мифологии» — научно допустимым выражением или неверно употребленным сочетанием
слов. А обосновывая свой взгляд, мы все еще оставались
за пределами объявленной нами научной дисциплины, на
позициях предварительного исследования, которое — почему бы не подумать задним числом — могло бы достичь
своей цели и более коротким путем, если бы мы сразу же
исходили из мифологии как всеобщего феномена, заключив
о неизбежной всеобщности причин; однако подобное умозаключение не повело бы нас к определенной природе этих
причин, какая теперь равным образом познана нами; кроме
того, ему противоречили бы такие объяснения, согласно
которым предполагаемая всеобщность лишь иллюзорна,
поскольку родство содержания различных мифологий опосредовано лишь внешне, опосредовано переходившей от
народа к народу традицией, а ведь такой способ объяснения был выдвинут не первыми попавшимися, случайными
людьми, а учеными мужами, на стороне которых то, что
занимались они этим предметом по долгу службы и самым
основательным образом, а проницательность их в исследованиях иного рода общепризнана. Особенно же надо было
преодолеть обычную для многих антипатию к философскому вмешательству в чужие дела; ведь если бы мы назвали
чьи-то взгляды и объяснения нефилософскими, нам просто
ответили бы: наши взгляды и не обязаны быть философскими, мы и не притязаем на э т о , — так бельгийцы отвечали агентам Иосифа I I : «Nous ne voulons pas etre lib¬
res»
1 6
. Вот таким людям и надо было сначала доказать несостоятельность их объяснений, прибегнув к иному способу. Однако и доказательство не было делом совсем уж нефилософским. Ведь если, по словам Платона и Аристотеля,
философ по преимуществу любит достойное удивления 17,
то, выходит, он вполне занят своим делом, когда повсюду
выискивает удивительное, в особенности если оно искажено и прикрыто ложными объяснениями, а он освобождает
его от таких покровов и стремится явить миру во всей чистоте облика. Да и со стороны формы — ведь простого перечисления тут мало — занятие было философским, поскольку применялся метод, при котором истинное достигается
путем последовательного отрицания относительно-истинного, т. е. одновременно и относительно-ложного. Но философией мифологии наше объяснение сделалось лишь тогда,
когда не осталось никакой иной возможной предпосылки,
кроме необходимого и вечного отношения человеческой
345природы, которое в поступательном движении превращается для человека в закон. И потому мы не выдвинули наше
понятие как бы диктаторским жестом, сверху вниз, а обосновывали его, начиная снизу, что единственно можно считать убедительным для всех. Взгляды других должны были
послужить нам при этом руководством к достижению
взгляда истинного, потому что среди всех этих взглядов нет
такого, который не постиг бы одной стороны, какого-либо
момента в п р е д м е т е , — все такие стороны и моменты необходимо постигнуты и осмыслены также и завершенной теорией.
Позиция этой первой части нашего исследования была
по преимуществу историко-критической, или диалектической, и время, затраченное на нее, не сочтет дурно употребленным ни один человек, знающий ценность для науки полного, начинающего с самых основ и исчерпывающего все
возможности, исследования хотя бы одного предмета.
Понятие «философия мифологии» входит в более общее — теория мифологии. Одно и то же может становиться
предметом чисто внешнего познания, когда речь идет просто о наличном бытии предмета, не о его сущности; если
подняться до сущности, познание будет теорией. Отсюда
легко усмотреть, что возможна лишь теория того, в чем есть
истинная сущность; понятие же сущности состоит в следующем — быть принципом, источником бытия или движения. Механизм не действует сам по себе, и, однако, слово
«теория» применяется к чисто механическому порождению
движения, тогда как не говорят о теории в тех случаях,
когда нет хотя бы видимости внутреннего источника движения, внутренней сущности, все приводящей в движение.
Такая сущность, такой внутренний принцип отсутствует в мифологии, если следовать прежним ее объяснениям, которые по этой причине можно называть «теориями», лишь злоупотребляя этим словом. Теория любого естественного или исторического предмета — это не что иное,
как философское созерцание его, причем все дело в том,
чтобы открыть в нем зародыш живого, тяготеющий к развитию, или вообще истинную, настоящую его природу.
На первый взгляд нет ничего менее сходного, нежели
истина и мифология, что выражено и тем словом, которым
пользовались долгое в р е м я , — «учение о баснях» * 1 8; нет
больших противоположностей, чем философия и мифоло-
* Известно, что греческое слово «миф» не влечет за собою непременно то побочное понятие, с которым связано для нас слово «фабула»,
«басня».
346гия. Однако в самом противоречии заключены определенное требование, определенный призыв и задача — именно
в этом кажущемся неразумии надо открыть разум, в этой
кажущейся бессмыслице — смысл, причем не так, как пытались делать прежде, когда, рискнув считать что-то разумным или осмысленным, именно это провозглашали существенным, все же остальное объявляли случайным, относящимся к облачению или к искажению сущности. Намерение, напротив, должно быть таким, чтобы и форма явилась
как необходимая и постольку разумная.
