Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:PDFTXT
Сочинения. Том 2

вопрос

несколько шире.

Точка, в которой каждая философия находится в согласии или в конфликте со всеобщим человеческим сознанием,

определяется тем, как в ней дано объяснение наивысшего,

объяснение Бога. Какое же место занимает Бог в последней

изложенной здесь философии? Сначала он только результат, высшая и последняя, все завершающая идея — в полном соответствии с местом Бога и в прежней метафизике

и с тем, которое отвел ему Кант; для Канта Бог был лишь

идеей, необходимой для формального завершения человеческого познания. В системе, изложенной нами последней,

Бог был в конце как субъект, над всем победоносно остановившийся субъект, который уже не может опуститься до

объекта; именно этот субъект прошел через всю природу,

всю историю, через последовательность всех моментов и

казался как бы лишь их последним результатом, и это про-

493хождение через все было здесь представлено как подлинное движение (не как продвижение только в сфере мышления), более того, как реальный процесс. Между тем я могу

мыслить Бога как конец или просто результат моего мышления, подобно тому как он определялся в прежней метафизике, но не могу мыслить его как результат объективного

процесса. Этот принятый в качестве результата Бог не мог

бы, далее, если он Бог, иметь в качестве предпосылки чтолибо вне себя (praeter se), разве что самого себя; и в том

изложении он действительно имеет в качестве предпосылки

более ранние моменты своего развития. Из этого — из последнего утверждения — следует, что этот Бог в конце всетаки должен быть определен как тот, который был и вначале, что, следовательно, тот субъект, который проходит через весь процесс, уже вначале и в продвижении есть Бог,

до того, как он в результате полагается как Бог, что в этом

смысле все есть Бог и проходящий через природу субъект

также есть Бог, только не как Бог, следовательно, Бог только вне его божественности, или в его овнешнении, или в его

инаковости в качестве для самого себя другого, не как тот,

который он есть только в конце. Вместе с тем, приняв это,

мы наталкиваемся на следующие трудности. Очевидно, что

Бог проходит здесь определенный процесс и уж во всяком

случае, для того чтобы быть как Бог, подчинен становлению, а это настолько противоречит принятым представлениям, что вряд ли может когда-либо рассчитывать на общее

признание. Между тем философия есть философия лишь

для того, чтобы обрести общее понимание, убежденность

в своей правоте и тем самым общее одобрение, и каждый,

кто создает философскую систему, претендует на это. Можно, конечно, сказать: Бог подвергает себя этому становлению именно для того, чтобы полагать себя как таковой, и это

действительно надо сказать. Однако, как только это сказано, становится очевидным, что в таком случае надлежит

либо допустить какое-то время, когда Бог не был как таковой (а этому вновь противоречит общее религиозное сознание), либо отрицать, что такое время когда-либо было,

т. е. объяснять то движение, то деяние как вечное деяние.

Однако вечное деяние не есть деяние. Тем самым все представление об этом процессе и этом движении оказывается

чисто иллюзорным, по существу ничего не произошло,

все происходило лишь мысленно, и это движение было

лишь движением мышления. Этим должна была бы воспользоваться та философия; этим она исключила бы все

возражения, но тем самым она отказалась бы от своей

494претензии на объективность, т. е. должна была бы признать

себя наукой, где о существовании, о том, что действительно

существует, а следовательно, и о познании в этом смысле

вообще нет и речи, где рассматриваются лишь отношения,

занимаемые предметами в чистом мышлении, и поскольку

существование всегда есть нечто положительное, т. е. то,

что полагается, в чем заверяют, что утверждают, то она

должна была бы признать себя чисто отрицательной философией и тем самым оставить место для философии, которая относится к существованию, т. е. для положительной

философии, не выдавать себя за абсолютную философию,

ту философию, которая ничего не оставляет вне себя. Понадобилось длительное время для того, чтобы философия

достигла ясности в этом вопросе, ибо развитие философии всегда идет медленно. Впрочем, тот период оказался

еще более длительным благодаря эпизоду, противостоящему этому развитию, и об этом эпизоде следует сообщить

хотя бы необходимое.ГЕГЕЛЬ

Названная только что философия могла бы рассчитывать на всеобщее признание, если бы она выступила как

наука о мышлении и разуме и представила Бога, к которому она в конце приходит, как чисто логический результат

своих предшествовавших опосредствований; но, приняв видимость противоположного, она обрела совершенно проти¬

воречащий даже ее собственной изначальной идее характер, в результате чего о ней, естественным образом, стали

высказывать меняющиеся и самые различные суждения.

Можно было еще надеяться на то, что она отступит к действительно отведенным ей границам, объявит себя отрицательной, чисто логической философией, когда Гегель выставил в качестве первого требования философии, чтобы

она отступила в сферу чистого мышления и чтобы единственным непосредственным ее предметом было чистое понятие. Нельзя отрицать заслугу Гегеля, которая заключается

в том, что он отдавал себе отчет в чисто логической природе

той философской системы, которую он решил разработать

и которую обещал довести до ее наиболее совершенной

формы. Если бы он удержался на этой позиции и строго

развил эту мысль, полностью отказавшись от всего положительного, то он подготовил бы решительный переход к положительной философии, так как отрицательное, отрицательный полюс, никогда не может пребывать в своей чистоте, не требуя сразу же наличия положительного. Однако

этот отход в сферу чистого мышления, к чистому понятию,

был связан — что становится очевидным с первых же страниц гегелевской «Логики» — с притязанием на то, что понятие есть все и ничего не оставляет вне себя. Гегель высказывает это следующим образом: «Метод есть лишь движение самого понятия, но в том значении, что понятие есть

все и что его движение есть всеобщая абсолютная деятельность. Метод есть поэтому бесконечная сила познания

(здесь, после того как сначала речь шла только о мышлении

и понятии, внезапно появляется притязание на познание.

