Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:PDFTXT
Сочинения. Том 2

подобно тому как в прозрачном теле возвышенная до тождества со светом материя не перестает от этого быть материей (темным началом) — остается в ней

только как носитель и вместилище высшего начала, света.

Благодаря тому, однако, что она имеет в себе дух (поскольку дух властвует над светом и тьмой), самость может

если этот дух не есть дух вечной любви — отделиться от

света, или, иными словами, своеволие может стремиться

к тому, чтобы в качестве частной воли быть тем, что оно

есть лишь в тождестве с универсальной волей; быть тем,

что оно есть лишь постольку, поскольку оно остается в

центре (так, как покоящаяся воля в тихой основе природы

именно потому и есть универсальная воля, что она остается

в основе) и на периферии или в качестве сотворенного

(ибо воля тварей в самом деле вне основы, но тем самым

есть только частная воля, она не свободна, а связана).

Следовательно, таким образом в воле человека происходит

отделение ставшей духовной самости (поскольку дух выше

света) от света, т. е. разделение начал, неразрывно соединенных в Боге. Если же, напротив, своеволие человека

остается в качестве центральной воли в основе и божественное отношение начал, таким образом, не нарушается (подобно тому как в центре природы воля никогда не возвышается над светом, но остается под ним в основе как базис)

и если вместо духа раздора, который хочет отделить собственное начало от всеобщего, в своеволии царит дух любви, то воля божественна по своему характеру и типу. Что

именно названное возвышение своеволия и есть зло, явству-

113ет из следующего. Воля, которая выступает из своей сверхприродности, чтобы, будучи всеобщей волей, сделать себя

также частной и тварной, стремится перевернуть отношение начал, возвысить основу над причиной, использовать

дух, который она получила лишь для центра, вне его и против твари, из чего происходит разрушение в самой воле

и вне ее. Волю человека надлежит рассматривать как связь

между живыми силами; до тех пор пока она сама остается

в своем единстве с универсальной волей, эти силы также

пребывают в божественной мере и равновесии. Но едва

только своеволие отклоняется от центра как от предназначенного ему места, разрывается и связь между силами;

вместо нее теперь господствует лишь частная воля, которая

уже не способна, подобно изначальной воле, объединить

силы, подчинив их себе, и должна поэтому стремиться

сформировать или составить из отделившихся друг от друга сил, из восставшего войска вожделений и страстей (поскольку каждая единичная сила есть также страсть и желание), собственную обособленную жизнь, а это возможно,

ибо в зле все еще сохраняется первая связь сил, основа

природы. Но так как эта жизнь все-таки не может быть

подлинной — она могла бы быть таковой только при первоначальном отношении н а ч а л , — то возникает, правда, собственная, но ложная жизнь, жизнь во лжи, порождение

беспокойства и гибели. Наиболее близким подобием ее является болезнь; в качестве беспорядка, привнесенного в

природное состояние человека злоупотреблением свободой,

она есть истинное подобие зла или греха. Болезнь в универсальных масштабах возникает всегда только тогда,

когда на поверхность выходят скрытые силы основы, когда

раздражимое начало, которое должно было пребывать

в безмолвии глубин в качестве внутренней связи сил, само

активизируется или когда возбужденный архей 20 покидает свою обитель в центре и выходит на периферию. Напротив, всякое коренное лечение состоит в восстановлении

отношения периферии к центру, и переход болезни к здоровому состоянию может, собственно говоря, совершиться

только посредством противоположного, а именно посредством возвращения отделенной и единичной жизни во внутренний свет сущности, где снова происходит разделение

(кризис). Болезнь единичного также возникает лишь из-за

того, что то, что имеет свою свободу или жизнь только

для того, чтобы оставаться в рамках целого, стремится быть

для себя. Зло, как и болезнь, не есть нечто сущностное,

собственно говоря, оно — не более чем видимость жизни,

114как бы мимолетное ее явление, подобное метеору, колебание между бытием и небытием; тем не менее для чувства

оно вполне реально.

