Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:PDFTXT
Сочинения. Том 2

позднейшему взгляду Моисея. Однако и Моисеево повествование позволяет распознать подлинную причину

потопа. Бога побуждает покрыть землю губительным потоком воды то, что «велико развращение человеков на земле»

(Быт. 6, 5) 6.

Однако здесь имеются в виду не злые мысли в обычном (моральном) смысле — это показывает одно особенное выражение: Бог говорит, что склад, или поэтический строй (figmentum), мыслей и помышлений людей был

«зло» (5, 6). Такое же выражение встречается в других

местах, причем в контексте, который не оставляет сомнений в его смысле. Так, обращаясь к Моисею, когда тому

подошло время умирать, Иегова говорит: «Итак, напишите

себе слова песни сей, и научи ей сынов Израилевых, […]

ибо Я введу их в землю [добрую], как я клялся отцам их,

[…] и они будут есть и насыщаться, и утучнеют, и обратятся к иным богам, и будут служить им, а Меня отвергнут

и нарушат завет Мой, […] Я знаю мысли их, которые они

имеют ныне, прежде нежели Я ввел их в [добрую] землю

[…]» (Втор. 31, 19—21). А на последнем собрании начальников царь Давид говорит Соломону: «И ты, Соломон, сын

мой, знай Бога отца твоего и служи Ему от всего сердца и от

всей души, ибо Господь испытует все сердца и знает все

движения мыслей [строй всех помыслов]. Если будешь

искать Его, то найдешь Его, а если оставишь Его, Он оста-

286вит тебя навсегда» (1 Пар. 28, 9) *. Так говорит царь Давид

и в своей последней Молитве, когда он приготовил все к

строительству храма: «Господи, Боже Авраама, Исаака

и Израиля, отцов наших! сохрани сие навек, сие расположение мыслей сердца народа Твоего [такой строй помыслов в душе], и направь сердце их к Тебе» (1 Пар. 29, 18).

Согласно словоупотреблению, у всех этих слов религиозное

значение. Под строем мыслей, все более склоняющимся

к дурному, понимаются политеистические соблазны, которые проявляются все сильнее**.

«Ной же обрел благодать пред очами Господа» (Быт.

6, 8), и Бог открыл ему себя — все это лишь потому, что

Ной был человек стойкий и «без премены», как превосходно переводит Лютер 8, т. е. он не склонялся ко второму Богу

в те времена ***. Итак, соблазны политеизма приводят ко

всемирному потопу. А каков же итог? Что — все люди были

истреблены и исчезли с лица Земли? Отнюдь нет. Бог в конце концов и сам видит, что «помышление сердца человеческого — зло от юности его» (Быт. 8, 21), ср. 6, 5; «от юности» — простое выражение естественной, неодолимой

склонности, и, именно по этой причине, решая не поражать

больше всего живущего, он сам признает, что человеческий

род нельзя было удержать от перехода к политеизму. Итак,

в самом повествовании Моисея потоп в конце концов, по

своему р е з у л ь т а т у , — это лишь граница двух эпох, эпохи

рода человеческого, сверхчеловечески могучего, и эпохи

рода совсем человеческого, повернувшегося в сторону всего

человеческого и именно оттого предающегося политеизму.

Сопоставим теперь повествование Моисеево с подобными же преданиями иных народов! Если посмотреть, какие

божества эти предания связывают с истребляющим жизнь

потопом, то это исключительно более поздние божества.

Так, согласно одному из преданий, потоп совершается во

времена Кроноса, заступившего в греческой мифологии

* Книги Паралипоменон, говоря о религиозных предметах, вообще

охотно обращаются к самым старинным выражениям.

