себя в другом отношении случайным,
но здесь существенно для существования целого.
Однако не в меньшей степени, чем в организме, развертывается связь тяжести, и свет в качестве всеполноты в
едином, вечного покоя в вечном движении, обнаруживает в
живом существе совершенные или несовершенные центры.
В возрастающем развитии единичное, пребывая как будто в
покое, в действительности становится равным целому, подобно тому как сила каждой точки органа зрения охватывает весь небосклон и точка равна бесконечному пространству.
Здесь еще раз гипостазируется тройственная связка, и
каждая формируется в свойственном ей мире.
Темная связь тяжести распадается в разветвлениях
растительного мира и открывается свету.
Бутон света раскрывается в животном царстве.
Абсолютная связка, единство и средоточие того и другого, может обрести саму себя только в одном, и, только начи-
48ная от этой точки, она может в повторном развертывании
вновь расшириться до бесконечного мира. Это одно есть
человек; в нем связь полностью прорывает связанное и
возвращается в свою вечную свободу.
Между тем если организм в общем покоится на действительности и самоутверждении абсолютной связки, то и в
каждой его отдельной сфере должны быть представлены
противоположность и единство обоих начал.
Однако истинное единство обоих начал есть то, в котором одновременно пребывает их сущностность. Если бы
каждое из них было представлено только как частичное целое, а не как целое в своей самости, то самостоятельность
каждого начала была бы снята, и то высшее отношение
божественного единства, отличие которого от единства
только конечного мы уже объяснили в другом месте тем,
что в нем соединены не такие противоположности, которые
нуждаются в объединении, а такие, каждая из которых
могла бы быть для себя и все-таки не есть без д р у г о й , —
это высшее отношение божественного тождества было бы
уничтожено.
Это отношение представлено только в противоположности и единстве полов.
Царство тяжести так, как оно в общем и целом формируется в растительном мире, персонифицировано в единичном женским родом, свет — мужским.
Божественная связь, которая опосредствует оба начала
и есть вечно созидающее, со слепой силой совершает, не
познавая себя (ибо любовь познает самое себя только в
одном), великое дело размножения. Связанное становится
здесь, подобно связи, созидающим, порождающим, самого
себя утверждающим.
Подобно тому как тройственная связь вещей пребывает
в вечном в качестве единого и посредством своего единства
создает целое, эта связь, поскольку посредством человеческой природы она познает саму себя лишь в преходящем,
порождает наконец в качестве совершенного и непреходящего отпечатка самой себя мироздание и божественные
всеобъемлющие светила, говорить о которых должным
образом нам в данной работе не позволяет отсутствие места.
Лишь одно в качестве ближайшего мы здесь заметим:
пространство и время, взаимно отрицаемые в своей несущественности в небесном теле и тем самым существенно
положенные, полностью уравновешиваются в обращении.
Целью самой высокой науки может быть только одно:
показать действительность, действительность в самом стро-
49гом смысле слова, настоящее, живое бытие и присутствие
Бога в целостности вещей и в единичном. Как можно было
требовать доказательства этого бытия? Разве можно задавать вопрос о бытии бытия? Оно — целостность вещей, как
и вечное; но Бог есть единое в этой целостности; это единое
во всеполноте познаваемо в каждой части материи, все
живет только в нем. Однако так же непосредственно налич
и в каждой части познаваема всеполнота в едином —
она повсюду раскрывает жизнь и даже в преходящем
развертывает цветок вечности. Священную связь, посредством которой тяжесть и свет составляют единое, мы ощущаем в нашей жизни и ее чередующихся проявлениях,
например в чередовании сна и бодрствования, когда мы то
оказываемся во власти тяжести, то возвращены свету. Всесвязка (All-Kopula) есть в нас самих в качестве разума и
свидетельствует нашему духу. Здесь речь уже идет не о
чем-то внеприродном или сверхприродном, а о непосредственно близком, о единственно действительном, которому
мы и сами принадлежим и в котором мы пребываем. Здесь
не преодолевается предел, не пересекается граница, так как
их в самом деле нет. Все те возражения, которые издавна
выдвигались против философии, где речь идет о божественном, или против плохо понятых либо недостаточно продуманных попыток создать подобную философию, по отношению к нам совершенно тщетны: когда наконец поймут,
что в применении к той науке, которой мы учим и которую
мы отчетливо постигаем, такие слова, как имманентность и
трансцендентность, одинаково пусты, так как именно эта
противоположность в ней снимается и все сливается в
единый проникнутый Богом мир?
