Скачать:PDFTXT
Сочинения. Том 1

гегелевской

диалектики. Не было чуждо Шеллингу и предельно широкое понимание логики как теоретической философии 48.

44

Наст. том. С. 385.

45 SW. Bd IV. S. 400.

46 Ibid. Bd VII. S. 411.

47 Ibid. Bd IV. S. 25.

48

«Под логикой понимают либо, как греки до Аристотеля, науку

разума; тогда она совпадает со всей спекулятивной философией. Либо

систему рефлектирующего познания, трансцендентальную логику Канта;

тогда это то, что я только что изложил. Либо, наконец, то, что понимается

под этим у Аристотеля и в учебных заведениях» (SW. Bd VI. S. 529).

20Гегель не отрицал известной зависимости своих идей от

Шеллинга, хотя высказывался по этому поводу довольно

резко: называя шеллингианство формализмом, он признавал, что Шеллинг «тоже завладел троичностью и придерживался ее пустой схемы; поверхностность, скандальность и

пустота современного философского так называемого конструирования, состоящего не в чем ином, как в том, чтобы

повсюду наклеивать эту формальную схему без понятия

и имманентного определения и пользоваться ею для расположения материала во внешнем порядке, сделали указанную форму скучной и создали ей дурную славу. Но из-за

безвкусицы этого употребления она не может потерять

своей внутренней ценности, и все же нужно высоко ценить

то, что на первых порах был найден хотя и не достигнутый

в понятиях облик разумного» 49.

В «Системе трансцендентального идеализма» Шеллинг

пишет: система завершена, когда она возвращается к своему исходному пункту, но именно это с нами и случилось.

Ибо в произведении искусства полностью освобождаются

субъективности, объективируется до конца та первоначальная основа всякой гармонии объективного и субъективного,

которая в своей изначальной тождественности может быть

дана лишь в интеллектуальном созерцании. «…Таким образом, мы постепенно довели наш объект, само Я, до той

точки, в которой мы находились, когда приступили к философствованию»50.

Идея замкнутой системы, движущейся, но приходящей

в итоге к своему начальному пункту, также сближает Шеллинга с Гегелем, делает Шеллинга его предтечей. Отметим

еще одну общую для них проблему — реализацию идеала.

Кант ввел понятие идеала для обозначения недосягаемого

образца — истины, добра, красоты. Ф. Шиллер и В. Гумбольдт поставили вопрос о реализации идеала в искусстве.

Шеллинг заговорил о реализации идеала в истории. Идеал

никогда не может быть осуществлен индивидом, но обязательно требует для своего выполнения совокупных усилий

рода 51. Социальный идеал Шеллинга — всеобщий правопорядок, союз народов и мировое государство. Гегель

скептически относился к идее мирового государства и даже

мирного союза народов, но концепцию реализуемого идеала

принял без оговорок.

49

Гегель. Соч. Т. VI. С. 311.

50

Наст. том. С. 485.

51 См. наст. том. С. 452.

21На этом, пожалуй, кончается сходство между двумя

мыслителями. Гегельпоследовательный рационалист,

панлогист, все сущее для него — развитие логической

идеи; логика открывает его систему, логикой (философией) она завершается. Шеллинг (вслед за Фихте) считает

главным инструментом познания интеллектуальную интуицию, продуктивное созерцание, которое одновременно

и познает объект, и производит его. Поэтому высшая духовная форма для Шеллинга — искусство. «Система трансцендентального идеализма» завершается изложением

шеллинговской эстетики. И еще одно важное отличие

у Шеллинга диалектические идеи только намечены, Гегель

развернул их панораму, углубил, обосновал, проследил

тончайшие оттенки и взаимные переходы категорий.

За усовершенствование диалектики Гегель заплатил

утратой ее «земных корней», которые еще заметны в

«Системе трансцендентального идеализма», хотя и трактующей иные проблемы, чем шеллинговская натурфилософия, но непосредственно с последней связанной. В разделе

теоретической философии, посвященном «второй эпохе»

развития сознания, ставятся такие вопросы: 1. Чем объясняется неизбежность органической природы? 2. Чем

объясняется необходимость восхождения по ступеням органической природы? 3. Откуда возникает различие между

одушевленной и неодушевленной организациями? В гегелевской «Науке логики» таких проблем нет, как нет

и разговора о ценности эмпирического знания, который

ведется на страницах «Системы трансцендентального идеализма». Априори, говорит Шеллинг, нам дан механизм

познания, работать он начинает только в общении с природой. Гегель третировал природу, Шеллинг боготворил

ее. К природе возвращается интеллигенция (духовность),

завершив круг самопознания. «Второй природой» называет

Шеллинг разумные человеческие установления, прежде

всего правовой порядок. Над первой природой должна

воздвигаться вторая и как бы высшая, в которой царит

закон природы, существующий ради свободы 52.

