Скачать:TXTPDF
Избранное (Францисканское наследие)

quia antecedentia et consequentia
non contulerunt […]. Contra istos est illud verbum Augustini
in libro Contra epistolam Fundamenti: «Non crederem, inquit
Augustinus, Evangelio, nisi quia Ecclesiae catholicae credo». Ergo
irrationabile est aliquid Canonis recipere et aliquid non, cum
Ecclesia catholica, cui credendo Canonem recipio, recipiat totum
aequaliter ut certum. Item, doctrinae philosophorum aliquid irrationabile
continent, prout de politiis diversis, ordinatis a philosophis
diversis, probat Aristoteles II Politicae. Sed etiam et politia sua in
quibusdam est irrationabilis, sicut patet ex solutione quaestionis
praecedentis^6.
55 Ordinatio, Prologus, p. 1, q. un., n. 109.
56 Ordinatiof Prologus, p. 1, q. un., n. 110.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ВЕРА И РАЗУМ

указывает ожидаемое распределение счастья и несчастья в том,
что касается тела, но есть иное обетование, которое постигается
разумом». И дальше говорит: «У мудрецов гораздо большим было
желание достичь этого счастья, нежели телесного, и хотя и оно
было им даровано, однако они не обращали на него внимания и
не ценили его в сравнении со счастьем, связанным с первой Истиной».
Почему же иудеи осуждают Новый Завет, тот самый, который
обещан в их Ветхом Завете, как показывает Апостол в послании
к Евреям?28 И как бессмысленны их обряды без Христа!29
Также и то, что Христос должен прийти, и Новый Завет, им провозглашенный,
должно будет принять как подлинный, показывают
их пророчества: Не отнимется, — говорит Иаков, — жезл и т.д. (в
книге Бытия), и Он будет надеждою язычников^; подобным же
образом и у Даниила: Когда приидет Святый святых, прекратится
помазание вагие^. И почему манихеи, словно ослы, баснословят
о «первом зле»32, в то время как сами представляют собой
если и не «первое», однако довольно великое зло? Неужто не увидели,
что всякое сущее, поскольку оно сущее, является благим?33
Неужто также и в Новом Завете не смогли увидеть, что Ветхий
Завет является подлинным и одобренным?34

14. А что же сказать о других отдельных еретиках, которые
плохо поняли какое-то одно слово Писания? Согласно Августину,
книга Восьмидесяти трех вопросов, вопрос 69: «Не может, говорит,
возникнуть заблуждение, прикрывающееся христианским
именем, иначе как от неверно понятых Писаний»3 5; а это оттого,
что не сопоставили предшествующее и последующее […]. Против
них направлено это слово Августина в книге Против послания
«.undamenti»: «Не поверил бы, — говорит Августин, — Евангелию,
если бы не верил католической Церкви»3^. Поэтому безрассудно
что-то из Канона принимать, а что-то нет, ибо католическая Церковь,
веря которой, я принимаю Канон, принимает одинаково
весь Канон как достоверный. А то, что учения философов содержат
нечто неразумное в том, что касается различных устройств
общества, предложенных различными философами, доказывает
Аристотель во II книге Политики^7. Но также и им самим предложенное
общественное устройство в некоторых отношениях является
неразумным, как это явствует из решения предыдущего
вопроса.

PARS PRIMA. FIDES ET RATIO

[De Ecclesiae stabilitate].

15. De septimo, scilicet Ecclesiae stabilitate, quoad Caput per illud
Augustini De utilitate credendi: «Dubitamus nos eiusdem Ecclesiae
credere gremio, quae usque ad confessionem generis humani ab
Apostolica Sede per successionem episcoporum, frustra haereticis circumlatrantibus,
oilmen auctoritatis obtinuit»?
Et parum post «Quid est aliud ingratum esse ori dei, quam tanto
labore praedicatae auctoritati velle resistere»? Unde Gamaliel, Acta

