Скачать:TXTPDF
Избранное (Францисканское наследие)

necessitate et aeque ageret, si
ad nullum finem ageret, si esset independenter agens; ergo si non
agit nisi propter finem, hoc est, quia dependet ab agente amante
finem; quare etc.
Secundo arguitur sic si Primum agit propter finem, aut ergo finis
ille movet primum efficiens ut amatus actu voluntatis, et patet
propositum; aut ut naturaliter tantum amatus: hoc falsum, quia non
naturaliter amat finem alium a se, ut grave centrum, et materia formam,
tunc esset aliquo modo ad finem, quia inclinatus ad ilium. Si
naturaliter amat finem qui est ipse, hoc nihil est nisi ipsum esse:

97 Ordinatio, I, d 2, pars 1, q. 2, n. 80.
98 Ordinatio, I, d 2, pars 1, q. 2, n. 81.
99 Ordinatio, I, d 2, pars 1, q. 2, n. 88.

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. РАЦИОНАЛЬНОЕ БОГОСЛОВИЕ

гентно, поскольку вторичная причина не причиняет иначе как
благодаря первой причине, постольку, поскольку движима ею.

34. Доказательство второго вывода: не существует иного начала
контингентного деиствования, кроме воли или чего-то, сопутствующего
воле, поскольку все остальное действует по природной
необходимости и, таким образом, причиняет не контингентно.
35. Итак, представляется, что тремя способами было показано,
что первое действующее является мыслящим и волящим; из которых
первый способ [доказательства] состоит в том, что природа
действует ради цели, причем только тогда, когда зависит от знающего
цель и направляется знающим цель; второй состоит в том,
что само первое действующее действует ради цели, и третий — что
какое-то действие, когда оно причиняется, происходит контингентно.
[Первое производящее является разумеющим и волящим].

36. Это доказывается: Первое [производящее] действует само по
себе, потому что всякой привходящей причине предшествует некая
причина сама по себе, но как сказано во II книге Физики^,
всякое действующее само по себе действует ради цели. Из этого
[положение] доказывается двояко. Во-первых, так: всякое природное
действующее, рассмотренное строго, действует по необходимости
и одинаково, если оно действует не ради какой-то цели,
при условии, если оно — независимое действующее; следовательно,
если оно не действует иначе как ради цели, значит, оно
зависит от такого действующего, которое любит цель, поэтому и
тл
Во-вторых, доказывается так: если первое [производящее] действует
ради цели, то следовательно, эта цель либо движет первое
производящее как любимая актом воли, и [таким образом] положение
доказано; либо — как любимая только по природе: но последнее
ложно, ибо оно не по природе любит цель, отличную от
себя, как тяжелое — центр [Земли], а материя — форму: тогда оно
[первое производящее] было бы неким образом направлено к цели,
поскольку склонно к ней. Если оно только по природе любит

PARS SECUNDA. THEOLOGIA RATIONALIS

ipsum, hoc non est salvare duplicem rationem causae in ipso100.

37. Item: primum efficiens dirigit effectum suum ad finem; ergo
vel naturaliter, vel amando ilium; non primo modo, quia non
cognoscens nihil dirigit nisi in virtute cognoscentis; sapientis enim
est prima ordinatio. Primum in nullius virtute dirigit, sicut nee
causat101.
38. Item tertio sic aliquid causatur contingenter; igitur prima
causa contingenter causat; igitur volens causat. Probatio primae consequentiae:
quaelibet causa secunda causat in quantum movetur a
prima; ergo si prima necessario movet, quaelibet necessario movetur,
et quidlibet necessario causatur. Probatio secundae consequential
nullum est principium contingenter operandi nisi voluntas vel concomitans
voluntatem, quia quaelibet alia agit ex necessitate naturae,
et ita non contingenter102.
[Intellectio et volitio ut essentia Dei].

39. Probo secundo quod eius [Dei] intellectio et volitio est idem
quod eius essentia, et primo de volitione sui ipsius ut obiecti ita quod
primam causam amare est idem essentialiter cum natura causae et
omnis actus voluntatis eius. Probatio. Causalitas et causatio causae
finalis est simpliciter prima, secundum Avicennam VI Metapbysicae,
dicentem quod «si de qualibet causa esset scientia, ilia quae esset de
causa finali, esset nobilissima»; ipsa enim, quantum ad causalitatem,
praecedit causam efficientem, quia movet efficiens ad agendum, et
ideo causalitas primi finis, et eius causatio, est penitus incausabilis
secundum quacumque causationem in quolibet genere causae.
Causalitas autem finis primi est movere primum efficiens sicut
amatum; idem autem est primum finem movere primum efficiens ut

100 De primo principio, IV, 86.
101 De primo principio, IV, 87.
102 De primo principio, IV, 86.

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. РАЦИОНАЛЬНОЕ БОГОСЛОВИЕ

цель, которая есть оно само, то это ничто иное, как «оно есть оно»,
и это не сохраняет в нем двойственный характер причины17.

37. Также: первое производящее направляет свое действие к
цели; следовательно, либо делает это по природе, либо любя цель;
однако не первым способом, поскольку непознающее ничего не
направляет, иначе как благодаря познающему; ибо первое упорядочение
свойственно мудрому. Первое не направляет, равно как
и не причиняет в силу чего-то другого.
38. Также в третьих: нечто причиняется контингентно; следовательно,
первая причина причиняет контингентно; значит, она
причиняет как волящая. Доказательство первого вывода: любая
вторичная причина причиняет постольку, поскольку движима первой;
следовательно, если первая движет с необходимостью, любая
вторичная движима с необходимостью, и тогда все причиняется с
необходимостью. Доказательство второго следствия: не существует
иного начала контингентного действия, кроме воли или того, что
сопутствует воле, потому что любое другое начало действует по
природной необходимости, и значит, не контингентно.
[Мышление и воление как сущность Бога].

