должно быть стремление к тождеству.
Это стремление (непосредственно) обусловлено противоположностью; если бы не было противоположности, было
бы тождество, абсолютный покой и не было бы стремления
к тождеству 9. Если же в самой противоположности не было
бы тождества, то и сама противоположность не могла бы
214Тождество, вышедшее из различенности, есть неразличенность (Indifferenz), следовательно, упомянутое выше
третье есть стремление к неразличенности, обусловленное
самой различенностью, которая в свою очередь обусловлена
им. (Различенность как таковая вообще постигнута быть не
может и есть для созерцания только через нечто третье,
которое ее с о х р а н я е т , — на чем основывается и чередование.)
Следовательно, это третье есть единственное, что в изначальном чередовании составляет субстрат. Однако субстрат
так же предполагает чередование, как чередование субстрат — здесь нет ни первого, ни второго; различенность
и стремление к неразличенности одновременны, совершенно едины во времени.
Основное положение: ни одно тождество в природе не
абсолютно, следовательно, оно всегда — только неразличенность 10.
Поскольку само это третье предполагает изначальную
противоположность, противоположность не может быть
снята им абсолютно, условие продолжения деятельности
третьего (той третьей деятельности или природы) состоит
в постоянном сохранении противоположности, и, наоборот,
сохранение противоположности обусловлено посредством
продолжающегося сохранения третьего.
Но как же мыслить противоположность продолжающейся?
У нас есть одна изначальная противоположность, между границами которой должна находиться вся природа;
допустим, что факторы этой противоположности действительно могут переходить друг в друга или абсолютно
совпадать в некоем третьем (в отдельном продукте), тогда
противоположность снята, а с ней и названное выше стремление и, следовательно, вся деятельность природы. Сохранение же противоположности мыслимо только в том случае, если она бесконечна — если самые крайние ее границы
остаются расходящимися в бесконечность, так что всегда
могут быть произведены только опосредствующие звенья
синтеза, но сам последний и абсолютный синтез никогда
произведен быть не может, вследствие чего никогда не
будет достигнута абсолютная точка неразличенности, а достигаются только ее относительные точки. Каждая возникшая неразличенность оставляет новую, еще не снятую
противоположность, та опять переходит в неразличенность,
которая также лишь частично снимает изначальную противоположность. Посредством изначальной противоположно
215сти и стремления к неразличенности создается продукт, но
продукт снимает противоположность лишь частично: посредством снятия этой части, т. е. посредством возникновения самого продукта, возникает, следовательно, новая
противоположность, отличающаяся от снятой ранее, а благодаря ей — продукт, отличный от первого; но и он оставляет абсолютную противоположность неснятой; таким образом вновь возникает дуализм, а посредством него —
продукт, и так до бесконечности.
Допустим, что в продукте А объединены противоположности с и d, но вне этого объединения остается еще
противоположность Ь и е. Она снимается в В, но и этот
продукт не снимает противоположность а и f; если предположить, что а и f обозначают крайние границы, то их
объединение и будет тем продуктом, который никогда не
будет произведен.
Между крайними точками а и f находятся противоположности с — d и b — е, однако ряд этих промежуточных
противоположностей бесконечен, все эти промежуточные
противоположности находятся в одной абсолютной противоположности. В продукте А от а снято только с, от f только
d; если то, что остается от а, мы назовем Ъ, то, что остается
от f, — е, то они в силу абсолютного стремления к неразличенности будут, правда, вновь объединены, но оставят
неснятой новую противоположность, и, таким образом,
между а и f останется бесконечный ряд промежуточных
противоположностей, а продукт, в котором они абсолютно
снимают друг друга, всегда будет только в становлении, но
Это уходящее в бесконечность образование следует
представлять себе так: изначальная противоположность
должна была бы снять себя в изначальном продукте А. Продукт должен был бы пасть на точку неразличенности для
а и f, но поскольку противоположность абсолютна и может
быть снята только в бесконечно продолжающемся (никогда — в действительном) синтезе, то А следует мыслить
как центр бесконечной окружности (диаметр которой есть
бесконечная линия а — f). Поскольку в продукте противоположности а — f объединены только с и d, в нем возникает новое раздвоение Ь и е, и продукт таким образом разъединяется в противоположных направлениях; в точке, где
стремление к неразличенности получит преобладание, Ъ и е
начнут создавать новый, отличающийся от первого продукт, однако между а и f лежит еще бесконечное множество
противоположностей; следовательно, точка неразличенно-
216сти В есть центр окружности, которая находится в первой
окружности, но сама также бесконечна и т. д.
