целого рода,
творившего в течение большой эпохи, то надо признать:
этот род творил как один человек.
В качестве естественного порождения всеми, притом
с особым расположением к ней, признается народная
поэзия — она древнее любого поэтического искусства, она
продолжает существовать и наряду с ним — это легенды,
сказки, песни, истока которых никто не может назвать, это
и природная мудрость, которая вызывается событиями повседневной жизни, веселым, компанейским времяпрепровождением — тут придумывают все новые пословицы,
загадки, притчи. Природная поэзия и природная философия взаимодействуют не преднамеренно и планомерно,
но без всякого рассуждения в самой ж и з н и , — так и творит
народ высшие образы, в каких нуждается, чтобы заполнить
пустоту души и фантазии, благодаря каким сам он возно-
209сится на более высокую с т у п е н ь , — они, эти образы, задним
числом облагораживают и украшают жизнь народа и при
этом, с одной стороны, отличаются глубоким природным
значением, с другой же стороны, поэтичны.
И конечно! Если бы надо было выбирать между отдельными людьми и народом, кто бы в наши дни стал долго
размышлять, куда примкнуть! Однако, чем убедительнее
представление, тем пристальнее надо смотреть, не вкралась ли сюда некая неявная предпосылка, которая не выдержит поверки. Подобные неявные гипотезы — они для
исследователя все равно что скрытые под поверхностью
океана коралловые рифы для мореплавателя, и критический ум отличается от некритического лишь тем, что последний приступает к делу с неосознанными предпосылками, а первый не допускает ничего, что бы не было выявлено и обсуждено, и, насколько возможно, все извлекает
на свет.
Верно то, что мы вздыхаем с облегчением, когда
слышим: начало мифологии не в отдельных людях, а в целом народе. Но ведь этот народ, под которым понимают
совокупность всех принадлежащих к нему л и ц , — это ведь
только один народ. А мифология — это дело не одного,
а многих народов, и между мифологическими представлениями этих многих народов — не просто всеобщее согласие, но взаимосогласие, доходящее до мелочей. Вот пусть
и предстанет теперь перед нами этот великий, неопровержимый факт существования внутреннего родства между
мифологиями различных, самых непохожих друг на друга
народов. Как объяснить себе этот факт, как объяснить
мифологию, это всеобщее и в целом повсеместно тождественное себе явление? Ведь не объяснять же его такими причинами и обстоятельствами, какие мыслимы лишь у одного
народа? В последнем случае, когда, стало быть, мифология
возникает у одного народа, нет, очевидно, иного способа
объяснить тождество, как признать, что мифологические
представления, хотя и возникли первоначально у одного
народа, были переданы им другому, третьему и так далее,
притом с известными изменениями, но все же так, что
мифология в целом и в своей основе оставалась той же.
Не только Герман объясняет себе этот факт именно так.
И другие, кого не принуждают к тому особые предпосылки,
выдвигают объяснение, согласно которому мифология —
это мнимо всеобщий феномен, а материальное взаимосогласие разных мифологий лишь внешне и случайно. Может
быть, кому-то и кажется удобным объяснять так, через
210внешнюю и подчиненную взаимосвязь, родство, лежащее
не на поверхности, а в глубине, однако взаимосогласие
таково, что противоречит подобной гипотезе. Если бы греки
получили свою Деметру от египтян, и только, эта Деметра,
как Изида, должна была бы искать своего убитого супруга,
или же Изида, как Деметра, должна была бы искать похищенную дочь. Однако сходство лишь в том, что они ищут
утраченное. Однако утраченное всякий раз разное, так что
греческое представление не может быть простым отпечатком египетского, не может и зависеть от египетского представления, а должно было возникнуть самостоятельно,
независимо от предшествовавшего ему представления.
Сходства — не те, что между оригиналом и копией, они
указывают не на одностороннее происхождение одной
мифологии от другой, а на их общее происхождение.
Однако если родство различных мифологий и было бы
объяснимо внешне и механически, можно ли было бы нам
превозмочь себя и так легкомысленно поступить с великим
фактом, который надо чтить как могучее средство развития
подлинной теории: ведь все равно оставалась бы прежняя
предпосылка, а именно то, что мифология возникает лишь
в народе, среди народа. Но мне представляется, что как раз
то, в чем до сих пор никто никогда не находил для себя
преткновения, весьма нуждается в исследовании, вообще
говоря, мыслимо ли, чтобы мифология выходила из народа
и возникала в народе? Ибо начнем сначала: что такое народ,
отчего он становится народом? Бесспорно, не от того, что
большее или меньшее число физически сходных индивидуумов сосуществуют в пространстве, но в силу общности
сознания. Лишь непосредственное выражение такой
общности — общность языка; однако в чем искать нам эту
самую общность, в чем — основание ее, если не в общности взгляда на мир, а этот последний — в чем изначально
содержится он, в чем дан он народу, если не в мифологии?
Поэтому представляется немыслимым, чтобы к наличествующему уже народу прибавлялась еще и мифология,
будь то изобретенная отдельными индивидуумами в народе, будь то возникшая как общее, подобное инстинкту порождение. Все это представляется невозможным, потому
что немыслимо, чтобы народ был и чтобы у него не было
своей мифологии.
