Скачать:PDFTXT
Сочинения. Том 1

в Я помимо ограничиваемой деятельности есть а другая деятельность, которая
должна быть независима от нее. Следовательно, кроме той
уходящей в бесконечность деятельности, которую, поскольку только она может быть реально ограничена, мы назовем
реальной, в Я должна быть и другая деятельность, которую
можно назвать идеальной. Предел реален для деятельности, уходящей в бесконечность, или — поскольку именно
эта бесконечная деятельность должна быть ограничена
в самосознании — для объективной деятельности Я; идеален он, следовательно, для противоположной, необъективной, самой по себе не допускающей ограничения деятельности, которую нам теперь надлежит охарактеризовать более
подробно.
dd) Других факторов самосознания, кроме этих двух
деятельностей, одну из которых мы сначала лишь постулировали в качестве необходимой для объяснения ограниченности Я, не дано. Следовательно, вторая, идеальная, или
необъективная, деятельность должна быть такой, чтобы ею
было одновременно дано основание для ограничения объективной деятельности и знания об этом ограничении. Так
как идеальная деятельность изначально положена только
в качестве созерцающей (субъективной) объективную деятельность, чтобы с ее помощью объяснить ограниченность
Я в качестве Я, то для второй, объективной, деятельности
ее созерцание и ограничение должны быть одним и тем
же. Объяснять это следует исходя из основного свойства
Я. Для того чтобы быть деятельностью Я, вторая деятельность должна одновременно ограничиваться и созерцаться
в качестве ограниченной, ибо именно в этой тождественности созерцания себя и бытия состоит природа Я. Вследствие того, что реальная деятельность ограничивается, она
должна также созерцаться, а посредством того, что она
созерцается, также ограничиваться. То и другое должно
составлять абсолютное единство.
ее) Эти деятельности, идеальная и реальная, предполагают друг друга. Реальная деятельность, которая изначально стремится в бесконечность, но для самосознания должна
быть о г р а н и ч е н а , — ничто без идеальной деятельности, для
которой она в своей ограниченности бесконечна (согласно
272dd). В свою очередь идеальная деятельностьничто без
деятельности созерцаемой, ограничиваемой и именно поэтому реальной.
Из этой взаимной обусловленности этих деятельностей,
необходимой для самосознания, будет выведен весь механизм Я.
ff) Так же как предполагают друг друга эти деятельности, предполагают друг друга идеализм и реализм. Если
я подвергаю рефлексии только идеальную деятельность, то
я становлюсь на точку зрения идеализма, или утверждаю,
что предел положен только самим Я. Если же рефлексии
подвергается только реальная деятельность, то я становлюсь на точку зрения реализма, или утверждаю, что предел
независим от Я. Если же рефлексии подвергаются обе
деятельности одновременно, то возникает нечто третье, что
можно назвать идеал-реализмом или что мы до сих пор
именовали трансцендентальным идеализмом.
gg) В теоретической философии объясняется идеальность предела (или то, как ограниченность, изначально
существующая только для свободного действования, становится ограниченностью для знания). В задачу практической философии входит объяснить реальность предела
(или то, каким образом ограниченность, изначально только
субъективная, становится объективной). Следовательно,
теоретическая философия является идеализмом, практическая философия — реализмом, и только обе вместе составляют завершенную систему трансцендентального идеализма.
Так же как идеализм и реализм предполагают друг
друга, предполагают друг друга теоретическая и практическая философии, и в самом Я изначально едино и связано
то, что мы для построения нашей системы вынуждены
здесь разделять.
ТРЕТИЙ ГЛАВНЫЙ РАЗДЕЛ
СИСТЕМА ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ
СОГЛАСНО ОСНОВОПОЛОЖЕНИЯМ ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОГО
ИДЕАЛИЗМА
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ
1. Самосознание, из которого мы исходим, есть единый
абсолютный акт, и этим единым актом положено не только
Я со всеми его определениями, но также, что достаточно
273ясно из предшествующего раздела, и все остальное, что
вообще положено для Я. Следовательно, нашей первой
задачей в области теоретической философии будет дедукция этого абсолютного акта.
Но для того чтобы обнаружить все содержание этого
акта, мы вынуждены разложить его на составные части, как
бы расщепить на ряд отдельных актов. Эти отдельные акты
будут служить опосредствующими звеньями упомянутого
единого абсолютного синтеза.
