Иоанн Дунс Скот Избранное (Францисканское наследие)
ОТ ИЗДАТЕЛЕЙ
Выпуская в свет третий том серии «Францисканское наследие», мы
намеренно отошли от хронологического принципа, посвятив его великому
мыслителю конца XIII — начала XIV в. Дунсу Скоту. Тем самым
оказались пропущены его выдающиеся предшественники по Ордену,
такие замечательные богословы, философы и ученые-естествоиспытатели,
как Александр из Гэльса, св. Бонавентура, Роджер Бэкон, Иоанн Пэккам,
Матвей из Акваспарты, Ричард из Мидлтауна. Такое хронологическое
нарушение вызвано нашим стремлением после издания безыскусных, но
в то же время поэтически трогательных и жизненно глубоких сочинений
св. Франциска, а также сложных интерпретаций Священного Писания
св. Антония Падуанского показать тот огромный вклад, который Францисканский
орден внес собственно в философию.
Наиболее значительной фигурой из философов-францисканцев является,
безусловно, Дуне Скот. Сочинения этого, одного из сложнейших
авторов за всю историю философии, недаром получившего титул «Тонкого
Доктора», практически не переводились на русский язык. Таким образом,
это первая возможность для русского читателя познакомиться с
сочинениями великого мыслителя, которого прежде большинство специалистов-
гуманитариев знало только по изложению в курсах истории
философии.
Несмотря на то что от Дунса Скота нас отделяет рке семь столетий,
многие его размышления не утратили своей актуальности как в области
логики, метафизики и гносеологии, так и в области наук о человеке и обществе.
При подготовке настоящего издания были использованы тексты двух
антологий: Giovanni Duns Scoto. Antologia, Ban, 1996 (под ред. Джованни
Лауреола (OFM)) и Giovanni Duns Scoto. Ehsofo della tiberta, Padova,
1996 (под ред. Орландо Тодиско). Отбор фрагментов, как представленных
в данных антологиях, так и дополнительных, сверка латинского
текста по изданиям Duns Scotus. Opera Omnia, Lyon, 1639 и Duns Scotus.
Opera Omnia, Civitas Vaticana, 1950 — , а также окончательная сверка русского
перевода осуществлены Г.Г. Майоровым и А.В. Апполоновым Комментарии
Г.Г. Майорова. Глоссарий, библиография и предметный
указатель составлены А.В. Апполоновым
Выражаем надежду на то, что это издание внесет свой вклад в процесс
заполнения той лакуны в русской литературе, которую и по сей
день представляет собой философская мысль европейского Средневековья.
Редколлегия серии «Францисканское наследие»
tfniraru doctor puram si-м iabe Juarm Cpe dicut puram Ckrktat: aj l^octor kaberi
Quar demnpure sdrpe areata ftut Ct Jcirt dccus hoc atz&e&t Ufa ttfri.
Иллюстрация из полного собрания сочинений блаж. Иоанна
/{унса Скота (Лион, 1639)
В.Л. Задворный
CURRICULUM VITAE BENEDICTI PATRIS IOANNIS
DUNS SCOTI
(Биография Иоанна Дунса Скота)
1. PATRIA
(Родина)
О раннем периоде жизни Иоанна Дунса Скота сохранились лишь
скудные исторически достоверные сведения: «…patria, aetas, haec plus
ceteris incerta», — писал первый издатель полного собрания его сочинений
историк Аука Уоддинг. Точно не известна не только дата его рождения,
но три страны — Шотландия, Англия и Ирландия — на протяжении
долгого времени даже спорили за честь считаться родиной этого
великого мыслителя. Хотя за три столетия, отделяющих нас от XVII в.,
когда жил Аука Уоддинг, в результате кропотливых исследований историков,
и прежде всего францисканцев о. Ефрема Лонпрэ и о. Андре
Каллебо, открывших очень ценные и ранее неизвестные документы, теперь
рке можно с большей уверенностью судить о биографии Иоанна
Дунса Скота.
Гипотеза об ирландском происхождении Дунса Скота, выдвинутая
Лукой Уоддингом (который, отметим, сам по происхождению был ирландцем),
основывалась в основном на том положении, что в Средние
века эпитет «Scotus» одинаково применялся как к шотландцам, так и к
ирландцам, чему в определенной степени способствовало и смешение
Ирландии и Шотландии, зафиксированное в самой знаменитой раннесредневековой
энциклопедии — Этимологиях Исидора Севильского, писавшего:
«…Ирландия, она же Шотландия…» (Isidorus Hispalensis. Etymologiae,
lib. XIV. Cap. VI, 6). Ирландию называли родиной Дунса Скота
также и некоторые позднесредневековые писатели.
