Скачать:TXTPDF
Избранное (Францисканское наследие)

яшш Ш1

р

• к и ГОД

|!ш йф

Qpiilmr

* tU^*-;#

кЛ..

Блаж. Иоанн Аунс Скот на кафедре перед учениками

и Аева Мария, вдохновляющая его.

Миниатюра из рукописи Антонианской

библиотеки, Падуя

ВА ЗАДВОРНЫЙ

не имело критического аппарата, но и включало произведения, не принадлежавшие

Дунсу Скоту.

Это издание XVII в. было перепечатано в 1891-1895 гг. Луи Вивэ, в

формате in octavo оно составило 26 томов. В 1968-69 Георг Олмс осуществил

новый репринт издания Уоддинга.

Подготовка современного критического издания Opera omnia началась

в 1923 г. по инициативе генерала Францисканского ордена о. Бернардина

Клумпера, поручившего эту работу историку о. Евгению Лонпрэ.

В 1927 г. на генеральном капитуле в Ассизи была создана Скотистская

секция, которая в 1938 г. была реорганизована в комиссию: Comissio Operibus

loannis Duns Scoti critice edendis, руководство которой было поручено

известному исследователю Дунса Скота — о. Каролю Баличу.

В результате скрупулезнейших исследований в течение нескольких

десятилетий Комиссия подготовила уникальное по своему научному

уровню издание латинского текста сочинений Дунса Скота, сопровожденное

критическим аппаратом четырех уровней. Первый содержит замечания

Дунса Скота, тексты, им самим исключенные, а также отрывки,

интерполированные в авторский текст; второй — варианты текстов

рукописных кодексов и прежних типографских изданий, отражающие

традиции интерпретаций сочинений Дунса Скота; третий — источники

и явные цитаты Дунса Скота; четвертый — неявные цитаты и отсылки

к параллельным местам других его произведений. Кроме того, здесь же

помещены очень ценные комментарии и замечания издателей. Подготовка

к реализации этого грандиозного проекта, начатая в 1938 г., продолжалась

более десяти лет: лишь в 1950 г. вышли в свет первые два тома.

К настоящему времени издано 7 томов Ordinatio и 4 тома Lectura.

7. IMAGINES BENEDICTI PATRIS IOANNIS DUNS SCOTI

(Иконография)

Дуне Скот, прославившийся как богослов и философ, вошел в иконографию

с атрибутами, символизирующими знание и ученость. Он изображается

в монашеском облачении своего ордена либо стоящим за кафедрой

(миниатюра из Кембриджской рукописи XV в.), либо в позе учителя

(миниатюра из Кембриджской рукописи XV в.), либо ведущим диспут

(картина из Национальной галереи Марке в Урбино, 1468 г.), либо

за работой в библиотеке (фреска Эммануэля да Комо в Коллегии св.

Исидора в Риме). Иногда образ Дунса Скота встречается среди изображений

Отцов Церкви, например, у Рафаэля в «Споре о таинстве Евхаристии»

(1508-1511 гг.).

БИОГРАФИЯ ИОАННА ДУНСА СКОТА

Портрет Дунса Скота часто можно встретить на картинах, посвященных

Непорочному Зачатию Девы Марии, например, на картине XV

в. в церкви францисканцев в Лукке, где он изображен с пером в руке

рядом с Папой Сикстом IV, или на картине Рубенса из церкви св. Якова

в Антверпене с надписью invictus tbeologorum princeps Scotus (непобедимый

князь богословов Скот) (1634).

Новой темой в иконографии Дунса Скота является представление его

в качестве заступника душ в Чистилище (часовня при кладбище в Гемоне

дель Фриули, 1926). Среди изображений новейшего времени особого

внимания заслуживает барельеф на саркофаге Дунса Скота во францисканской

церкви в Кельне, выполненный И. Хенгесбергом (1958 г.). Тончайший

Доктор изображен здесь погруженным в глубокое размышление,

одухотворенное лицо слегка склонено, а руки придерживают книгу, раскрытую

на странице, где видна надпись: docuit, potuit, fecit (научил, смог,

сделал).

