к у с с т в а . — 58.
7 «Winkelmanns Briefe an seine Freunde» (Собрание писем
В и н к е л ь м а н а ) / Н ^ . von К. W. Dafidorf. T. 1-2. Dresden, 1777-1780.
8 См.: Гомер. Илиада II 212—242. Терсит как имя нарицательное
употребляется для обозначения безобразного, подлого и склочного челов е к а . — 67.
9 Творец Ниобы — Шеллинг имеет в виду скульптурную группу
Ниобы (римская копия греческого оригинала, Флоренция), которая
вместе с некоторыми другими произведениями (Аполлон Бельведерский — см. прим. 12; в эпоху Лессинга — позднеантичная группа
Лаокоон) причислялась к абсолютным шедеврам и с к у с с т в а . — 72.
10 Ниоба похвалялась своими детьми, и в наказание Артемида и
Аполлон поразили ее детей стрелами из лука (см.: Илиада XXV 602—617;
Овидий. Метаморфозы XI 1 1 6 — 3 1 2 ) . — 72.
11
«В искусстве также существуют различные ступени для изображения души: первая, где она присутствует еще как различимый элемент,
скорее сама по себе, чем в полном осуществлении; вторая, где она зримо
сочетается с прелестью и грацией» (прим. изд. к первому и з д а н и ю ) . — 73.
12 Аполлон Бельведерский — найденная в конце XV в. римская
копия греческого оригинала IV в. до н. э. ( В а т и к а н ) . — 74.
13 Корреджо (наст, имя Аллегри Антонио) (ок. 1489—1534) —
итальянский живописец, почитался в эпоху Шеллинга наравне с Раф а э л е м . — 76.
14 Уран — в греческой мифологии бог Неба, муж Геи (Земли), отец
Титанов, свергнутый своим сыном Кроносом. Титанов, пытавшихся
штурмовать небо, Кронос сбросил в Т а р т а р . — 76.
1 5 Отсюда «паника», «панический у ж а с » . — 76.
16 Рени Гвидо (1575—1642) — итальянский живописец болонской
школы, чрезвычайно высоко ценился в XVIII и в начале XIX в. — 78.
1 7 Мягкость, нежность ( и т а л . ) . — 78.
18 Имеется в виду «Сикстинская мадонна» Рафаэля: Мадонна является папе Сиксту и св. В а р в а р е . — 78.
19 Фиорильо И. Д. (1748—1821) — немецкий историк искусства,
профессор Гёттингенского университета (Geschichte der zeichnenden
Kiinste. Bd 1—5. Gottingen, 1 7 9 8 — 1 8 0 8 ) . — 81.
20 Менее A. P. (1728—1779) — немецкий живописец и теоретик
к л а с с и ц и з м а . — 82.
21 Перикл (ок. 490—429 до н. э.) — государственный деятель, с которым связан расцвет Афин в V в. до н. э., знаменитый оратор. Речи его
известны по Фукидиду и другим а в т о р а м . — 83.
2 2 Т. е. Б а в а р и и . — 85.
