поэтому две эти деятельности должны быть изначально различимы посредством
противоположности более высокой, чем относительная. Одна из этих деятельностей должна быть не только относительно, но и абсолютно отрицательной по отношению
к другой; как это возможно, еще не показано, здесь лишь
утверждается, что так должно быть.
(Поставим на место наших лишь относительно противоположных друг другу сил две другие силы, одна из них
= А, другая = — А ; тогда —А изначально отрицательна
и абсолютно противоположна А; если соединить их, то
возникнет не удвоенная сила, как раньше; выражением их
соединения будет: А+( — А), что равно А—А. Из этого
также явствует, почему в математике можно не принимать
во внимание разницу между абсолютной и относительной
противоположностями; причина заключается в том, что для
исчисления обе формулы: а—а и а+ (— а), одна из которых
служит выражением относительной, а другая — абсолют-
316ной противоположности, совершенно равнозначны. Тем
важнее, однако, это различие, как будет с полной ясностью
показано в дальнейшем, для философии и для физики.
А и —А различимы не только по своей противоположной
направленности, ибо одна из них отрицательна не только
в рамках этого отношения, но абсолютно и по своей природе.)
Применительно к данному случаю это означает, что
деятельность Я положительна сама по себе и служит основанием всякой положительности. Ибо она была охарактеризована как стремление распространиться в бесконечность.
Следовательно, деятельность вещи самой по себе должна
быть абсолютно и по самой своей природе отрицательной.
Если первая есть стремление наполнить бесконечность, то
вторая, напротив, может мыслиться только как ограничивающая первую. Сама по себе она не была бы реальной
и должна была бы доказывать свою реальность только
своим противоположением другой деятельности, своим постоянным ограничением ее действия.
Так оно и есть. То, что нам на данной стадии представляется как деятельность вещи самой по с е б е , — не что
иное, как идеальная, обращенная на саму себя деятельность Я, а ее можно представить лишь как отрицательную
по отношению к другой деятельности. Объективная, или
реальная, деятельность существует для себя, она есть и в
том случае, если нет созерцающей деятельности, напротив,
созерцающая, или ограничивающая, деятельность — ничто
без того, что должно быть созерцаемо или ограничено.
Наоборот, из того, что две деятельности абсолютно
противоположны друг другу, следует, что они должны быть
положены в одном и том же субъекте. Ибо только в том
случае, если две противоположные деятельности суть деятельности одного и того же субъекта, одна может быть
абсолютно противоположна другой.
(Представим себе, например, тело, которое поднимается
под воздействием направленной от поверхности земли силы
= А; непрерывное действие силы тяжести приведет к тому,
что тело, постоянно отклоняясь от прямой линии, вернется
на землю. Если представить себе, что сила тяжести действует посредством толчка, то и Л, и действующий в противоположном направлении импульс силы тяжести В суть
положительные силы и лишь относительно противоположны друг другу, так что можно совершенно произвольно
принимать в качестве отрицательной как А, так и В. Если
же предположить, что причина тяжести не находится вне
317той точки, из которой исходит сила А, то обе силы, А и В,
будут иметь общий источник. Тогда сразу станет очевидно,
что одна из сил необходимо и изначально отрицательна,
а равным образом и то, что если А, т. е. положительная
сила, действует при соприкосновении с телом, то отрицательная сила должна быть такой, которая действует и на
расстоянии. Первый случай является примером относительного противоположения, второй — абсолютного. Какой
из них мы примем, безразлично для исчисления, но отнюдь
не безразлично для учения о природе.)
Следовательно, если обе деятельности принадлежат
одному и тому же субъекту, Я, то само собой разумеется,
что они должны быть абсолютно противоположны друг
другу; и, наоборот, если они абсолютно противоположны
друг другу, они д о л ж н ы быть деятельностями одного и того
же субъекта.