Г.Г. Майоров

ДУНС СКОТ КАК МЕТАФИЗИК

Иоанн Дуне Скот несомненно может считаться крупнейшим метафизиком

Средних веков\ если под метафизикой понимать то, что в своих

сочинениях, объединенных впоследствии под общим названием «Метафизика»,

Аристотель понимал под «первой философией» (f) тср<йтт| может соперничать, пожалуй, один только Фома Аквинат, а по глубине и тонкости этой разработки — никто. Виртуозное владение логикой и способность улавливать тончайшие различия (дистинкции) в метафизических понятиях, свойственные Дунсу Скоту, восхищали уже его современников. Однажды Папа Климент V, услышав от своих легатов, посетивших лекции Дунса в Парижском университете, о его необыкновенной способности неординарно и вместе с тем в духе католического учения решать самые трудные и запутанные вопросы богословия и метафизики, назвал его "Тонким Доктором" (Doctor Subtilis). Под этим символическим именем он и вошел в историю схоластики. Впрочем, по свидетельству К. Балича, одного из инициаторов ныне осуществляемого первого критического издания полного собрания сочинений Дунса Скота, современники называли Шотландца также и Doctor Subtuissimusy т.е. "Утонченнейший Доктор" [V, 1, р. 378], что могло выражать не только восхищение виртуозностью его логического мышления и проникновенностью его философских интуиции, но и признание труднодоступности его сочинений для понимания даже подготовленного читателя. В наши дни, отделенные от эпохи Дунса семью веками, восприятие его сочинений не стало более легким Даже такой опытный философ-медиевист, как Этьен Жильсон, в своей большой монографии, посвященной великому шотландцу, признавался: "Дуне Скотавтор трудный" [VII, 67, р. 8]. Трудность заключается в особенностях языка его произведений — языка, о котором, по свидетельству того же Жильсона, один схоластический комментатор сказал: Profecto dum scribebat in rnente tingebat ("Наверно, когда он писал, перо в уме обмакивал") [VII, 67], р. 9. Язык Дунса отличается необыкновенной концентрацией мысли и обилием непривычных для совре ДУНС СКОТ КАК МЕТАФИЗИК менного читателя искусственных схоластических терминов, включая образованные самим автором неологизмы. Кроме того, склонность Дунса Скота к исчерпывающей полноте и чрезвычайной детализации доказательств часто затрудняет слежение за ходом его мысли и, во всяком случае, требует особого напряжения внимания. Однако, несмотря на все эти трудности, читатель Дунса Скота будет несомненно вознагражден за свои усилия. Ведь сочинения Тонкого Доктора — это отнюдь не только прекрасный музей средневековых образцов теоретического мышления; читатель найдет в них и много такого, что остается актуальным и сегодня, будь то вдохновенное учение Дунса о свободе воли и неповторимости личности или его теория интенционального существования, родственная теории Гуссерля, или его концепция неотчуждаемости народного суверенитета, предвосхитившая Руссо и столь созвучная современности, или, наконец, лежащее в основании его метафизики учение о бытии, знакомство с которым, по всей вероятности, подтолкнуло Хайдеггера к созданию "фундаментальной онтологии"^; полное раскрытие глубинного смысла этого учения Дунса Скота еще только предстоит. 1. ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ И ЭРУДИЦИЯ Иоанн Дуне Скот, хотя нередко опережал свою эпоху в сфере идей, был сыном своего века. В его судьбе и в его мышлении с поразительным изоморфизмом отобразились три главные духовно-культурные новации в Западной Европе XIII в.: 1) основание нищенствующих орденов — Францисканского и Доминиканского; 2) открытие университетов, а при них "общеобразовательных школ" (studia generalia), как правило орденских; 3) существенное увеличение объема философских и научных знаний благодаря переводу на латинский язык большого корпуса сочинений греческих и арабоязычных авторов и прежде всего — основных сочинений Аристотеля (Метафизика, Физика, Никомахова этика. Политика и др.), Авиценны, Аверроэса, Авицеброна (Ибн-Гебироля), Моисея Маймонида, которые оказали существенное влияние на ход развития и тематику схоластического философствования в XIII в. К этому следует также добавить псевдоэпиграфическую Теологию Аристотеля и Книгу о причинах, переведенные с арабского еще в XII в. и содержащие в себе эксцерпты из Эннеад Плотина и Первооснов теологии Прокла, соответственно. Через эти трактаты, а со второй половины XIII в. уже и через латинский перевод самих Первооснов теологии Прокла, латинский Запад знакомился с неоплатонизмом в его первоначальной языческой форме, тогда как через Ис Г.