Философские исследования о сущности
человеческой свободы и связанных с ней предметах
Philosophische Untersuchungen iiber das Wesen
der menschlichen Freiheit
und die damit zusammenhangenden Gegenstande
Книга Шеллинга увидела свет в первом томе его «Философских
сочинений» (Ландсхут, 1809). Это значительный шаг к поздней филосо-
576фии Шеллинга, соединившей в себе различные мотивы и линии его
мысли. Ввиду того что Шеллинг все более осознавал существенную
историческую природу идей, а история рисовалась ему как космических
масштабов свершение, разыгрывавшееся между творцом мира и сотворенным, между богом и миром, богом и человеком, вопрос о свободе воли,
о свободе человека зависит для него от постижения природы бога и от
того, как будет понято «основание» бытия. Размышляя над этим, Шеллинг должен был опереться и на Спинозу (круг идей которого так или
иначе присутствовал и осмыслялся в немецкой философии рубежа веков),
и на Я. Бёме (поначалу чуждого кантовско-фихтеанской традиции
философии) — у последнего бог мыслится так, что предполагается
известное историческое разворачивание его сущности. В так или иначе
понимаемой истории бытия Шеллинг стремился соединить необходимость
и свободу, а также равным образом соединить наследие Бёме и Спинозы
с новой идеалистической диалектикой. В осмыслении Бёме Шеллинг мог
воспользоваться опытом Франца Баадера, католического мыслителя
мистико-натурфилософского склада, который в целом рассматривал себя
как толкователя Бёме и точно так преодолевал все пантеистическое в нем,
как Шеллинг должен был преодолеть и переосмыслить пантеистическое
и в Спинозе (а пантеизм Спинозы влек за собой принцип строжайшей
детерминации совершающегося). Синтез, достигаемый Шеллингом,
неожиданно открывает возможность для признания автономности человеческого бытия, человеческой свободы, зато, как и у Ф. Баадера, в его
мыслях появляются некоторые экзистенциально-онтологические мотивы,
и сама свобода есть основанное на извечной решимости человека быть
самим собою онтологическое свойство человека, свойство его бытия.
1 Эти замечания составляли первоначально часть предисловия
к тому 1 «Философских трудов» Шеллинга (Schelling’s Philosophische
Schriften. Bd 1. Laudshut, 1809), где впервые была напечатана эта
работа (прим. и з д . ) . — 86.
2 «Изложение системы философии» (1801) с продолжением «Дальнейшие изложения…» (см. прим. 6 к работе «О конструировании
в философии»). Журнал выходил только два г о д а . — 86.
3 Вышла отдельным изданием: Philosophie und Religion. Tubingen,
1 8 0 4 . — 86.
4 См.: Секст Эмпирик. Против ученых I 3 0 2 — 3 0 3 . — 89.
5 Schlegel F. Uber die Sprache und Weisheit der Inder. Heidelberg,
1 8 0 8 . — 90.
6 Полностью ( л а т . ) . — 92.
7 Рейнгольд К. Л. (1758—1823) — профессор философии в Йене
и Киле, был одним из первых толкователей системы Канта (Briefe iiber
die Kantische Philosophie. Bd 1-2. Leipzig, 1 7 9 0 — 1 7 9 2 ) . — 94.
8 Вишоватый, или Виссоватий, Андрей (1608—1678) был главой
изгнанных из Польши социниан. Лейбниц опровергал силлогизмы
Виссоватия, доказывавшего несостоятельность учения о Троице
(«Responsio ad objectiones Wissowatii contra trinitatem et incarnationem
Dei altissimi»). Шеллинг цитирует Лейбница по женевскому изданию
1768 г . —94.
9 Как во всех подобных случаях, Шеллинг уверенно переводит
представления философов-досократиков на язык немецкого идеализма
начала XIX в . — 94.
1 0
лекарство для ума ( л а т . ) . — 94.
1 1
вне Бога, кроме Бога ( л а т . ) . — 94.
1 2
по преимуществу ( д р . — г р е ч . ) . — 98.
13 Ф. Шлегель рецензировал в «Гейдельбергских ежегодниках»
(Heidelbergische Jahrbiicher der Literatur. 1808. Hf. 6. S. 139) три вышед-
577шие в 1806 г. книги Фихте — «О сущности ученого», «Основные черты
современной эпохи», «Учение о р е л и г и и » . — 99.
1 4
содействие ( л а т . ) . — 103.
1 5
чистейший акт ( л а т . ) . — 105.
16 Zeitschrift fur Spekulative. Physik, Bd 11. Hf. 2. S. 54. Отсылка
к «Изложению системы философии» Ш е л л и н г а . — 107.
1 7
актуально ( л а т . ) . — 107.
1 8
первое, первичное ( л а т . ) . — 108.