Если бы две деятельности были распределены между
различными субъектами, как может показаться в данном
случае, поскольку одну деятельность мы положили в качестве деятельности Я, а другую — в качестве деятельности
вещи, то уходящее в бесконечность стремление Я могло бы
ограничиваться стремлением, идущим в противоположном
направлении (стремлением вещи самой по себе). Однако
тогда вещь сама по себе должна была бы находиться вне
Я. Но вещь сама по себе находится только вне реального
(практического) Я; магией созерцания две деятельности
соединяются и в качестве положенных в едином тождественном субъекте (интеллигенции) выступают как деятельности не относительно, а абсолютно противоположные
друг другу.
4. Теперь противоположные деятельности, которые
д о л ж н ы с л у ж и т ь условием созерцания, определены более
точно, и д л я обеих найдены характеристики, не зависящие
от их направленности. Одна из них — деятельность Я —
узнается по ее положительной природе, другая — по тому
ее свойству, что она вообще может мыслиться только как
ограничивающая положительную деятельность. Применим
теперь эти определения к поставленному выше вопросу.
В той общности, которая возникает из противоположения двух деятельностей, д о л ж н ы обнаруживаться следы
обеих, а, поскольку теперь природа обеих нам известна,
в соответствии с этим должен быть охарактеризован и их
продукт.
Поскольку этот продукт есть продукт противоположных
318деятельностей, он уже по одному этому должен быть конечным.
Далее, этот продукт есть общий продукт противоположных деятельностей, следовательно, ни одна их них не
может снять другую; обе они вместе должны присутствовать в продукте не в качестве тождественных, но в качестве
того, что они суть, в качестве противоположных деятельностей, удерживающих друг друга в равновесии.
Сохраняя равновесие, они, не переставая быть деятельностями, не будут являть себя в качестве деятельностей.
Вспомним пример с рычагом. Для того чтобы рычаг сохранял равновесие, на обоих его концах должны быть на
равном расстоянии от точки опоры помещены одинаковые
тяжести. Каждая тяжесть действует на рычаг, но ни одна
из них не достигает результата (не являет себя деятельной); ограничивая друг друга, они приходят к общему
результату. То же происходит в созерцании. Обе сохраняющие равновесие деятельности не перестают вследствие
этого быть деятельностями, так как равновесие существует
лишь постольку, поскольку обе деятельности в качестве
деятельностей противоположны друг другу, в покое находится только их продукт.
Но, далее, в продукте, поскольку он должен быть
общим, должны обнаруживаться и следы обеих деятельностей. Следовательно, в продукте должны быть различимы
две противоположные деятельности: одна — полностью положительная, которой присуще стремление распространяться в бесконечность, другая — в качестве абсолютно
противоположной первой направленная на абсолютную
конечность и именно поэтому познаваемая только в качестве ограничивающей положительную деятельность.
Только потому, что две деятельности абсолютно противоположны, обе они могут быть бесконечными. Бесконечны
обе, но в противоположном смысле. (Пояснением может
служить бесконечность числового ряда в противоположных
направлениях. Конечная величина, вообще равная единице, может быть увеличена до бесконечности, и для нее
всегда еще можно будет найти знаменатель, приводящий ее
к единице; если же предположить, что она возрастает
беспредельно, то она становится равной т. е. бесконечно
большой. Ее можно и уменьшать до бесконечности посредством бесконечного деления; но если предположить, что
знаменатель возрастает беспредельно, то она будет равна
т. е. бесконечно малой.)
319Следовательно, одна из этих деятельностеи, будучи
неограниченной, произвела бы положительно бесконечное,
другая — при том же условии — отрицательно бесконечное. В совместном продукте должны, следовательно, обнаруживаться следы обеих деятельностей, одна из которых
в своей беспредельности произвела бы положительно бесконечное, другая — отрицательно бесконечное.
Но, далее, эти деятельности не могут быть абсолютно
противоположны друг другу, не будучи деятельностями
одного и того же тождественного субъекта. Следовательно,
они не могут быть и соединены в одном и том же продукте
без некой третьей, синтезирующей их деятельности. Поэтому в продукте помимо следов обеих названных деятельностей должен быть обнаружен и след некой третьей деятельности, синтезирующей две противоположные деятельности.
