воля основы становятся едины именно
потому, что они разделены и каждая из них изначально
действует для себя. Поэтому воля основы сразу же в первом
творении возбуждает своеволие твари, чтобы дух, высту-
122пая как воля любви, обнаружил нечто противостоящее
ему, в чем он может осуществиться.
Вся природа убеждает нас в том, что произошло подобное возбуждение, посредством которого жизнь только и
обрела последнюю степень отчетливости и определенности.
Иррациональное и случайное, которое в формировании
существ, особенно органических, выступает в связи с необходимым, доказывает, что здесь действовала не просто
геометрическая необходимость, но участвовали также свобода, дух и своеволие. Правда, повсюду, где есть стремление и вожделение, обнаруживается и своего рода свобода
сама по себе, и вряд ли кто-нибудь предположит, что
вожделение, составляющее основу каждой особенной жизни в природе, и стремление сохранить себя не только
вообще, а в данном определенном существовании, лишь
приданы уже сотворенному созданию, а не были в нем
самим творящим началом. Открытое эмпирическим путем
понятие базиса, которое будет играть важную роль в естествознании, должно, получив научное признание, привести
к понятию самости и понятию Я. Однако в природе это
случайные определения, которые могут быть объяснены
только из происшедшего в первом же акте творения
возбуждения иррационального, или темного начала твари,
только из активизированной самости. Откуда же в природе
наряду с предобразованными нравственными отношениями
несомненные признаки зла, если власть его пробуждена
лишь человеком? Откуда явления, которые и независимо
от того, что они опасны для человека, возбуждают всеобщее
отвращение *? То, что удел всех органических существ —
разложение, может вполне рассматриваться не как изначальная необходимость; связь сил, составляющих жизнь,
могла бы по своей природе быть также нерасторжимой,
и если чему-либо предназначено быть perpetuum mobile,
то, по-видимому, тому созданию, которое собственными
* Безусловно, не случайно в воображении всех народов, особенно
в сказаниях и религиях Востока, зло тесно связано со змеем. Полное
развитие вспомогательных органов, которое достигает своей вершины
в человеке, уже указывает на независимость воли от вожделений или
на единственно подлинно здоровое отношение между центром и периферией: в нем центр отступил в свою свободу и рассудительность и
отделился от того, что есть только орудие (периферийное). Напротив,
там, где вспомогательные органы неразвиты или вообще отсутствуют,
центр вступает в периферию и образуется лишенное центра кольцо,
о котором говорится в приведенном выше (в примечании) месте в работе
Ф. Баадера.
123силами восполняет ошибочно ставшее в нем. Между тем
зло возвещает о себе в природе только в своем действии;
само оно в своем непосредственном явлении может выявиться только в цели природы. Ибо, подобно тому как
в изначальном творении, которое есть не что иное, как
рождение света, темное начало должно было быть в качестве
основы, чтобы из него (как из простой потенции к actus)
мог быть вознесен свет, должна быть другая основа и для
рождения духа, и поэтому второе начало тьмы, настолько
более высокое, чем первое, насколько дух выше света. Это
начало и есть пробужденный в творении посредством
возбуждения темной основы природы дух зла, т. е. раздвоение света и тьмы, которому дух любви противопоставляет
теперь высшее идеальное начало, как раньше он противопоставлял беспорядочному движению изначальной природы свет. Ибо так же как самость в зле присвоила свет,
или слово, и именно поэтому являет себя как более высокая
основа тьмы, и изреченное в мир в противоположность
злу слово должно принять человеческую природу, или
самость, и само стать личностью. Это происходит только
посредством откровения в самом определенном смысле
слова; это откровение должно обладать теми же ступенями,
как первое проявление в природе, а именно чтобы и здесь
высшей вершиной откровения был человек, но человек
в своем первообразе и божественности, тот, который был
вначале у Бога и в котором созданы все остальные вещи
и сам человек. Рождение духа есть царство истории,
подобно тому как рождение света есть царство природы.
Те же периоды творения, которые суть в одном, суть и
в другом, и каждое из них — подобие и объяснение другого.
То же начало, которое было в первом творении основой,
есть и здесь — лишь в более высоком образе — росток и
семя, из которого развивается высший мир. Ведь зло —
не что иное, как изначальная основа существования, поскольку она стремится в сотворенном существе к актуализации и, следовательно, в самом деле есть лишь более
высокая потенция действующей в природе основы. Но подобно тому как она вечно остается лишь основой, не имея
своего бытия, так и зло никогда не может достигнуть
осуществления и служит лишь основой для того, чтобы
добро, развиваясь из него собственными силами, было
посредством своей основы независимым и отделенным
от Бога, тем, в чем Бог имеет и познает самого себя и что
в качестве такового (в качестве независимого) есть в Боге.
Однако, так же как нераздельная власть исконной основы
124только в человеке познается как нечто внутреннее (базис
или центр) единичного, так и в истории зло вначале
остается еще скрытым в основе и эпохе вины и греха
предшествует время невинности или неведения греха.
Подобно тому как первооснова природы, быть может,
долгое время действовала самостоятельно и посредством
заключенных в ней божественных сил пыталась создать
для себя творение, которое, однако (поскольку в нем
недоставало связи любви), в конце концов всегда возвращалось в хаос (на что, быть может, указывают погибшие
до нынешнего сотворения и не возвратившиеся ряды
поколений) до тех пор пока не изречено было слово любви
и с ним не возникло длящееся т в о р е н и е , — так и в истории
дух любви открылся не сразу; но поскольку Бог ощущал
волю основы как волю к своему откровению и познал
по своему предвидению, что независимая от него (в качестве духа) основа необходима для его существования, он
предоставил основе действовать в ее независимости, или,
другими словами, он сам действовал только согласно
своей природе, а не согласно своему сердцу или любви.