** И. Д. Михаэлис’ в своем комментарии к Кн. Быт. 6, 2 замечает:

«До тех пор человеческий род делился на две большие части — лучшая

часть именовалась сынами Божьими; прочих же — погрязших не в суеверии, ибо и следа такового не находим до всемирного потопа, но в полном

неверии — Моисей называет сынами человеческими». Незамеченный след

находится, однако (как уже говорилось), в Кн. Быт. 4, 26, где обнаружили его и халдейские переводчики, и древнейшие иудейские толкователи

(хотя толкование их было неверным), которые вовсе не были заинтересованы в том, чтобы вести многобожие со столь ранних времен.

*** Последнее сказано прямо (Быт. 7, 1).

287место первозданного Бога, Урана. А в сирийском Гиераполисе неподалеку от Евфрата, согласно подробному рассказу

Лукиана 9, находится храм, где всем показывали провал,

в какой сошли воды п о т о п а , — этот храм был посвящен

Деркето *, сирийской Богине — первому почитавшемуся

среди множества имен женскому божеству, которым (как

мы увидим в дальнейшем) повсеместно опосредовался

переход от первого ко второму Богу, т. е. к настоящему многобожию. Если взвесить все это и, кроме того, знать, какую

роль играет вода во всех переходах от одного господствующего принципа к другому — не только в естественной истории, но и в мифологии (в Вавилоне из Евфрата выходит

Оаннес, учащий человеческому з а к о н у ) , — то распознаем

в Ноевом потопе (даже признавая его материально совершавшимся явлением) лишь природный знак великого поворотного пункта в мифологии **, за которым последовали — сам неудержимый переход, смешение языка, многобожие с различными учениями о Богах, разделение человечества на народы и государства: очевидно, что начала

и побеги всего этого были захвачены с собою еще из прежнего, допотопного времени, коль скоро уже в первые века

после потопа вся Передняя Азия была густо заселена людьми, не только кочевниками, но и народами, объединившимися в государства, и коль скоро уже во времена Авраама

Вавилон был царством, на побережье Средиземного моря

обосновались торговцы-финикийцы, в Египте существовало монархическое государство со всеми институциями такового и повсюду уже возникли более или менее развитые

мифологии.

Иное указание на это значение потопа как перехода

к неодолимо наступающей власти второго Бога содержит

другая черта Моисеева повествования, согласно которому

Ной после потопа стал земледельцем и виноградарем

(Быт. 9, 20). В чем важность этого указания, покажет дальнейшее. До многобожия древнейшие люди вели кочевой

образ жизни. Ведь и для самых отдаленных потомков наидревнейшего человеческого рода религиозным законом

оставалось — не возделывать землю, не насаждать виноградники. Это показывает пример рехавитов, о которых

* См. краткий свод таких мест у Розенмюллера в «Altes und Neues

Morgenland» l 0, ч. I, с. 23, а также в «Geschichte der Religion Jesu

Christi» «, ч. I, c. 394.

** См. статью Эйхгорна 12 в «Repertorium fur biblische und morgen¬

landische Literatur», Rd V, S. 116.

288рассказывает пророк Иеремия, ставя их своему народу

в образец постоянства, верности религии отцов; по рассказу

пророка, он ставит перед ними полные чаши вина, но те

отвечают: «Мы вина не пьем; потому что Ионадав, сын Рехава, отец наш, дал нам заповедь, сказав: «не пейте вина

ни вы, ни дети ваши, вовеки; и домов не стройте, и семян

не сейте, и виноградников не разводите, и не имейте их, но

живите в шатрах во все дни жизни вашей, чтобы вам долгое

время прожить на той земле, где вы странниками»»

(Иер. 35, 6 — 7). Вы видите: это племя не принадлежало

к израильтянам, но во времена Навуходоносора поднялось

в эту землю и, отступая перед войском халдеев и сирийцев,

заняло Иерусалим и осталось там, это племя считает, что

строить дома, т. е. селиться в прочных жилищах, сеять

семена, разводить виноградники искони воспрещено ему.

Они говорят — мы не пьем вина, ни мы, ни наши отцы, ни

сыновья наши, ни дочери наши, и мы не строим домов для

жительства нашего, и у нас нет ни виноградников, ни полей, а живем в шатрах (Иер. 35, 8 — 9 ) ; для них религией

остается воздерживаться от всего того, что греческая мифология славит по преимуществу как дары второго Бога.

