чьей стороны поддержки, он ушёл домой и, сложив своё оружие перед входной дверью, воскликнул: «Я сделал для блага отечества всё, что мог!» Он не захотел бежать из Афин и продолжал горячо осуждать безумие граждан и бессовестность тиранов. На вопрос друзей, откуда у него берётся смелость противостоять тому, кто всесилен, он ответил: «Мой возраст придаёт мне мужество». Он умер, так и не увидев отчизну свободною.
Впрочем, Афины не стали добычей варвара. Писистрат был благороден и чтил законы Солона. В дальнейшем он дважды был свергнут своим соперником и дважды снова овладевал городом, пока, наконец, упрочив свою власть, не стал спокойно управлять государством; его подлинно значительные заслуги и великие добродетели заставили забыть о том, что он узурпатор. Покуда он стоял у власти, никто не чувствовал, что Афины потеряли свободу, настолько мягким и чуждым гнёта было его правление; казалось, властитель не он, но законы Солона. Писистрат положил начало золотому веку Афин; при нём занялась пленительная заря греческого искусства. Он умер, оплакиваемый всеми, как любимый отец.
Начатое им дело было продолжено его сыновьями, Гиппархом и Гиппием. Братья правили в полном согласии, в равной мере воодушевляемые любовью к науке. При них расцвело творчество Симонида и Анакреонта и была основана Академия. Всё устремилось […навстречу блистательному веку Перикла. — Перикл — крупнейший государственный деятель Афин, время его правления (443 – 429 гг. до н. э.) совпадает с наивысшим политическим и культурным расцветом афинской державы.].
© Перевод с немецкого А. Бобовича, 19??
Комментарии
Ликург — Государственное устройство, приписываемое Ликургу, относится современной наукой в основном к VIII в. до н. э. Существование самого законодателя хотя и представляется правдоподобным, однако не подтверждено историческими свидетельствами. С V в. до н. э. в Спарте существовал культ Ликурга — бога света.
Сенат — орган государственной власти, носил название герусии, то есть совета геронтов (старейшин). Герусия выполняла функции верховного суда, а также частично военного совета. Геронты в историческое время были выборными лицами. Оба басилевса (царя) были также членами герусии.
…продолжатель дела Ликурга восполнил этот пробел и добавил эфоров… — Коллегия эфоров (наблюдателей) состояла из пяти человек. Относительно времени возникновения и функций этого органа существуют большие разногласия во мнениях античных авторов. Главной задачей эфоров был контроль над действиями царей — басилевсов. Полномочия эфоров были чрезвычайно широкими: от них зависел набор ополчения, они контролировали действия царей в походах и имели право привлечь их к суду.
Он повелел всем гражданам Спарты питаться за общим столом… — Эти трапезы, носившие название сисситий, или фидитий, были одним из проявлений военизированного быта спартанцев. Женщины к участию в сисситиях не допускались и должны были, напротив, вести довольно замкнутый образ жизни.
…песнь в честь Кастора… — Кастор и Полидевк, братья-близнецы (известны также под именем Диоскуры — сыновья Зевса). Культ Диоскуров был широко распространён в Лаконии, а позднее в древнем Риме.
…их звали илотами, ибо первыми рабами спартанцев были жители расположенного в Лаконии города Гелоса… — В науке существует также мнение, что само слово «илот» означает покорённый, захваченный в плен. Илоты не были рабами в полном смысле этого слова. Илоты — порабощённое земледельческое население, закреплённое за земельными участками (клерами). Такой участок по жребию отдавался полноправному гражданину Спарты. Ни клеры, ни илоты не могли быть отчуждаемы. Спартанцы по условиям своего быта не могли жить на своих клерах, илоты вели хозяйство самостоятельно и отдавали спартанцам определённую часть урожая. Власть над илотами принадлежала Спартанскому государству в целом. Положение илотов было близким к положению общинных рабов.
Это мероприятие называлось криптией… — Криптии были полицейской мерой, преследовавшей цель предотвращения восстаний илотов путём уничтожения наиболее сильных и опасных из них. Несмотря на зверские расправы с илотами, последние часто восставали; в отдельных случаях восстания илотов угрожали самому существованию Спартанского государства.
