Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
О великом переселении народов, о крестовых походах и о средних веках

Фридрих Шиллер

О великом переселении народов, о крестовых походах и о средних веках.

[Новая система общественного устройства… — Имеется в виду феодальный строй.], рождённая на севере Европы и Азии и установленная новыми народами на развалинах Западной империи, теперь уже имеет почти семивековую давность — срок достаточно длительный, чтобы испытать себя на этой новой, более обширной арене и в новых соотношениях, развиться во всех своих видах и разновидностях и пройти через все свои различные формы и изменения. Потомки […вандалов, свевов, аланов, готов, герулов, лангобардов… — Вандалы — восточно-германское племя, обитавшее по Одеру. Во II в. вандалы начинают продвигаться на юг, в 174 г. они были расселены императором по Дунаю, в римской провинции Дакии. В тридцатых годах IV в., вытесненные отсюда вестготами, они перешли на запад в Папиллию, а затем под напором гуннов в Галлию и далее совместно с аланами и свевами в Испанию. Отсюда, снова вытесненные вестготами, вандалы во главе с королём Гейзерихом переправились в 429 г. в Африку. В 439 г. ими был взят Карфаген, в 455 г. захвачен и разграблен Рим, при этом было уничтожено большое количество памятников культуры. Неистовства вандалов во время их двухнедельного пребывания в Риме стали нарицательными — отсюда самое слово «вандализм». Созданное вандалами в Северной Африке государство пало в 533 г. под ударами византийских войск. Свевы — собирательное название германских племён, обитавших между Эльбой и Одером. В начале V в. вторглись вместе с аланами и вандалами на Пиренейский полуостров. Аланы — северокавказское племя, предки современных осетин. В IV в. аланы были покорены гуннами и приняли участие в походах последних. Часть аланов в начале V в. вторглась совместно с вандалами и свевами в Испанию, а затем переправилась в Африку. Готы — группа восточногерманских племён, утвердившаяся в III в. в Северном Причерноморье. Готские племена, осевшие по Днестру, получили название вестготов (западных готов), а по Днепру — остготов (восточных готов). Остготы были в 375 г. разбиты гуннами; часть остготов покорилась гуннам, другая их часть поселилась в Паннонии к северу от Дуная. Вестготы, теснимые гуннами, перешли в 376 г. через Дунай и поселились в римской провинции Мезии. Они возглавили ряд восстаний варваров и рабов против Рима; в 410 г. вестготы, возглавляемые Аларихом, взяли Рим. Вскоре, однако, вестготы покинули пределы Италии и основали в 419 г. в Аквитании (юго-западная часть Галлии между реками Луарой и Гаронной) первое варварское государство. В середине V в. вестготы завладели Испанией, вытеснив отсюда вандалов и аланов. Только северо-западная часть Испании осталась в руках свевов, основавших здесь своё государство. В 493 г. остготы основали в Италии своё государство; в 554 г. остготское государство было разгромлено византийскими войсками. Герулы — одно из северных германских племён, в III в. совместно с готами переселились в Причерноморье, а затем в Паннонию. Лангобарды — германское племя, обитавшее в устье Эльбы. К VI в. лангобарды продвинулись на юг в Паннонию, где соединились с герулами и племенем рушев. В 568 г. лангобарды завоевали Северную Италию и основали здесь королевство (отсюда название Ломбардия). Лангобардское государство было разгромлено в конце VIII в. франками и присоединено к державе Карла Великого (768 – 814).], франков, бургундов и многих других народов прижились, наконец, на земле, которую их предки захватили вооружённою рукой; […но дух странствий и разбоя, приведший их в это новое отечество, опять пробудился в них на исходе одиннадцатого века… — Имеются в виду крестовые походы, начавшиеся в 1096 г. и окончившиеся в 1270 г.], в иной форме и по иным причинам. Европа теперь с лихвой отплатила юго-западной Азии за те нашествия и опустошения, которые она претерпела семьсот лет назад, когда в неё вторглись орды с севера той же Азии. Однако Европе посчастливилось значительно менее: если варвары, ценою потоков крови, сумели создать в Европе вековечные государства, то теперь их христианским потомкам пришлось пролить столько же крови, чтобы […завоевать в Сирии всего лишь несколько городов и замков, которые двести лет спустя им суждено было потерять вновь — и навсегда… — Завоевания крестоносцев в Азии достигали наибольших размеров в середине XII в. и занимали прибрежную полосу Сирии и Палестины, простираясь в некоторых пунктах вглубь страны. На этой территории были расположены государства крестоносцев: королевство Иерусалимское, княжество Антиохия, графство Триполи и графство Эдесса (образованное частично на армянских землях). Уже к концу XII в. эти владения сильно сократились. Последняя крепость крестоносцев — Акра пала в 1289 г.].

