Скачать:PDFTXT
Сочинения. Том 1

полностью не снимаемого условия. Как только
дано условие продуцирования — двойственность, — Я должно производить, и столь же несомненно, как оно есть
изначальное тождество, оно вынуждено производить. Следовательно, если в Я заключено постоянное продуцирование, то это возможно лишь потому, что условие всякого
продуцирования, вышеназванная изначальная борьба противоположных деятельностей, бесконечно восстанавливается в Я. Однако ведь эта борьба в продуктивном созерцании должна завершиться. Но если она действительно
завершится, то интеллигенция целиком и полностью перейдет в объект; тогда есть объект, но нет интеллигенции.
Интеллигенция есть интеллигенция, только пока продолжается эта борьба; как только борьба завершится, интеллигенция — уже не интеллигенция, а материя, объект. Следовательно, столь же несомненно, как все знание вообще
354основано на этой противоположности между интеллигенцией и объектом, эта противоположность не может быть
снята ни в одном отдельном объекте. Объяснить, как же
все-таки возникает конечный объект, совершенно невозможно, если не признать, что каждый объект лишь кажется
нам отдельным и может быть произведен только как часть
бесконечного целого. Но что противоположность снимается
лишь в бесконечном объекте, мыслимо только в том случае,
если она сама бесконечна, так что возможны лишь опосредствующие звенья синтеза, а два крайних фактора этого
противоположения перейти друг в друга никогда не смогут.
Но неужели действительно нельзя показать, что эта
противоположность должна быть бесконечной, поскольку
борьба двух деятельностей, на которой она основана, необходимым образом носит вечный характер? Интеллигенция не может распространиться в бесконечность, так
как этому препятствует ее стремление возвращаться к себе.
Но она не может и абсолютно вернуться к самой себе, ибо
этому препятствует присущая ей тенденция быть бесконечной. Следовательно, опосредствование здесь невозможно, и синтез будет всегда лишь относительным.
Если же попытаться определить механизм продуцирования более точно, то его можно мыслить только следующим образом. При невозможности снять абсолютную противоположность, с одной стороны, и необходимости снять
ее — с другой, возникнет продукт, но в этом продукте
противоположность может быть снята не абсолютно, а
лишь частично; вне противоположности, снятой в этом
продукте, будет находиться другая, еще не снятая, которая
в свою очередь может быть снята во втором продукте. Таким образом, каждый возникающий продукт вследствие
того, что он снимает бесконечное противоположение лишь
частично, будет условием следующего продукта, который,
поскольку он также снимает противоположность лишь
частично, будет условием третьего. Все эти продукты подчинены друг другу и в своей совокупности — первому, так
как каждый предшествующий продукт содержит противоположность, которая служит условием следующего. Если
мы примем во внимание, что сила, соответствующая продуктивной деятельности, есть подлинно синтетическая
сила природы или сила тяжести, то мы убедимся в том, что
это подчинение — не что иное, как подчинение друг другу
небесных тел, которое происходит в универсуме таким образом, что его организация в виде систем, где бытие одной
сохраняется посредством другой, есть не что иное, как
12* 355организация самой интеллигенции, которая, проходя через
все эти продукты, все время ищет точку абсолютного равновесия с самой собой, точку, находящуюся в бесконечности.
Однако именно это объяснение механизма продуцирования, осуществляемого интеллигенцией, непосредственно
приводит нас к новой трудности. Всякое эмпирическое
сознание начинается с наличного объекта, и вместе с возникновением сознания интеллигенция оказывается вовлеченной в определенную последовательность представлений. Однако отдельный объект возможен лишь как часть
универсума, а последовательность на основании отношения
причинности уже сама предполагает не только множество
субстанций, но и их взаимодействие, или одновременное
динамическое бытие. Противоречие, следовательно, заключается в том, что интеллигенция, осознавая себя, может
вступить только в определенную точку последовательного
ряда, что, осознавая себя, она уже должна предположить
в качестве условий возможной последовательности независимо от себя целокупность субстанций и их всеобщее
взаимодействие.