Противоположность b — е в В поддерживается посредством А, так как оно (А) оставляет ее необъединенной;
(так же) противоположность в С поддерживается посредством В, ибо В также снимает лишь часть от а и f. Однако
противоположность в С поддерживается посредством
В лишь постольку, поскольку А поддерживает противоположность в В 11. Следовательно, то, что выступает как
результат этой противоположности С и В <,допустим, например, что этот результат — общая гравитация>, обусловлено общим влиянием А, таким образом, что В и С и
бесконечное множество продуктов, которые окажутся между а и f, в качестве промежуточных звеньев составляют по
отношению к А только один продукт. Различенность, еще
остающаяся в А после объединения с и d, — лишь та одна,
которая затем опять возникает в В, С и т. д. вследствие их
деления.
Однако сохранение противоположности является для
каждого продукта условием стремления к неразличенности, следовательно, А поддерживает стремление к неразличенности в В, В — в С Но противоположность, которую
А оставило неснятой, только одна; следовательно, и та
тенденция в В, в С и так до бесконечности обусловлена
и поддерживается только посредством А.
Определенная таким образом организация есть не что
иное, как организация универсума в гравитационной системе. Сила тяжести проста, но ее условие — двойственность.
Неразличенность возникает только из различенности. Снятый дуализм есть материя в той мере, в какой она только
Абсолютная точка неразличенности не существует нигде, она как бы распределена между многими отдельными
точками. Универсум, формирующийся от центра к периферии, ищет точку, где будут сняты и самые крайние противоположности природы; невозможность этого снятия обеспечивает бесконечность универсума.
С каждого продукта А неснятая противоположность
переносится на новый продукт В; тем самым продукт А становится причиной дуализма и гравитации В (это перенесение есть то, что называют воздействием посредством распределения, теория которого уясняется только исходя из
этого пункта) 12. Так, например, Солнце, поскольку оно —
лишь относительная неразличенность, поддерживает противоположность, обусловливающую тяжесть подчиненных
217ему небесных тел, до тех пределов, до которых доходит
сфера его воздействия |3.
Неразличенность в каждый момент снимается и в каждый момент вновь восстанавливается. Поэтому тяжесть
действует как в покоящихся, так и в движущихся телах.
Всеобщее восстановление дуализма и снятие его в каждый
данный момент может являть себя только как nisus 14 по
отношению к некоему третьему; это третье <,следовательно, просто 0, оно>, будучи абстрагировано от тенденции,
ничто ( = 0 ) , следовательно, оно только идеально (только
обозначающее пространство) — точка 15. Тяжесть (центр
тяжести) для каждого целостного продукта только одна
(,ибо и противоположность одна), и одна также относительная точка неразличенности. Точка неразличенности
отдельного тела обозначает только направленность его
стремления по отношению к общей точке неразличенности;
поэтому эта точка может рассматриваться как единственная, где действует тяжесть; также и то, посредством чего
тела только и обретают для нас существование, есть это
стремление вовне *.
Вертикальное падение по направлению к этой точке
есть не простое, а сложное движение; приходится лишь
удивляться тому, что это не было понято раньше **.
Тяжесть не пропорциональна массе (ибо что такое эта
масса, если не абстракция специфической тяжести, просто
гипостазированной вами?), напротив, масса тела есть лишь
выражение момента, когда в нем снимается противоположность.
d) В предшествующем изложении в общих чертах
закончена конструкция материи, но не специфическая
различенность материи.
