1. Спрашиваю, есть ли только один Бог.
2. В этом вопросе вывод достоверен. Но некоторые говорят, что
этот вывод не доказуем, а принимается только верою; и в пользу
этого имеется авторитетное мнение равви Моисея, который в 23
гл. говорит, что «единство Божие из Закона познается»1.
3. Это доказывается также и рассуждением, ибо если с помощью
естественного разума можно было бы познать, что Бог
единствен, то, следовательно, можно было бы познать естественным
образом, что Бог единичен; следовательно, можно было бы
познать единичность Бога и Его сущность как единичную, что
ложно, и против этого было уже сказано прежде в вопросе о
предмете богословия2.
[Собственное мнение].
4. Представляется, тем не менее, что эта единственность [Бога]
может быть доказана естественным образом и следуя таким путем:
во-первых, [исходя] из бесконечного разума, во-вторых, из
бесконечной воли, в-третьих, из бесконечной благости, в-четвертых,
из понятия бесконечного могущества, в-пятых, из понятия
абсолютно бесконечного, в-шестых, из понятия необходимого бытия,
в-седьмых, из понятия всемогущества
К аргументам:
5. Отвечаю на мнение равви Моисея и утверждаю, что то, что
Бог один, передано нам в Законе; ибо, поскольку народ был груб
и склонен к идолослужению, то он нуждался в наставлении о
единстве Божием посредством Закона, хотя это могло бы быть
доказано и с помощью естественного разума.
PARS SECUNDA. THEOLOGIA RATIONALIS
Ita enim acceptum est a Lege quod Deus sit (Exodus, 3, 14: Ego
sum qui sum, et Apostolus ad Hebreos, 11, 6, dicit quod oportet accedentem
ad Deum credere quia est), et tamen non negatum Deum esse
demonstrabile; ergo pari ratione nee negandum est posse demonstrari
per rationem Deum esse unum, licet «accepta» sit a Lege.
Ilia etiam quae possunt demonstrari utile est communitati tradi
etiam per viam auctoritatis. Et propter negligentiam communitatis in
inquirendo veritatem, et etiam propter impotentiam intellectus et
propter errores inquirentium per demonstrationem, quia veritatibus
suis multa falsa permiscent, ut dicit Augustinus XVIII De civitate Dei
Et ideo, quia simplices sequentes tales demonstratores possent
dubitare cui esset assentiendum, ideo tuta est via et stabilis et communis,
auctoritas, circa quae non potest fallere nee falli^9.
6. Ad secundam rationem de singulari dico quod aliud est singularitatem
esse conceptam vel ut obiectum vel ut partem obiecti, aliud
singularitatem esse praecise modum concipiendi sive sub quo concipitur
obiectum […]. Ita dico in proposito quod essentia divina potest
concipi ut singularis ita quod singularitas sit concepta vel ut obiectum
vel ut pars obiecti; non tamen sequitur quod essentia possit
cognosci ut est singularis, ita quod singularitas sit modus concepti:
cognoscere enim sic aliquid ut singulare, est illud cognoscere ut hoc
sicut album videtur ut hoc, et hoc modo praedictum est quod non
cognoscitur essentia divina sub ratione singularitatis; et ideo in argumento
est fallacia figurae dictionis, commutando rem in modunr °.
7. Necessitas essendi ex se uni soli naturae convenit. Probatur sic:
si duae naturae possunt esse ex se necesse esse, communis est neces69
Ordinatio, I, d 2, pars 1, q. 3, n. 182
70 Ordinate, I, d 2, pars 1, q. 3, n. 183.
ЧАСТЬ ВТОРАЯ. РАЦИОНАЛЬНОЕ БОГОСЛОВИЕ
Так, из Закона мы приняли и то, что Бог есть (Исход 3, 14: Л
есмъ тот, кто есть, и Апостол в послании к Евреям 11, 6 говорит,
что надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он
есть), и, однако, не отрицается, что то, что Бог есть, можно доказать;
следовательно, на том же основании нельзя отрицать, что
разумом можно доказать, что Бог один, хотя это принято из Закона.
То, что можно доказать, полезно передать общине [верующих]3
также и через авторитет — как по причине небрежения общины
в исследовании истины, так и по причине немощи разума и заблуждений
исследующих с помощью доказательства, ибо они к
своим истинам примешивают много ложного, как говорит Августин
в книге XVIII О граде БожиелА.
Итак, поскольку простые люди, следуя таким доказывающим,
могли бы усомниться в том, с чем следует соглашаться, то
существует безопасный путь, надежный и общепризнанный, а
именно авторитет, который не может ни заблуждаться, ни других
вводить в заблуждение.
6. На второй довод, касательно единичного, я отвечаю, что одно
дело — это единичность, понимаемая как объект или как часть
объекта, и другое — единичность именно как способ понимания,
или то, в каком аспекте воспринимается объект […]. Итак, касательно
основного вопроса, я утверждаю в данном случае, что
божественная сущность может пониматься как единичная таким
образом, что единичность будет пониматься или как объект, или
как часть объекта; но отсюда тем не менее не следует, что сущность
может познаваться как единичная таким образом, что единичность
будет модусом воспринятого: ибо познавать таким способом
нечто как единичное, значит познавать его как «это», подобно
тому, как белое видится нам как таковое, и в этом смысле
выше сказано, что божественная сущность не познается под углом
зрения единичности; а поэтому в аргументе имеет место ошибка
в способе высказывания, когда вещь подменяется модусом
7. Необходимость бытия от самого себя подобает только одной
природе. И доказывается это так: если две природы могут быть от
PARS SECUNDA. THEOLOGIA RATIONALIS
sitas essendi; igitur et aliqua entitas quiditativa, secundum quam eis
est commune, a qua accipitur quasi genus ipsarum, et praeter hoc
distinguuntur formalitatibus suis actualibus ultimus.
