не

есть нечто в материи, оно есть сама материя и первая ступень переходящей в продукт продуктивности. Продукт

может возникнуть только посредством прекращения чередования, следовательно, посредством чего-то третьего, которое само фиксирует это чередование, следовательно,

материя, созерцаемая на самой низкой ступени (в первой

потенции), была бы таким чередованием, созерцаемым

209в покое или в равновесии; и, наоборот, посредством снятия

этого третьего материя могла бы быть поднята на более

высокую ступень. Возможно, конечно, что выведенные

только что продукты могли бы находиться на совершенно

различных ступенях материальности или упомянутого перехода или что эти различные ступени можно было бы

различить в одном продукте в большей или меньшей степени, чем в другом; следовательно, тем самым была бы

действительно представлена динамическая последовательность этих продуктов.

п) В решении самой задачи мы сохраняем пока прежнее направление, хотя и неизвестно, куда оно нас приведет.

В природу привнесены отдельные (индивидуальные)

продукты; однако в этих продуктах все еще должна быть

различима продуктивность в качестве продуктивности.

Продуктивность, как предполагается, еще не абсолютно

перешла в продукт. Пребываемость продукта должна быть

постоянным самовоспроизведением.

Возникает задача показать, что препятствует этому

абсолютному переходу — тому, чтобы продуктивность исчерпала себя в продукте, или что превращает пребывание

продукта в постоянное самовоспроизведение.

Совершенно невозможно понять, как повсюду стремящаяся к продукту деятельность встречает препятствие

к тому, чтобы полностью перейти в него, если этому переходу не препятствуют внешние влияния, и продукт, для того

чтобы пребывать, не вынужден в каждый момент вновь

производить себя.

Однако до сих пор не найдено никаких следов причины,

противоположной продукту (органической природе), следовательно, такая причина может быть пока только постулирована. (Мы полагали, что в возникшем продукте вся

природа исчерпала себя, и только теперь замечаем, что для

понимания этого продукта необходимо предпослать нечто

другое и что в природе должна обнаружиться новая противоположность. )

До сих пор природа была для нас абсолютным тождеством в двойственности — теперь мы сталкиваемся с противоположностью, которая должна присутствовать внутри

этого тождества. Эта противоположность должна быть выявлена в самом дедуцированном продукте, если ее вообще

можно вывести.)

Дедуцированный продукт есть идущая вовне деятельностьразличить ее в качестве таковой нельзя без дея-

210тельности, идущей в том же продукте извне внутрь (обращенной на саму себя), а эта деятельность в свою очередь не

может мыслиться, если она не оттесняется (отражается)

извне в обратном направлении.

В противоположных направлениях, возникающих

вследствие этого противоположения, заключен принцип

конструкции всех явлений жизни; если снять эти противоположные направления, жизнь окажется либо абсолютной

деятельностью, либо абсолютной рецептивностью, ибо изначально она возможна только как самое совершенное

взаимоопределение рецептивности и деятельности.

Мы отсылаем читателя к «Наброску», только обращая

его внимание на то, что здесь достигнута более высокая

ступень конструкции.

Выше (g) мы объяснили возникновение продукта вообще натиском природы, направленным против изначальной точки торможения, благодаря чему эта точка возвышается до уровня наполненной сферы и таким образом

обретает постоянство. Здесь же, поскольку мы выводим

натиск внешней природы не на простую точку, а на продукт, та первая конструкция возвышается для нас как бы

до второй потенции, — у нас теперь удвоенный продукт

(в дальнейшем мы увидим, что органическая природа

вообще есть только более высокая потенция неорганической и что она именно потому возвышается над неорганической, что в ней то, что уже есть продукт, вновь становится

продуктом).

Поскольку продукт, дедуцированный нами в качестве

самого изначального, сам вынуждает нас обратиться к противоположной ему природе, становится очевидным, что

наша конструкция возникновения продукта была вообще

неполной и что мы еще далеко не решили нашу задачу

(задача всей нашей науки — сконструировать возникновение фиксированного продукта).

Продуктивный продукт как таковой может существовать только под влиянием внешних сил, ибо только таким

образом продуктивность прерывается и встречает препятствие, не позволяющее ей угаснуть в продукте. Для этих

внешних сил также должна существовать особая сфера:

они должны находиться в мире, который непродуктивен.

Однако этот мир именно поэтому должен быть во всех

отношениях фиксированным и неизменно определенным.

Следовательно, задача показать, как в природе возникает

продукт, решена всем предшествующим изложением лишь

односторонне. «Продукт затормаживается раздвоением

211продуктивности на каждой ступени развития». Но это

относится только к продуктивному продукту, здесь же речь

идет о продукте непродуктивном.

Противоречие, с которым мы столкнулись, может быть

разрешено лишь в том случае, если будет найдено общее

выражение для конструкции продукта вообще (независимо

от того, продуктивен ли он или перестал быть таковым).

Поскольку существование непродуктивного (неорганического) мира сначала только постулируется, чтобы объяснить продуктивный мир, то и условия его могут быть

установлены лишь гипотетически; а поскольку мы пока что

вообще знаем этот мир лишь из его противоположности

продуктивному миру, то и упомянутые условия также

должны быть выведены только из этой противоположности.