Отсюда неимоверная долговечность подобных племен —

ведь еще во времена Нибура 13 поблизости от Иерусалима

жило такое кочевое, верное этому закону племя, по всей

вероятности потомки тех самых рехавитов. То, что рассказал я о рехавитах, Диодор Сицилийский рассказывает об

арабском племени катафаров 14 — они не сеют, не разводят

виноградников, не живут в домах. Если, следовательно,

Ной после потопа возделывает землю и насаждает виноградники, то это значит, что его тем самым называют родоначальником нового племени людей — племени, которое

уже не живет в шатрах, но основывает поселения, возделывает землю, распадается на народы, но именно поэтому не

может не впасть в политеизм, неизбежный и неудержимый.

Если теперь подвести итог всем изложенным фактам,

то он будет таким: лишь во втором, отмеченном именем

Еноса человеческом роде отличают как такового истинного

Бога, т. е. постоянно единого и в е ч н о г о , — его отличают от

первоначального Бога, который становится для сознания

относительно-единым и лишь преходяще-вечным; между

тем созревает плод политеизма, человеческий род не может

по-прежнему оставаться сопряженным с первым Богом,

который не был ложным, но не был и безусловно истинным,

не был Богом в его и с т и н е , — надо освободиться от этого

Бога, чтобы прийти к поклонению Богу в его истине. Осво-

289водиться же можно лишь посредством второго Бога. В этом

отношении политеизм совершенно неизбежен, кризис же,

вследствие которого политеизм допущен и с которого начинается новый ряд р а з в и т и й , — это и есть всемирный потоп; лишь с этого момента обретается и отличение, и почитание истинного Бога, что началось с Еноса, и обретается

откровение, ведь оно и может быть лишь откровением

истинного Бога — откровением не человечеству вообще,

потому что таковое исчезло с лица Земли и распалось, и не

народу (прошу это заметить!), потому что все, что называется народом, уже предалось п о л и т е и з м у , — нет, знание

истинного Бога сохранилось лишь у одного-единственного

рода — такого, который остался вне народов. Ибо человечество не просто разделилось на народы — оно разделилось

на народы и не-народы, хотя конечно же последние — отнюдь не то же самое, что вполне гомогенное человечество;

когда молоко свертывается, то не свернувшаяся часть

это все равно не молоко. Особенностью названного рода

и оказывается то самое, что он не обратился в «часть», а тогда Бог, которого они держались, стал их Богом. Когда

отдельные народы как таковые вычленились из человечества, для оставшихся умножилась притягательная сила чисто

натуральных, племенных отношений — эти отношения

лишь теперь приобретают энергию отъединения, тогда как

сознанию племенных отношений до этого было присуще

значение сохранения связи каждого рода с целым, с совокупным человечеством. Итак, истинная религия, равно как

и откровение, обретается не в человечестве и не в народе,

но в таком роде, который остается в стороне от путей народов и продолжает веровать в свою связанность с Богом первоначальных времен. Родом этим был пошедший от Сима,

сына Ноева, род потомков Авраама; этот род противопоставляет себя народам вообще, с которыми для него нерасторжимо связано побочное представление о приверженцах иных Богов. Это понятие отнюдь не привязано к какому-то одному слову, ибо там, где в наших переводах стоит

слово «язычники», в еврейском употреблены слова, которые означают просто «народы», ибо даже между словами

«ammim» и «gojim» нет в этом отношении никакого различия, как думают многие из тех, кто знает, что современные

евреи называют словом «gojim» все нееврейские народы,

прежде всего христианские. Древнееврейские писатели

не делают такого различия и

Скачать:PDFTXT

Сочинения. Том 2 Шеллинг читать, Сочинения. Том 2 Шеллинг читать бесплатно, Сочинения. Том 2 Шеллинг читать онлайн