Во время Пелопоннесской войны… — Война, охватившая всю древнюю Грецию в 431 – 404 гг. до н. э. Причиной её была борьба за гегемонию в Греции между афинской рабовладельческой демократией и спартанской рабовладельческой аристократией. В войне принимали участие два крупнейших политических объединения: с одной стороны, Пелопоннесский союз во главе со Спартой, с другой — афинская держава. Первый период войны (так называемая Архидамова война — от имени спартанского царя, вторгшегося в Аттику) завершился в 421 г. до н. э. компромиссным миром. В 415 г. до н. э. война, однако, возобновилась. Афиняне понесли ряд тяжёлых поражений на суше, вся Аттика была разорена, в 404 г. до н. э. спартанцы взяли и город Афины. В результате войны власть демократии в Афинах сменилась олигархическим управлением «тридцати».
…спартанский царь Леонид и триста героев, сражавшихся с ним вместе… — Имеется в виду подвиг спартанцев, ценой жизни задержавших продвижение персидской армии у Фермопильского ущелья в 480 г. до н. э. Шиллер приводит известное двустишие греческого поэта Симонида (556 – 469 гг. до н. э.), высеченное на памятнике, поставленном греками на месте сражения.
Насколько более прекрасным предстаёт нам в своём лагере под стенами Рима грубый воин Гней Марций… — известен под именем Кориолан. Изгнанный плебсом из Рима, он явился к стенам города в 490 г. до н. э. с вооружёнными отрядами племени вольсков. Только по просьбе матери и жены он согласился снять осаду. Этот эпизод использован Шекспиром для одной из своих драм.
Ваятели начали с небольших колонн в честь Гермеса и только в последующем возвысились до совершенных форм какого-нибудь Антиноя или ватиканского Аполлона… — Колонны в честь Гермеса (так называемые гермы), каменные столбы со скульптурным изображением головы бога Гермеса, считавшегося покровителем торговли и путешественников, имели культовое значение и ставились на перекрёстках дорог, на улицах и площадях древнегреческих городов, а также во многих общественных зданиях. Антиной — юноша исключительной красоты, любимец римского императора Адриана (117 – 138), сопровождавший его во всех походах, утонул в Ниле в 122 г. По приказу Адриана было изваяно множество статуй для увековечения красоты Антиноя. Наиболее известная скульптура находится в Луврском музее в Париже. Шиллер имеет в виду находящуюся в Ватикане знаменитую статую Аполлона Бельведерского, приписываемую мастеру Леохару (IV в. до н. э.).
Солон (ок. 639 – ок. 559 гг. до н. э.) — политический деятель и один из первых поэтов древней Аттики. Своим законодательством, охватывающим прежде всего отношения собственности, нанёс удар родовой аристократии и расчистил пути для развития рабовладельческой демократии в Афинах. Элегии Солона служат одним из источников изучения социальных отношений в Афинах в VII – VI вв. до н. э.
После смерти Кодра афиняне упразднили монархию, и верховная власть перешла к должностному лицу… носившему титул архонта. — Афинские цари известны только по преданиям; Кодр, последний из них, погиб в борьбе с дворянами. Создание института архонтата относится к глубокой древности. Первые архонты с различными функциями избирались, по-видимому, наряду с басилевсами. Об этом свидетельствует и тот факт, что звание басилевса носил один из архонтов.
Драконт — один из архонтов древних Афин. «Законы Драконта» представляют собой произведённую около 621 г. до н. э. запись действовавшего в Афинах обычного права. Шиллер неправильно освещает их сущность. Самый факт кодификации права ограничивал произвол родовой аристократии. Статьи, направленные против кровной мести, свидетельствовали о разложении родового строя и развитии рабовладельческого.
Рабы… царя царей… — то есть персидского царя.
Сисахфия — отмена долгов и долговой кабалы, которая явилась одним из поворотных моментов афинской истории. Дальнейшее развитие рабства в Афинах после этого идёт уже не за счёт членов самой общины, а за счёт иноплеменников. Сисахфия была направлена против родовой собственности, лежавшей в основе аристократического землевладения. Вместе с тем эта реформа носила умеренный характер, поскольку не было произведено раздела земли и оставались условия для дальнейшего сосредоточения земель в руках крупных землевладельцев.