5: Si est ex hominibus consilium hoc aut opus, dissohetur; si vero est
ex Deo, поп poteritis dissolvere, ne forte Deo repugnare videamini Et
Luca 22 ait Dominus ad Petrum: Ego rogavi pro te, ut поп deficiat
fides tua, et tu aliquando conversus, confirma fratres tuos. Firmiter
Ecclesiae in membris patet per illud Augustini De utilitate credendi
«Vulgus marium et feminarum» etc. Similem sententiam dicit Augustinus
Contra epistolam YundamentL Quid enim tantam multitudinem,
ad peccatum pronam, ad legem contrariam carni et sanguini servandam
induceret nisi Deus^7.
16. Et confirmatur, quia secta Iudaeorum non manet in vigore,
sicut contra eos obiicit Augustinus in primo Sermone de Adventu.
Si obiicitur de permanentia sectae Mahometi, respondeo: ilia incepit
plusquam sexcentis annis post legem Christi, et in brevi, Domino
volente, finietur, quia multum debilitata est anno Christi millesimo
trecentesimo, et eius cultores multi mortui, et plurimi sunt fugati; et
prophetia dicitur apud eos esse quod secta eorum est finienda^8.

[De miraculorum limpiditate].

17. De octavo, scilicet miraculorum claritate vel limpiditate, sic
patet Deus non potest esse testis falsum; sed ipse Deus, invocatus a
praedicante Scripturam ut ostenderet doctrinam eius esse veram,
fecit aliquod opus sibi proprium ac per hoc testificatus est illud esse
57 Ordinatio, Prologus, p. 1, q. im., n. 111.
^Ordinatio, Prologus, p. 1, q. tm., n. 112.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ВЕРА И РАЗУМ

[Об устойчивости Церкви].

15. О седьмом, именно об устойчивости Церкви, в том, что
касается Главы, приведем такой фрагмент из сочинения Августина
О пользе веры: «Неужели мы усомнимся вверить себя попечению
той Церкви, которая даже по свидетельству рода человеческого от
Апостольского Престола через преемственность епископов, вопреки
тщетным клеветам еретиков, получила высшую власть?»38
И чуть ниже добавляет. «Что еще может быть большей неблагодарностью
Слову Божию, чем с таким упорством желать противиться
вышеупомянутой власти?»39 Потому и Гамалиил говорит
(Деяния, 5): Если от людей есть совет сей или дело, разрушится;
если же от Бога, то не сможете его разрушить, да не окажетесь
противящимися Ьогу№. И в Евангелии от Луки, 22 говорит Господь
Петру: Я молился о тебе, да не оскудеет вера твоя, и ты,
некогда обратившись, утверди братьев твои^. Прочность Церкви
в ее членах явствует из следующего фрагмента сочинения Августина
О пользе веры: «Множество мужчин и женщин» и т.д.42
Подобное мнение высказывает Августин в книге Против послания
«Yundamenti»^. Ибо кто принудил бы такое множество людей,
склонных ко греху, соблюдать закон, противодействующий
плоти и крови, если не сам Бог.
16. И это подтверждается, ибо секта иудеев не сохраняет свою
силу, как свидетельствует против них Августин в первом Слове о
пришествии ГосподнелА^. Если будут возражать, приводя в пример
устойчивость секты Магомета, отвечаю: она начала существовать
более, чем на шестьсот лет позже закона Христова4^, и
вскоре, по воле Господней, закончит свое существование, ибо сильно
ослаблена была в тысяча трехсотом году после рождества Христова,
когда многие ее последователи погибли и еще большее
число обратилось в бегство; и говорят о существующем у них пророчестве,
что секта их должна прекратить свое существование™.
[О неоспоримости чудес].

17. Восьмое, а именно, очевидность и неоспоримость чудес,
показывается так: Бог не может быть ложным свидетелем; но сам
Бог, призываемый проповедующим Писание, дабы явил знамения
истинности Своего учения, соделал некоторое, только Ему свойственное
дело и тем самым засвидетельствовал, что истинно то,

PARS PRIMA. FIDES ET RATIO

verum quod ille praedicavit Confirmatur per Richardum I De Trinitate
cap. 2: «Domine, si est error, a te decepti sumus, nam confirmata
sunt tantis signis facta tua, quae non nisi a te fieri possunt»^9.