Безумие и ярость, породившие замысел крестовых походов, и насилия, сопровождавшие его осуществление, не могут быть заманчивыми для взора, привыкшего ограничиваться современностью. Но если мы будем рассматривать это событие в связи как с предшествующими ему, так и с последующими веками, то его возникновение покажется нам настолько естественным, что не возбудит в нас удивления, и настолько благодетельным по своим последствиям, что наше неодобрение превратится в совсем иное чувство. Если вникнуть в причины этого похода христиан в Святую землю, то он представится столь необходимым и даже неизбежным порождением своего века, что человек, совершенно неосведомлённый, сам должен был бы напасть на ту же мысль, если только ему подробно изложить исторические предпосылки этого явления. Если же вникнуть в следствия, то в этих походах можно усмотреть первый значительный шаг, посредством которого суеверие само начало исправлять зло, веками причинявшееся им роду человеческому, и, быть может, нет другой исторической проблемы, которую время разрешило бы столь исчерпывающе и в отношении коей гений, прядущий нить мировой истории, мог бы так убедительно оправдать себя перед человеческим разумом.

Мы видим, как человечество из неестественного и обессиливающего покоя, в который древний Рим погрузил все подпавшие под его власть народы, из расслабляющего рабства, при помощи которого он задушил самые деятельные силы бесчисленного множества людей, вступает в беззаконную, бурную свободу средних веков и, наконец, обретя после долгих блужданий отдых в счастливом равновесии между двумя крайностями, благотворно сочетает свободу с порядком, покой — с деятельностью, многообразие — с согласием.

Едва ли можно даже ставить вопрос о том, следует ли считать успехом, по сравнению с самой блистательной порой, в каком когда-либо находилось человечество, то счастливое состояние, которым мы наслаждаемся или приближение коего по крайней мере безошибочно распознаем; стали ли мы действительно совершеннее по сравнению с самыми лучшими временами Рима и Греции. Самое большее, что могли производить Греция и Рим, это — превосходных римлян, превосходных греков, однако […даже в самую блистательную свою эпоху нация никогда не возвышалась до создания превосходных людей… — Здесь нашли отражение ошибочные взгляды Шиллера на развитие человеческого общества в форме наций, как на пройденный этап в истории.]. Варварской пустыней представлялся афинянину весь мир, кроме Греции, и нам известно, что, размышляя о своём счастье, он очень высоко ставил превосходство своей страны. Римляне своею же рукой были наказаны за то, что на всей великой территории своего владычества не оставили ничего, кроме римских граждан и римских рабов. Ни одно из наших современных государств не может даровать право римского гражданства; но зато мы обладаем таким благом, о котором ни один римлянин, если он хотел им оставаться, не смел и помышлять. А мы приемлем его из такой руки, которая ни у кого не отнимает того, что дарует другому, и, однажды даровав, никогда не берёт обратно, — мы обладаем свободой человека, благом, которое — в резком отличии от гражданства римлянина! — растёт в цене по мере того, как множится число тех, с кем мы его разделяем, и которое, не завися ни от каких изменчивых форм правления, ни от каких государственных потрясений, покоится на твёрдой основе разума и справедливости.