Имущество всех афинских граждан подверглось оценке, исходя из которой они были разделены на четыре класса или разряда. — Эти разряды соответственно носили названия: пентакосиомедимны, всадники, зевгиты и феты. Солон, определяя границы между разрядами по доходам с земли, вероятно, подводил под эти категории также и состоятельных представителей торгово-ромесленного населения Афин, не имевших земельной собственности. Это деление населения на имущественные классы легло также в основу распределения военных повинностей.
…их объединяли по двое, чтобы общий доход обоих был равен тем же тремстам медимнам. Поэтому их называли «парной упряжкой». — Толкование Шиллера ошибочно. Лица, принадлежавшие к третьему разряду, были владельцами парной упряжки и должны были обладать доходом в двести медимнов (медимы равнялся приблизительно сорока одному литру).
Солон учредил сенат, в который вошло по сто человек от каждого из четырёх разрядов. — Члены сената (правильнее — буле, или Совет четырёхсот) избирались не от разрядов по имущественному цензу, а от четырёх фил или племенных союзов, которые населяли Аттику в древности. Совет четырёхсот сохранял, таким образом, архаичные черты родового строя.
Посреди Афин находилась обширная, предназначенная для народных собраний площадь… она звалась Пританеем. — Пританей — здание, находившееся на южной стороне площади, которая называлась агора.
…Солон закрепил… республику на двух этих судилищах, то есть сенате и ареопаге… — Совет четырёхсот не был судебным учреждением. Ареопаг — высший государственный совет, восходящий к глубокой древности. Его состав пополнялся бывшими архонтами. Законы Солона сузили компетенцию ареопага, часть его функций отошла к Совету четырёхсот и к народному собранию.
Гелиэя — суд присяжных, в котором могли принимать участие все граждане. Компетенция этого учреждения была чрезвычайно широкой: оно принимало отчёты должностных лиц, имело права расторжения государственных и частных договоров, а также занималось разбирательством всех дел, кроме уголовных, которые находились в ведении ареопага. Голиэя наряду с народным собранием была наиболее демократическим органом Афинского государства.
Сократ, Фукидид, Софокл, Платон. — Сократ (469 – 399 гг. до н. э.) и Платон (427 – 347 гг. до н. э.) — крупнейшие философы-идеалисты дровней Греции; Фукидид (455 – 396 гг. до н. э.) — выдающийся историк; Софокл (497 – 406 гг. до н. э.) — великий драматург. Все они были жителями Афин.
…приводил в содрогание и полчища Ксеркса… — Персидский царь Ксеркс (486 – 465 гг. до н. э.), из династии Ахеменидов, предпринял в 480 – 479 гг. до н. э. поход в Грецию. По подсчётам немецкого историка военного искусства Дельбрюка, армия Ксеркса насчитывала двести тысяч бойцов. Грекам эта армия, превосходившая во много раз их силы, представлялась огромной; так, Геродот оценивает её численность в 5.283.220 человек — цифра невероятная для того времени.
…во время войны с Филиппом, царём македонским… — Имеется в виду отец Александра Македонского, царствовавший в 359 – 336 гг. до н. э.
Аристофан (450 – 388 гг. до н. э.) — древнегреческий комедиограф. Произведения его являются ценным источником для изучения социальной и политической борьбы в Афинах в V – IV вв. до н. э.
…побывал при дворе египетского царя в Саисе. Рассказы о его встречах с Фалесом Милетским… — Сведения о путешествиях Солона содержатся в «Истории» Геродота. Саис — город в дельте Нила, столица фараонов позднего Египта. По преданию, Солон заимствовал некоторые законы фараона Яхмоса II (Амазиса, 569 – 520 гг. до н. э.). Фалес Милетский (624 – 547 гг. до н. э.) — основоположник греческой науки и философии.
…Солон нашёл государство, раздираемое на части борьбою трёх партий, во главе которых стояли… Мегакл и Писистрат. — Мегакл возглавлял партию