Многообразный опыт показал мне, что для большинства
величайшее препятствие в постижении и живом понимании
философии составляет их непреодолимое убеждение в том,
что предмет ее следует искать в безбрежной дали; вследствие этого они, вместо того чтобы созерцать наличное,
прилагают все усилия своего духа, стремясь создать предмет, о котором вообще нет и речи.
Насколько невозможно увидеть в этом вопросе истину
тому, кто еще подвержен этому предрассудку, настолько же
просто и ясно представляется она тому, кому подобное
заблуждение либо вообще неведомо, либо кто по счастливому свойству своей природы или каким-либо иным образом
избавлен от него. В данной философии отсутствуют абстракции, привносящие в нее эти заблуждения. Все то, что
разум познает как вечное следствие божественной сущ-
50ности, содержится в природе не только как отпечаток, но и
во всей своей действительной истории. Природа не просто
продукт непостижимого творения, но само это творение;
не только явление или откровение вечного, но одновременно и само это вечное.
Чем больше мы познаем единичные вещи, тем больше
постигаем мы Бога, говорит Спиноза; и теперь еще нам
надлежит со все большей убежденностью взывать к тем, кто
хочет открыть науку о вечном: придите к физике и
познайте вечное!
Упорядоченность и сцепление в природе не мог бы иначе выразить и тот, кто подходит к ней просто с чистым,
радостным чувством и способностью воображения; и если
бы он захотел облечь в слова и высказать со всей
искренностью свое понимание сущности этого мира, он,
простой созерцатель, не мог бы найти для этого другое
выражение, отличное от того, которое нашли мы. Правда,
образования так называемой неодушевленной природы,
вследствие того что они лишь издалека показывают нам
субстанцию, позволят ему лишь смутно прозревать их силу
в виде глубоко сокрытого огня; но и здесь, в металлах, в
камнях, нельзя не познать неизмеримой мощи того властного стремления к определенности, даже к индивидуализации, выражением которой служит все наличное бытие.
Как бы поднятая из необозримой глубины, субстанция
являет себя наблюдателю уже в травах и растениях (в
каждом цветке, раскрывающем лепестки, постигается как
будто принцип не одной, а многих вещей), пока гипостазированная в животном организме некогда бездонная сущность не подступает к наблюдателю все ближе и ближе, взирая на него широко открытыми глазами, преисполненным
значения взором. Правда, она как будто все еще стремится скрыть некую тайну и обнаружить лишь отдельные
стороны самой себя. Но разве не введет в конце концов
именно эта божественная неясность и непостижимая полнота созданий и его, простого наблюдателя творений,
после того как он утратил всякую надежду постичь их
рассудком, в священную субботу природы, в разум, где
природа, пребывая над своими преходящими творениями,
познает и истолковывает саму себя как саму себя. Ибо,
когда мы замолкаем в себе, с нами говорит она.ОБ ОТНОШЕНИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ
ИСКУССТВ К ПРИРОДЕ
1807
Торжественные дни, подобные сегодняшнему 1, ознаменованному именем короля и возвышенными речами призывающему всех к радостным чувствам, как бы сами ведут
нас — поскольку достойно отметить их можно лишь словом
и речью — к размышлениям, которые, напоминая о всеобщем и достойнейшем, так же объединяют слушателей в
духовном соучастии, как их объединяют патриотические
чувства нашего времени. Ибо что вызывает большую благодарность земным властителям, чем дарование и сохранение возможности спокойно наслаждаться всем выдающимся и прекрасным? Поэтому мы не можем размышлять
об их благодеяниях и созерцать всеобщее благоденствие,
не переходя непосредственно к общечеловеческим проблемам. Вряд ли можно было бы в сей праздничный день
более единодушно преисполнить все сердца радостью, чем
открыв и предоставив всеобщему обозрению истинно великое произведение изобразительного искусства; однако не
менее объединяющей и вместе с тем соответствующей этому посвященному только наукам месту окажется, как мне
представляется, попытка вообще открыть сущность произведения искусства и как бы заставить его возникнуть
перед нашим духовным взором.