Однако против ирландской версии происхождения Дунса Скота
существуют и достаточно веские контраргументы. Во-первых, смешение
Ирландии и Шотландии имело место лишь до IX в., а в XIII в. Ирландия
(Hibernia) и Шотландия (Scotia) рке четко различались, что нашло отражение
и в сочинениях самого Дунса Скота: «Maria quanto propinquiora
sunt oceano, tanto citius fluunt, sicut maria septemtrionalia, praecipue
maria inter Norvegiam et Scotiam, et inter Hiberniam et Hispaniam» («Чем
БИОГРАФИЯ ИОАННА ДУНСА СКОТА
ближе моря находятся к океану, тем быстрее в них течение, как, например,
северные моря, особенно моря между Норвегией и Шотландией и
между Ирландией и Испанией» (Ordinatio И, d. 14, q. 3, п. 3)).
Что касается свидетельств средневековых писателей, то все они достаточно
позднего происхождения. Самое раннее из них — свидетельство
итальянца Павла Амальфийского — датируется ок. 1490 г., т. е. временем,
отделенным от кончины Дунса Скота почти двумя веками.
В гипотезе об английском происхождении великого мыслителя, которая
доминировала в исторической литературе в конце XIX — начале XX
в. и была основана на его имени Дуне, предполагалось, что он родился в
деревушке Dunstan в Нортумбрии, а его второе имя — Скот — свидетельствовало
лишь о том, что его родители переехали в Нортумбрию из
Шотландии, о чем упоминается в одном манускрипте из Мертон-колледжа
[VII, 106, col. 1865].
В настоящее время, после публикации работ Андрэ Каллебо, Евгения
Лонпрэ и Кароля Балича [VII, 18, 20, 48, 84], обе приведенные выше
версии оставлены, и в исторической литературе повсеместно утвердилась
точка зрения, что родиной Дунса Скота является Шотландия, ибо
именно как loannes Scotus он фигурирует в современных ему документах
конца XIII — начала XIV в.: списках профессоров и студентов
Парижского университета, в документе его учителя, генерала
Францисканского ордена Гонсалва Испанского, францисканских
хрониках XIV в., в сочинениях таких знаменитых францисканских
писателей того времени, как Убертино Казале, Астезано Асти, Иоанна из
Мариньоля. Это же подтверждают и надписи на средневековых
рукописях его сочинений, на одной из которых, хранящейся в
Кентерберийской кафедральной библиотеке, указано еще более
определенно: «De Scotia genitus loannes» [VII, 40, p. 41-44].
Таким образом, принимая, что родиной Иоанна была Шотландия,
можно с большой уверенностью указать на городок Дуне (ныне ~ Дане),
расположенный в графстве Бервик, в одиннадцати километрах северовосточнее
города Гринло, между реками Белый Аддер и Черный Аддер
— левыми притоками реки Твид, как место его рождения. Этот маленький
средневековый город был почти полностью разрушен английскими
войсками во время военного похода 1545 г., тогда же погибли и все городские
архивы. Тем не менее сохраняется устная традиция, письменно
зафиксированная с XVIII в., указывающая даже место, где стоял дом, в
котором родился Иоанн.
В конце 20-х годов нашего столетия была открыта объемная рукопись
ВА ЗАДВОРНЫЙ
под названием Monasticon Scotium, принадлежавшая бенедиктинскому
историку Мариану Брокки (XVIII в.), который делал выписки из Registrum
Fratrum Minorum Conventualium — манускрипта, хранившегося во
францисканском монастыре в Хаддингтоне до начала Реформации. Мариан
Брокки в своем труде сообщал, что Дуне Скот родился в шотландском
городке Литтлдине под Макстоном. Это утверждение, вначале
почти единодушно принятое историками, все же вскоре пришлось оставить,
так как выяснилось, что сочинение Мариана Брокки содержит
такое количество неточностей и совершенно очевидно неверных сведений,
что его некритическое использование недопустимо.
В настоящее время гипотеза о рождении Иоанна в Дунсе представляется
настолько очевидной, что после завершения проходившего в
Великобритании II Международного Скотистского конгресса именно в
этом городе были установлены памятник великому мыслителю и мемориальная
доска, на которой указано, что здесь родился Иоанн Дуне Скот
[VII, 40, р. 47].
