Теэтет 155 d; Аристотель. Метафизика I 2, 982 b 12—
1 3 . — 345.
18 Fabellehre — немецкое Fabel (латинское fabula) соединяет в себе
заключенный в греческом mythos смысл мифа, фабулы, вымысла-неправд ы . — 346.
19 См.: Система трансцендентального идеализма // Шеллинг Ф. В. Й.
Наст. изд. Т. 1. — 350.
20 Канне (1773—1824) — романтический мифолог, писатель, был
с 1809 г. в Нюрнберге, с 1818 г. — профессором восточной литературы
в Э р л а н г е н е . — 350.
21 Menzel W. Vo6 und die Symboliker. Stuttgart, 1825. Предположение, что книжечка Вольфганга Менцеля (более известного не как мифолог-дилетант, но как литературный критик) заставила замолчать
И. Г. Фосса, едва ли обоснованно — Фосс умер уже в марте 1826 г. и перед
588смертью был занят именно изданием своей полемической «Антисимволики» (1824—1826), направленной против романтической школы
Ф. К р е й ц е р а . — 352.
Десятая лекция
1 Имеются в виду «Идеи к философии истории человечества»
( 1 7 8 4 — 1 8 9 1 ) . — 354.
2 «Идеи философии природы» (1797) — работа Шеллинга; см. SW
II 4: прикладная философия под названием философии природы выводит
на основе принципов определенную систему знания; «что для теоретической философии физика, то для практической — и с т о р и я » . — 354.
3 См. прим. 2 к первой лекции. Различие «vorgeschichtliche» и
«vorhistorische Zeit» не может быть передано по-русски. Первое есть
время дособытийное, предшествующее истории как совершению, развитию; второе предшествует всякому знанию; так как от него не сохранилось
никаких свидетельств, никаких сведений, никаких знаний, то предполагается семантикой греческого слова historia (см. прим. 2 к первой
лекции). См. ниже, где различие этих эпох передано у нас (условно) как
«дособытийное» и «доисторическое» в р е м я . — 355.
4 Hume D. Essays moral, political and literary. Vol. I. London, 1898.
P . 4 1 4 . — 3 5 6 .
5 Этот писатель — Гегель, которого Шеллинг много раз задевает
в тексте лекций, не называя по и м е н и . — 357.
6 Т. е. до самого раннего в р е м е н и . — 359.
7 Последние времена — считая от настоящего к п р о ш л о м у , — 360.
8 Балленштедт Иоганн Георг Юстус (1756—1840) — немецкий евангелический проповедник, теолог-рационалист, автор книг: «Die Urwelt
oder Beweis vom Dasein und Untergang von mehr als einer Welt» («Праисторический мир, или Доказательство существования и гибели более,
нежели одного мира»), 1818; «Die Vorwelt und die Mitwelt» («Первобытный и современный мир»). 2 Bde. Braunschweig, 1824) и многих других. Споря с Кювье, Балленштедт доказывал, что возраст человечества
значительно превышает отводимое ему Библией в р е м я . — 360.
9 Кювье Жорж (1769—1832) — французский естествоиспытатель,
основатель научной палеонтологии (см.: Рассуждение о переворотах на
поверхности земного шара. М.; Л., 1937, и д р . ) . — 36*0.
Хеерен (Герен) Арнольд (1760—1842) — историк, с 1787 г. профессор в Гёттингене. Цитируемая книга («Идеи о политике, общении
и торговле главных народов древнего мира») впервые вышла в 1793—
1796 гг., затем в 1804-1805 и 1815 г г . — 362.
11 без божества ( л а т . ) . — 363.
1 2
врожденное знание ( л а т . ) . —368.
13 См.: Бэкон Ф. Соч.: В 2 т. Т. 2. М., 1978. С. 1 0 9 . — 373.
Первая лекция в Мюнхене
Erste Vorlesung in Munchen
Co времени основания университета в Мюнхене Шеллинг стал его
профессором. Его вступительная лекция, в очередной раз подчеркнувшая
общественный смысл подлинной философии и подлинной науки, была
опубликована лишь в томе IX посмертного Собрания сочинений.
1
из полной чаши ( л а т . ) . — 377.
2
ложное сходство ( л а т . ) . — 377.
5893
неправильное умозаключение, возникающее из-за смешения
нескольких значений слова ( л а т . ) . — 378.
4 Неведение довода. Логическая ошибка, при которой доказывается
не то, что требовалось доказать, или опровергается не то, что может
быть опровергнуто. — 378.
5 По всей видимости, Шеллинг имеет в виду влияние в Йенском
университете философии Фихте. Шеллинг стал профессором в Йене
в 1798 г.; Фихте был уволен оттуда в том же 1798 г. — 385.
К истории новой философии
(Мюнхенские лекции)
Zur Geschichte der neueren Philosophie
(Munchener Vorlesungen)
Шеллинг читал эти лекции в первом семестре, открывшем его
преподавательскую деятельность в Мюнхене в 1827 г. Прочитанный
для начинающих изучать философию, этот курс Шеллинга отличается
особенной ясностью, подготовляя к систематическому изложению
философии самого Шеллинга. Одновременно он знакомит с ходом
мысли и постановкой вопросов философа. Это, по словам М. Бура, «изложение собственного философского учения или, лучше сказать, собственных философских намерений… (по случаю рассмотрения философских
систем Декарта, Спинозы, Лейбница, Вольфа, Канта, Фихте, Гегеля…)
Раздел о Лейбнице и сегодня принадлежит к числу классических изложений его философии. Напротив, освещение гегелевской философии ни по
существу, ни со стороны исторической не соответствует фактам» (Buhr M.
