и философско-богословское
обоснование правильности и законности его действий [VII, 40,
р. 81-84].
Итак, в 1307 г. Дуне Скот преподавал рке в Кельне. Вскоре после его
приезда у него состоялся диспут со знаменитым доминиканским профессором
Эрвэ, за свои выдающиеся познания получившим титул Doctor
ttluminatus (Просвещенный Доктор). Во время этого диспута Дуне Скот
привел настолько убедительные аргументы, так стройно выстроил свои
доказательства, что в дальнейшем сам Эрвэ принял многие тезисы знаменитого
францисканского богослова.
Однако внезапная кончина прервала научную и преподавательскую
ВА ЗАДВОРНЫЙ
деятельность шотландского ученого. Он умер 8 ноября 1308 г., немного
не дожив до своего дня рождения, когда ему исполнилось бы сорок
четыре года.
4. SEPULCRUM ET RECOGNITIONES CORPORIS BENEDICT! PATRI
IOANNIS DUNS SCOTI
(Гробница и рекогниция мощей блаженного Иоанна Дунса Скота)
Дуне Скот был похоронен в Кельне в готической церкви, построенной
францисканцами в середине XIII в., которая в настоящее время носит
название «Minoritenkirche». Вначале гробница Дунса Скота находилась
рядом с часовней Трех волхвов. Но по мере того, как его слава богослова
и философа с каждым веком возрастала, гробница неоднократно
переносилась, занимая все более почетное место, а также перестраивалась,
становясь все более роскошной и величественной.
Первое перенесение реликвий и создание новой гробницы около
главного алтаря произошли, по-видимому, в конце XIV в., но точная дата
остается до сих пор невыясненной. Матфей Ферхий (OFM Conv.), заслуживающий
наибольшего доверия биограф Дунса Скота XVII в., считал,
что это происходило во время понтификата Сикста IV (1483-1491),
издавшего декреты, в которых подтверждалась истинность положений
Дунса Скота о Непорочном Зачатии Девы Марии. Эту точку зрения
разделял в дальнейшем и Лука Уоддинг. Но современные историки, в
том числе и наиболее компетентный исследователь этого вопроса Джузеппе
Абате, все же склоняются к мнению основателя францисканской
исторической школы Джованни Сбаральи (XVIII в.), считавшего, что первое
перенесение реликвий произошло ок. 1387 г., т.е. тогда, когда на
поднятой в Парижском университете богословской дискуссии победило
учение Дунса Скота, только отодвигая дату перенесения на пять лет, к
1393 г., когда в Кельне проходил генеральный капитул Францисканского
ордена [VII, 15, р. 46-47].
Однако это всего лишь гипотеза Мы располагаем точными датами
только о втором перенесении реликвий, совершенном в 1509-1513 гг.
Поводом для этого также послужило признание заслуг Дунса Скота как
богослова, когда его мариология получила полное признание в университетах
Парижа (1497 г.), Кельна (1499 г.), Майнца (1501 г.), а затем в
итальянских и испанских университетах.
После рекогниции, проведенной 30 августа 1509 г., подтвердившей
нетленность останков великого мыслителя, началось сооружение величественного
саркофага, которое продолжалось четыре года 16 августа
Тробнигщ блаж. Иоанна Дунса Скота в Кёльне
ВА ЗАДВОРНЫЙ
1513 г. реликвии были торжественно помещены в новую гробницу. Саркофаг
представлял собой параллелепипед из желто-красного камня, покрытый
бронзовой плитой с барельефом Дунса Скота, на котором он
был изображен с книгой в руке и двумя львами у ног. На боковых сторонах
саркофага были помещены медальоны с изображениями десяти
славнейших францисканских профессоров: Уильяма Оккама, Гуго из
Кастроново, Франциска Майрона, Ричарда из Мидлтауна, Александра из
Гэльса, Николая Лирского, Петра Ауреоля, Роджера Бэкона, Александра
из Александрии и Уильяма из Уэра. На саркофаге были изображены
также портреты и гербы трех Римских Пап — францисканцев: Александра
V, Николая IV и Сикста IV, а также портреты двух кардиналовфранцисканцев:
св. Бонавентуры и Бертрана Тюррского. Гробницу Дунса
Скота украсила изящная элегическая эпитафия в стихах, написанная в
стиле высокого Ренессанса с присущими ему античными образами. Латинский
текст приводим по книге Григория Блока [VII, 40}
Ante oculos saxum Doctorem deprimit ingens
Cuius ad interitum sacra Minerva gemit
Siste gradum, lector, fulvo dabis osculum saxo,
Corpus Ioannis haec tenet urna Scoti.
Anno milleno ter С cumque adderet octo,
Postremum clausit Lethe agitante diem.
Пред вашим взором огромный камень, сокрывший Учителя,
Чей уход оплакивает святая Минерва.