Недавно то единственно правильное понятие зла, согласно которому оно основано на положительном обращении или перемещении начал, вновь выдвинул и пояснил

глубокими физиологическими аналогиями, в частности

аналогией с болезнью, прежде всего Франц Баадер* 2 1.

Все остальные объяснения зла оставляют рассудок и

нравственное сознание в равной мере неудовлетворенными.

Все они в сущности основываются на снятии зла как положительной противоположности и на сведении его к так

называемому malum metaphysicum 23 или к отрицательному понятию несовершенства твари. Бог не мог, говорит

Лейбниц, дать человеку полное совершенство, не превратив его тем самым в Бога; то же следует отнести и к сотворенным существам вообще; поэтому и необходимы были

различные степени совершенства и все виды его ограничения. На вопрос же «Откуда зло?» ответ гласит: оно происходит из идеальной природы твари, в той мере, в которой

она зависит не от воли Бога, а от вечных истин, содержащихся в божественном разуме. Область вечных истин есть

* В работах «Ober die Behauptung, daB kein ubler Gebrauch der

Vernunft sein kann». — Morgenblatt, 1807, № 197 и «Ober Starres und

FlieBendes».— Jahrbiicher der Medizin als Wissenschaft. Bd 3, Hf. 2. Для

сравнения и дальнейшего разъяснения приведем относящееся к нашему

толкованию примечание в конце последней статьи на с. 203: «Поучительным примером может служить обычный огонь (в качестве дикого.

пожирающего, уничтожающего пламени) в отличие от так называемого

органического, благодетельного жизненного огня; здесь огонь и вода

объединяются в некоей (растущей) основе или образуют связь, тогда

как там они разъединяются в раздоре. Однако в органическом процессе

ни огонь, ни вода не были в качестве таковых, т. е. в качестве разделенных сфер; огонь был центром (mysterium), вода, как нечто открытое в

нем, была периферией, и, лишь когда раскрывалось, возвышалось, загоралось первое и одновременно закрывалось второе, наступала болезнь

и смерть. Так вообще я, индивидуальность, есть в самом деле базис,

фундамент или естественный центр каждой тварной жизни; однако,

как только она перестает служить центром и властно выступает на периферию, в ней загорается злобное танталово себялюбие и эгоизм (возгоревшегося Я ) . 0 превращается в О, а это означает: в одном-единственном

месте планетной системы замкнут, латентен темный центр природы, и

именно поэтому он в качестве носителя света служит проникновению

высшей системы (излучению света или открытию идеального). Поэтому, следовательно, это место есть открытая точка (солнце, сердце,

глаз) в системе — а если бы и здесь поднялся или открылся темный

центр природы, то ео ipso 22 погасла бы светлая точка и свет стал бы в

системе тьмой или погасло бы солнце

115идеальная причина зла и добра, и ее следует поставить

на место материи у древних *. Есть, правда, говорит

Лейбниц в другом месте, два начала, интеллект и воля,

но оба они в Боге. Из разума проистекает начало зла,

хотя сам он не становится из-за этого злым; ибо он представляет природные существа такими, какие они суть

в соответствии с вечными истинами; в нем содержится

основание того, что зло допускается, воля же направлена

только на добро **. Эта единственная возможность зла

не создана Богом, поскольку разум не есть его собственная

причина ***. Хотя это различение разума и воли как двух

начал в Боге, благодаря чему первичная возможность зла

становится независимой от божественной воли, и соответствует глубокому мышлению Лейбница и хотя представление о разуме (о божественной мудрости) как о чем-то,

где Бог выступает скорее как страдательный, нежели

деятельный, и указывает на нечто более глубокое, однако

зло, которое может происходить из этой чисто идеальной

основы, вновь сводится к чему-то только пассивному,

к ограничению, недостатку, лишению — к понятиям, полностью противоречащим подлинной природе зла. Ведь уже

одно то, что к злу способен только человек — совершеннейшее из всех зримых созданий, может служит доводом