Vorbemerkung // Schelling F. W. J. Zur Geschichte der neueren Philosophie. Aufl. 4. Leipzig, 1984. S. 26). Благодаря удачному сочетанию
различных качеств, в частности доступности изложения, этот курс лекций
Шеллинга относился к числу наиболее читаемых его работ.
Картезий
1 См. «Введение в философию мифологии», с. 270. (Прим. и з д . ) . —
392.
2
мыслю, следовательно, существую ( л а т . ) . — 392.
3 «Рассуждение о методе» ( 1 6 3 7 ) . — 393.
4 Тихо де Браге (1546—1601) — датский астроном, определил
с большой точностью положение с в е т и л . — 393.
5 Курфюрст пфальцский Карл-Фридрих (1596—1632) был избран
чешским королем Фридрихом V протестантской унией (ввиду кратковременности его правления его именуют «зимним королем», «королем на
зиму» — он был разбит при Белой горе в 1618 г.). Его старшей дочери
Елизавете, отличавшейся особой образованностью, Декарт посвятил свои
«Начала философии» ( 1 6 4 4 ) . — 393.
6 Брат Елизаветы Карл Людвиг (1617—1685). — 393.
7
все, что мыслит, существует ( л а т . ) . — 393.
8
а так как я мыслю ( л а т . ) . — 394.
9
я, следовательно, существую ( л а т . ) . — 394.
10
есмь, мыслящий ( л а т . ) . — 394.
» я читаю ( л а т . ) . — 394.
12 Философы // Шиллер Ф. Собр. соч.: В 7 т. Т. 1. М., 1955.
С. 242. —394.
13
переход ( г р е ч . ) . — 397.
14
принцип познания ( л а т . ) . — 397.
59015 Ансельм Кентерберийский (1033—1109) — теолог августинского
направления, с 1093 г. был архиепископом К е н т е р б е р и й с к и й . — 398.
16 Фома Аквинский (1225 или 1226—1274) — философ и теолог,
сформулировал на основе христианского аристотелизма пять доказательств бытия Бога. Основные сочинения — «Сумма против язычников»
и «Сумма т е о л о г и и » . — 398.
I
в заключении содержится больше, чем было в предпосылке
( л а т . ) . — 399.
18
основания, доказывающие существование Бога и т. д., расположенные в геометрическом порядке (лат.). См.: Метафизические размышления // Декарт Р. Избр. произв. М., 1 9 5 0 . — 399.
19
не менее ясно и отчетливо я понимаю, что к его природе принадлежит то, что он всегда существует (лат.). См. там же. С. 3 8 3 . — 400.
2 0 Всегда ( л а т . ) . — 400.
2 1
предшествующее ( л а т . ) . — 401.
2 2
последующее ( л а т . ) . — 401.
23 Буквально: подложенное (лат.). «Субъект» — буквально то же —
подложенное или подброшенное подо ч т о — т о . — 402.
2 4
первичное ( л а т . ) . — 402.
2 5
не может не существовать ( л а т . ) . — 402.
2 6
акт, который должен быть мыслим ( л а т . ) . — 406.
2 7 бог из машины ( л а т . ) . — 406.
2 8
в целокупности ( л а т . ) . — 406.
29 Я — вещь, которая мыслит (мыслящая вещь) (франц.). См.: Декарт Р. Указ. соч. С. 3 4 4 . — 408.
30 Мор Генри (1614—1687) — английский философ, один из главных
представителей школы кембриджских н е о п л а т о н и к о в . — 409.
31 Предположив, что тело не способно мыслить, Вы пришли к выводу, что повсюду, где существует мысль, должна существовать и субстанция, действительно отличная от тела и, следовательно, бессмертная,
из чего следует, что, если бы животные мыслили, они бы имели души,
которые были бы бессмертной субстанцией ( ф р а н ц . ) . — 409.
Единство не природы, а построения ( л а т . ) . — 410.
3 3 сообщение души с телом ( л а т . ) . — 410.
34
самые общие и очевидные принципы ( л а т . ) . — 413.
1
то, чьей природе присуще существование ( л а т ) . См.: Спиноза В.
Этика I Опр. 1. — 415.
2
то, что может мыслиться только существующим (лат.). См.:
Этика I теор 1. — 415.
3 Действие которой есть существование (лат.). (…Представлять, что
Бог не действует, для нас так же невозможно, как представлять, что он
не существует.) (см.: Этика II теор. 3 ) . — 415.
4
причина самого себя (лат.). См.: Этика I опр. 1. —416.
5
предопределенное существование ( л а т . ) . —417.
6 Ср. «Философию м и ф о л о г и и » . — 417.
7
модусы ( л а т . ) . — 422.
8 «Посмертные произведения» (лат.) Спинозы были изданы его
друзьями в декабре 1677 г., но вскоре были запрещены правительством
Голландии.
9 субстанция по своей божественной природе первее своих состояний (лат.). См.: Этика I теор. 1. — 426.
коренное различие ( л а т . ) . — 426.
II бесконечная субстанция, рассмотренная в себе и вне своих
состояний (лат.) (см.: Этика I доказательство к теор. 5 ) . — 426.
59112
первее состояний ( л а т . ) . — 426.
13
то, представление чего не нуждается в представлении другой
вещи (лат.). См.: Этика I теор. 3. —430.
14 «…Один только Бог есть первичное Единство, или изначальная
простая субстанция (представление которой не нуждается и т. д. — А. М.).
Все монады, сотворенные или производные, составляют Его создания
и рождаются, так сказать, из беспрерывных, от момента до момента,
излучений (fulgurations) Божества, ограниченных воспринимающей
способностью твари, ибо для