1 9
дым из молнии ( л а т . ) . — 109.
20 Архей (понятие мистической натурфилософии) — животворящая
сила, имманентная всякому природному т е л у . — 114.
21 Натурфилософские работы Ф. Баадера оказались существенными
для Шеллинга, отчасти и для Гегеля. Шеллинг ссылается на статьи
Баадера «Об утверждении, будто невозможно дурное употребление разума», «О косном и текущем». Последняя была опубликована самим же
Шеллингом в «Ежегодниках медицины как науки» ( 1 8 0 5 — 1 8 0 0 ) . —
77.5.
2 2
тем самым ( л а т . ) . — 115.
2 3 метафизическое зло ( л а т . ) . — 115.
24 Ссылки на «Теодицею» Лейбница (впервые — 1710) по латинскому изданию Л. Дютана (Opera omnia. Geneva, 1 7 6 8 ) . — 116.
25 «Нас спрашивают, откуда зло? Отвечаем: из добра, но не из
высшего; следовательно, из добра происходит зло. Таким образом, все зло
причастно добру; однако чистое и полное добро отказывается перейти
в зло. И тому, кто сразу же правильно представит зло и свяжет его
с некоторым, недостатком, нетрудно будет все объяснить; полным же
совершенством неизменно обладает Бог; и создать неограниченную
и независимую тварь столь же невозможно, как невозможно создать
другого Б о г а » . — 117.
26
атаксия — беспорядок, беспорядочность. — 118.
27 Ариане — последователи священника Ария из Александрии, отрицавшие один из основных догматов официальной христианской церкви —
догмат о единосущности Бога-Отца и Бога-Сына. В 325 г. на Никейском
вселенском соборе и на Константинопольском соборе в 381 г. арианство
было осуждено и объявлено е р е с ь ю . — 119.
28 Монофелиты — сторонники осужденного Латеранским (649) и
VI Вселенским соборами (608—681) учения, согласно которому Христос
обладает двумя природами, но одной волей и одной «энергией» (богочел о в е ч е с к о й ) . — 119.
29 Шеллинг цитирует сочинение «О свободе воли» А в г у с т и н а . — 120.
3 0 Из несуществующего ( м е о н ) . — 120.
31 Тонкий знаток Платона, по-видимому, Ф. Шлейермахер, автор
классического перевода Платона на немецкий я з ы к . — 121.
32 Бёк Август (1785—1867) — выдающийся немецкий филолог и
историк, издал «Тимея» Платона и представил это издание в качестве
диссертации Гейдельбергскому у н и в е р с и т е т у . — 121.
Теургия — вид магии, направленной на подчинение действий
богов и духов своей в о л е . — 126.
3 4 Смешение языков (лат.) после вавилонского с т о л п о т в о р е н и я . —
126.
35 Шеллинг ссылается на свои «Vorlesungen uber die Methode des
akademischen Studiums» (Stuttgart; Tubingen, 1 8 0 3 ) . — 127.
36 «Буриданов осел» — парадокс абсолютного детерминизма в учении о воле. Осел, помещенный на равном расстоянии от двух одинаковых
связок сена, умрет с голода, ибо его воля не обретет импульса, побуждающего его обратиться к той или иной связке (парадокс приписывается
578французскому философу XIV в. Жану Буридану, однако в его работах
этот образ не в с т р е ч а е т с я ) . — 128.
3 7
определение есть отрицание ( л а т . ) . — 130.
33
«о рабстве воли» (лат.) — теологическое произведение Лютера,
в котором он, полемизируя с Эразмом Роттердамским, излагает свое
учение о даруемой богом вере как единственном пути к с п а с е н и ю . — 132.
39 Учение о предопределении, о детерминированности богом поведения человека и его спасения или осуждения было сформулировано
Августином и впоследствии играло большую роль в Реформации, особенно в к а л ь в и н и з м е . — 133.
4