После того как полностью выведены все характерные
свойства продукта, остается только доказать, присутствуют
ли все они в том, что мы именуем материей.
П. Дедукция материи
1. Обе деятельности, уравновешивающие друг друга
в продукте, могут быть представлены только в виде фиксированных покоящихся деятельностеи, т. е. в виде сил.
Одна из этих сил будет по своей природе положительной, она бы бесконечно расширялась, если бы ее не ограничивала противоположная сила. Что материи присуща подобная бесконечная сила расширения, может быть доказано только трансцендентальным методом. Как одна из
деятельностей, из которых сконструирован продукт, в силу
самой своей природы стремится в бесконечность, столь же
несомненно должен обладать бесконечной силой расширения и один из факторов продукта.
Эта бесконечная сила расширения, сконцентрированная в продукте, будучи предоставлена самой себе, распространилась бы в бесконечность. Следовательно, понять, что
она удерживается в конечном продукте, можно лишь при
наличии противоположной отрицательной, тормозящей силы, которая, будучи силой, соответствующей ограничивающей деятельности Я, также должна наличествовать в общем продукте.
Следовательно, если бы Я могло в настоящий момент
подвергнуть рефлексии свою конструкцию, оно обнаружило бы ее в качестве общности двух уравновешивающих друг
друга сил, одна из которых, будучи предоставлена самой
себе, произвела бы нечто бесконечно большое, тогда как
320другая, не будучи ограничена, свела бы продукт к бесконечно малому. Однако в настоящий момент Я еще не
рефлектирует.
2. До сих пор мы принимали во внимание только
противоположную природу двух деятельностей и соответствующих им сил. Однако от их противоположной природы
зависят и их противоположные направления. Следовательно, мы можем задать вопрос, как эти две силы будут
различаться по своему направлению. Этот вопрос приведет
нас к более точному определению продукта и проложит
путь к новому исследованию, ибо вопрос, как силы, которые
мыслятся действующими из одной и той же точки, могут
действовать в противоположном направлении, без сомнения, очень важен.
Одна из деятельностей была принята в качестве изначально уходящей в положительно бесконечное. Но в бесконечности нет направлений. Ибо направление — это определение, а определение всегда равно отрицанию. Поэтому
положительная деятельность должна выступать в продукте
как деятельность, сама по себе полностью лишенная направления и именно поэтому распространяющаяся по всем
направлениям. Однако следует заметить, что эта распространяющаяся по всем направлениям деятельность также
различается в качестве таковой лишь с точки зрения рефлексии, так как в момент продуцирования деятельность
нигде не отличается от своей направленности; показать,
как само Я совершает это различение, будет предметом особого рассмотрения. Теперь возникает вопрос: какое направление будет отличать в продукте деятельность, противоположную положительной деятельности? Положению, ожидаемому нами з а р а н е е , — «если положительная деятельность охватывает все направления, то противоположная ей
деятельность будет идти лишь в одном направлении» —
может быть дано строгое доказательство. В понятии направления мыслится и понятие расширения. Там, где нет
расширения, нет и направления. Поскольку же отрицательная сила абсолютно противоположна силе расширения, она
должна являть собой силу, противную всякому направлению, следовательно, силу, которая, будучи неограниченной, оказалась бы абсолютным отрицанием всякого направления в продукте. Но отрицание всякого направления — это абсолютная граница, просто точка. Следовательно, эта деятельность является в качестве такой, которая
будет стремиться свести всякое расширение к точке. Эта
точка будет указывать ее направление, следовательно, у нее
321будет только одно направление, направление к этой точке.
Представим себе силу расширения действующей из общего
центра С по всем направлениям СА, СВ и т. д.; тогда отрицательная сила, или сила притяжения, будет по всем
направлениям действовать обратно, только к одной точке
С. Однако и к этому направлению относится то, о чем мы
напоминали, говоря о направлениях