Скачать:PDFTXT
Сочинения. Том 1

проблемы всеобъемлющей

систематизации философского знания на идеалистической

основе было невозможно.

4. ИСКУССТВО. МИФ. РЕЛИГИЯ

Философскую систему молодого Шеллинга венчает

искусство. Зрелый Шеллинг полон раздумий о художественном творчестве и углублен в исследование мифологии.

Постепенно он подчиняет религии и искусство, и мифологию.

Читатель двухтомника может получить представление

об эстетических воззрениях раннего Шеллинга из последних глав «Системы трансцендентального идеализма».

Здесь идет речь о том, что эстетическое созерцание представляет собой высшую форму продуктивного созерцания.

На эстетическом уровне созерцание обретает объективность, полноту и общезначимость. Последнее обстоятельство особенно важно: философия, по Шеллингу, не может

быть общедоступной, она находится за пределами «обычно-

61 SW. Bd XIII. S. 151.

26го сознания», а эстетическое созерцание проявляется в любом сознании. Искусство выше философии еще в одном

отношении: хотя философия достигает величайших высот,

но в эти выси она увлекает лишь частицу человека. Искусство же позволяет добраться до этих высот целостному

человеку62.

В художественном творчестве, по Шеллингу, находит

свое завершение продуктивная природа. В искусстве самосознание снова приходит к природе. То, что мы называем

природой, — всего лишь поэма, сокрытая в чудесной тайнописи 63. Но если одному лишь искусству дано превращать

в объективно значимое то, что философ в состоянии излагать исключительно в субъективной форме, то отсюда вытекает неизбежность возведения философии (и науки вообще) в ранг поэзии. Уже и сейчас, отмечает Шеллинг, творчество ученого сродни творчеству в искусстве. В дальнейшем исчезают все различия между ними. Единство науки и

поэзии существовало в древние времена в виде мифологии.

И Шеллинг предсказывает появление «новой мифологии».

Как понимать эту «новую мифологию»? Шеллинг уточняет свою мысль в «Философии искусства». Материалом

греческой мифологии была природа, христианская мифология обратилась к истории, к духу, первая была реалистической, вторая — идеалистической; новая мифология должна

осуществить синтез того и другого. «Современная мифология возникнет тогда, когда история будет дополнена природой; это уже происходит. Гомер, с которого начинал античный мир, в современном мире будет завершением» 64.

Шеллинг возлагает надежды на «умозрительную физику»,

т. е. натурфилософию, которая раскрывает тайны природы

и дает материал для «новой мифологии». Мифология содержит в себе творческое начало. «Она — материал всего

поэтического в искусстве; универсум в высшей форме.

Она — сама поэзия» 65. Вот почему она необходима каждой

творческой индивидуальности. «Каждый индивид создает

себе собственную мифологию» 66.

Одновременно с Шеллингом (и примерно в тех же

62 См. наст. том. С. 486.

63 См. наст. том. С. 484.

64 Aesthetik von Schelling in Wurzburg. 1804. S. 34 (Архив ТГУ).

В архиве Тартуского университета хранится студенческая запись курса,

которую мы цитируем. В целом текст рукописи совпадает с опубликованным, но ряд формулировок дан более четко, поэтому мы их и воспроизводим.

65

Там же. С. 25.

66

Там же. С. 34.

27выражениях) о «новой мифологии» говорил Ф. Шлегель.

Трудно сказать, кому принадлежал приоритет 67. Йенские

романтики повлияли на становление эстетических взглядов

Шеллинга. Но, войдя в кружок романтиков, Шеллинг сразу

же приложил усилия к тому, чтобы превзойти романтические установки. Принимая эстетические постулаты романтиков, он пытался подняться над ними. Особенно

знаменательна в этом отношении его мюнхенская речь «Об

отношении изобразительных искусств к природе».

Романтики ценили природу, но подходили к ней поразному. «…Шлегели з а б ы в а ю т , — отмечал Н о в а л и с , — что

искусство принадлежит природе и что оно есть как бы сама

себя созерцающая, самой себе подражающая, сама себя

образующая природа» 68. В своей мюнхенской речи Шеллинг предлагает уточнить понятие природы. Для иных

природа — мертвый агрегат, скопление предметов. Для

других — почва, откуда поступают питательные соки.