Между тем познание есть нечто положительное, и предмет

его — только сущее, действительное, тогда как мышление — только возможное и, следовательно, только познаваемое, а не познанное) — метод есть поэтому бесконечная

сила познания, которой никакой объект, поскольку он

496предстает как внешний, отдаленный от разума и независимый от него, не может оказывать сопротивление» 1.

Положение «Движение понятия есть всеобщая абсолютная деятельность» не оставляет и для Бога ничего другого,

кроме движения понятия, т. е. возможности и самому быть

только понятием. Понятие имеет здесь значение не просто

понятия (это Гегель решительно отрицает), а значение

самой вещи; и подобно тому как в писаниях Зендавесты мы

читаем: истинный творец есть время, и Гегель, которого

нельзя упрекнуть в том, что, по его мнению, Бог есть только

понятие, полагает: истинный творец есть понятие; в понятии мы обретаем творца и ни в каком другом творце, кроме

этого, уже не нуждаемся.

Именно этого Гегель пытался избежать, избежать того,

чтобы Бог был положен только в понятии, хотя в логической философии иначе быть и не может. Не столько Бог

был для него просто понятием, сколько понятие — Богом,

понятие обладало в его понимании значением Бога. Его

мнение таково: Бог есть не что иное, как понятие, которое,

проходя различные ступени, становится самосознающей

идеей, в качестве самосознающей идеи отпускает себя в

природу и, возвращаясь из нее в самое себя, становится абсолютным духом.

В какой мере Гегель не склонен считать свою философию чисто отрицательной, явствует из его утверждения:

она есть философия, которая ничего не оставляет вне

себя. Своей философии он приписывает самую объективную значимость, и особенно совершеннейшее познание

Бога и божественных в е щ е й , — познание, которое Кант

считал недоступным разуму, якобы достигнуто его философией. Более того, он не останавливается и перед тем,

чтобы приписывать своей философии даже познание христианских догматов — в этом отношении наиболее характерно его изложение учения о триединстве, которое вкратце

сводится к следующему: Бог-отец до сотворения мира

есть чисто логическое понятие, проходящее в чистых

категориях бытия. Поскольку, однако, сущность Бога состоит в необходимом процессе, он должен открыть себя;

это откровение, или овнешнение, его самого есть мир и есть

Бог-сык. Однако Бог должен снять и это овнешнение

(которое составляет выход из чисто логического — Гегель

настолько не осознавал, в какой мере его философия

в целом носит чисто логический характер, что предполагал

выйти из нее с помощью натурфилософии) — Бог должен

снять и это овнешнение, это отрицание его чисто логи-

497ческого бытия, и вернуться к себе, что происходит с помощью человеческого духа в искусстве, в религии и полностью в философии, причем этот человеческий дух есть

одновременно и святой дух, в котором Бог только и достигает полного осознания самого себя.

Видите, как понимается тот процесс, который введен

предшествовавшей философией, и как он самым решительным образом рассматривается в качестве объективного

и реального. Поэтому, сколь ни велика заслуга Гегеля

в том, что он осознал чисто логическую природу и значение науки на той стадии, на которой она тогда находилась, сколь ни велика, в частности, его заслуга в том,

что он выявил скрытые прежней философией в реальности логические отношения как таковые, следует все-таки

признать, что в своей разработке его философия (именно

в ее претензии на объективную, реальную значимость)

оказалась в значительной степени более несообразной, чем

была когда-либо предшествовавшая ей, и что я поэтому

отнюдь не был несправедлив, назвав ее эпизодом.

Я определил в общих чертах место гегелевской системы в развитии философии. Однако, для того чтобы

доказать это более определенно, я считаю нужным подробнее остановиться на основном ходе мыслей в развитии

этой системы.

Для того чтобы привести понятие в движение, Гегель

должен вернуть его к какому-либо началу, где оно дальше

всего от того, что должно быть результатом движения.

В сфере логического, или отрицательного, существует

в большей или меньшей степени только логическое, или отрицательное, так как понятие может быть более или менее

наполненным, охватывать собой больше или меньше.

Гегель отходит к самому отрицательному из всего мыслимого, к понятию, в котором может быть меньше всего

познано, которое, следовательно, как утверждает Гегель,

насколько это возможно, свободно от всякого субъективного определения, тем самым наиболее объективно. И это

понятие у него — понятие чистого бытия.

Как Гегель приходит к этому определению начала,

можно, пожалуй, объяснить следующим образом.

Субъект, служивший предшествующей философии отправным пунктом, был в отличие от фихтевского Я,

который есть субъект только нашего, человеческого, сознания, по существу для каждого лишь субъект собственного

сознания и в отличие от этого лишь субъективного субъекта

определен в послефихтевской философии как объективный

498(положенный вне нас, независимый от нас) субъект, и поскольку одновременно утверждалось, что развитие должно

только еще идти от этого объективного субъекта к субъективному (к положенному в нас), то тем самым процесс

был в общем определен как продвижение от объективного

к субъективному. Отправным пунктом было субъективное

в его полной объективности, следовательно, оно было всетаки субъективным, а не только объективным, как Гегель

определил свое первое понятие в качестве чистого бытия.

В той (предшествующей) системе то, что в ней находится

в движении, есть субъект, только не в качестве такового,

уже положенного, но, как было указано раньше, есть

лишь такой субъект, который может быть и объектом,

следовательно, он — не решительным образом

Скачать:PDFTXT

Сочинения. Том 2 Шеллинг читать, Сочинения. Том 2 Шеллинг читать бесплатно, Сочинения. Том 2 Шеллинг читать онлайн