18. Quod si dicatur miracula non fuisse facta, aut etiam non testificantia
veritatem, quia etiam Antichristus faciet miracula, contra
primum potest dici ilia sententia Augustini De civitate XXII cap. 5:
«Si ista miracula facta esse non credunt, hoc nobis unum grande
miraculum sufficit quod iam orbis terrarum sine ullis miraculis credit».
Si quod credimus dicatur incredibile esse, non minus est credible
«homines — inquit — ignobiles et infirmos, paucissimos, imperitos,
rem ita incredibilem tarn efficaciter mundo, et in illo etiam
mundo doctis persuadere potuisse», mundus ut illud credat, sicut iam
credidisse videmus, nisi per illos aliqua miracula fierent, per quae
mundus ad credendum induceret [„.]. Quid enim incredibilius quam
quod ad legem contrariam carni et sanguini, doctores pauci, pauperes
er rudes, plurimos potentes et sapientes converterent? Quod specialiter
patet de multis pnidentissimis, primo fidei rebellius, post
conversis: ut de Paulo, prius persecutore, postea gentium doctore; de
Augustino, prius aliqualiter per manichaeos seducto, postea doctore
catholico; de Dionysio, prius philosopho, postea Pauli discipulo; de
Cypriano, prius mago, postea episcopo christianissimo, et aliis innumeris^.
19. Quaedam facta non nisi a nimis protervientibus negari possunt,
ut sunt miracula facta a Silvestro coram Costantino, tarn in
curatione leprae eius, quam postea in disputatione eius contra
iudaeos, quae facta tamquam celebria mundum non latuerunt […].
Miraculum autem est tale signum Dei ut testis; igitur si permittat
miracula ilia non esse testimonia sua, non videtur esse perfecte
verax, quod est impossibile. Et per hoc ad illud de Antichristo, quia
praedixit ilia miracula facienda non esse testimonia veritatis, sicut
*90rdinatio, Prologus, p. 1, q. un., n. 113.
60 Ordinatio, Prologus, p. 1, q. un., n. 114.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ВЕРА И РАЗУМ

что тот проповедовал. Что подтверждается Ричардом в I книге О
Троице, гл. 2: «Господи, если это — заблуждение, мы обмануты
Тобой, ибо подтверждены столькими знамениями дела Твои,
которые лишь Тобой одним могут быть соделаны»47.

18. Но если скажут, что чудеса в действительности не происходили,
или что они не свидетельствуют об истине, ибо Антихрист
также соделает чудеса, против первого можно привести суждение
Августина из XXII книги О граде Божием, гл. 5: «Если не верят, что
эти чудеса имели место, то сего одного великого чуда нам достаточно,
а именно, что уже весь мир без каких-либо чудес верует»48.
Если то, во что мы веруем, будет названо невероятным, то еще менее
вероятно, что «люди, — говорит, — незнатные и немощные,
столь немногочисленные и неученые смогли столь действенно убедить
мир, и в этом мире даже ученых, в вещи столь невероятной»
49 и что мир этому поверил, как мы уже видим его
уверовавшим, если бы ими не были совершены некоторые чудеса,
посредством которых они привели мир к вере […]. Ведь что может
быть невероятнее, чем то, что немногочисленные, нищие и необразованные
учителя обратили многих сильных и мудрых к закону,
противному плоти и крови? Что особенно очевидно в случае
многих благоразумнейших, вначале вере противившихся, а затем
обращенных: таких как Павел, прежде бывший гонителем, а после
учителем язычников; или Августин, прежде каким-то образом
обольщенный манихеями, а после ставший учителем католической
Церкви; или Дионисий^0, прежде бывший философом, а после —
учеником Павла; или Киприан^, прежде бывший магом, а после
благочестивейшим епископом; или как бесчисленные иные мужи.
19. Некоторые же факты не могут отрицаться кроме как чрезмерно
упорствующими, например, чудеса, соделанные Сильвестром^
2

Скачать:TXTPDF

Избранное (Францисканское наследие) Иоанн читать, Избранное (Францисканское наследие) Иоанн читать бесплатно, Избранное (Францисканское наследие) Иоанн читать онлайн