sint
dii multi putative vel nuncupative, sed tu es unicus naturaliter. Deus
verus, ex quo omnia, in quo omnia, per quern omnia
Quis es benedictus in saecula. Amen7.
II — DE EXSISTENTIA DEI
1. Quaero: utrum in entibus sit aliquid exsistens actu infinitum.
Quod non, sic arguitur:
Si unum contrariorum esset actu infinitum, nihil sibi contrarium
esset in natura; ergo si aliquod bonum sit actu infinitum, nihil mali
esset in universo8.
2. Item, corpus infinitum nullum aliud corpus secum compatitur,
5 De primo principio, IV, 156.
6 De primo principio, IV, 157.
7 De primo principio, IV, 162.
8 OrdinatiOy I, d 2, pars 1, q. 1-2, n. 1.
ЧАСТЬ ВТОРАЯ. РАЦИОНАЛЬНОЕ БОГОСЛОВИЕ
либо естественным разумом В последующем будут приведены
положения веры, которые не может постичь рассудок, и которые,
однако, тем достовернее для католиков, что не на разуме нашем
слепотствующем и во многом заблуждающемся, но на Твоей прочнейшей
истине твердо основываются.
Есть, однако, одно [положение], которое я рассматриваю здесь
6. А именно, что один Ты есть Бог, кроме Которого нет другого,
как Ты сказал через пророка8. Для доказательства этого не считаю
разум вовсе не пригодным Для этого вывода предлагаю пять положений,
и если каждое из них будет доказано, то из этого будет
следовать то главное положение, которое требовалось доказать.
Первое: существует только один бесконечный разум. Второе: существует
только одна бесконечная воля. Третье: существует только
одно бесконечное могущество. Четвертое: существует только одно
необходимое бытие. Пятое: существует только одна бесконечная
благость […].
7. Господи Боже наш! Ты есть един по естеству. Ты есть един
по числу. Истинно Ты сказал, что нет иного бога, кроме Тебя. Ибо
хотя есть много богов согласно мнению или названию, но Ты еси
единственный Бог по естеству. Истинный Бог, из Которого все, в
Котором все, через Которого все.
Который благословен вовеки. Аминь.
II — О СУЩЕСТВОВАНИИ БОГА
1. Спрашиваю: есть ли среди сущих нечто актуально
бесконечное?
Что нет, доказывается так:
Если одна из противоположностей будет актуально бесконечной,
ничего ей противоположного в природе существовать не
будет; следовательно: если бы какое-то благо было актуально бесконечным,
в природе не было бы никакого зла.
2. К тому же бесконечное тело не терпит рядом с собой ника
PARS SECUNDA. THEOLOGIA RATIONALIS
igitur nee ens infinitum aliud ens cum eo […], quia sicut repugnat
dimensio dimensioni, ita videtur actualitas actualitati repugnare; turn
quia sicut corpus aliud ab infinite faceret cum illo aliquid maius
infinito, ita ens aliud ab infinito videtur facere aliquid maius infinito9.
Contra:
3. Ibidem Philosophus, VIII Physicorum probat primum movens
esse potentiae infinitae, quia movet motu infinito […]10.
4. Ad quaestionem sic procedo, quia de ente infinito sic non
potest demonstrari esse demonstratione propter quid quantum ad
nos, licet ex natura terminorum propositio est demonstrabilis propter
quid. Sed quantum ad nos bene propositio est demonstrabilis demonstratione
quia ex creaturis.
Proprietates autem infiniti entis relativae ad creaturas immediatius
se habent ad ilia quae sunt media in demonstratione quia
quam proprietates absolutae, ita quod de illis proprietatibus relativis
concludi potest immediatius esse per ista quae sunt media in tali
demonstratione quam de proprietatibus absolutis, nam immediate ex
esse unius relativi sequitur esse sui correlative ideo primo declarabo
esse de proprietatibus relativis entis infiniti et secundo declarabo
esse de infinito ente quia illae relativae proprietates soli enti infinito
conveniunt; et ita erunt duo articuli principales11.