Г. МАЙОРОВ точных жизни Ибн-Гебироля, через труды Аль-Фараби и Авиценны — с неоплатонизмом иудейским и исламским, а через Ареопагитики, которые в XIII в., спустя четыре столетия после Эриугены, снова вошли в круг чтения схоластиков, — с христианским неоплатонизмом греков, дополнившим латинский христианский неоплатонизм Августина и Боэция. Таким образом, основной смысл данной, третьей по нашему счету, новации состоит в том, что в XIII в. западная схоластика испытала невиданный ранее наплыв аристотелистских (перипатетических) и неоплатонических идей, а главное — впервые познакомилась с систематической философией в собственном смысле. Первая из трех вышеуказанных новаций повлияла на судьбу Дунса Скота в том смысле, что уже в пятнадцатилетнем возрасте он вступил во Францисканский орден и стал монахом, затем — в двадцать пять лет — священником, и в результате вся последующая жизнь Дунса стала служением ~ служением Христу и Церкви. На этом поприще Иоанн достиг столь многого, что за свои проповеднические, апологетические и пастырские заслуги, а особенно за отстаивание учения о Непорочном Зачатии Девы Марии, получил почетный титул Doctor Marianus, а позднее (в 1993 г.) был причислен к лику блаженных. Вторая из упомянутых новаций XIII в., взятая в единстве с первой, предопределила основной род занятий монаха Иоанна. Наделенный от природы могучим аналитическим умом, силой интуиции, способностью к широким обобщениям и систематизации, а вместе с тем — необычайной любознательностью и трудолюбием, он и не мог бы найти лучшего применения всем этим дарованиям, кроме как посвятить себя научной деятельности. А поскольку центрами научной деятельности в XIII веке стали университеты, Дуне Скот с ранней юности связал с ними свою судьбу, и большая часть его жизни прошла в аудиториях, библиотеках и за письменным столом. Разумеется, не только им самим решалась его судьба: как монах, он должен был подчинять свою волю воле ордена. Но, к счастью, в данном случае обе воли совпадали: францисканцы (как и доминиканцы) не только поощряли образование, но, можно сказать, даже опекали университеты и, например, в Англии составляли в некоторые периоды основную часть преподавательского корпуса*. Знакомясь с сочинениями Дунса Скота, читатель убедится, что шотландский мыслитель вобрал в себя едва ли не все философско-богословское знание, доступное его веку. Основу его философской эрудиции составляли произведения Аристотеля и Августина. Кроме того, его источ ДУНС СКОТ КАК МЕТАФИЗИК никами были труды Порфирия и Боэция, Ансельма Кентерберийского и Ричарда Сен-Викторского, Авиценны и Аверроэса, Ибн-Гебироля и Маймонида, если говорить только о тех, кого он чаще цитирует. Что же касается богословия, то здесь, разумеется, главный его источник — Священное Писание, которое он знал досконально, а кроме Библии, — тот же Августин и другие Отцы Церкви, особенно Григорий Великий и Иоанн Дамаскин. Знаком был Дуне Скот и с произведениями Дионисия Ареопагита. Главным же предметом его исследований, как мы уже знаем, был труд Петра Аомбардского Сентенции, в котором, помимо всего прочего, были собраны воедино мнения всех известных католических богословов до XII в. включительно, что обязывало Дунса как толкователя быть знакомым и с их учениями. Из авторитетов своего века он достаточно большое внимание уделил Бонавентуре и Фоме Аквинскому, но еще большее — своим современникам, богословам Парижского университета Генриху Гентскому и Готфриду из Фонтэна, из которых первый был августинианцем, а второй — скорее аристотеликомл Полемика с ними, особенно с Генрихом, составляет существенный элемент содержания главного труда Дунса Скота Ordinatio; при этом Генриха Дуне критикует с позиций аристотелистского интеллектуализма, а Готфрида — с позиций августинистского волюнтаризма

Скачать:TXTPDF

Избранное (Францисканское наследие) Иоанн читать, Избранное (Францисканское наследие) Иоанн читать бесплатно, Избранное (Францисканское наследие) Иоанн читать онлайн