И лишь вдохновенный исследователь видит в природе

священную, вечно творческую силу, из себя самой порождающую все сущее. «Мы присутствуем при достаточно

странном зрелище, что как раз те, кто лишает природу

какой-либо жизненности, в то же время требуют от искусства воспроизведения жизни природы! К ним могли бы

быть приложены слова глубокомысленного автора: ваша

лживая философия расправилась с природой, так с какой

же стати вы требуете теперь, чтобы мы ей подражали? Не

с той ли целью, чтобы доставить вам новое удовольствие

в акте такого же точно насилия над последователями этой

природы?» 69 Упоминаемый Шеллингом «глубокомысленный автор» — И. Г. Гаман, резко выступавший против

механического, омертвляющего взгляда на мир. В этом

Шеллинг с ним солидарен. Если рассматривать природу

только как продукт, как мертвые формы, то ничего живого

подражание такой природе не даст.

Шеллинг полон пиетета к И. И. Винкельману, но видит

ограниченность его позиций. Его идея античности как

67

По-видимому, все же не Шлегелю: к концу 1796 г. относится

фрагмент, условно названный при публикации «Первая программа системы немецкого идеализма». Он написан рукой Гегеля и отражает разговоры с Шеллингом и Гёльдерлином: речь идет, в частности, о необходимости создать «новую мифологию… она должна быть мифологией разума»

(Mythologie der Vernunft. Frankfurt / М., 1984. S. 13). В цитируемом

издании собраны все материалы, относящиеся к современным дискуссиям об авторстве фрагмента.

68

Литературная теория немецкого романтизма. Л., 1934. С. 145.

69

Там же. С. 292.

28эталона привела к тому, что «место природы заступили

возвышенные произведения древности, внешнюю форму

которых тщились отразить ученические умы, несмотря ни

на что неспособные постигнуть дух, исполняющий эти

образцы искусства. А тогда последние становились столь

же далекими для нашего понимания, как и произведения

природы, пропасть здесь была даже еще большей, ибо

искусство оставляет нас более равнодушными, нежели

природа, если мы не прибегнем к духовному видению…» 70.

Реакция эстетики и искусства на винкельмановский

классицизм была неизбежной, но в равной мере односторонней. Шеллинг имеет в виду романтическое движение,

когда говорит о художниках, отдавшихся идеальному порыву, воспринявших представления о красоте, возвышающейся над материей; их взгляды оставались прекрасными

словами, за которыми не последовало дела. «Если раньше

в обычай искусства вошло порождение тел без души, то это

новое учение возвещало лишь тайны душевности, не касаясь тайн телесности. …Жизненная средняя линия пока еще

и не была найдена» 71.

Романтики, безусловно, были правы, подчеркивая бессознательные компоненты художественного творчества,

и в этом их неоспоримая заслуга. «Произведения, не отмеченные печатью такого бессознательного знания, узнаются

по явному отсутствию самостоятельной, независимой от

творца жизненности, тогда как, наоборот, где это есть,

искусство наряду с высочайшей ясностью, свойственной

рассудку, придает своему произведению также ту неисчерпаемую реальность, которая ставит его наравне с произведением природы» 72. И все же сознательное творчество,

считает Шеллинг, оплодотворяет искусство. Художник

может и должен превзойти природу. Духовное начало, пронизывающее природу, действует в ней слепо. Искусство

освещено светом сознания. «Вещи живы одним только

понятием», все остальное в них одна только тень, лишено

сущности. Искусство, запечатлевая сущность, изымает ее

из тока времени, изображает ее в чистой, жизненной извечности. И еще одно обстоятельство: искусство рассматривает природу сквозь призму человека, сквозь призму нравственности. Красота, в которой чувственная привлекательность пронизана нравственной благостью, действует как

чудо. Таков Рафаэль.

70

Там же. С. 294.

71

Там же.

72

Там же. С. 298.

29Речь 1807 г. «Об отношении изобразительных искусств

к природе» привела Шеллинга на пост генерального секретаря Академии художеств. Казалось, перед ним открылся

путь к теоретическому осмыслению искусства, но, странным образом, философ не пошел по этому пути. После

мюнхенской речи он не опубликовал больше ничего нового

и фундаментального в теории искусства. Внимание его

переключилось на мифологию и религию. Произошла очередная переориентация.

