Скачать:PDFTXT
Сочинения. Том 1

должно быть стремление к тождеству.

Это стремление (непосредственно) обусловлено противоположностью; если бы не было противоположности, было

бы тождество, абсолютный покой и не было бы стремления

к тождеству 9. Если же в самой противоположности не было

бы тождества, то и сама противоположность не могла бы

длиться.

214Тождество, вышедшее из различенности, есть неразличенность (Indifferenz), следовательно, упомянутое выше

третье есть стремление к неразличенности, обусловленное

самой различенностью, которая в свою очередь обусловлена

им. (Различенность как таковая вообще постигнута быть не

может и есть для созерцания только через нечто третье,

которое ее с о х р а н я е т , — на чем основывается и чередование.)

Следовательно, это третье есть единственное, что в изначальном чередовании составляет субстрат. Однако субстрат

так же предполагает чередование, как чередование субстратздесь нет ни первого, ни второго; различенность

и стремление к неразличенности одновременны, совершенно едины во времени.

Основное положение: ни одно тождество в природе не

абсолютно, следовательно, оно всегда — только неразличенность 10.

Поскольку само это третье предполагает изначальную

противоположность, противоположность не может быть

снята им абсолютно, условие продолжения деятельности

третьего (той третьей деятельности или природы) состоит

в постоянном сохранении противоположности, и, наоборот,

сохранение противоположности обусловлено посредством

продолжающегося сохранения третьего.

Но как же мыслить противоположность продолжающейся?

У нас есть одна изначальная противоположность, между границами которой должна находиться вся природа;

допустим, что факторы этой противоположности действительно могут переходить друг в друга или абсолютно

совпадать в некоем третьем (в отдельном продукте), тогда

противоположность снята, а с ней и названное выше стремление и, следовательно, вся деятельность природы. Сохранение же противоположности мыслимо только в том случае, если она бесконечна — если самые крайние ее границы

остаются расходящимися в бесконечность, так что всегда

могут быть произведены только опосредствующие звенья

синтеза, но сам последний и абсолютный синтез никогда

произведен быть не может, вследствие чего никогда не

будет достигнута абсолютная точка неразличенности, а достигаются только ее относительные точки. Каждая возникшая неразличенность оставляет новую, еще не снятую

противоположность, та опять переходит в неразличенность,

которая также лишь частично снимает изначальную противоположность. Посредством изначальной противоположно­

215сти и стремления к неразличенности создается продукт, но

продукт снимает противоположность лишь частично: посредством снятия этой части, т. е. посредством возникновения самого продукта, возникает, следовательно, новая

противоположность, отличающаяся от снятой ранее, а благодаря ей — продукт, отличный от первого; но и он оставляет абсолютную противоположность неснятой; таким образом вновь возникает дуализм, а посредством него —

продукт, и так до бесконечности.

Допустим, что в продукте А объединены противоположности с и d, но вне этого объединения остается еще

противоположность Ь и е. Она снимается в В, но и этот

продукт не снимает противоположность а и f; если предположить, что а и f обозначают крайние границы, то их

объединение и будет тем продуктом, который никогда не

будет произведен.

Между крайними точками а и f находятся противоположности с — d и b — е, однако ряд этих промежуточных

противоположностей бесконечен, все эти промежуточные

противоположности находятся в одной абсолютной противоположности. В продукте А от а снято только с, от f только

d; если то, что остается от а, мы назовем Ъ, то, что остается

от f, — е, то они в силу абсолютного стремления к неразличенности будут, правда, вновь объединены, но оставят

неснятой новую противоположность, и, таким образом,

между а и f останется бесконечный ряд промежуточных

противоположностей, а продукт, в котором они абсолютно

снимают друг друга, всегда будет только в становлении, но

никогда не есть.