Это противоречие может быть разрешено только посредством различения абсолютной и конечной интеллигенций,
и оно служит одновременно новым доказательством того,
что мы, не ведая того, уже положили производящее Я во
второе, или определенное, ограничение. Точнее это можно
определить следующим образом.
Если Я вообще изначально ограничено, то необходимо,
чтобы универсум, т. е. всеобщее взаимодействие субстанций, существовал. Посредством этого изначального ограничения, или, что то же самое, посредством изначальной
борьбы в самосознании, для Я возникает универсум не
постепенно, а в силу единого абсолютного синтеза. Однако
это изначальное или первое ограничение, которое в самом
деле может быть объяснено исходя из самосознания, не
объясняет мне особенное ограничение, которое исходя из
самосознания уже объяснено быть не может и, следовательно, вообще объяснено быть не может. Особенное, или, как
мы впоследствии будем его также называть, второе ограничение, есть именно то, посредством которого интеллигенция уже с самого начала эмпирического сознания
должна представляться себе существующей в настоящем,
в определенном моменте временного ряда. Все то, что происходит в этом ряду второго ограничения, уже положено
первым, с той только разницей, что первым ограничением
положено все одновременно и абсолютный синтез возника-
356ет для Я не посредством составления из частей, но в качестве целого и не во времени, так как время вообще полагается только этим синтезом, тогда как в эмпирическом
сознании это целое может быть лишь постепенным синтезированием частей, следовательно, только последовательностью представлений. Поскольку интеллигенция существует не во времени, а от века, она — не что иное, как сам этот
абсолютный синтез, и поэтому она не начинала производить и не может перестать производить. Но, поскольку
интеллигенция ограничена, она может явить себя только
в качестве вступающей во временной ряд в определенной
его точке. Не надо думать, что бесконечная интеллигенция
отлична от конечной, что помимо конечной интеллигенции
есть интеллигенция бесконечная. Ибо, если я устраняю
особенное ограничение конечной интеллигенции, она оказывается самой абсолютной интеллигенцией. Если же
я полагаю это ограничение, то именно этим абсолютная
интеллигенция снимается в качестве абсолютной и теперь
остается только конечная интеллигенция. Не нужно также
представлять себе данное отношение так, будто абсолют¬
ный синтез и вступление в определенную точку его эволюции — два различных действия; напротив, в одном и том же
изначальном действии для интеллигенции одновременно
возникает универсум и та определенная точка эволюции,
с которой связано ее эмпирическое сознание, или, короче,
посредством одного и того же акта для интеллигенции
возникает первое и второе ограничение. Второе представляется нам непостижимым только потому, что оно полагается
одновременно с первым, но выведено из него в своей определенности быть не может. Следовательно, эта определенность представится в качестве чего-то, полностью и во
всех отношениях случайного; идеалист может объяснить
это только абсолютным действованием интеллигенции, реалист — исходя из того, что он называет провидением или
судьбой. Между тем легко понять, почему точка, с которой
начинается сознание интеллигенции, должна представляться ей в качестве определенной без всякого ее содействия; ибо именно потому, что только в этой точке возникает сознание, а с ним и свобода, все то, что находится по ту
сторону этой точки, должно представляться совершенно
независимым от свободы.
Теперь мы настолько продвинулись в истории интеллигенции, что уже ограничили ее определенным последовательным рядом, в который ее сознание может вступить
лишь в определенной точке. Проведенное нами только что
357исследование касалось лишь вопроса, как интеллигенция
могла вступить в этот ряд; поскольку же мы обнаружили,
что для интеллигенции одновременно с первым ограничением должно возникнуть и второе, мы теперь видим, что
при первом же пробуждении сознания мы могли обнаружить интеллигенцию только такой, какой действительно ее
и обнаружили, т. е. в качестве находящейся в определенном
последовательном ряду. Благодаря этим исследованиям
подлинная задача трансцендентальной философии в значительной мере прояснилась. Каждый может рассматривать
самого себя как предмет таких исследований. Однако для
того, чтобы объяснить себе самого себя, он должен сначала
полностью отвлечься от своей индивидуальности, ибо ее-то
и надлежит объяснить. При устранении всех границ индивидуальности остается только абсолютная интеллигенция.
