Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Избранное (Францисканское наследие)

создание самоходных машин, подводных

кораблей и летательных аппаратов.

Иоанн Пэккам, в 70-х годах бывший профессором Оксфордского

университета, а впоследствии ставший архиепископом Кентерберийским,

также был автором многих естественно-научных сочинений:

Tractatus de sphaera («Трактат о небесной сфере»), Theoria planetarum

Теория планет»), Mathematica rudimenta («Основы математики»), Liber

de animalibus («Книга о животных»), но наибольшую известность принес

ему университетский учебник по оптике (Optica communis).

И хотя немало францисканцев прославилось в области естественнонаучных

исследований, их пример и блестящие работы не пленили ум

Дунса Скота, — его интересы лежали в области философии и богословия.

Поэтому в Оксфордском университете его учителем стал профессор богословия

Уильям из Уэра, получивший в средневековой университетской

традиции титул Doctor Fundatus (Основательный Доктор). Интеллектуальная

среда, в которую окунулся Дуне Скот, наложила глубокий

отпечаток на его образ мыслей. Во-первых, в Оксфорде было распространено

очень сдержанное отношение к томизму, а во-вторых, именно

в этом университете формировалось учение о Непорочном Зачатии Девы

Марии, которое отстаивал, в том числе, и непосредственный учитель

Дунса Скота Уильям из Уэра.

Некоторые исследователи на основании косвенных данных полагают,

что с 1283 по 1287 г. Дуне Скот обучался на факультете искусств Парижского

университета [VII, 15, р. 83; 36, р. 7; 40, р. 63-64], хотя источники

ничего об этом не сообщают. Тем не менее известно, что он прошел

курс обучения в Париже на богословском факультете, но уже после

БИОГРАФИЯ ИОАННА ДУНСА СКОТА

рукоположения в сан священника, которое, как отмечалось, совершил

епископ Линкольнский Оливер Саттон в Нортхемптоне 17 марта 1291.

В Париже Дуне Скот учился вместе с францисканцем из Гаскони

Виталем из Фур — будущим профессором, преподававшим впоследствии

в Париже, Тулузе и Монпелье, а затем ставшим кардиналом Римской

Церкви. Оба они были учениками знаменитого францисканского профессора

Гонсалва Испанского, который спустя несколько лет был избран

провинциалом Кастильи, а в 1304 г. стал генералом Ордена. Пламенный

защитник августинизма перед лицом приобретавшего все большее число

сторонников аристотелизма, он в своих философских сочинениях выступал

против преувеличения роли разума. При этом Гонсалв подчеркивал

значение воли и ее ничем не детерминированной свободы [VII, 55, р.

421-422].

После четырех лет обучения в Парижском университете выпускник

факультета богословия получал степень бакалавра, но, прежде чем он мог

стать доктором богословия, он должен был последовательно пройти еще

три ступени: библейского бакалавра (baccalaureus biblicus), т. е. преподавателя

курса Библии, проводящего занятия под руководством

профессора, возглавляющего кафедру, затем сентенциарного бакалавра

(baccalaureus sententiarius), т. е. преподавателя, читающего и комментирующего

классический средневековый учебник догматического богословия

— Сентенции Петра Ломбардского, и, наконец, ассистента профессора

в quaestiones disputataey т. е. в научных диспутах (baccalaureus formatus).

В 1297 г. Дуне Скот завершил полный курс обучения на богословском

факультете Парижского университета, а позднее (возможно, рке в

Оксфорде) получил степень baccalaureus formatus.

3. DOCTOR SUBTILIS

(Тонкий Доктор)

Согласно францисканской традиции, в 1297 г. Дуне Скот вернулся в

Англию и приступил к интенсивной самостоятельной научной и преподавательской

деятельности, читая лекции в двух славнейших английских

университетах — сначала в Оксфорде, а затем в Кембридже. Курсы, прочитанные

им в этих университетах, были посвящены комментированию

Сентенций Петра Ломбардского и составили два его сочинения: Lectura

prima (Оксфордский курс), которое затем вошло в состав его книги Opus

Oxoniense или Ordinatio, и Reportatio Cantabrigensis (Кембриджский курс).

ВА ЗАДВОРНЫЙ

Глубокие и оригинальные комментарии Дунса Скота привлекали

большое количество студентов, и вскоре он был замечен руководством

Ордена: на Генеральном капитуле в 1302 г. генерал Иоанн Минио принял

решение вновь направить Дунса Скота в Париж АЛЯ получения ученой

степени доктора богословия. Приехав в Сорбонну, Дуне Скот в третий

раз приступил к комментированию Сентенций Петра Ломбардского,

в результате чего родилось его новое сочинение ~ Reportata Parisiensia.