5. In primo articulo principali tria principaliter ostendam. Primo
ergo ostendam quod aliquid est in effectu inter entia quod est simpliciter
primum secundum efficientiam, et aliquid est quod etiam est
simpliciter primum secundum rationem finis, et aliquid quod est
simpliciter primum secundum eminentiam; secundo ostendo quod
illud quod est primum secundum unam rationem primitatis, idem est
9 Ordinatio, I, d 2, pars 1, q. 1-2, n. 4.
10 Ordinatio, I, d 2, pars 1, q. 1-2, n. 7.
11 Ordinatiot I, A 2, pars 1, q. 1-2, n. 39.
ЧАСТЬ ВТОРАЯ. РАЦИОНАЛЬНОЕ БОГОСЛОВИЕ
кого другого; следовательно, и бесконечное сущее не терпит рядом
с собой другого сущего […], поскольку, как измерение вытесняет
измерение, так и актуальность, по всей видимости, вытесняет актуальность;
а также, поскольку, как тело, отличное от бесконечного,
составило бы вместе с ним нечто большее бесконечного, так
и сущее, отличное от бесконечного, как представляется, составило
бы с ним нечто большее, чем бесконечное.
Против [данной аргументации]:
3. Философ там же, в VIII книге Физики*, доказывает, что перводвигатель
обладает бесконечной потенцией, поскольку движет
бесконечным [по длительности] движением [„.].
4. К рассматриваемому вопросу я подхожу именно таким образом10,
поскольку нельзя доказать ААЯ нас бытие бесконечного
сущего путем доказательства «из-за чего», хотя по природе терминов
это положение можно доказать доказательством «из-за чего».
Однако для нас это положение хорошо доказывается путем доказательства
«поскольку», исходящего из творений.
Свойства же бесконечного сущего, соотнесенные с творением,
более непосредственно относятся к тому, что является средней
посылкой в доказательстве «поскольку», чем абсолютные свойства,
так что о бытии этих соотнесенных свойств можно заключить
более непосредственно через то, что является средней посылкой в
таком доказательстве, чем о бытии абсолютных свойств; ибо непосредственно
из бытия одного соотнесенного следует бытие соотносимого
с ним; поэтому вначале я докажу бытие соотнесенных
свойств бесконечного сущего, а затем докажу бытие бесконечного
сущего, поскольку эти относительные свойства подходят одному
только бесконечному сущему. Итак, будет два главных подраздела.
5. В первом главном разделе будут освещены три главных
вопроса. Итак, во-первых, я покажу, что среди сущих действительно
существует нечто, которое есть безусловно первое сообразно
произведению11; и существует нечто, которое также есть безусловно
первое в смысле цели, и нечто, которое есть безусловно первое
по превосходству. Во-вторых, я покажу, что то, что есть первое
по одному основанию первенства, является первым и по осталь
PARS SECUNDA. THEOLOGIA RATIONALIS
primum secundum alias primitates; et tertio ostendo quod ilia triplex
primitas uni soli naturae convenit ita quod non pluribus naturis differentibus
specie vel quiditative.
Et ita in primo articulo principali erunt tres articuli partiales12.
6. Primus articulus illorum includit tres conclusiones principales,
per triplicem primitatem; quaelibet autem illarum trium conclusion-
um habet tres ex quibus dependet prima est quod aliquid sit primum,
secunda est quod illud est incausabile, tertia est quod illud
actu exsistit in entibus. Itaque in primo articulo sunt novem conclusiones,
sed tres principales13.
7. Prima autem conclusio istarum novem est ista, quod aliquod
effectivum sit simpliciter primum ita quod nee sit effectibile, nee virtute
alterius a se effectivum.
Probatio, quia aliquod ens est effectibile. Aut ergo a se, aut a nihilo
vel ab aliquo alio. Non a nihilo, quia nullius est causa illud quod
nihil est, nee a se, quia nulla res est quae se ipsam faciat vel gignat,
I De Trinitate 1; ergo ab alio.