Общее для всей материи В, С и т. д. по отношению к А
есть не снятое посредством А различенное, которое в В я
С также снимается лишь частично, следовательно, также
опосредствованная этой различенностью тяжесть.
Таким образом, В и С отличает от А не снятая посредством А различенность, которая становится условием тяжести для В а С.
Так же и С отличает от В (если С есть подчиненный
В продукт) не снятая посредством В различенность, кото-
* Баадер о пифагорейском квадрате, 1798.
** За исключением мыслящего автора единственной известной мне
рецензии на мою работу «О мировой душе» в «Вюрцбургских ученых
записках».
218рая опять переносится на С. Следовательно, сила тяжести
для высшего небесного тела и для тела подчиненного не
одинакова, и в центральных силах притяжения царит такое
же многообразие, как в их условиях (ср. «Набросок»,
с. 119).
Различенность отдельных продуктов в продуктах А, В,
С, которые, будучи противоположны друг другу, представляют абсолютно однообразные продукты (,так как
противоположность для продукта в целом одна и та же),
возможна благодаря тому, что в снятии мыслимо различное
соотношение факторов, такое, например, что в х преобладает положительный фактор, в у — отрицательный (что
делает одно тело заряженным положительным электричеством, другое — отрицательным; всякая различенность —
только различенность электричества) 16.
е) Что тождество материи есть не абсолютное тождество, а только неразличенность, может быть доказано лишь
исходя из возможности вновь снять тождество и из сопровождающих его феноменов 17; позволим себе обозначить
для краткости это повторное снятие и вытекающие из него
феномены выражением динамический процесс, хотя при
этом, само собой разумеется, еще вовсе не решено, можно
ли считать нечто подобное действительным повсюду.
В динамическом процессе будет ровно столько ступеней, сколько при переходе из различенности в неразличенность.
а) Первая ступень будет обозначена объектами, в которых чередование и снятие противоположности в каждый
данный момент само еще есть объект восприятия.
Весь продукт в каждый момент воспроизводится
вновь 18, т. е. противоположность, которая в нем снимается,
в каждое мгновение возникает вновь, но это новое возникновение различенности непосредственно теряется во всеобщей тяжести 19; следовательно, это возникновение различенности может быть воспринято лишь в единичных объектах, которые, как кажется, тяготеют друг к другу; если
одному фактору противоположности предлагается противоположный ему фактор в другом, то два фактора начинают
тяготеть друг к другу, и, следовательно, всеобщая тяжесть
не снимается, но внутри всеобщей тяжести действует особая тяжесть. Такими двумя продуктами по отношению друг
к другу являются Земля и магнитная стрелка, в которой
постоянное снятие неразличенности выражается в тяготении к полюсам 20, а постоянное возвращение к тождеству 21 — в тяготении к общей точке неразличенности.
219Следовательно, объектом здесь становится не объект, а процесс воспроизведения самого объекта 22.
Р) На первой ступени в тождестве продукта опять
появляется его двойственность, на второй ступени сама
противоположность разделится и распределится между
различными телами (Л и В ) . В силу того что один фактор
противоположности достигает относительного преобладания в А, другой — в В, на основании того же закона,
который действовал в а, возникает тяготение факторов друг
к другу, а тем самым новая неразличенность, переходящая
вновь, как только в каждом из них восстановится относительное равновесие, в отталкивание 23. (Чередование притяжения и отталкивания. Вторая ступень, на которой
являет себя материя.) Это — электричество.
у) На второй ступени один фактор продукта имел лишь
относительное преобладание, на третьей 24 он достигнет
абсолютного — посредством двух тел А и В опять будет
полностью представлена изначальная противоположность — материя вернется к первой ступени становления.
На первой ступени — еще чистая различенность без
субстрата (ибо из нее только возникнет субстрат),