Но его успешная работа над докторской диссертацией в 1303 г.

была внезапно прервана, а сам он изгнан из университета. Причиной

этого стал т.н. галликанский кризис.

Медленно разгоравшийся конфликт между французским королем Филиппом

IV Красивым и Папой Бонифацием VIII, начавшийся, как это

уже неоднократно случалось в истории, из желания светской власти

присвоить себе доходы Церкви, в 1300-1302 гг. начал стремительно перерастать

в ожесточенную идеологическую полемику о принципах государственного

устройства, которая неумолимо привела к тому, что более

сильный в этом конфликте продемонстрировал свою силу, и в ночь с 6

на 7 сентября 1303 г. агенты Филиппа IV, во главе с его канцлером Гильомом

Ногарэ, арестовали Бонифация VIII, находившегося в то время в

итальянском городе Ананьи. Во время захвата многие из окружения

Папы погибли, сам же он был жестоко избит. Жителям города, вставшим

на защиту Папы, спустя два дня, 9 сентября, удалось его освободить.

Но Бонифаций VIII, будучи уже в очень преклонном возрасте, не смог

перенести этот удар и вскоре, 11 октября, скончался.

Суть конфликта между Филиппом IV и Бонифацием VIII заключалась

в стремлении окрепшей королевской власти к абсолютному, ничем не

ограниченному господству, выраженному в известном афоризме французских

юристов: Quidquid placuit principi, legis habet vigorem (‘To, что

угодно королю, имеет силу закона»), а единственным препятствием на

пути к осуществлению такого принципа правления мог быть лишь выс

_

ший духовный авторитет Римский Папа.

Бонифаций VIII (1294-1303) был последним представителем той когорты

Римских Понтификов, которая сформировалась в результате

Григорианской реформы. Предпринятая ими, можно сказать, героическая

попытка поставить духовное начало над материальным в общественной

жизни и межгосударственных отношениях в ту эпоху, когда почти

не прекращавшиеся войны за расширение территорий были нормой

межгосударственных отношений, в конце концов должна была потерпеть

крах. И недаром, по преданию, последними словами Григория

БИОГРАФИЯ ИОАННА ДУНСА СКОТА

VII (по имени которого реформа получила название «григорианской»)

были: «Я возлюбил справедливость — и вот умираю в изгнании». Хотя его

преемникам удавалось подчас останавливать войны и смирять завоевателей,

а также выступать в качестве высшего арбитра в разрешении

конфликтов и споров между королями, к концу XIII в. положение

изменилось, и развитие окрепших национальных государств пошло по

направлению формирования нового государственного устройства — абсолютной

монархии, не допускавшей над собой никакой, пусть даже духовной,

власти.

18 ноября 1302 г. Бонифаций VIII опубликовал свою знаменитую

буллу Unam Sanctamy в которой последовательно и наиболее полно, по

сравнению со своими предшественниками, сформулировал теократическую

концепцию управления миром

«Два меча находятся во власти Церкви: меч духовный и меч материальный.

Материальный меч должен быть поднят ААЯ защиты Церкви,

духовный меч поднимает сама Церковь. Духовный меч — в руке священника,

материальный — в руке короля и рыцарей, но вынимать его из ножен

можно лишь с разрешения священника…»

На возвышенном языке средневековой символики это означало, что

светская власть должна находиться в подчинении у власти духовной.

Совершенно очевидно, что такие слова не могли быть встречены королем

иначе, чем с раздражением и гневом

Спустя некоторое время после публикации этой буллы, 13-14 июня,

по распоряжению Филиппа IV в Лувре состоялось собрание представителей

французского общества, в том числе и французского духовенства, где

было принято решение о созыве Вселенского собора с целью низложения

Бонифация VIII, которого Гильом Ногарэ, правая рука короля,

публично обвинил во всех грехах, придумать которые оказалась способна

его фантазия. После послушного одобрения инициативы короля начался

сбор подписей под петицией о необходимости созыва Собора для низложения

Папы; 21 июня подошла очередь подписывать и Парижскому

университету. Согласно документу, сохранившемуся в Национальном архиве

Франции, восемьдесят семь францисканцев отказались ее подписать;

среди этих мужественных людей был и frater lohannes Scotus [VII,

40, p. 74]. Все они, как и другие, кто не подписал петицию, объявлялись

персонами нонграта и должны были в течение трех дней покинуть Париж.

Посвятивший немало страниц своих сочинений обоснованию высшего

и абсолютного авторитета Апостольского Престола, Дуне Скот и в

ВЛ ЗАДВОРНЫЙ

трудных жизненных обстоятельствах не изменил своим убеждениям,

которые для него оказались дороже блестяще начатой карьеры. Поэтому

два века спустя, в эпоху религиозных войн в Англии, именно он стал

символом самоотверженной преданности Риму, получив имя Hercules

Papistarum (Геркулес среди сторонников Папы) [VII, 40, р. 76].