Из совокупности этих отдельных актов мы как бы
заставляем последовательно на наших глазах возникать то,
что в едином абсолютном синтезе, в котором все они содержатся, положено одновременно и сразу.
Ход этой дедукции таков.
Акт самосознания идеален и реален одновременно
и полностью. Посредством этого акта то, что положено
реально, непосредственно положено и идеально, а то, что
положено идеально, положено и реально. Такое полное
тождество идеального и реального полагания в акте самосознания может быть представлено в философии только как
последовательное возникновение. Это происходит следующим образом.
Понятие, из которого мы исходим, есть понятие Я,
т. е. понятие субъект-объекта, до которого мы возвышаемся
через абсолютную свободу. Посредством упомянутого акта
для нас, философствующих, нечто положено в Я как объект, но тем самым еще не в Я как субъект (для самого
Я в одном и том же акте то, что положено реально, положет
но и идеально); поэтому наше исследование придется
продолжать до тех пор, пока то, что для нас положено
в Я как объект, не будет для нас «соложено также в Я как
субъект, т. е. до тех пор, пока для нас сознание нашего
объекта не совпадет с нашим сознанием, следовательно,
пока само Я не достигнет для нас той точки, из которой мы
исходили.
Необходимость такого метода обусловлена нашим объектом и нашей задачей, ибо, философствуя, т. е. заставляя
это соединение возникнуть на наших глазах, мы вынужден
ны постоянно разъединять то, что в абсолютном акте
самосознания абсолютно с о е д и н е н о , — субъект и объект.
2. В соответствии со сказанным выше наше исследование будет состоять из двух частей. Сначала мы выведем
абсолютный синтез, содержащийся в акте самосознания,
а затем обратимся к установлению промежуточных звеньев
этого синтеза.
274I. Дедукция абсолютного синтеза, содержащегося
в акте самосознания
1. Мы исходим из доказанного в предшествующем
разделе положения: предел должен быть одновременно
идеальным и реальным. Если это верно, то, поскольку
изначальное соединение идеального и реального мыслимо
только в абсолютном акте, предел должен быть положен
актом и самый этот акт должен быть одновременно идеальным и реальным.
2. Но таким актом может быть только самосознание,
следовательно, всякое ограничение может быть положено
только самосознанием и дано вместе с самосознанием.
a) Изначальный акт самосознания идеален и реален
одновременно. По своему принципу самосознание только
идеально, однако посредством самосознания для нас возникает Я в качестве только реального. Посредством акта
самосозерцания Я также непосредственно ограничивается;
быть и быть созерцаемым — одно и то же.
b) Предел полагается одним самосознанием, следовательно, у него нет иной реальности, кроме той, которую он
обрел посредством самосознания. Этот акт есть высшее,
ограничение есть производное от него. Для догматика же
производное первично, самосознание вторично, что немыслимо, ибо самосознание есть акт, а предел, для того чтобы
быть пределом Я, должен быть одновременно зависимым
и независимым от Я. Это мыслимо лишь в том случае (раздел II), если Я равно действию (Handlung), в котором
содержатся две противоположные деятельности, одна ограничиваемая, от которой именно поэтому предел независим,
другая ограничивающая, именно поэтому не допускающая
ограничения.
3. Это действие и есть самосознание. По ту сторону
самосознания Я есть только объективность. Это только
объективное (именно поэтому изначально необъективное,
так как объективное без субъективного невозможно) есть
единственное само по себе, которое существует. Лишь
посредством самосознания к нему присоединяется субъективность. Этой изначально только объективной, ограниченной в сознании деятельности противополагается ограничивающая деятельность, которая именно поэтому сама
не может стать объектом. Быть осознанной и быть ограниченной — одно и то же. Осознается лишь то, что во мне, так
сказать, ограничено; ограничивающая же деятельность выходит за пределы всякого сознания именно потому, что она
275служит причиной всякого ограничения. Ограничение должно выступать в качестве независимого от меня, так как
я способен узреть только ограниченное во мне, но не деятельность, посредством которой оно положено.
