истине следует сказать, что Бог, имеющий
общее провидение обо всем, управляет вещами, согласно тому, как
им по природе присуще быть управляемыми. Однако кроме этого
общего провидения Бог имеет особое провидение, обусловленное
неким выбором, согласно которому Он заботится о каждом человеке
в соответствии с заслугами настоящими или будущими и сокрытыми
АЛЯ нас, однако явными ААЯ Него, ибо Его суды всегда
справедливы, хотя и сокрыты, так что иногда невзгоды более
полезны, чем преуспеяние, согласно Боэцию, книга IV Об утешении,
проза 4″*3.
2. [Доказывается божественное провидение] в отношении
сохранения вещей: вещь сущностно зависит в бытии от того, что
есть для нее причина обладания бытием; таково сохранение,
обусловленное сохраняющей причиной, согласно сказанному
Августином в IV книге Толкования на Книгу Бытия: «Ибо могущество
Творца и сила Всемогущего и Вседержителя есть причина
поддержания бытия всякого творения, и если эта сила от тех,
которые сотворены как управляемые, однажды была бы отнята,
одновременно и их вид прекратился бы и вся их природа погибла
бы; ибо это не так, как со строителем зданий, который, построив,
уходит, но и когда он покинет это место и уйдет, творение ею
стоит; мир же ни одного мгновения не сможет устоять, если Бог
отнимет Свое управление»44.
3. Можно сказать, что отношение творения к Богу как творящему
и как сохраняющему одно и то же, и это доказывается
таким образом: м<ежду одним и тем же по реальности и по смыслу и тем же самым по реальности и по смыслу нет другой сущностной зависимости, кроме как единственной того же смысла; PARS SECUNDA. THEOLOGIA RATIONALIS dem rationis; exsistentia autem creaturae permanentis est eadem omnino in creatione et conservatione; et ex parte termini est omni- no idem re et ratione, scilicet velle divinum, et habitudo non solum ad creantem, sed ad conservantem est habitudo dependentiae essentialis et eiusdem rationis; igitur etc155. 4. Hie obiicitur per illud Augustini II Super Genesimy ubi vult, quod aer non est factus lucidus a sole, sed fit lucidus, alioquin, recedente sole, remaneret lucidus; aeque autem videtur quaecumque creatura dependere a Deo in esse sicut aer a sole in illuminate essey quod ipse intelligit per lucidum esse a sole; igitur nulla creatura respectu Dei est facta in esse, sed continuo fit in esse; per consequens esse creaturae est in continuo fieri156 5. Respondeo: Philosophus, III Physicae, dicit quod aliqua sunt in fieri, quae non habent completum esse, sicut successiva, et per oppositum aliquid dicitur in facto esse} quando sic habet esse completum, quod non dependet in essendo ab aliquo extrinseco. Creatura autem semper in essendo aeque dependet a Deo in essef quia aeque semper ab ipso per idem velle ipsius habet idem esse; et hoc modo posset dici, quod productio personae divinae semper est in fieri, quia numquam ista persona potest habere esse nisi accipiendo actualiter a producente, et tamen esse personae est maxime permanens. Hoc modo esse creaturae, licet sit permanens, tamen respectu Dei, a cuius volitione actuali semper aeque dependet, semper est quasi in fieri, hoc est, actu dependens a causa dante esse et numquam in facto esse, hoc est, in actu separate et independente a quocumque alio. Non tamen est in fieri novo et novo, sed per oppositum illi est in 155 Quaestiones qiwdUbetcdes, XII, 5. 156 Quaestiones quodlibetales, XII, 13. ЧАСТЬ ВТОРАЯ. РАЦИОНАЛЬНОЕ БОГОСЛОВИЕ существование же пребывающего творения есть совершенно одно и то же в творении и сохранении; и по части конечной причины это совершенно одно и то же и по реальности и по смыслу, т.е. божественная воля и отношение не только к творящему, но и к сохраняющему есть отношение сущностной зависимости и того же смысла; следовательно, и т.д. 4. На это возражают4^ ссылаясь на слова Августина из II книги Толкования на Книгу Бытия^^у где он говорит, что воздух не превращается солнцем в светящийся, но становится просветленным, в противном случае он оставался бы светящимся в отсутствие солнца; но кажется, что равным образом всякое творение зависит от Бога в бытии, как воздух от солнца в бытии освещенном, что Августин понимает как просвещенное солнцем бытие; поэтому никакое творение по отношению к Богу не есть ставшее в бытии, но постоянно становится в бытии, а следовательно, бытие творения пребывает в постоянном становлении. 5. Отвечаю: Философ в III книге Физики^7 говорит, что некоторые [вещи] находятся в становлении, т.е., которые не имеют завершенного бытия, так как последовательно меняются, а о чем-то, напротив, говорится, что оно фактически есть, когда оно имеет завершенное бытие таким образом, что не зависит в существовании от чего-то внешнего. Творение же в существовании всегда одинаково зависит от Бога в отношении бытия, ибо одинаково всегда от Него через ту же волю Его имеет то же бытие; и таким же образом можно говорить, что рождение Божественного Лица всегда находится в становлении, ибо никогда это Лицо не может иметь бытия иначе, как принимая его актуально от рождающего, и однако бытие Лица есть в высшей степени постоянное. Таким образом, бытие творения, хотя и постоянное, однако по отношению к Богу, от актуального воления Которого всегда одинаково зависит, всегда находится как бы в становлении, т.е. актуально зависит от причины, дающей бытие, и никогда не пребывает в фактическом бытии, т.