Поскольку и основа содержала в себе всю божественную
сущность, только не как единство, то в этой для-себядеятельности основы могли выступать лишь единичные
божественные сущности. Поэтому древнейшее время начинается с золотого века, бледное воспоминание о котором
современный человеческий род сохранил лишь в легенде;
это — время блаженной неопределенности, когда не было
ни добра, ни зла. За ним последовал век господства богов
и героев или всемогущества природы, когда основа показала, на что она способна для себя. В те времена разум и
мудрость приходили к людям только из глубины; их жизнь
направлялась и формировалась властью вышедших из
глубин Земли оракулов; на Земле господствовали все
божественные силы основы и в качестве могущественных
властителей прочно восседали на своих тронах. Пришло
время высочайшего прославления природы в зримой красоте богов, в блеске искусства и глубокой науки, и оно
длилось до той поры, пока действующее в основе начало
не выступило наконец как начало завоевывающее, стремясь
подчинить себе все и основать прочную и устойчивую
мировую империю. Однако, так как сущность основы
никогда не может породить для себя истинное и совершенное единство, неизбежно приходит время, когда все это
великолепие распадается, прекрасное тело существующего
мира гибнет, словно от страшной болезни, и в конце концов
125снова возникает хаос. Еще до этого, до наступления полного упадка, господствующие в этом теле силы перерождаются в злых духов, подобно тому как силы, которые
в период здоровья были благодетельными духами, хранителями жизни, становятся при приближении распада зловредными и ядовитыми. Вера в богов исчезает, и ложная
магия с ее заклинаниями и теургическими
33 формулами
стремится вернуть устремляющихся в бегство благодетельных духов и умиротворить злых. Все определеннее проявляется притяжение основы, которая, предчувствуя приближение света, заранее выводит все силы из состояния
нерешительности, чтобы встретить его во всеоружии. Подобно тому как гроза вызывается опосредствованно Солнцем, а не непосредственно противодействующей силой
Земли, так и дух зла (метеорическую природу которого мы
уже пояснили) возбуждается приближением добра, не посредством некоего сообщения ему силы, а скорее посредством разделения сил. Поэтому только тогда, когда решительно выступает добро, выступает вполне решительно и
в качестве такового зло (не потому, что оно возникло только
теперь, а потому, что только теперь дана противоположность, в которой оно может явиться полностью и в качестве
такового). И так же момент, когда Земля вторично станет
необитаемой и пустой, явится вновь моментом рождения
высшего света духа, который от века был в мире, но
оставался не понятым действующей для себя тьмой и пребывал в замкнутом и ограниченном откровении; и чтобы
противостоять личностному и духовному злу, он являет
себя также в личностном, человеческом образе в качестве
посредника, восстанавливающего на высшей ступени связь
творения с Богом. Ибо исцелить личностное может только
личностное, и Бог должен стать человеком, чтобы человек
вернулся к Богу. Только с восстановлением отношения
основы к Богу дана возможность исцеления (спасения).
Начало исцеления — состояние ясновидения, даруемое
божественным провидением отдельным людям (как избранным для этого органам), время знамений и чудес,
когда божественные силы противодействуют повсюду
выступающим демоническим силам, умиротворяющее
единство — разделению сил. Наконец происходит кризис
в turba gentium 3 4, народы затопляют основу древнего мира,
как некогда воды начала покрыли все творения, чтобы
сделать возможным второе творение — новое разделение
народов и языков, новое царство, где живое слово выступает как прочный и постоянный центр в борьбе с хаосом
126и начинается открытая, продолжающаяся до настоящего
времени борьба добра и зла, в которой Бог действительно
открывает себя как дух, т. е. как actu *.
Таким образом существует всеобщее, хотя и не изначальное зло, с самого начала пробужденное в откровении
Бога реакцией основы, зло, которое, правда, никогда не достигает осуществления, но постоянно к нему стремится.
Лишь познав всеобщее зло, можно также понять добро и
зло в человеке. Если уж в первом творении было возбуждено зло, которое посредством для-себя-деятельности
основы превратилось в конце концов во всеобщее начало,
то этим может быть, по-видимому, объяснена природная
склонность человека к злу, так как однажды возникший
в твари посредством пробуждения своеволия беспорядок
сил сообщается человеку уже в момент рождения. Однако
основа продолжает непрерывно действовать и в отдельном
человеке, возбуждая особенность и особенную волю, именно для того, чтобы в противоположность ей могла явить
себя воля любви. Воля Бога состоит в том, чтобы все универсализировать, поднять до единства со светом или сохранить в нем; воля основы — в том, чтобы все обособить
или сделать тварным. Она хочет только неравенства, чтобы
равенство стало ощущать себя и ощущаться ею самой.
Поэтому воля основы необходимо реагирует на свободу
как на нечто сверхтварное и пробуждает в ней желание
к тварному, подобно тому как человеку, стоящему на
высокой крутой вершине и охваченному головокружением,
кажется, будто некий тайный голос призывает его броситься вниз, или, как, согласно древнему сказанию, звучащее
из глубины вод чарующее пение сирен увлекает в водоворот того, кто проплывает мимо них. Соединение в человеке всеобщей воли и воли особенной уже само по себе
представляется противоречием, разрешение которого трудно, если не невозможно. Самый страх, свойственный жизни, гонит человека из центра, для пребывания в котором
он создан; ибо этот центр в качестве чистейшей сущности
всякой воли есть всепожирающий огонь для каждой особенной воли; чтобы жить в нем, человек должен умереть
для всякой особенности, поэтому попытка выйти из центра
на периферию и искать там покой для своей самости
почти необходима. Отсюда и всеобщая необходимость греха
* Ср. со всем этим разделом Лекции о методе академических занятий