4. Если принять в качестве предпосылки это различие
между ограничивающей и ограниченной деятельностями,
то окажется, что ни ограничивающая, ни ограниченная
деятельность не будет той, которую мы называем Я. Ибо
Я есть только в самосознании, а Я самосознания не возникает ни как следствие одной, ни как следствие другой
деятельности, мыслимых изолированно.
a) Ограничивающая деятельность не осознается, не
становится объектом; следовательно, она является деятельностью чистого субъекта. Но Я самосознания не есть
чистый субъект, а субъект и объект одновременно.
b) Ограниченная деятельность есть лишь та, которая
становится объектом, только объективное в самосознании.
Однако Я самосознания — не чистый субъект и не чистый
объект, а то и другое одновременно.
Следовательно, ни ограничивающая, ни ограниченная
деятельности для себя не ведут к самосознанию. Я самосознания возникает тем самым только посредством некой
третьей деятельности, составленной из обеих названных.
5. Эта третья деятельность, которая парит между ограниченной и ограничивающей деятельностями и посредством которой возникает Я, не может быть ничем иным,
кроме Я самого самосознания, поскольку продуцирование
и бытие Я едины.
Следовательно, само Я есть деятельность, составленная
из двух других, а само самосознаниесинтетический акт.
6. Для более точного определейия этой третьей, синтетической деятельности необходимо сначала более точно
определить противоборство противоположных деятельностей, из которых она состоит.
а) Это противоборство есть изначально борьба деятельностей, противоположных не по своему субъекту, а по
своей направленности, так как обе они — деятельности
одного и того же Я. Происхождение обеих направленностей
таково. Я присуще стремление производить бесконечное,
и эту направленность следует мыслить идущей вовне (как
центробежную); но в качестве таковой она не могла бы
быть различена без деятельности, обращенной внутрь, к
Я как к своему средоточию. Идущая вовне, бесконечная по
своей природе деятельность есть объективное в Я, возвращающаяся же к Я — не что иное, как стремление созерцать
276себя в этой бесконечности. Посредством этого действия
в Я вообще происходит разделение на внутреннее и внешнее; этим разделением в Я полагается противоборство,
которое может быть объяснено только необходимостью
самосознания. Дальнейшее объяснение того, почему Я должно изначально осознавать себя, невозможно; это и есть
не что иное, как самосознание. В самосознании же борьба
противоположных направлений необходима.
Я самосознания — это Я, которое движется по этим
противоположным направлениям. Оно состоит только в
этой борьбе, или, вернее, оно и есть эта борьба противоположных направлений. С такой же непреложностью, как
Я сознает само себя, должна возникать и поддерживаться эта борьба. Спрашивается, как же она поддерживается.
Два противоположных направления снимают друг друга, у н и ч т о ж а ю т , — следовательно, борьба как будто не
может продолжаться. В этом случае возникла бы абсолютная бездеятельность; ибо поскольку Я есть не что иное,
как стремление быть равным самому себе, то единственным
основанием, определяющим Я к деятельности, является
сохраняющееся противоречие в нем самом. Между тем
каждое противоречие само по себе уничтожает само себя.
Оно может быть сохранено только посредством стремления
сохранить, или мыслить, его; этим третьим в противоречие
привносится своего рода тождество, отношение друг к другу двух противоположных членов.
Изначальное противоречие в сущности самого Я нельзя
снять, не сняв этим и само Я; но оно не может и сохраняться само по себе. Сохранено оно может быть только посредством необходимости продолжаться, т. е. посредством возникающего из него стремления сохранить его и тем самым
привнести в него тождество.
(Уже из предыдущего изложения можно прийти к выводу, что выраженное в самосознании тождество не изначально, но производно и опосредствованно. Изначальна
борьба противоположных направлений в Я, тождество — ее
результат. Первоначально мы, правда, осознаем только
тождество, но исследование предпосылок самосознания
показало, что это тождество может быть лишь опосредствованным, синтетическим.)
Высшее, что сознается н а м и , — это тождество субъекта
и объекта; однако само по себе оно невозможно, а возможно
только посредством некоего третьего, опосредствующего.
Поскольку самосознание есть двойственность направлений,
277то опосредствующее должно быть деятельностью,

Скачать:PDFTXT

Сочинения. Том 1 Шеллинг читать, Сочинения. Том 1 Шеллинг читать бесплатно, Сочинения. Том 1 Шеллинг читать онлайн