В речи 1807 г. он превозносил понятие, а через два года

в трактате о свободе речь уже идет о другом: «Как высоко

мы ни ставим разум, мы все же считаем, что никто из чистого разума не стал добродетельным или героем или вообще

большим человеком, и не разумом, по известному выражению, продолжается род человеческий. Только в личности

жизнь, а все личное покоится на темном основании» 73. Что

такое «темное основание»? Речь идет о не освещенной

светом разума части психики, о бессознательных ее компонентах, о мифе. Еще в «Философии искусства» было

заявлено о том, что каждый индивид создает себе собственную мифологию: в мифе содержится творческое

начало, импульс к действию. Теперь Шеллинг не вспоминает о «новой мифологии», для него достаточно традиционной, христианской мифологии любви. «Любовь — вот

высшее» 74. Разум пассивен, а любовь побуждает к поступку.

Трактат Шеллинга называется «О сущности человеческой свободы», но посвящен он главным образом природе

зла и перспективам его преодоления. Для Канта зло —

противоположность свободы, свободное деяние направлено

всегда к благу, прогресс свободы устраняет зло. Шеллинг

видит в свободе человека корень зла. Вне человека нет ни

зла, ни добра. Если частная воля человека служит всеобщей

воле, она творит добро; противопоставляя себя всеобщей

воле, преследуя свои эгоистические интересы, человек

порождает зло. История человечества начинается с грехопадения, в дальнейшем зло становится средством движения

общества вперед, к «спасению», к конечному торжеству

добра. Зло есть нечто лишенное сущности, возникшее

только как противоположность любви. Последняя с необходимостью восторжествует, когда произойдет полное отделение добра от зла. Само по себе зло не имеет силы и сильно

73 SW. Bd VII. S. 413.

74 Ibid. S. 406.

30только своей связью с добром как его противоположность.

Победа любви будет победой бога над природой и над величайшим ее злом — смертью.

Итак, перед нами вариации на темы христианской

мифологии. Но Шеллингтеоретик, и его интерес к мифологии должен был с необходимостью привести его

к попытке дать философскую интерпретацию мифологии

как формы сознания. В Полном собрании сочинений Шеллинга «Философии мифологии» посвящены два тома. В 1-м

томе помимо «Исторически-критического введения», относящегося к середине 20-х годов, помещено также «Философское введение», над которым Шеллинг работал в самые

последние годы жизни. 2-й том содержит курс лекций,

прочитанный последний раз в Берлине в 1845/46 г. Наибольший интерес представляет публикуемое в нашем двухтомнике «Исторически-критическое введение в философию

мифологии».

Здесь мифология уже не подчиненная часть философии

искусства. Разбирая возможные интерпретации мифологии, Шеллинг отвергает ту, которая отождествляет миф

и художественный вымысел. Шеллинг видит связь между

мифологией и искусством, но считает, что констатация

этого факта не раскрывает еще сути мифа. По его мнению,

индийская мифология непоэтична, и это один из аргументов против отождествления мифологии и поэзии. Другой

неадекватный, согласно Шеллингу, вариант истолкования

мифологии — аллегорический. В свое время Ф. Бэкон утверждал, что в мифе всегда можно обнаружить однозначный смысл, тщательно завуалированный его создателями.

Миф о Купидоне Бэкон толковал как изложение атомистической теории вещества: первоначальные семена вещей,

атомы, чрезвычайно малы и остаются в вечном младенчестве. Купидон пускает стрелы — всякий признающий атомы и пустоту должен признать силу атома, действующую

на расстоянии.

В обеих теориях — «поэтической» и «аллегорической» — есть, по мнению Шеллинга, одно слабое место.

Миф рассматривается в качестве «изобретения», в качестве

результата преднамеренного творчества. На самом деле

мифологию нельзя ввести, как вводятся школьные программы и учебники. «Создать мифологию, придать ей

реальность в мыслях людей, необходимую для того, чтобы

она проникла в толщу народа, без чего невозможно ее

поэтическое использование, все это выходит за пределы

возможностей одного человека и даже многих, объеди-

31нившихся для этой цели» 75. Теперь у Шеллинга речь идет

не о мифологии индивида, а о мифологии народа. Как нет

народа без языка, так нет народа и без единой мифологии,

полагает он. Не только единство хозяйства и политических

институтов скрепляет нацию, но прежде всего единство

сознания, общие представления о богах и героях.

Как, однако, объяснить, что различные народы, не

соприкасающиеся друг с другом, воспроизводят в своих

мифах общие мотивы, общие сюжеты? Говорить о том, что

один народ заимствовал свои

Скачать:PDFTXT

Сочинения. Том 1 Шеллинг читать, Сочинения. Том 1 Шеллинг читать бесплатно, Сочинения. Том 1 Шеллинг читать онлайн