Что касается года рождения Дунса Скота, то разброс в высказывавшихся
мнениях был еще больший, и за семь веков, отделяющих нас
от времени, в которое он жил, датой его рождения назывались 1245,
1260, 1266, 1270, 1274 и 1275 годы, причем чаще всего — 1245, 1266 и
1274. Определенная ясность в этот вопрос была внесена в 1929 г., когда
о. Евгений Лонпрэ открыл документ, содержащий списки рукоположений,
совершенных Линкольнским епископом Оливером Саттоном с
1290 по 1299 гг., в котором под 17 марта 1291 г. было отмечено рукоположение
в сан священника Иоанна Дунса Скота, состоявшееся в церкви
св. Андрея в Нортхемптоне. Принимая во внимание, что, согласно действовавшим
тогда каноническим правилам, рукоположение членов монашеских
орденов совершалось по достижении двадцатипятилетнего возраста,
а также то, что предыдущее посвящение Оливер Саттон совершил
25 декабря 1290 г., то дата рождения Дунса Скота должна находиться
между 23 декабря 1265 г. и 17 марта 1266 г. В том случае, если эти расчеты
соответствуют действительности, наиболее вероятной датой его
рождения может быть 27 декабря 1265 г. — день праздника Иоанна
Крестителя, в честь которого он и получил имя Иоанн [VII, 40, р. 52-55,
65-66].
2. CURRICULUM STUDIORUM
(Обучение)
Иоанн родился в небогатой, но имевшей свой родовой герб дворян
БИОГРАФИЯ ИОАННА ДУНСА СКОТА
ской семье. Его отца, вероятно, звали Ниниан, имя матери не называют
даже предания. Семья Дунсов с особым почтением относилась к
францисканскому ордену, а дядя Иоанна (брат его отца), о. Илия Дуне
сам был францисканцем и занимал различные посты в администрации
шотландской кустодии Ордена. Поэтому, безусловно, во многом под
влиянием дяди Иоанн сделал свой выбор, вступив во Францисканский
Когда Иоанну исполнилось тринадцать лет, родители отправили его
учиться в школу при францисканском монастыре в Хаддингтоне. После
того как в 1278 г. на капитуле шотландской кустодии генеральным викарием
был избран гвардиан монастыря в Дамфрисе о. Илия Дуне, он забрал
своего племянника в Дамфрис По-видимому, тогда же, в возрасте
пятнадцати лет, Иоанн вступил в новициат, а в 1281 г. принес рке монашеские
обеты [VII, 40, р. 58-59].
О следующих десяти годах жизни брата Иоанна, на которые приходится
время его обучения, точных сведений не сохранилось, и этот
период восстанавливается лишь предположительно на основании косвенных
данных, с учетом существовавшей в то время практики.
По мнению современных исследователей, Иоанн учился в нескольких
научных центрах: в Хаддингтоне, где до XIV в. находилась главная францисканская
школа Шотландии, в Нортхемптоне, а также в знаменитых
университетах Оксфорда и Парижа [VII, 40, р. 60-65]. Прежде чем приступить
к обучению в университетах, Иоанн, по-видимому, в течение
двух-трех лет учился во францисканской школе в Хаддингтоне, а затем
был направлен в Оксфорд.
Оксфордский университет, один из старейших в мире, сформировался
уже к 1209 г. из школ, существовавших в городе с XII в., а в 1214 г.
получил официальный статус университета. В 1221 г. в Оксфорд прибыли
доминиканцы, в 1224 г. к ним присоединились и францисканцы [VII, 40,
р. 76]. Во многом именно благодаря францисканцам Оксфордский университет
получил признание как важнейший центр естествознания в
Европе (в отличие от других старейших университетов — Парижского,
где доминирующей дисциплиной было богословие, и Болонского, превосходившего
другие учебные заведения в области юриспруденции).
В XIII в. в Оксфорде преподавали такие знаменитые профессора, как
близкий к Францисканскому ордену Роберт Гроссетест (1175-1253) и
францисканцы Роджер Бэкон (ок. 1210-1294) и Иоанн Пэккам (ок.
1240-1292). Роберт Гроссетест, в начале 30-х годов бывший ректором
университета, в 1235 г. стал епископом Линкольнским, под патронатом
ВА ЗАДВОРНЫЙ
которого в Средние века находился Оксфордский университет. Он был
не только автором многих работ по естествознанию, из которых наиболее
известны сочинения по космологии Tractatus de inchoatione formarum
(‘Трактат о начале форм»), по астрономии Compendium Spheraey De
cometis («Компендий о небесной сфере», «О кометах»), по оптике De
iride, De colore («О радуге», «О цвете»), но также одним из первых, кто
указал на необходимость применения математических методов для
изучения природы.
Еще большую славу ученого-естествоиспытателя снискал Роджер Бэкон,
в 50-х годах преподававший в Оксфордском университете. Его по
праву считают одним из родоначальников экспериментальной науки, так
как он сам разрабатывал приборы ^АЯ СВОИХ экспериментов, а результаты
их пытался применить на практике. Его идеи предвосхитили многие
открытия XX века, такие как