В 1801 г. Шеллинг заявил о создании собственной

системы философии, в которой натурфилософия и трансцендентальный идеализм образуют одно целое. Работа так

и называлась: «Изложение моей философской системы».

Название многообещающее, но содержанию работы не соответствует. Изложена в ней не полнота системы и не ее

52 См. наст. том. С. 447.

22структура, а только главная идеятождество реального

и идеального, полное совпадение субъекта и объекта, при

котором между ними возможны не качественные, а количественные различия. В конце работы автор признавал, что он

создал лишь фрагмент.

Такой же фрагментарный характер носит и следующее

его произведение — «Бруно, или О божественном и природном начале вещей». Открывается оно рассуждениями

о единстве истины и красоты. Это важно и для философии,

и для поэзии, ибо к чему стремится первая, как не к той

вечной истине, которая едина с красотой, вторая же —

к той нерукотворной и бессмертной красоте, которая едина

с истиной 53. Различие между искусством и философией

состоит в их предназначении. Искусство предназначено для

всех, а философия по природе своей эзотерична.

Высшая философская тайнаприрода сущего. В своем диалоге Шеллинг по очереди дает слово представителям

различных философских школ. Первым излагает свою

концепцию материалист (Александр), на своей правоте он

не настаивает. Второе слово принадлежит «интеллектуалисту», излагающему концепцию Лейбница (Ансельмо).

Фихтевский идеализм отстаивает Луциан, устами Бруно

глаголет сам Шеллинг. Бруно разъясняет Луциану суть

философии тождества, а тот только соглашается с ним.

Наиболее полное и последовательное изложение шеллинговской системы того времени мы находим в лекционном курсе, прочитанном в 1804 г. в Вюрцбурге и изданном

посмертно. Курс разделен на три части: «всеобщая философия», натурфилософия и «конструкция идеального мира».

Не трудно увидеть здесь предвосхищение структуры гегелевской «Энциклопедии философских наук». Во вводной

общефилософской части речь идет о принципе тождества

идеального и реального. В натурфилософском разделе этот

принцип конкретизируется: «Подлинная сущность вещей

(и в реальном универсуме) — не душа и не тело, а тождество того и другого» 54. Шеллинг верен сформулированному в ранних работах принципу противоречия, пронизывающему все сущее. «Всеобщий закон конечных явлений

материи — это закон полярности, или двойственности, и

53 См. наст. том. С. 498.

54 SW. Bd VI. S. 217. В другом месте Шеллинг уточняет свою мысль:

«Между реальным и идеальным, бытием и мышлением невозможна каузальная связь, или, другими словами, мышление не может быть причиной

определений бытия, а бытие — причиной определений мышления» (Ibid.

S. 501).

28тождественности» 55. Но принцип реального развития уходит из его поля зрения. Он строит обычную свою триаду

потенций — магнетизм, электричество, химизм, переходит

затем к рассмотрению организма, но это только движение

мысли: реальная природа всегда органична, «неорганической природы самой по себе не существует» 56. Границу,

предел животного царства образует человек: антропология — это уже не просто физиология.

Так Шеллинг переходит к заключительной части своей

системы — «идеальному миру». Первая потенция здесь

знание, вторая — поведение, третья — искусство. Религия

(наряду с моралью) рассматривается в разделе поведения,

искусство выступает как синтез знания и поступка. Венчает систему нечто выходящее за пределы потенций: объективно это государство, а субъективно — философия, «не

наука философии, а сама философия как гармоническое

наслаждение и участие в полноте добра и красоты общественной жизни» 57.

Следующее изложение системы относится к 1810 г. Это

так называемые «Штутгартские беседы». И здесь Шеллинг

пытается обосновать принцип тождества как своеобычный,

никогда не имевший места в истории философии, отличающийся от всех известных в прошлом позиций. Здесь

Шеллинг трактует проблему бога. Бог для него — единство

противоположностей: и личность, и весь мир. В боге слиты

две «первосилы» — эгоизм и любовь. Эгоизм — реальное

начало, любовьидеальное. Любовь есть преодоление эгоизма; божественная любовь, преодолевая божественный

эгоизм, создает свое другое — мир. «Материя есть не что

иное, как бессознательная часть бога» 58. Бог Шеллинга

изначально бессознателен, сознание существует в нем лишь

как возможность, которая актуализируется в процессе

саморазвития, восхождения к самопознанию. Перед нами

идеалистический вариант пантеизма. В «Штутгартских

беседах» внимание Шеллинга вновь привлекает идея развития. Одна из бесед названа «О превращении природы

в духовную жизнь», открывается она фразой: «Величайшая цель и тенденция целого состоит в том, чтобы природа

перешла в духовное» .