Это уходящее в бесконечность образование следует

представлять себе так: изначальная противоположность

должна была бы снять себя в изначальном продукте А. Продукт должен был бы пасть на точку неразличенности для

а и f, но поскольку противоположность абсолютна и может

быть снята только в бесконечно продолжающемся (никогда — в действительном) синтезе, то А следует мыслить

как центр бесконечной окружности (диаметр которой есть

бесконечная линия а — f). Поскольку в продукте противоположности а — f объединены только с и d, в нем возникает новое раздвоение Ь и е, и продукт таким образом разъединяется в противоположных направлениях; в точке, где

стремление к неразличенности получит преобладание, Ъ и е

начнут создавать новый, отличающийся от первого продукт, однако между а и f лежит еще бесконечное множество

противоположностей; следовательно, точка неразличенно-

216сти В есть центр окружности, которая находится в первой

окружности, но сама также бесконечна и т. д.

Противоположность b — е в В поддерживается посредством А, так как оно (А) оставляет ее необъединенной;

(так же) противоположность в С поддерживается посредством В, ибо В также снимает лишь часть от а и f. Однако

противоположность в С поддерживается посредством

В лишь постольку, поскольку А поддерживает противоположность в В 11. Следовательно, то, что выступает как

результат этой противоположности С и В <,допустим, например, что этот результат — общая гравитация>, обусловлено общим влиянием А, таким образом, что В и С и

бесконечное множество продуктов, которые окажутся между а и f, в качестве промежуточных звеньев составляют по

отношению к А только один продукт. Различенность, еще

остающаяся в А после объединения с и d, — лишь та одна,

которая затем опять возникает в В, С и т. д. вследствие их

деления.

Однако сохранение противоположности является для

каждого продукта условием стремления к неразличенности, следовательно, А поддерживает стремление к неразличенности в В, В — в С Но противоположность, которую

А оставило неснятой, только одна; следовательно, и та

тенденция в В, в С и так до бесконечности обусловлена

и поддерживается только посредством А.

Определенная таким образом организация есть не что

иное, как организация универсума в гравитационной системе. Сила тяжести проста, но ее условие — двойственность.

Неразличенность возникает только из различенности. Снятый дуализм есть материя в той мере, в какой она только

масса.

Абсолютная точка неразличенности не существует нигде, она как бы распределена между многими отдельными

точками. Универсум, формирующийся от центра к периферии, ищет точку, где будут сняты и самые крайние противоположности природы; невозможность этого снятия обеспечивает бесконечность универсума.

С каждого продукта А неснятая противоположность

переносится на новый продукт В; тем самым продукт А становится причиной дуализма и гравитации В (это перенесение есть то, что называют воздействием посредством распределения, теория которого уясняется только исходя из

этого пункта) 12. Так, например, Солнце, поскольку оно —

лишь относительная неразличенность, поддерживает противоположность, обусловливающую тяжесть подчиненных

217ему небесных тел, до тех пределов, до которых доходит

сфера его воздействия |3.

Неразличенность в каждый момент снимается и в каждый момент вновь восстанавливается. Поэтому тяжесть

действует как в покоящихся, так и в движущихся телах.

Всеобщее восстановление дуализма и снятие его в каждый

данный момент может являть себя только как nisus 14 по

отношению к некоему третьему; это третье <,следовательно, просто 0, оно>, будучи абстрагировано от тенденции,

ничто ( = 0 ) , следовательно, оно только идеально (только

обозначающее пространство) — точка 15. Тяжесть (центр

тяжести) для каждого целостного продукта только одна

(,ибо и противоположность одна), и одна также относительная точка неразличенности. Точка неразличенности

отдельного тела обозначает только направленность его

стремления по отношению к общей точке неразличенности;

поэтому эта точка может рассматриваться как единственная, где действует тяжесть; также и то, посредством чего

тела только и обретают для нас существование, есть это

стремление вовне *.

Вертикальное падение по направлению к этой точке

есть не простое, а сложное движение; приходится лишь

удивляться тому, что это не было понято раньше **.

Тяжесть не пропорциональна массе (ибо что такое эта

масса, если не абстракция специфической тяжести, просто

гипостазированной вами?), напротив, масса тела есть лишь

выражение момента, когда в нем снимается противоположность.

d) В предшествующем изложении в общих чертах

закончена конструкция материи, но не специфическая

различенность материи.