Illud aliud sit CL Si est a primum, hoc modo exposito, propositum
habeo; si non est primum, ergo est posterius effectivum, quia
effectibile ab alio vel a virtute alterius effectivum, quia si negetur
negatio ponitur affirmatio.
Detur illud alteram et sit b, de quo arguitur sicut de a argutum
est, et ita aut proceditur in infinitum, quorum quodlibet respectu
prioris erit secundum, aut statur in aliquo non habente prius; infinitas
autem impossibilis est in ascendendo, ergo primitas necessaria,
12 Ordinatw, I, d 2, pars 1, q. 1-2, n. 41.
13 Ordinatio, I, A 2, pars 1, q. 1-2, n. 42.
ЧАСТЬ ВТОРАЯ. РАЦИОНАЛЬНОЕ БОГОСЛОВИЕ
ным основаниям. И в-третьих, я покажу, что это тройное первенство
подобает одной только природе, так что не может быть присуще
многим природам, различающимся по виду или чтойности*2.
И, таким образом, в первом главном разделе будет три подраздела
6. Первый из этих подразделов содержит в себе три главных
заключения, соответствующих тройному первенству; каждое лее из
тех трех заключений, в свою очередь, зависит от трех положений:
первое состоит в том, что есть нечто первое, второе — что оно не
имеет причины, третье — что оно актуально существует среди сущих.
Итак, в первом подразделе имеется девять заключений, но
лишь три из них главные.
7. Первое заключение из этих девяти состоит в том, что нечто
производящее будет безусловно первым так, что оно не есть ни
производимое, ни производящее силою чего-то другого, отличного
от него самого.
Доказательство: Некое сущее производимо, следовательно, [оно
производимо] либо самим собой, либо ничем, либо чем-то другим.
Однако оно не может быть производимо ничем, поскольку ничто
не является причиной чего-либо; и не может быть производимо
собой, ибо никакая вещь не творит или не порождает саму себя,
как сказано в I книге О Троице, гл. I13; следовательно, оно производимо
другим.
Это другое пусть будет си Если а является первым указанным
способом14, имею основное положение. Если не является первым,
значит, оно есть последующее производящее, ибо производимо
другим, или производит силою другого, поскольку отрицание
отрицания означает утверждение.
Пусть дано это другое и оно будет Ъ, относительно которого аргументируется
так же, как и относительно а, и таким образом мы
либо уходим в бесконечность, когда каждое производящее в отношении
предыдущего будет вторичным, либо останавливаемся на
чем-то, не имеющем предыдущего. Однако бесконечность невозможна
в восхождении; следовательно, необходимо первоначало^,
PARS SECUNDA. THEOLOGIA RATIONALIS
quia non habens prius nullo posteriore se est posterius, nam circulum
in causis esse est inconveniensH
8. Contra istam rationem instatur dupliciter: primo, quia secundum
philosophantes infinitas est possibilis in ascendendo, sicut
ponunt exemplum de generationibus infinitis, ubi nullum est primum
sed quodlibet secundum, et tamen hoc ab eis sine circulo ponitur15.
9. Secundo, videtur quod procedat ex contingentibus et ita non sit
demonstratio. Antecedens probatur, quia praemissae assumunt esse
de aliquo causato; omne tale contigenter est16.
10. Ad primam instantiam excludendam dico quod philosophi
non posuerunt infinitatem possibilem in causis essentialiter ordinatis
sed tantum in accidentaliter ordinatis, sicut patet per Avicennam VI
Metaphysicae cap. 5, ubi loquitur de infinitate individuorum in specie1
^
11. Et ad propositum melius ostendendum, sciendum quae sunt
causae essentialiter et accidentaliter ordinatae. Ubi notandum quod
aliud est loqui de causis per se et per accidens et aliud est loqui de
causis per se sive