Итак, успех очевиден, и весь вопрос в том, не было ли более краткого пути к достижению той же цели? Не могла ли эта благотворная перемена не столь насильственно развиваться из римского государства, и так ли уж необходимо было человечеству пройти через печальный промежуток от четвёртого до шестнадцатого столетия?

Разум не выдерживает существования в анархическом мире. Всегда стремясь к согласованности, он предпочитает безуспешно защищать порядок, нежели равнодушно отказаться от него.

Были ли великое переселение народов и последовавшее за ним средневековье необходимой предпосылкой для наших лучших времён?

Азия может дать нам кое-какие разъяснения. Почему не расцвели, следом за походами Александра, какие-нибудь свободные греческие республики? Почему мы видим, как Китай, обречённый на унылое прозябание, стареет в вековечном младенчестве? Потому что Александр в своих завоеваниях был человечен, потому что […горсточка его греков исчезла среди миллионов великого царя… — Дария III Кодомана (336 – 330 гг. до н. э.), держава которого была разгромлена греко-македонскими армиями. Хотя армия завоевателей действительно растворилась в местном населении, однако греческое завоевание оставило заметный след в истории покорённых стран. Держава Александра распалась после его смерти (323 г. до н. э.), и на её территории возникли новые, так называемые эллинистические государства с экономикой и культурой, значительно отличавшимися от предшествующей эпохи.], потому что […орды маньчжуров незаметно затерялись в необъятном Китае… — Имеется в виду завоевание Китая маньчжурами в XVII столетии. В начале XVI в. маньчжурские племена, занимавшиеся главным образом охотой и скотоводством, были ещё разрозненны. В роли объединителя страны выступил крупный местный феодал Нурхаци (1559 – 1626). Создав объединённую так называемую «восьмизнамённую» армию, Нурхаци начал борьбу против Китая. В этот период в Китае ширилось антифеодальное движение китайского крестьянства, вылившееся в мощное народное восстание. В 1644 г. повстанцы под руководством Ли Цзы-ченя овладели Пекином и свергли династию Мин. Преемник Нурхаци — Абахай, воспользовавшись помощью китайских феодалов, предавших родину, нанёс поражение Ли Цзы-ченю, овладел Пекином и объявил себя в 1644 г. китайским императором. Его преемники (династия Цин) правили Китаем до 1911 г. Войска маньчжур были размещены в важнейших пунктах и пограничных крепостях Китая. Маньчжуры, стоявшие на более низкой ступени развития, не оказали почти никакого влияния на развитие страны и вскоре были ассимилированы местным населением.]. Покорены были только люди; законы и обычаи, религия и государство остались победителями. Для деспотически управляемых стран — спасение только в гибели. Милосердные завоеватели, направляя туда поселенцев, питают хилое тело и могут лишь увековечить его недуг. Для того чтобы зачумленная страна не отравила здорового победителя, для того чтобы немец в Галлии не выродился в римлянина, как грек в Вавилоне выродился в перса, должна была быть разбита форма, которая могла стать опасной для него при свойственном ему духе подражания, и на новой арене, куда он теперь вступал, он должен был во всех отношениях оставаться более сильной стороной.

[Разверзается скифская пустыня и извергает на западные страны суровое племя… — Скифией античные авторы называли Причерноморские и Приазовские степи. В середине IV в. за Доном сложился большой союз племён во главе с племенем кочевников монгольского происхождения — гуннов (китайское название — хунну). В 375 г. гунны разгромили остготов и двинулись на Европу. Их

Скачать:TXTPDF

О великом переселении народов, о крестовых походах и о средних веках Шиллер читать, О великом переселении народов, о крестовых походах и о средних веках Шиллер читать бесплатно, О великом переселении народов, о крестовых походах и о средних веках Шиллер читать онлайн