Общее для всей материи В, С и т. д. по отношению к А

есть не снятое посредством А различенное, которое в В я

С также снимается лишь частично, следовательно, также

опосредствованная этой различенностью тяжесть.

Таким образом, В и С отличает от А не снятая посредством А различенность, которая становится условием тяжести для В а С.

Так же и С отличает от В (если С есть подчиненный

В продукт) не снятая посредством В различенность, кото-

* Баадер о пифагорейском квадрате, 1798.

** За исключением мыслящего автора единственной известной мне

рецензии на мою работу «О мировой душе» в «Вюрцбургских ученых

записках».

218рая опять переносится на С. Следовательно, сила тяжести

для высшего небесного тела и для тела подчиненного не

одинакова, и в центральных силах притяжения царит такое

же многообразие, как в их условиях (ср. «Набросок»,

с. 119).

Различенность отдельных продуктов в продуктах А, В,

С, которые, будучи противоположны друг другу, представляют абсолютно однообразные продукты (,так как

противоположность для продукта в целом одна и та же),

возможна благодаря тому, что в снятии мыслимо различное

соотношение факторов, такое, например, что в х преобладает положительный фактор, в у — отрицательный (что

делает одно тело заряженным положительным электричеством, другое — отрицательным; всякая различенность —

только различенность электричества) 16.

е) Что тождество материи есть не абсолютное тождество, а только неразличенность, может быть доказано лишь

исходя из возможности вновь снять тождество и из сопровождающих его феноменов 17; позволим себе обозначить

для краткости это повторное снятие и вытекающие из него

феномены выражением динамический процесс, хотя при

этом, само собой разумеется, еще вовсе не решено, можно

ли считать нечто подобное действительным повсюду.

В динамическом процессе будет ровно столько ступеней, сколько при переходе из различенности в неразличенность.

а) Первая ступень будет обозначена объектами, в которых чередование и снятие противоположности в каждый

данный момент само еще есть объект восприятия.

Весь продукт в каждый момент воспроизводится

вновь 18, т. е. противоположность, которая в нем снимается,

в каждое мгновение возникает вновь, но это новое возникновение различенности непосредственно теряется во всеобщей тяжести 19; следовательно, это возникновение различенности может быть воспринято лишь в единичных объектах, которые, как кажется, тяготеют друг к другу; если

одному фактору противоположности предлагается противоположный ему фактор в другом, то два фактора начинают

тяготеть друг к другу, и, следовательно, всеобщая тяжесть

не снимается, но внутри всеобщей тяжести действует особая тяжесть. Такими двумя продуктами по отношению друг

к другу являются Земля и магнитная стрелка, в которой

постоянное снятие неразличенности выражается в тяготении к полюсам 20, а постоянное возвращение к тождеству 21 — в тяготении к общей точке неразличенности.

219Следовательно, объектом здесь становится не объект, а процесс воспроизведения самого объекта 22.

Р) На первой ступени в тождестве продукта опять

появляется его двойственность, на второй ступени сама

противоположность разделится и распределится между

различными телами (Л и В ) . В силу того что один фактор

противоположности достигает относительного преобладания в А, другой — в В, на основании того же закона,

который действовал в а, возникает тяготение факторов друг

к другу, а тем самым новая неразличенность, переходящая

вновь, как только в каждом из них восстановится относительное равновесие, в отталкивание 23. (Чередование притяжения и отталкивания. Вторая ступень, на которой

являет себя материя.) Это — электричество.

у) На второй ступени один фактор продукта имел лишь

относительное преобладание, на третьей 24 он достигнет

абсолютного — посредством двух тел А и В опять будет

полностью представлена изначальная противоположностьматерия вернется к первой ступени становления.

На первой ступени — еще чистая различенность без

субстрата (ибо из нее только возникнет субстрат),

Скачать:PDFTXT

Сочинения. Том 1 Шеллинг читать, Сочинения. Том 1 Шеллинг читать бесплатно, Сочинения. Том 1 Шеллинг читать онлайн