в пользу того, что основа зла никак не может состоять

в недостаточности или лишении. Дьявол был, по христианскому воззрению, не наиболее ограниченным, но, напротив,

самым неограниченным из всех созданий****. Несовершенство в общем метафизическом смысле не есть обычное

свойство зла, ибо оно часто выступает в соединении с таким

совершенством отдельных сил, которое значительно реже

сочетается с добром. Следовательно, основа зла должна

находиться не только в некоем положительном вообще,

но скорее в высшем положительном, содержащемся в природе, что и соответствует нашему воззрению, ибо эта основа

лежит в ставшем открытым центре или в изначальной воле

первой основы. Лейбниц всячески пытается пояснить, как

* Tentam theod. Opp., t. 1, p. 136 24.

** Там же, § 149.

*** Там же, § 380.

**** В этой связи поразительно, что не только схоласты, но и уже

некоторые отцы церкви раннего периода, в первую очередь Августин,

полагали зло просто как недостаточность. Особенно замечательно в этом

отношении следующее место: Querunt ex nobis, unde sit malum? Responde¬

mus ex bono, sed non summo, ex bonis igitur orta sunt mala. Mala enim

116из природного недостатка может возникнуть зло. Воля, говорит он, стремится к добру во всеобщем и должна требовать совершенства, высшая мера которого находится в Боге;

но если воля оказывается в плену чувственных вожделений

и теряет высшие блага, то именно этот недостаток дальнейшего стремления и есть то лишение, которое составляет

зло. В остальном, полагает он, зло столь же не нуждается

в особом начале, как холод или тьма. То, что составляет

в зле утверждающее, лишь привходит в него попутно, как

сила и деятельность в холод; вода разрывает при замерзании самый прочный сосуд, в котором она содержится, и тем

не менее холод состоит, собственно говоря, в уменьшении

движения *. Однако поскольку лишение для себя есть

ничто и, для того чтобы стать заметным, ему необходимо

нечто положительное, в котором оно себя являет, то возникает следующая трудность: объяснить то положительное, которое все-таки следует признать в зле. Так как

Лейбниц может вывести зло только из Бога, он вынужден считать Бога причиной материальной стороны греха

и приписывать изначальной ограниченности твари лишь

его формальную сторону. Это отношение он пытается пояснить с помощью открытого Кеплером понятия естественной силы инерции материи. Она, говорит Лейбниц, совершенный образ изначальной (предшествующей всякой

деятельности) ограниченности твари. Если два различных

по своей массе тела, приведенные в движение одинаковой

силой, перемещаются с различной скоростью, то причина

медленности движения одного из них заключается не в этой

силе, а в свойственной материи особой склонности к инерции, т. е. во внутренней ограниченности или в несовершенстве материи**. Однако следует заметить, что саму эту

инерцию не следует мыслить просто как недостаточность;

она есть и нечто положительное, а именно выражение

внутренней самости тела, силы, посредством которой оно

стремится утвердиться в своей самостоятельности. Мы не

отрицаем того, что указанным способом можно объяснить

omnia participant ex bono, merum enim et ex omni parte tali dari repugnat. — Haud vero difficulter omnia expediet, qui conceptum mali semel recte

formaverit, eumque semper defectum aliquem involvere attenderit, perfec¬

tionem autem omnimodum incommunicabiliter possidere Deum; neque

magis possibile esse, creaturam illimitatam adeoque independentem creari,

quam creari alium Deum (Contr. Jul. L. 1, с. III) 25.

* Tentam theod., p. 242.

** Там же, § 30.

г

117метафизическую конечность: мы отрицаем только, что

конечность для себя самой есть зло *.

Объяснения такого рода вообще основаны на безжизненном понятии положительного,

Скачать:PDFTXT

Сочинения. Том 2 Шеллинг читать, Сочинения. Том 2 Шеллинг читать бесплатно, Сочинения. Том 2 Шеллинг читать онлайн