Замедли шаг, о читающий, прикоснись устами к красно-желтому
камню,
В этой гробнице лежит тело Иоанна Скота.
Когда 8 лет прибавилось к году 1300-му,
Ею был завершен его последний день, и Лета волновалась.
Чуть более ста лет спустя по инициативе генерала Францисканского
ордена Якова Монтанари (OFM Conv.) в сакристии кельнского храма
была сооружена специальная крипта, в которой 13 января 1619 г. была
установлена гробница Дунса Скота. Но на этом процесс перенесения его
останков не закончился, и 6 июля 1643 г. состоялось четвертое перенесение,
которое на этот раз было обусловлено реконструкцией храма.
Тогда же была построена и новая гробница за главным алтарем. 9 сентября
1706 г. в связи с началом процесса беатификации компетентная
комиссия, в состав которой входили нунций Апостольского Престола,
БИОГРАФИЯ ИОАННА ДУНСА СКОТА
епископы, священники, а также медики, произвела рекогницию остан
ков Дунса Скота. Тогда же было составлено первое научное описание нетленных
останков, выполненное специалистами-медиками.
В XIX в. имели место две эксгумации: 23 сентября 1858 г. — рекогниция,
проведенная в связи с принятием догмата о Непорочном Зачатии
Девы Марии, богословскому обоснованию которого была посвящена мариология
Дунса Скота, и 12 июля 1870 г. ~ перенесение гроба без
вскрытия печатей, что, как и в 1643 г., было вызвано реставрацией храма.
После завершения реставрационных работ на гробнице Дунса Скота
появились новые стихи.
Scotia me genuit,
Anglia me suscepit,
Gallia me docuit,
Colonia me tenet.
Шотландия меня родила,
Англия меня приняла,
Галлия меня обучила,
Кельн меня хранит.
Во время Второй мировой войны, в 1943 г., францисканская церковь
в Кельне была разрушена, пострадала и гробница великого мыслителя, но
саркофаг с его останками остался неповрежденным. С целью сохранения
он был перенесен в Кельнский кафедральный собор.
В 1954 г., через сто лет после провозглашения догмата о Непорочном
Зачатии Девы Марии, состоялась последняя рекогниция останков Дунса
Скота, а еще через два года, 31 августа 1956 г., его останки были возвращены
в кельнскую церковь конвентуальных францисканцев «Minoritenkirche»,
реставрационные работы в которой к тому времени были
уже завершены. Процессию переноса останков Дунса Скота возглавил
Кельнский архиепископ кардинал Йозеф Фрингс. 15 ноября 1980 г.
гробницу Дунса Скота посетил Папа Иоанн Павел II [VII, 40, р. 98-117].
20 марта 1993 г. Иоанн Дуне Скот причислен к лику блаженных.
5. CATALOGUS OPERUM IOANNIS DUNS SCOTI
(Сочинения Иоанна Дунса Скота)
Сочинения Дунса Скота можно разделить на три большие группы:
комментарии, диспуты и трактаты.
ВА ЗАДВОРНЫЙ
I. Комментарий представлял собой очень распространенный в Средние
века жанр богословско-философской литературы, который, как правило,
не ограничивался приведением объяснений и каких-либо дополнительных
сведений, но являлся, в сущности, оригинальным произведением,
содержавшим собственные размышления автора и подчас
лишь формально следовавшим за комментируемым текстом
Комментарии Дунса Скота по тематике и времени их написания распадаются
на две части: философские, написанные в юношеском возрасте
во время обучения, и богословские, написанные в более зрелом возрасте
во время преподавательской деятельности.
Философские комментарии к текстам Аристотеля и Порфирия:
1. Super Universalia Porphyrii quaestiones.
2. In librum Praedicamentorum quaestiones.
3. Quaestiones in I et II librum Perihermeneias Aristotelis.
4. In duos libros Perihermeneias, operis secundi, quod appellant quaestiones.
5. In libros Elenchorum quaestiones.
6. Quaestiones super libros Aristotelis De anima.
7. Quaestiones super libros Metaphysicorum Aristotelis.
Богословские комментарии .— это комментарии на Сентенгщи Петра
Ломбардского. Они, в свою очередь, делятся на Reportationes, Lectura и
Ordinatio.
Reportationes (от глагола reporto — передавать, сообщать, возвещать)
«» собранные в определенном порядке записи студентов Дунса Скота,
сделанные во время его лекций. Поэтому полная атрибуция этих произведений
Дунсу Скоту невозможна, так как точность передачи его мыслей
и слов не может быть окончательно установлена. В связи с этим при
цитировании Reportationes используется термин «dixit» (сказал), а не
«scripsit» (написал) или «dictavit» (продиктовал).
Lectura — заметки, сделанные самим Дунсом Скотом и представляющие
собой вспомогательный материал для его лекций.
Ordinatio — главное, хотя и незаконченное произведение Дунса Скота.
