0 свобода выбора ( л а т . ) . — 137.
4 1 Речь идет о Катоне Старшем (234—149 до н. э . ) . — 138.
4 2 сообщительность ( л а т . ) . — 141.
43 Альфонс (Мудрый) — король Кастилии и Леона (1252—1282);
В «О предопределенности» и «Теодицее» Лейбниц упоминает о его замечании: будь он советником бога, сотворенный мир получился бы л у ч ш е . —
142.
44 Ср.: «С милостивым Ты поступаешь милостиво, с мужем искренним — искренно, с чистым — чисто, а с лукавым — по лукавству его…»
(Пс. 17, 2 6 — 2 7 ) . — 144.
45 Гинекей — женская половина дома в Древней Г р е ц и и . — 145.
4 6
непременное условие ( л а т . ) . — 146.
47 «Отсюда надобно заключить, что Бог в себе предварительною
волею желает добра, что последующею волею желает нам лучшего как
цели, а безразличное и иногда физическое зло желает как средство; нравственное же зло только допускает под условием… или как гипотетическую
необходимость, соединенную с наилучшим» (Теодицея § 25). «Что же
касается порока, то я уже показал выше, что он не был предметом божественного определения как средство, но только как условие… и только
поэтому порок был допущен» (§ 230). (Пер. К. И с т о м и н а ) . — 146.
4 8 1 Кор. 15, 2 5 . —149.
4 9 1 Кор. 15, 2 6 — 2 8 . — 149.
50 Ungrund — понятие мистической философии Я. Бёме: основа как
абсолютная первоосновность и в то же время как бездна. Н и ч т о . — 149.
51 Остаток, осадок, буквально «мертвая голова» (лат.) (алхимический т е р м и н ) . — 151.
52 Я всегда хотел быть в одиночестве и больше всего ненавижу
связанных клятвой и властолюбием ( л а т . ) . — 153.
5 3 Осторожнее, клянусь богами! Скрывается огонь под коварным
пеплом ( л а т . ) . — 154.
5 4 Английский переводчик Шеллинга Дж. Гутман полагает, что
вместо Heiligtum (святилище) следует читать Heidentum ( я з ы ч е с т в о ) . —
156.
5 5 Пассивное первоначало ( л а т . ) . — 157.
Введение в философию мифологии
Einleitung in die Philosophie der Mythologie
Книга первая
Наряду с «Философией откровения» поздняя «Философия мифологии» завершает путь философского развития Шеллинга. Философ
подводит свои итоги в монументальных работах. Курс философии
мифологии, материалы которого заготавливались Шеллингом на протяжении п о л у в е к а , — самый обширный из всех когда-либо читанных им.
579Сохранившийся материал курса огромен — он занял тома XI и XII посмертного Собрания сочинений. Уже «Историко-критическое введение
в философию мифологии», относящееся к 1825 г., представляет собою
самостоятельный курс из десяти лекций, впервые прочитанных в Эрлангене; весьма благоприятным для нас достоинством этого вводного курса
является то, что все содержание основной части философии мифологии
отражено в нем — через изложение того, как исторически мыслилась
мифология, т. е. через предысторию шеллинговской идеи мифологии.
Другим благоприятным достоинством курса является именно то, что
шеллинговская идея мифологии раскрывается в нем через ее становление,
через историю, — она рождается на наших глазах в изложении одновременно глубоком и не оставляющем ничего желать в смысле ясности.
Шеллинг в этом своем труде обращается с массами весьма разнородного
материала и располагает им с поразительным мастерством. Он с полной
свободой пользуется теми знаниями, которые формально относятся
к области богословия, он проявляет себя как превосходный библеист,
вооруженный философскими методами (чего нельзя сказать об обычном,
типичном богослове или библеисте), и, наконец, он, анализируя лингвистические данные, заявляет о себе как о солидном филологе, стоящем на
уровне знаний своей эпохи (т. е., строго говоря, первых десятилетий
XIX в., до подлинного расцвета сравнительного изучения языков). Курс
философии мифологии столь широк по своему материалу, что в нем
весьма отчетливо просматривается традиционно-филологическая основа
всякого научного знания. В некотором смысле слова шеллинговская
«Философия мифологии» — это книга, для которой собственно филологические, философские, богословские методы еще не разъединены в своем
существе. Это показывает нам, в каких глубинах культуры коренится
замысел Шеллинга, и, конечно, лишний раз объясняет нам, почему такой
замысел не мог иметь сколько-нибудь большого и постоянного успеха
в середине XIX в., когда все науки устремились к специализации,
равно как и к подчеркнуто позитивному знанию.
Если во введении в философию мифологии мы имеем дело с историей
мифологии как науки, то это историческое измерение курса накладывается на два других, тоже исторических измерения — это, во-первых,
история мифологии как формы мысли и, во-вторых, история бытия, которая неразрывно связана с историей мифологии. Можно сказать так:
бытию по Шеллингу присуща своя историчность, и бытие раскрывается
в истории согласно тому, каково оно; ему как бы положено или суждено
раскрываться исторически и быть в своей истории, быть своей историей.
Но в этом раскрытии в бытие входит сознание, рожденное бытием
(согласно тому, каково оно) и вместе с тем бытию противостоящее.
Начинается взаимодействие этих двух разных начал и самопостижение
бытия через сознание. Самое сознание как момент бытия имеет свою историю, а бытие имеет свою историю в сознании через него: человеческие
представления о боге тоже, естественно, складываются в свою историю,
и тут Шеллинг доказывает, как первоначальный монотеизм (а иным не
могло быть, согласно его взглядам, первоначальное сознание о боге) должен разложиться на разные политеистические, собственно мифологические системы и т. д. (вопреки обычным представлениям того времени,
да и не только XIX в., о развитии мифологических представлений).