При устранении же и границ интеллигенции остается
только абсолютное Я. Задача, следовательно, такова: показать, как из действования абсолютного Я может быть
объяснена абсолютная интеллигенция, а из действования
абсолютной интеллигенции — вся система ограничения,
которое конституирует мою индивидуальность. Однако если устранены все границы интеллигенции, то что же
останется в качестве основания для объяснения определенного действования? Я замечаю, что, даже устраняя из
Я всякую индивидуальность и сами границы, в силу которых оно есть интеллигенция, я все-таки не могу устранить
основную особенность Я, заключающуюся в том, что оно
есть одновременно субъект и объект для самого себя. Следовательно, Я само по себе и по своей природе изначально
ограничено в своем действовании — еще до того, как оно
особым образом ограничивается, — уже потому, что оно
есть объект для самого себя. Из первого, или изначального,
ограничения его действования для Я непосредственно возникает абсолютный синтез того бесконечного противоборства, который служит основанием этой ограниченности.
Если бы интеллигенция пребывала единой с абсолютным
синтезом, то универсум бы, правда, был, но интеллигенции
бы не было. Для того чтобы была интеллигенция, она должна иметь возможность выйти из этого синтеза, чтобы
затем воссоздать его сознательно, но и это невозможно, если
к первому ограничению не присоединяется особенное, или
второе, ограничение, которое уже не может состоять в том,
что интеллигенция вообще созерцает универсум, но требует, чтобы она созерцала универсум именно с этой определенной точки. Следовательно, трудность, на первый взгляд
358неразрешимая, а именно что все существующее должно
быть объяснено из действования Я и что вместе с тем интеллигенция может вступить только в определенную точку
уже ранее детерминированного последовательного ряда,
разрешается посредством различения между абсолютной
и определенной интеллигенциями. Последовательный ряд,
в который вступило твое сознание, определен не тобой в той
мере, в какой ты являешься этим индивидуумом, ибо,
будучи таковым, ты не производишь, а сам принадлежишь
к произведенному. Данный последовательный ряд есть
лишь развертывание абсолютного синтеза, которым уже
положено все, что происходит или произойдет. То, что ты
представляешь именно этот определенный последовательный ряд, необходимо для того, чтобы ты был именно этой
определенной интеллигенцией. Необходимо, чтобы этот ряд
представлялся тебе предопределенным независимо от тебя,
таким, который ты произвести с самого начала не можешь.
Не то чтобы этот ряд развертывался сам по себе; ибо в томто и заключается твоя особенная ограниченность, что все,
находящееся по ту сторону твоего сознания, представляется тебе независимым от тебя. Если эта ограниченность
устранена, то прошлого нет, если положена, то прошлое
столь же необходимо и столь же, т. е. не менее, но и не
более, реально, чем эта ограниченность. Вне определенной
ограниченности лежит сфера абсолютной интеллигенции,
для которой ничего не начинается и не становится, так как
для нее всё есть одновременно, или, вернее, она сама есть
всё. Таким образом, абсолютную интеллигенцию, не сознающую себя таковой, и интеллигенцию, обладающую сознанием, разграничивает время. Для чистого разума времени
не существует, для него всё есть и всё одновременно; для
разума, поскольку он эмпиричен, все возникает, и все, что
возникает, возникает последовательно.
Прежде чем мы приступим к дальнейшему рассмотрению истории интеллигенции, следует уделить внимание
ряду более точных определений названной последовательности, которые даны нам вместе с ее дедукцией и из
которых, как можно заранее предвидеть, нам удастся вывести ряд дальнейших заключений.
а) Последовательный ряд есть, как нам известно, не что
иное, как развертывание изначального и абсолютного синтеза; следовательно, все, что в этом ряду встречается, уже
заранее определено этим синтезом. Первым ограничением
положены все определения универсума, вторым, посред-
359ством которого я есмь эта и н т е л л и г е н ц и я , — все определения, с которыми этот объект входит в мое сознание.
b) Абсолютный синтез есть действие, которое происходит

Скачать:PDFTXT

Сочинения. Том 1 Шеллинг читать, Сочинения. Том 1 Шеллинг читать бесплатно, Сочинения. Том 1 Шеллинг читать онлайн