яшш Ш1
р
• к и ГОД
|!ш йф
Qpiilmr
* tU^*-;#
кЛ..
Блаж. Иоанн Аунс Скот на кафедре перед учениками
и Аева Мария, вдохновляющая его.
Миниатюра из рукописи Антонианской
библиотеки, Падуя
ВА ЗАДВОРНЫЙ
не имело критического аппарата, но и включало произведения, не принадлежавшие
Дунсу Скоту.
Это издание XVII в. было перепечатано в 1891-1895 гг. Луи Вивэ, в
формате in octavo оно составило 26 томов. В 1968-69 Георг Олмс осуществил
новый репринт издания Уоддинга.
Подготовка современного критического издания Opera omnia началась
в 1923 г. по инициативе генерала Францисканского ордена о. Бернардина
Клумпера, поручившего эту работу историку о. Евгению Лонпрэ.
В 1927 г. на генеральном капитуле в Ассизи была создана Скотистская
секция, которая в 1938 г. была реорганизована в комиссию: Comissio Operibus
loannis Duns Scoti critice edendis, руководство которой было поручено
известному исследователю Дунса Скота — о. Каролю Баличу.
В результате скрупулезнейших исследований в течение нескольких
десятилетий Комиссия подготовила уникальное по своему научному
уровню издание латинского текста сочинений Дунса Скота, сопровожденное
критическим аппаратом четырех уровней. Первый содержит замечания
Дунса Скота, тексты, им самим исключенные, а также отрывки,
интерполированные в авторский текст; второй — варианты текстов
рукописных кодексов и прежних типографских изданий, отражающие
традиции интерпретаций сочинений Дунса Скота; третий — источники
и явные цитаты Дунса Скота; четвертый — неявные цитаты и отсылки
к параллельным местам других его произведений. Кроме того, здесь же
помещены очень ценные комментарии и замечания издателей. Подготовка
к реализации этого грандиозного проекта, начатая в 1938 г., продолжалась
более десяти лет: лишь в 1950 г. вышли в свет первые два тома.
К настоящему времени издано 7 томов Ordinatio и 4 тома Lectura.
7. IMAGINES BENEDICTI PATRIS IOANNIS DUNS SCOTI
Дуне Скот, прославившийся как богослов и философ, вошел в иконографию
с атрибутами, символизирующими знание и ученость. Он изображается
в монашеском облачении своего ордена либо стоящим за кафедрой
(миниатюра из Кембриджской рукописи XV в.), либо в позе учителя
(миниатюра из Кембриджской рукописи XV в.), либо ведущим диспут
(картина из Национальной галереи Марке в Урбино, 1468 г.), либо
за работой в библиотеке (фреска Эммануэля да Комо в Коллегии св.
Исидора в Риме). Иногда образ Дунса Скота встречается среди изображений
Отцов Церкви, например, у Рафаэля в «Споре о таинстве Евхаристии»
(1508-1511 гг.).
БИОГРАФИЯ ИОАННА ДУНСА СКОТА
Портрет Дунса Скота часто можно встретить на картинах, посвященных
Непорочному Зачатию Девы Марии, например, на картине XV
в. в церкви францисканцев в Лукке, где он изображен с пером в руке
рядом с Папой Сикстом IV, или на картине Рубенса из церкви св. Якова
в Антверпене с надписью invictus tbeologorum princeps Scotus (непобедимый
князь богословов Скот) (1634).
Новой темой в иконографии Дунса Скота является представление его
в качестве заступника душ в Чистилище (часовня при кладбище в Гемоне
дель Фриули, 1926). Среди изображений новейшего времени особого
внимания заслуживает барельеф на саркофаге Дунса Скота во францисканской
церкви в Кельне, выполненный И. Хенгесбергом (1958 г.). Тончайший
Доктор изображен здесь погруженным в глубокое размышление,
одухотворенное лицо слегка склонено, а руки придерживают книгу, раскрытую
на странице, где видна надпись: docuit, potuit, fecit (научил, смог,
сделал).
Г.Г. Майоров
Иоанн Дуне Скот несомненно может считаться крупнейшим метафизиком
Средних веков\ если под метафизикой понимать то, что в своих
сочинениях, объединенных впоследствии под общим названием «Метафизика»,
Аристотель понимал под «первой философией» (f) тср<йтт|