Какие только чувства, мысли и суждения не высказывались с незапамятных времен об искусстве! Как можно было
бы поэтому надеяться на то, что перед лицом столь просвященных знатоков и проницательных ценителей нам
удастся придать новую привлекательность предмету нашей
речи, если бы не то обстоятельство, что он чужд всякой
внешней красивости, и если бы в своей речи мы не опирались на ту всеобщую склонность и восприимчивость,
которая распространяется на него! Ибо другим предметам
значимость придается красноречием или, если им присуще
нечто необычайное, то вера в них достигается мастерством
изложения. Преимущество искусства состоит в том, что оно
52дано зримо, и сомнения, возникающие часто в связи с
превышающим обычную меру совершенством, устраняются
самим произведением; то, что не было бы понято в идее,
предстает здесь перед нашим взором в своем воплощении.
Тема нашей речи находит свое оправдание также и в том,
что в многочисленных теориях, выдвинутых в данной области, все-таки уделялось недостаточное внимание вопросу
об истоках искусства. Ибо большинство художников, хотя
и стремятся подражать природе, редко обретают понятие о
том, какова же сущность природы. Что же касается знатоков и ценителей искусства, то они из-за большей недоступности природы предпочитают обычно выводить свои теории
из наблюдения над душой, чем из науки о природе. Между
тем подобные теории оказываются обычно просто плоскими: в них в общих чертах говорится кое-что дельное и
истинное об искусстве, но для самого художника они
непригодны, а в его работе совершенно бесполезны.
Согласно древнему изречению, изобразительное искусство должно быть немой поэзией 2. Тот, кому принадлежит
это высказывание, хотел, без сомнения, сказать следующее:
оно, так же как поэзия, должно выражать духовные идеи,
понятия, истоки которых находятся в душе, но не посредством слов, а как безмолвствующая природа — посредством образов, посредством форм, посредством чувственных,
независимых от него творений. Следовательно, изобразительное искусство безусловно служит действенной
связью между душой и природой и может быть постигнуто
лишь в живом средоточии обеих. И поскольку в своем
отношении к душе оно не отличается от любого другого искусства, в частности от поэзии, то присущее ему
одному своеобразие состоит в том, что связывает его с
природой и дозволяет ему являть собой подобную ей
созидающую силу. Только из этого должна, следовательно,
исходить теория, способная удовлетворить рассудок и
быть плодотворной для искусства.
Поэтому, рассматривая изобразительное искусство в
отношении к его истинному образцу и первоисточнику,
к природе, мы надеемся внести некоторый вклад в его
теорию и дать ряд более точных определений или пояснений понятий; главное же — показать внутреннюю связь
всей системы искусства в свете высшей необходимости.
Но разве это отношение не было с давних пор постигнуто наукой? Разве не все теории Нового времени исходили
из определенного положения, согласно которому искусство
должно подражать природе? Действительно, так оно и бы-
53ло; однако чем это расплывчатое общее положение могло
помочь художнику при столь многозначном понятии природы, представлений о которой существует едва ли не
столько же, сколько различных образов жизни? Ведь для
одних природа — не более чем мертвый агрегат неопределенного числа предметов или пространство, в котором
они мыслят вещи как бы поставленными в некое вместилище; для других она лишь почва, обеспечивающая им
питание и существование; и лишь для одухотворенного
исследователя природа