Эта история того, как сознается и мыслится бог, для Шеллинга вовсе
не относится к ведению лишь теологии, истории религии и т. п. Это все
в конечном счете история бытия, а потому и философия; коль скоро
бытию присуща историчность, от него неотъемлемая философия мифологии тем более есть философия вообще. Таким образом, два исторических измерения, по которым излагается материал в «Историко-крити-
580ческом введении в философию мифологии», неразрывно связаны друг
с другом и через более «поверхностное» просматривается наиболее
глубокое, т. е. само бытие — бытие в неотъемлемой от него историчности,
бытие в истории его совершения.
Остается сказать о композиции всего курса в целом: основная часть
его состоит из двух книг — «Монотеизм» (шесть лекций) и «Мифология»
(29 лекций). Этот курс, равно как и историко-критическое введение
в него, Шеллинг, по-видимому, и читал — хотя текст представляется
слишком большим даже для трех семестров. Но уже после того, как
Шеллинг прекратил чтение лекций, он написал еще «Введение в философию мифологии, или Изложение чисто рациональной философии». Оно
и составило вторую книгу «Введения в философию мифологии».
Первая лекция
1 Бог не должен сходить для развязки узлов пустяковых (Пер.
М. Л. Гаспарова). Гораций. Об искусстве поэзии 191 — 1 9 2 . — 161.
2 Историческое как синоним «ученого» — в соответствии со значением греческого слова. Historia, «историческое», «история» (historisch,
Historie) означает знание, основанное на наблюдении и свидетельствах;
ср., напр., старинное название естествознания — «естественная история»
(«Historia naturalis» Плиния), где «история» подразумевает именно свод
научных (полученных путем наблюдений) знаний о природе. «Историческое» в этом смысле необходимо и в дальнейшем четко отличать от
истории (Geschichte) как событий, как р а з в и т и я . — 162.
3 Т. е. слово « м и ф о л о г и я » . — 163.
4 История богов — Gottergeschichte, т. е. последование, или генеалогия, богов; естественный момент в слове «теогония» выражен вторым его
корнем, означающим р о ж д е н и е . — 164.
5 Вымысел здесь Dichtung, т. е., собственно, «поэзия»; однако для
понимания этого слова важно учесть, что оно подразумевает у Шеллинга
(весьма традиционно): 1) вымысел, «неправду» и всю сферу фантазии
в противоположность истине (и «истории» как реальному сведению
и свидетельству); 2) изобретение, нахождение — Frfindung (лат. inventio) как термин риторической теории искусства; притом оба значения неразрывно с в я з а н ы . — 166.
6 «Учение о богах» (Gotterlehre oder mythologische Dichtungen der
Alten. Berlin, 1791; изд. 2-е — 1795) выдающегося теоретика немецкого
неогуманизма Карла Филиппа Морица ( 1 7 5 6 — 1 7 9 3 ) . — 167.
7 «Сказка», заключающая «Беседы немецких эмигрантов» Гёте
( 1 7 9 5 ) . — 168.
8 См.: Бэкон Ф. Соч.: В 2 т. Т. 1. М., 1977. С. 1 7 9 . — 170.
9 Во вторую половину XVIII в. европейцы идеализировали образ
жизни людей, населявших новооткрытые тогда далекие острова, особенно
о. Т а и т и . — 170.
10 В оригинале пропущен глагол последнего придаточного предложен и я . — 173.
1 1 См.: Геродот I 5 2 . — 173.
12 После того как окончили труд свой блаженные боги
И в состязанье за власть и почет одолели Титанов,
Громогремящему Зевсу, совету Земли повинуясь,
Стать предложили они над богами царем и владыкой;
Он же уделы им роздал, какой для кого полагался.
(Пер. В. В. В е р е с а е в а ) . — 174.
13 Пер. Г. А. Стратановского. — 174.
14 Пер. В. В. В е р е с а е в а . — 174.
15 Формация означала для Шеллинга не столько общность языков,
581сколько общую для ряда языков ступень языкового (глоттогонического)
развития (что явствует из дальнейшего). Как можно видеть, связи родственных (в пределах индоевропейской семьи) языков (родство их только
устанавливалось наукой с начала XIX в.) отнюдь не представляются
Шеллингу более близкими и интенсивными, чем, например, связи между
греческим и еврейским, относящимися к разным с е м ь я м . — 176.
16 Шеллинг цитирует статью Гёте по геологии «Различные приз н а н и я » . — 176.
17 Работа «О божествах на острове Самофракия» (Uber die Gottheiten
von Samothrakien, 1 8 1 5 ) . — 177.
18 См. «Западно-восточный диван» (1819), главу «Махмуд Газнев и » . — 177.
19 В указанной главе Гёте, в частности, писал: «Индийское учение
с самого начала ни на что не годилось, равно как и нынешние их боги,
числом в несколько тысяч, притом не подчиненные друг другу, но одинаково абсолютно всемогущие, которые еще больше запутывают жизнь
с ее случайностями, поощряют бессмысленные страсти и благоволят
безумным порывам словно высшей степени святости и блаженс т в а » . — 178.
20 Реальное — reell, с оттенком приземленности и корыстности, характеризующих дидактический смысл этих б о ж е с т в . — 178.
Просветленность, Verklartheit — то же, что и д е а л ь н о с т ь . — 178.
Вторая лекция
1 Гейне Кристиан Готлоб (1729—1812) — филолог-классик, профессор в Гёттингене (с 1763 г.). —180.
Герман Готфрид (1772—1848) —немецкий филолог, ученик
Гейне, профессор в Йене (с 1803 г . ) . — 180.
3 Собственный, буквальный — eigentlich, настоящий, собственный,
б у к в