55 Ibid. S. 283.

56 Ibid. S. 379.

57 Ibid. S. 376.

58 Schelling F. W. J. Stuttgarter Privatvorlesungen. Torino, 1973.

S. 130.

59 Ibid. S. 160.

24Раздел о духовной жизни открывают рассуждения,

посвященные государству. В 1804 г. государство рассматривалось Шеллингом как одно из высших творений духа,

теперь оно является для него свидетельством духовной

беспомощности человека, преобладания в нем природного,

материального начала. Выше государства Шеллинг ставит

церковь. Говоря о духовных потенциях человека, Шеллинг

называет три: нрав, дух, душа. Нрав — это бессознательная

часть психики: влечения и чувства. Дух подчинен сознанию, здесь сфера рассудка. Высшая потенциядуша,

сюда относятся искусство, философия, мораль, религия.

В системе 1804 г. невнятно говорилось об индивидуальном

бессмертии (в работе «Философия и религия», опубликованной в том же году, таковое вообще отрицается), а теперь

философ признает вечность не только души, но и …тела.

«Смерть не приводит к полному отрыву духовного от физического, последнее уходит вместе с первым, поскольку оно

сформировано самим человеком. Следовательно, бессмертен весь человек» 60. Далее следуют рассуждения о «небе

и аде», сатане, который должен стать «господином природы», Страшном суде и воскресении мертвых — вот тогда

бог будет «всё во всём», наступит «полнейший пантеизм».

Отныне религия постепенно занимает доминирующее

место в системе Шеллинга. Многое будет меняться

в деталях и в существенных моментах, но религиозные

устремления останутся неизменными. В 1827 г. в курсе,

получившем затем название «История новейшей философии», Шеллинг впервые заговорит о необходимости коренной перестройки всей философии, создания принципиально новой, «позитивной» философии. В 1832 г. он

прочтет курс «Основы позитивной философии», где обстоятельно изложит свои новые идеи. Вместе с тем курс этот

окажется лишь преддверием системы. За ним последуют

«Философия мифологии» и затем «Философия откровения».

Все предшествующие учения, по Шеллингу, были «негативными» в том смысле, что они стремились к объяснению существующего мира исходя из логических взаимосвязей. Логическая философия выводит со строгой последовательностью одно из другого, строит необходимые структуры. «Позитивная философия» (Шеллинг называет ее

также «исторической») не исключает логического знания,

но добавляет к нему момент времени, некоего непредсказу-

60 Ibid. S. 195.

25емого изменения. Сумма углов треугольника равна двум

прямым, ничего другого быть не может, это знание логическое, а человек может быть здоровым или больным; сегодня

мой друг здоров — это знание историческое. Логическое

знание строится на необходимости, а историческое включает момент свободы. «Позитивная философия» объясняет

личность. Она, по мысли Шеллинга, должна утвердить

идеал. Сегодня те проблемы, к которым обращается Шеллинг в своей «позитивной философии», рассматривает

теория ценностей.

«Негативная ф и л о с о ф и я , — писал Ш е л л и н г , — это только philosophia ascendens (поднимающаяся снизу)… позитивная философия — philosophia descendens (спускающаяся сверху). Лишь обе вместе они завершают полный круг

философии» 61. Шеллингу не удалось прочертить этот круг,

он наметил пунктиром лишь некоторые его участки. Не

изложив «позитивную философию», он стал в последние

годы разрабатывать «негативную» (прочитав заново курс

натурфилософии, упоминавшийся выше). Шеллинг скончался, оставив после себя подробно выписанные, но всего лишь отдельные фрагменты системы. Его могучий

интеллект, философская культура, чувство меры и вкуса не

позволяли ему удовлетвориться паллиативом, псевдорешением, а подлинное решение

Скачать:PDFTXT

Сочинения. Том 1 Шеллинг читать, Сочинения. Том 1 Шеллинг читать бесплатно, Сочинения. Том 1 Шеллинг читать онлайн