е. действительно отдельно и независимо от чего-либо другого. Однако оно не находится в станов PARS SECUNDA. THEOLOGIA RATIONALIS facto esse, hoc est, in esse completo accepto sine aliqua novitate addenda1 ^7. 6. Ex isto arguitur sic Si creatura respectu Dei non est facta in esse ab ipso, sed est quasi in fieri formaliter, ergo formaliter ponitur in esse a Deo, et ita sicut continuo manet, ita continuo est creatio eius in esse a Deo1^8. 7. Confirmatur istud, quia "conservare" non est tantum non destruere, sed est aliqua actio Dei positiva (alioquin diceretur conservare lumen qui non claudit fenestram; similiter, tunc "annihilare" esset actio positiva, quod falsum est, quia "annihilare" est non-agere); ergo "conservare" est agere1^9. 8. Dico quod semper essentialiter creaturam aeque dependere a Deo, ita quod sit una continua causatio, (vel infinitae causationes sint) conservatio rei, ac per hoc semper ita actualiter causat rem sicut in primo instanti causavit (licet ista causatio, ut consideratur in primo instanti, dicatur creatio, in aliis conservatio) [...]. Et eadem actio, manens dicitur conservatio, in quantum coexistit aliis partibus temporis, non immediate sequentibus non esse, sed esse praehabitum cum illis partibus temporis; et ita ilia actio est quasi continuatio esse praehabiti, non comparando ad esse, ubi non est prius nee posterius, sed comparando ad partes temporis, quibus coexistit^0. 9. Falsam est ergo positio Paganorum imaginantium fortunam esse quandam Deam, cui tamquam causae per se attribuunt effectus quos videmus fortuite evenire, et forte propter istum intellectum malum paganorum reprehendit Augustinus seipsum I Retractationum, cap. 1: "Non mihi, inquit, placet totiens appellasse 157 Quaestiones quodMbetales, XII, 14. 158 Ordinate, II, d 2, pars 1, q. 1, n. 13. 159 Ordinate, II, d 2, pars 2, q. 1, n. 14. 160 Ordinate, II, d 2, pars 2, q. 1, n. 63. ЧАСТЬ ВТОРАЯ. РАЦИОНАЛЬНОЕ БОГОСЛОВИЕ лении снова и снова, но, напротив, ему присуще быть в фактическом, т.е. в законченном бытии48, принятом без какой-либо добавочной новизны. 6. Из этого аргументируется так: если творение со стороны Бога не создано Им в фактическом бытии, но как бы формально в становлении, тогда оно формально полагается в бытии от Бога, и таким образом, поскольку оно непрерывно пребывает, так же непрерывно и творение его Богом в бытии. 7. И это подтверждается, ибо "сохранять" не есть только "не разрушать", но есть некое позитивное действие Бога (иначе назывался бы сохраняющим свет тот, кто не закрывает окно; равным образом тогда "уничтожать" было бы позитивным действием, что ложно, ибо "уничтожать" — это не делать); следовательно, "сохранять" — это делать. 8. Говорю, что творение всегда сущностно и одинаково зависит от Бога, так что сохранение вещи есть одно непрерывное причинение (или бесконечное число причинений), и в силу этого [Бог] всегда так действительно причиняет вещь, как причинил в первое мгновение (хотя это причинение применительно к первому моменту называется творением, а применительно к остальным — сохранением) [...]. И то же самое действие, пребывая, именуется сохранением постольку, поскольку оно сосуществует с другими частями времени, не непосредственно следующими за небытием, но так, что бытие имелось до этого с этими частями времени; и таким образом, это действие есть как бы продолжение имевшегося бытия, не в сравнении с бытием, где нет первого и последующего, но в сравнении с частями времени, с которыми сосуществует. 9. Поэтому ложной является точка зрения язычников, воображающих, что случай есть некое божество, которому как причине самой по себе они приписывают следствия, которые мы видим происходящими случайно, и возможно, по причине этого плохого уразумения язычников порицает себя Августин в I книге Пересмотров у гл. 1: "Не нравится мне, что я так часто апеллировал к случаю, и т.д." Католики же скорее должны при PARS SECUNDA. THEOLOGIA RATIONALE fortunam, etc". Catholici autem potius debent talia attribuere providentiae divinae, saltern generaliter*61. 10. Nihil sic evenit a fortuna, quin ab aliqua causa se intendente, iuxta illud Platonis in Timeo: "Nihil est cuius ortum non praecessit legitima causa", et V De civitate Dei, cap 9, dicit Augustinus "Cicero concedit nihil fieri, si causa efficiens non procedat"; et hoc rationabiliter concessit, quia quod non est per se, non potest habere esse nisi a causa efficiente, et ibi requiritur aliqua causa per se, sive intendens, quia sub intentione causae universalis cadunt plures efFectus, et ita sub intentione causae primae cadunt omnes. Sed quando alicuius efFectus non apparet causa proxima per se, sive intendens, tunc ille dicitur efFectus Fortuitus vel causalis, et sic est intelligendum illud Augustini De Academicis quaestionibus in principio, ubi dicit "Fortasse nihil aliud in rebus casum vocamus, nisi cuius ratio secreta est". Et hanc opinionem tangit Philosophus in isto libello, cap. 2: "Si autem, inquit, a Fortuna nihil dicendum est geri, sed nos alia exsistente causa propter non videre, hoc est, quia non videmus earn, Fortunam dicimus esse causam"1^2. 11. Arguitur [aliqui] sic Si unum contrarium esset in natura actu infinitum, nihil sibi contrarium esset in natura. Ergo si aliquod bonum sit actu infinitum, nihil mali