Ex hoc sequuntur duo incompossibilia. Primum, quod utrumque
erit primo necesse esse per naturam communem, quae est minoris
actualitatis, et non per naturam distinguentem, quae est maioris
actualitatis; quia et si per illam formaliter sit necesse essey ergo bis
erit necesse esse, quia ilia formaliter non includit naturam communem,
sicut nee differentia genus. Videtur autem impossibile, quod
minor actualitas sit, qua primo aliquid est necessarium, et maiore nee
primo nee per se sit aliquid necessarium.
Secundum impossibile, quod per naturam communem, qua ponitur
utrumque esse primo necesse, neutrum sit necesse essey quia neutrum
est sufficienter per illam naturam. Qualibet enim natura est
illud, quod est per formale ultimum. Per quod autem aliquid est
necesse essey per illud ipsum est in effectu, circumscripto omni alio.
Si dicas naturam communem sufficere ad esse praeter naturas distinctivas:
igitur ipsa communis ex se est in actu et indistincta, et per
consequens indistinguibilis, quia necesse esse iam exsistens non est
in potentia ad simpliciter esse; esse generis in specie est simpliciter
esse respectu eius7\
[Utrum Deus sit summe simplex].
8. Quaero utrum Deus sit summe simplex, et perfecte talis72.
71 De primo principio, III, 57.
72 Ordinatio, I, d 8, pars 1, q. 1, n. 1.
ЧАСТЬ ВТОРАЯ. РАЦИОНАЛЬНОЕ БОГОСЛОВИЕ
себя необходимым бытием, то необходимость бытия является АЛЯ
них общей; значит, есть какая-то чтойная сущность, в соответствии
с которой у них есть это общее — та, от которой они получают
как бы свой род, и при этом они различаются своими последними
действительными формальностями^.
Из этого следуют две несовместимых вещи. Во-первых, то, что
обе [природы] будут необходимым бытием прежде всего в силу
общей природы, которая обладает меньшей актуальностью, а не в
силу отличительной природы, которая обладает большей актуальностью,
поскольку если бы необходимое бытие формально существовало
благодаря ей, то оно необходимо было бы дважды, поскольку
отличительная природа не включает формально общую
природу, как отличительный признак — род. Но представляется
невозможным, чтобы то, посредством чего нечто необходимо,
было бы меньшей актуальностью, а посредством большей актуальности
нечто не было бы необходимым ни прежде всего, ни само
по себе.
Во-вторых, это невозможно потому, что в силу общей природы,
благодаря которой оба бытия прежде всего полагаются необходимыми,
ни одно из них не будет необходимым, поскольку ни
одно не существует достаточным образом в силу этой природы.
Ибо любая природа есть то, что есть, благодаря последнему формальному
отличию. Но то, через что нечто есть необходимое бытие,
есть то же, через что оно существует в действительности,
опуская все прочее. Если же ты скажешь, что общая природа
достаточна для бытия без различающих природ, то из этого следует,
что сама общая природа существует от себя в действительности
и является неразличенной, и, следовательно, неразличимой,
потому что необходимое бытие, уже существующее, не
находится в потенции к безусловному бытию; бытие же рода в отдельном
виде является безусловным бытием по отношению к
нему.
[Является ли Бог максимально простым].
8. Спрашиваю, является ли Бог максимально и совершенно
простым?
PARS SECUNDA. THEOLOGIA RATIONALIS
9. Ad quaestionem respondeo, et primo probo simplicitatem divinam
per media quaedam particularia, secundo ex mediis communibus,
scilicet infinitate et necessitate essendi73.
[Probatio simplicitatis Dei per media particularia].
10. Primo modo procedendo, ostendo simplicitatem oppositam
compositionis ex partibus essentialibus, secundo ex partibus quantitativis
et tertio oppositum compositioni ex subiecto et accidente74.
[Deus non est ex partibus essentialibus].
11. Primum sic causalitas materiae et formae non est simpliciter
prima, sed necessario praesupponit causalitatem efficientem priorem,
ergo si Primum esset compositum ex materia et forma, praesupponeretur
causalitatem efficientis; non autem huius, quia istud non
efficit se, coniungendo materiam suam cum forma; ergo alterius efficientis,
prior, ergo Deus non esset primum efficiens, cuius oppositum
probatum est distinctione 2 quaestione l7^.
12. Idem probo sic materia de se est in potentia ad formam, et
hoc in potentia passiva et contradictionis, quantum est ex se, ergo
non est de se sub aliqua forma, sed per aliquam aliam causam, reducentem
materiam ipsam ad actum formae; ista autem causa reducens
non potest dici tantum forma in quantum forma, quia sic oportet
ponere aliquid reducens effective materiam ad istam actualitatem.
Ergo si Primum esset compositum ex materia et forma, esset aliquod
efficiens per cuius efficientiam esset materia eius sub forma, et ita
ipsum non esset primum efficiens, ut prius76.
13. Tertio sic: omnis entitas una causata habet aliquam unam
73 Ordinatio, I, d. 8, pars 1, q. 1, n. 5.
74 Ordinatio, I, A 8, pars 1, q. 1, n. 6.
75 Ordinatio, I, A 8, pars 1, q. 1, n. 7.
76 Ordinatio, I, A 8, pars 1, q. 1, n. 8.
ЧАСТЬ ВТОРАЯ. РАЦИОНАЛЬНОЕ БОГОСЛОВИЕ
9. На вопрос отвечаю и, во-первых, доказываю простоту Божию
некоторыми частными средствами, а, во-вторых, общими
средствами, а