(Из этого явствует, о чем упоминается и в «Наброске», что

этот второй раздел, как и первый, содержит только гипотетическую истину, так как ни органическая, ни неорганическая природа не объяснены, если конструкция обеих не

приведена к общему выражению, а это может быть достигнуто лишь в синтезирующем разделе нашего исследования.

Этот раздел должен привести нас к наивысшим и самым

общим принципам конструкции природы вообще, ввиду

чего мы сразу же отсылаем к нему читателя, стремящегося

познакомиться с нашей системой. Гипотетическую дедукцию неорганического мира и его условий мы можем здесь

опустить с тем большим основанием, что в «Наброске» она

в достаточной степени разработана; спешим перейти к самой общей и наивысшей задаче нашей науки.)

Самую общую задачу умозрительной физики можно

теперь сформулировать так: привести конструкцию органических и неорганических продуктов к общему выражению.

Мы можем здесь коснуться лишь основных положений

в решении этой задачи, а из них выделить только те, которые недостаточно полно разработаны в «Наброске» (третий

главный раздел).

А

С самого начала мы принимаем в качестве принципа

следующее: поскольку органический продукт есть продукт

во второй потенции, органическая конструкция продукта

должна быть по крайней мере символом изначальной конструкции всякого продукта вообще.

а) Для того чтобы продуктивность вообще могла быть

212фиксирована в одной точке, должны быть даны границы.

Поскольку границы служат условием первого явления, то

причина, в силу которой создаются границы, не может

более являться, она возвращается в глубину природы или

каждого продукта.

В органической природе это ограничение продуктивности дано посредством того, что мы называем чувствительностью и что надлежит мыслить как первое условие конструкции органического продукта («Набросок», с. 169).

b) Непосредственное следствие ограниченной продуктивности есть чередование сокращения и расширения

в уже данной и, как мы теперь знаем, как бы вторично

сконструированной материи.

c) Там, где это чередование останавливается, продуктивность переходит в продукт, а там, где она восстанавливается, продукт переходит в продуктивность. Ибо,

поскольку продукт должен оставаться бесконечно продуктивным, в нем должны быть различимы три ступени

продуктивности; абсолютный переход продуктивности в

продукт есть уничтожение самого продукта.

d) Так же, как эти три ступени различимы в индивидууме, они должны быть различимы во всей органической

природе, и последовательность ступеней организаций есть

не что иное, как последовательность ступеней самой продуктивности. (Продуктивность исчерпывает себя в продукте А до степени с и может приступать к созданию

продукта В только там, где прекратилось создание А,

т. е. со степени d, и так далее до исчезновения всякой продуктивности. Если бы нам была известна абсолютная

степень продуктивности, например, Земли (определяемая

отношением ее к Солнцу), то исходя из этого границу

организации на Земле можно было бы определить точнее,

чем на основании неполных опытных данных, которые не

могут быть полными хотя бы по одному тому, что катастрофы, происходившие в природе, несомненно, уничтожили

крайние звенья цепи. Подлинная история природы, объектом которой служат не продукты, а сама природа,

прослеживает единую, как бы сопротивляющуюся свободе

продуктивность на всех поворотах и изгибах ее пути вплоть

до той точки, где она в конце концов должна угаснуть

в продукте.)

На этой динамической последовательности ступеней

в индивидууме, как и во всей органической природе, основана конструкция всех органических явлений («Набросок», с. 2 2 0 — 2 7 9 ) .

213в

Если придать этим положениям форму всеобщности,

они приведут нас к следующим основоположениям общей

теории природы.

a) Продуктивность должна быть изначально ограничена. Поскольку вне ограниченной продуктивности есть

(только) чистое тождество, то ограничение не может быть

дано посредством уже имеющейся различенности (Differenz) и, следовательно, должно быть результатом возникающей в самой продуктивности противоположности, к которой мы здесь возвращаемся как к первому постулату 6.

b) Эта различенность, мыслимая в чистом виде, есть

первое условие всей деятельности (природы); продуктивность притягивается и отталкивается между этими противоположностями (изначальными границами) 7, и в этом

чередовании расширения и сокращения необходимо возникает нечто общее, но существующее только в чередовании.

Для того чтобы это общее пребывало вне чередования,

должно быть фиксировано само чередование. Деятельное

в чередовании есть в себе самой раздвоенная продуктивность.

c) Возникает вопрос:

а) Чем может быть вообще фиксировано это чередование. Оно не может быть фиксировано чем-то, содержащимся в самом чередовании в качестве его звена, следовательно, должно быть фиксировано чем-то третьим.

8) Однако это третье должно быть способным вторгнуться в эту изначальную противоположность; но вне этой

противоположности ничего нет 8, следовательно, оно (это

третье) должно уже изначально присутствовать в ней

в качестве чего-то такого, что опосредствовано противоположностью и в свою очередь опосредствует противоположность. Ибо в противном случае нет основания для

того, чтобы это третье изначально содержалось в названной

противоположности.

Противоположность есть снятие тождества, но природа

есть тождество изначально. Следовательно, в этой противоположности вновь

Скачать:PDFTXT

Сочинения. Том 1 Шеллинг читать, Сочинения. Том 1 Шеллинг читать бесплатно, Сочинения. Том 1 Шеллинг читать онлайн