Оно представляет собой отредактированный и подготовленный им для
публикации текст, написанный на основе лекций, прочитанных в Оксфорде
и Париже («ex utraque lectura, Oxoniensi et Parisiensi, ordinatum
sive compactum»). Отсюда и название этого произведения — Ordinatio, т.е.
приведенное в должный порядок, упорядоченное. Таким образом, комментарии
на Сентенции составляют следующие сочинения Дунса Скота:
БИОГРАФИЯ ИОАННА ДУНСА СКОТА
1. Ordinatio (Opus Oxoniense).
2. Reportata Parisiensia.
3. Reportatio in I Sententiarum (abbreviata).
4. Reportatio in IV Sententiarum.
5. Reportatio (Parisiensis) in I Sententiarum.
6. Reportatio (Cantabrigensis) in I Sententiarum.
7. Additiones in II Sententiarum.
8. Reportatio (Barcinonensis) in III Sententiarum.
9. Reportatio (Valentinensis) in III Sententiarum.
10. Reportatio (Trecensis) in III Sententiarum.
11. Lectura in I Sententiarum.
12. Lectura in II Sententiarum.
13. Lectura in II et III Sententiarum.
И. Диспуты. Происхождение богословских диспутов уходит корнями
в христианскую древность: метод устных рассркдений, предполагавший
вопросы и ответы, использовался еще апостолом Павлом. С развитием
кафедральных и монастырских школ схема «quaeritur-respondeo» (вопрос-
ответ) усложнилась и приобрела форму «lectio-quaestio-disputatio»
(лекция-вопросы-обсуждение), т.е. вначале читался текст Священного
Писания или Отцов Церкви, затем к сложным или неясным местам формулировались
вопросы, после чего следовало их обсркдение.
В университетах диспуты приобрели статус обязательного элемента
системы обучения, и, по мнению многих историков философии, именно
благодаря им средневековая философская и богословская мысль достигла
такой высоты. В университетах обычные школьные диспуты проходили
каждые четырнадцать дней, а так называемые общие диспуты, на которые
приглашались все желающие, устраивались два раза в год ~ во время
Адвента и Страстной недели. Такие диспуты представляли собой обсркдение
какого-либо избранного тезиса, защищать который должен был
тот, кто устраивал диспут, а выдвигать возражения и контраргументы
имел право любой из присутствующих. Эта школьная методика нашла
свое отражение в структуре схоластических сочинений. Отсюда — многочисленные
произведения под общим титулом Quaestiones («Вопросы»)
(Quaestiones disputatae или Quaestiones quodHbetales)y представляющие из
себя отредактированную запись таких дискуссий. Подобные диспуты
проводил и Дуне Скот. Они были записаны и составили следующие его
сочинения:
1. Collationes Parisienses.
ВА ЗАДВОРНЫЙ
2. Collationes Oxonienses et Parisienses.
3. Quaestiones quodlibetales.
III. Трактаты. Это — классический жанр философских и богословских
сочинений, но у Дунса Скота он не занял главенствующего положения.
Форму трактата имеют только два его сочинения, которые, тем
не менее, очень важны для понимания его творчества:
1. De primo rerum omnium Principio.
2. Theoremata.
6. EDITIONES OPERUM OMNIUM
(Издания полных собраний сочинений)
Преждевременная кончина не позволила Дунсу Скоту подготовить в
надлежащем виде к изданию свои сочинения, а главный его труд — Ordinatio
(Opus Oxoniense), так и остался незаконченным.
Блестящий успех, сопровождавший его лекции, а также интерес к его
размышлениям как поклонников и учеников, так и противников и оппонентов,
стали причиной того, что было издано большое число записей,
сделанных непосредственно на его лекциях, причем эти записи неоднократно
переписывались, «улучшались» и «развивались» его последователями.
В связи с этим критическое издание подлинных текстов
Дунса Скота представляет собой достаточно сложную и трудновыполнимую
задачу. Следует также отметить, что его авторству, как часто происходило
в Средние века со всеми знаменитыми писателями, приписывались
произведения, ему не принадлежащие.
После изобретения книгопечатания в XV в. начали издаваться типографским
способом и рукописи Дунса Скота, но первое полное собрание
его сочинений было издано лишь в XVII в. знаменитым ирландским ученым,
францисканцем Лукой Уоддингом, возглавлявшим францисканский
Коллегиум св. Исидора в Риме, с помощью двух его сотрудников, Антония
Хиквео и Иоанна Пончо. После четырех лет напряженных поисков
и собирания рукописей великого философа в 1639 г. в Лионе вышло в
свет собрание сочинений (Opera omnia) в 12 томах in folio. Признавая
огромное значение этого издания, которое не утратило своей актуальности
по сей день, так как публикация нового полного собрания сочинений
еще не завершена, тем не менее следует отметить, что оно не только
* •