Покинув Францию, Дуне Скот, по-видимому, вернулся в Оксфорд, где

в течение года вел занятия со студентами. За этот год в Париже и Риме

произошли перемены, повлиявшие на дальнейшую судьбу Дунса Скота.

11 октября 1303 г. скончался Бонифаций VIII; Бенедикт XI, избранный

Папой 22 октября того же года, приступил к восстановлению отношений

с Францией. 13 июня 1304 г. он вернул Парижскому университету

отобранное его предшественником право присваивать ученые степени,

ибо в то время разрешение на выдачу ученых степеней было прерогативой

Римского Папы.

Осенью 1304 г. в Ассизи состоялся генеральный капитул Францисканского

ордена, на котором генерал Гонсалв Испанский, хорошо знавший

и по достоинству ценивший Дунса Скота, принял решение вернуть

Дунса Скота в Парижский университет, что документально подтверждено

в послании Гонсалва Испанского гвардиану Францисканского монастыря

в Париже от 18 ноября 1304 г.: «…Поручаю вашей милости возлюбленного

во Христе отца Иоанна Скота, жизнь которого заслуживает всяческих

похвал. Он обладает не только блестящими познаниями и тонким

умом, но и наделен другими добродетелями, хорошо известными мне

как из давнего с ним личного знакомства, так и благодаря той славе, которая

окрркает его имя» [VII, 49, р. 209].

В 1305 г. канцлер Парижского университета Симон Гибервилльский

торжественно возложил на голову Дунса Скота докторскую шапочку,

после чего он получил кафедру богословия, а также был назначен magister

regens во францисканском studium generale в Париже. Молодой доктор

богословия сразу приступил к работе над необходимым для курса

каждого профессора Quaestiones quodUbetcues, состоявших из двадцати

одного тезиса, подлежавших разрешению во время диспута, а также

начал комментировать III книгу Сентещий Петра Ломбардского. В этом

комментарии особого внимания заслуживает новое для Парижской

богословской школы, но давно разрабатывавшееся в Оксфорде учение о

Непорочном Зачатии Девы Марии: ведь во многом именно благодаря

работам Дунса Скота эта теологема два столетия спустя стала официальным

мариологическим учением Парижского университета.

Однако преподавательская деятельность Дунса Скота в столице хрис

БИОГРАФИЯ ИОАННА ДУНСА СКОТА

тианской науки была непродолжительной, и в 1307 г., А^Я МНОГИХ совер

шенно неожиданно, он получил распоряжение от своего генерала передать

кафедру другому профессору, а самому отправиться в Кельн.

Источники ничего не сообщают о причинах такого решения, предоставив

биографам шотландского ученого широкое поле АЛЯ догадок и

гипотез. Высказывалось предположение, что Дуне Скот отправился в Германию

по настоятельной просьбе архиепископа Кельнского Генриха для

борьбы с ересью бегардов. Согласно другой гипотезе, его направили в

Кельн для реорганизации францисканского studium genercde в этом городе.

Некоторые ученые полагали, что приезд Дунса Скота был обусловлен

просьбой кельнских францисканцев, надеявшихся с его помощью одержать

победу в богословских диспутах над доминиканцами, имевшими в

этом городе очень сильную школу, в которой в свое время преподавали

Альберт Великий и Фома Аквинский. Но несмотря на обилие предположений,

наиболее вероятной все же должна считаться гипотеза,

согласно которой решение о переводе Дунса Скота в Кельн было принято

самим генералом Гонсалвом Испанским, очень высоко ценившим

его талант и желавшим предоставить ему возможность спокойной и

сосредоточенной научной работы, а также стремившимся уберечь его от

надвигавшихся новых драматических коллизий в Парижском университете,

где назревали события, которые не могли не коснуться шотландского

ученого.

Во-первых, Иоанн из Пуйи, единомышленник и человек, близкий к

королю Филиппу IV, в своих сочинениях и публичных выступлениях недвусмысленно

утверждал, что Непорочное Зачатие Девы Марии, т. е. одно

из основных положений богословия Дунса Скота, является еретическим

заблуждением. Во-вторых, Филипп готовил судебный процесс против Ордена

тамплиеров, богатства которого уже давно не давали ему покоя, что

означало очередной вызов Папе. Парижский университет, находившийся

во власти короля, должен был подготовить правовое

Скачать:TXTPDF

Избранное (Францисканское наследие) Иоанн читать, Избранное (Францисканское наследие) Иоанн читать бесплатно, Избранное (Францисканское наследие) Иоанн читать онлайн