Быть может, кто-нибудь решит возражать нам так: народ связывает в целое какое-то общее дело, например
земледелие, торговля, общие нравы, законодательство, власти и т. д. Конечно, и это относится к понятию народа,
211однако, кажется, нет даже смысла напоминать о том, сколь
проникновенно взаимозависят у каждого народа власть,
законодательство, нравы, даже занятия и дела с представлениями народа о Богах. Вопрос и состоит ведь в том, можно ли мыслить все это заведомо предполагаемое и безусловно данное вместе с понятием народа помимо религиозных
представлений, которые никогда не обходятся без мифологии. Нам возразят на это, что есть такие племена, у которых не обнаружено ни следа религиозных, а следовательно,
и мифологических представлений. Сюда относятся, к примеру, уже упомянутые племена Южной Америки, которые
лишь наружно напоминают людей. Однако они-то, как сообщает Азара, и живут, словно животные полевые, вне всякой общности между собой — они не признают над собою
власти, ни зримой, ни незримой, они друг для друга чужаки, словно животные одного вида, и они не составляют
народа, как не составляют народа волки и лисы, и живут
они куда обособленнее, нежели обитающие и трудящиеся
сообща звери, как-то: бобры, муравьи и пчелы *. Напрасно
пытаться превратить их в народ, т. е. создать социальные
связи между ними. Если вводить таковые насильственно,
это поведет к их гибели — в доказательство того, что ни божеская, ни человеческая власть не в силах превратить в
народ не родившееся н а р о д о м , — где нет изначального единства и общности сознания, там его не произвести на свет.
И здесь язык вновь встает рядом с мифологией.
Сразу же поняли нелепость гипотезы, по которой язык народа возникает трудами отдельных индивидов в этом народе. Но разве меньшая нелепость считать возможным,
чтобы язык возникал среди народа, выходя из него, как
если бы народ мог быть без общего для него языка, как
* См.: Azara F. Op. cit., t. II, p. 44, где говорится о пампах: «Они не
знают ни религии, ни обрядов, ни подчинения, ни законов, ни обязательств, ни воздаяний, ни наказаний»; то же на с. 91 говорится о гуанах,
на с. 151 — о ленгвах: «Они не признают ни обрядов, ни божества, ни
законов, ни начальства, ни подчинения, они вообще свободны»; о мбайях
то же самое сказано на с. 113, откуда и явствует, как обстоит дело с так
называемыми «казиками», которые были перенесены к этим дикарям
другими, живущими в гражданском обществе, обитателями той страны;
эти казики (см. с. 43) не имеют права ни приказывать, ни наказывать,
ни чего-либо требовать, однако, впрочем, пользуются известным авторитетом у тех, кто на собраниях присоединяется к их мнениям и следует
за ними не как за вождями или из чувства долга, а просто потому, что их
считает более умными, хитрыми и сильными. У шаррнов никто не обязан
участвовать в исполнении принятого решения, даже тот, кто его предлагал; все споры стороны разрешают сами, обычно в кулачном бою
(см. с. 16).
212если бы народ не существовал благодаря общности
языка?
То же самое следовало бы сказать, если бы кто-нибудь
тот взгляд, что и в области законодательства не все совершается отдельными лицами и что законы порождаются
самим народом в процессе его существования, понимал
в том смысле, что народ может с самого начала давать себе
законы и, следовательно, быть без законов, тогда как лишь
благодаря законам он и становится народом и есть народ.
Ведь и закон своей жизни, своего пребывания — закон,
развитием которого являются все законы, которые выступят в течение его и с т о р и и , — он как народ обретает вместе с своим бытием. А этот изначальный закон народ может
получить лишь вместе со своим врожденным взглядом на
мир, и такой взгляд содержится в его мифологии.
Как бы ни объяснять возникновение мифологии — в народе или из народа, всегда предполагают народ и, например, считают, что эллин был эллином, египтянин египтянином еще до того, как тот и другой тем или иным способом
обрели свои мифологические представления. Я же теперь
спрошу: останется ли эллин эллином, египтянин египтянином, если отнять у них мифологию? А следовательно, оба
они и не переняли свою мифологию у других, и не породили
ее сами после того, как стали греком или египтянином, но
они стали самими собою лишь вместе с их мифологией,
лишь одновременно с тем, как им досталась их мифология.
Обычно же рассуждают совсем иначе — противоположным
образом 8: если мифология народа складывается в ходе
истории — а история начинается для народа, как только
он начинает с у щ е с т в о в а т ь , — если она возникает у него
благодаря историческим обстоятельствам и контактам
с другими народами, то у него, значит, есть история до
всякой мифологии. Однако народ обретает мифологию не
в истории, наоборот, мифология определяет его историю,
или, лучше сказать, она не определяет историю, а есть его
судьба (как характер человека — это его судьба); мифология — это с самого начала выпавший ему жребий. Кто
станет отрицать, что вместе с учением о Богах индийцам,
эллинам и т. д. дана вся их история?
Немыслимо, чтобы мифология народа возникала из чего-либо уже наличествующего и среди наличествующего,
а потому ей не остается ничего иного, кроме как возникать
вместе с народом — в качестве сознания народа-индивида;
вместе с этим сознанием народ и выступает из всеобщего
сознания человечества, благодаря такому сознанию он и
213есть вот этот народ, и оно отличает его от всех иных народов не меньше, нежели его язык.
А вместе с тем, вы видите, у прежних способов объяснения совершенно отнят их фундамент, на котором они пытались строить свое з д а н и е , — то была историческая почва,
где существование народа предполагалось заранее, между
тем как теперь стало ясно, что возникновение мифологии
восходит к той эпохе, к какой относится и возникновение
народов. Источник мифологии каждого народа восходит
к такой области, где нет времени изобретать, выдумывать
ее — все равно, отдельным ли лицам или всему народу,
где