Если кто-нибудь видит в мифологии лишь то, что противится нашим обычным понятиям, так что она представляется ему как бы вовсе недостойной какого-либо рассуждения, тем более философского созерцания, тот пусть поразмыслит над тем, что конечно же природа не вызывает
удивления у человека бездумного, чей взгляд притупился
от каждодневного наблюдения ее, а между тем мы вполне
можем представить себе такое духовное и нравственное
настроение, для какого эта же природа явится не менее
невероятной, удивительной и странной, чем сама мифология! Человек, привыкший жить в высоком духовном и моральном экстазе, вполне мог бы спросить, когда бы его
взгляд вновь нечаянно упал на землю: для чего эти нагромождения материи, бесполезно растраченной на фантастические формы скал и утесов? Могло ли Богу или все равно
какому моральному существу нравиться творить подобный
мир? Для чего эти фигуры животных, отчасти баснословные, отчасти чудовищные, в самое существование которых,
по большей части совершенно бесцельное, мы бы не поверили, если бы не видели их собственными глазами? Для чего
в поведении животных так много неприличного? Для чего
вообще этот материальный мир? Почему не существует
один лишь чистый мир духов, что было бы вполне понятно
нам? И все же мы не можем не искать в этой ставшей непонятной для нас природе изначальный смысл, суть ее возникновения. Конечно, многие из тех, кто видит в мифологии лишь бессмысленное и пошлое «учение о баснях»,
думают о ней ничуть не хуже, чем думают о природе некоторые не симпатизирующие натурфилософии философы,
которые не знают иных предикатов ее: она-де и бессмысленная, и неразумная, и небожественная и т. д. А насколько
больше людей будут так судить о мифологии! И потому не
было бы ничего удивительного, если бы философию мифологии поначалу ожидала та же судьба, что и натурфилософию, которая теперь всеми, однако, признается и стала
347необходимым элементом общей философии.
Есть и такие предметы, на которые философия должна
смотреть как на совершенно внеположные ей. Сюда относится все, в чем нет существенной действительности, что
является «чем-то» лишь в произвольном мнении людей. Но
мифологический процесс есть нечто такое, что совершилось
в человечестве независимо от его мнений и желаний. Внеположно философии и все просто сделанное. А мифология — это естественная, необходимая поросль; мы признали, что поэзия может ее разрабатывать и может даже
расширять ее содержание, однако тут то же самое, что и с
языком: им можно пользоваться, можно расширять его,
в известных пределах можно обогащать его своими изобретениями, однако основа его такова, что на нее даже не распространялись человеческие изобретения и воля, все это не
сделано человеком.
С чем не имеет философия ничего общего, это, далее,
все испорченное и искаженное; лишь исконное, изначальное имеет для нее значение. Возможно, что в различных
учениях о Богах можно встретить отдельные разошедшиеся, выпавшие из своих пазов части (как во всем, что про¬
шло через руки людей), однако сама мифология не возникла вследствие порчи, она — изначальное порождение сознания, устремленного к своему восстановлению.
Третье, в чем не может обосноваться и что не может
познавать ф и л о с о ф и я , — это безграничное, неконченное.
А мифология — это истинная целостность, нечто завершенное со всех сторон, удерживаемое в известных пределах, особый мир для себя; мифологический процесс —
это явление такой полноты протекания, как, например,
в физическом организме болезнь, правильно и естественно
протекающая, т. е. благодаря необходимой направленности
снимающая себя и восстанавливающаяся в здоровье; это
движение, которое исходит из определенного начала, проходит через определенные центры, достигает определенного конца, тем самым замыкая и завершая себя.
Наконец, противится философии мертвое, стоящее на
месте. А мифология — это нечто сущностно подвижное,
притом самодвижное; согласно с имманентным ей законом,
в ней живо высшее человеческое познание, оно оказывается
реальным, истинным, необходимым благодаря самому же
противоречию, в котором оно запутывается, которое оно
преодолевает.
Вы видите теперь: выражение «философия мифологии»
надо понимать в собственном смысле и точно так, как дру-
348гие, подобные е м у , — «философия языка», «философия
природы». В этом выражении есть какая-то неловкость —
постольку, поскольку многие под мифологией уже понимают науку о мифах. Такой неловкости можно было бы избежать, если бы я предпочел сказать «философия мира
мифа» или что-либо подобное. Однако всякому осведомленному человеку известно, что слово «мифология» употребляется также и в объективном смысле и означает целое мифологических представлений.
Пока еще можно было думать о том, чтобы рассматривать мифологию как целое, утратившее внутреннюю
взаимосвязь, как целое, в основе которого лежала некая
праисторическая философия, под «философией мифологии» можно было понимать именно эту самую потонувшую
в ней философию, которую мы, скажем, вознамерились бы
вывести на свет или восстановить по ее обломкам. Однако
теперь такое неверное понимание стало невозможным.
Если бы все дело было только в том, чтобы отвоевать для
философии некоторое влияние на разработку мифологии,
то тут не было бы надобности в тщательном обосновании.
Влияние такое давно уже признано; если не научная и глубокая, так случайная и поверхностная философия не преминет изречь свои суждения по поводу мифологии — относительно тех состояний человеческого рода, которые будто бы ей предшествуют. Некоторую сопряженность с внутренним смыслом мифологии философия обрела лишь вместе со своим собственным внутриисторическим оформлением — с того времени, как она начала свое поступательное движение через исторические моменты, с того времени,
как она заявляет о себе как об истории по меньшей мере
самосознания *, — метод, который впоследствии был еще
расширен и продолжает воздействовать вплоть до настоящего времени; более реальной стала эта сопряженность,
когда необходимым моментом развития вошла в философию природа.
Мифология, бесспорно, наиболее родственна природе —
помимо того, что она столь же всеобща, у нее есть то общее
с природой, что она предстает как замкнутый в себе мир,
а по отношению к нам — как прошлое. Посему нельзя не
заметить известную тождественность содержания. Могло
считаться вполне приемлемым представлением смотреть на
мифологию как на природу, возвышенную до духа путем
своего преломления. Недоставало, однако, средств, чтобы
* System des transcendentalen Idealismus. Tubingen, 1800 1 9.
349постичь такое возвышение; бесспорно, более ранние объяснения в таком духе обрели бы большую значительность,
если бы не этот недостаток подлинно натурфилософских
идей. Однако благодаря философии, в которой все естественное неожиданным образом одновременно приняло значение божественного, исследование