39. Доказываю далее, что Его [Бога] разумение и воление является
тем же самым, что и его сущность, и — сначала о волении
Им Самого Себя как объекта, так что «любить первую причину»
есть сущностно то же самое, что и природа причины и всякого
акта Его воли. Доказательство. Причинность и причинение целевой
причины является безусловно первой, согласно VI книге Метафизики
Авиценны18, где говорится, что «если о какой-либо причине
было бы знание, то знание о целевой причине являлось бы
наиблагороднейшим»; ибо она сама в порядке причинности предшествует
производящей причине, поскольку движет производящую
причину к действию, и потому причинность первой цели
и ее причинение не обусловлены совершенно никакой причиной
по отношению к любому причинению в каком бы то ни было роде
причин.
Причинность же первой цели — это приводить в движение
первое производящее как любимое; ибо то же самое первой цели

PARS SECUNDA. THEOLOGIA RATIONALE

amatum ab ipso et primum efficiens amare primum finem, quia nihil
aliud est obiectum amari a voluntate quam voluntatem amare obiectum.
Ergo primum efficiens amare primum finem est penitus incausabile,
et ita ex se necesse esse, et ita erit idem naturae primae. Et
quasi convertitur ratio ex opposito conclusionis, quia si primum
amare est aliud a natura prima, ergo est causabile, et per consequens
effectibile; igitur ab aliquo per se efficiente amante finem. Igitur primum
amare se esset causatum ex aliquo amore finis priore isto
causato, quod est impossible*03.

40. Hoc ostendit Aristoteles XII Metaphysicae de intelligere quia
aliter primum non erit optima substantia, quia per intelligere est
honorabile104.
41. Haec conclusio, videlicet quod essentia divina sit eadem quod
volitio sui ipsius, vera est ex corollarium: nam sequitur primo quod
voluntas est idem primae naturae, quia velle non est nisi voluntatis;
ergo ilia voluntas cuius velle est incausabile est etiam incausabilis;
ergo etc Et similiter, velle intelligitur quasi posterius voluntate;
tamen velle est idem illi naturae; ergo magis voluntas10^.
42. Item secundo sequitur quod intelligere se est idem illi naturae,
quia nihil amatur nisi cognitum; igitur si amare se ex se est
necesse esse, sequitur quod intelligere se est necesse esse ex se106.
43. Et si est intelligere propinquius illi naturae quam velle, ideo
sequitur ulterius quod intellectus sit idem illi naturae, sicut prius de
voluntate ex velle argutum est107.
™Ordinatio, I, d 2, pars 1, q. 2, n. 89.
104Ordinatio, I, d 2, pars 1, q. 2, n. 90.
105Ordinatio, I, d 2, pars 1, q. 2, n. 94.
106Ordinatio, I, d 2, pars 1, q. 2, n. 95.
107 Ordinatio, I, d 2, pars 1, q. 2, n. 96.

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. РАЦИОНАЛЬНОЕ БОГОСЛОВИЕ

двигать первое производящее как любимое им, и первому производящему
любить первую цель, ибо объекту быть любимым
волей — это то же самое, что воле любить объект. Следовательно,
любовь первого производящего к первой цели совершенно непричинима,
и потому она есть от себя необходимое бытие и есть то
же самое, что и первая природа. И доказательство как бы обращается
из противоположного [этому] заключению: если любовь первого
сущего есть нечто отличное от первой природы, то, следовательно,
она обусловлена какой-то причиной, а значит, кем-то произведена;
следовательно, она происходит от чего-то самого по себе
производящего и любящего цель. Значит, любовь первого сущего
к самому себе была бы причинена некоторой любовью цели, которая
предшествует этому причиненному, что невозможно.
40. Это показывает Аристотель в XII книге Метафизики^ применительно
к разумению, поскольку иначе первое [сущее] не было
бы наилучшей субстанцией, ибо [именно] благодаря разумению
является достойной почитания.
41. Заключение о том, что божественная сущность есть то же,
что воление самой себя, является истинным, исходя из [следующего]
короллария: ибо, во-первых, следует, что воля есть то же, что
и первая природа, поскольку воление не принадлежит ничему,
кроме воли; следовательно, та воля, воление которой не имеет
причины, также непричинима; следовательно, и. т.д. И подобным
образом воление уразумевается как нечто последующее по отношению
к воле; однако воление есть то же самое, что и та [первая]
природа, значит, тем более, и сама воля.
42. Также и, во-вторых, следует, что разумение себя есть то же,
что и эта природа, поскольку ничто не любимо, если не познано;
значит, если любовь к себе есть от себя необходимое бытие, то из
этого следует, что и разумение себя есть от себя необходимое бытие.
43. Если же [в-третьих] разумение ближе той [первой] природе,
чем воление, то отсюда, сверх того, следует, что и разум совпадает
с этой природой, точно так же, как прежде это было доказано о
воле и волении.

PARS SECUNDA. THEOLOGIA RATIONALIS

44. Sequitur quarto etiam quod ratio intelligendi se sit idem sibi,
quia necesse est esse ex se si intelligere sit ex se necesse et ratio
intelligendi se quasi praeintelligitur ipsi intellectui1^8.
[Nullum intelligere est accidens primae naturae].

45. Nullum intelligere potest esse accidens primae naturae.
Probatio, quia de

Скачать:TXTPDF

Избранное (Францисканское наследие) Иоанн читать, Избранное (Францисканское наследие) Иоанн читать бесплатно, Избранное (Францисканское наследие) Иоанн читать онлайн