Скачать:TXTPDF
Избранное (Францисканское наследие)

esset in universo^63.
12. Ad argumentum […] dico quod causa infinita activa ex necessitate
naturae non compatitur sibi aliquod contrarium, sive sit ei
contrarium Formaliter, scilicet secundum aliquod quod convenit sibi
essentialiter, sive virtualiter, scilicet secundum rationem efFectus sui
quern virtualiter includit. Utroque enim modo impediret quodlibet
incompossibile suo efFectui […]. Deus autem est libere et voluntarie
161 Quaestiones quocffibetales, XII, 9.
162 Quaestiones qtwdltbetaleSy XII, 5.
163 Ordinatio, I, d 2, pars 1, q. 1, n. 1.

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. РАЦИОНАЛЬНОЕ БОГОСЛОВИЕ

писывать такого рода вещи божественному провидению, по крайней
мере, в общем

10. Ничто так не происходит от случая, чтобы не иметь причины,
его вызывающей, согласно сказанному Платоном в Тимее.
«Нет ничего, чьему возникновению не предшествовала бы законная
причина»^0, а в V книге О граде Божием Августин говорит, что
«Цицерон соглашается, что ничто не делается, если этому не
предшествует производящая причина»^; и разумно соглашается,
ибо то, что не существует само по себе, не может иметь бытие,
кроме как от производящей причины, и здесь требуется какая-то
причина сама по себе, или действующая с намерением, ибо под
намерение всеобщей причины подпадают многие действия, и
таким образом под намерение первой причины подпадает все. Но
когда АЛЯ какого-то действия не видна ближайшая причина сама
по себе или действующая с намерением, тогда такое действие называется
случайным или непредвиденным, и так следует понимать
сказанное Августином в начале сочинения Об академических вопросах^,
где он пишет: «Возможно, мы называем случаем в вещах
не что иное, как то, причина чего сокрыта от нас». И этого мнения
касается Философ в известной книжке, гл. 2: «Если даже, — говорит,
— следует утверждать, что случайно ничто не происходит, тем
не менее мы, из-за неведения иной существующей причины, ибо
не видим ее, говорим, что причина —’ случай»^.
11. [Некоторые] аргументируют так: если одна из противоположностей
была бы в природе актуально бесконечной, то ничего
в природе не было бы ей противоположного. Следовательно, если
какое-то благо было бы актуально бесконечным, то никакого зла
не было бы во вселенной.
12. Касательно аргумента […], утверждаю, что бесконечная причина,
действующая по необходимости природы, не терпит рядом
с собой чего-то противоположного, будь то противоположное ей
формально, т.е. противоположное чему-то, что подобает ей сущностно,
или виртуально, т.е. [противоположное] характеру ее следствия,
которое она виртуально включает в себя. Ибо в обоих случаях
она воспрепятствовала бы всему, что несовместимо с ее следствием
[…]. Бог же действует свободно и добровольно по отно

PARS SECUNDA. THEOLOGIA RATIONALIS

agens respectu omnium quae sunt extra ipsum, et ideo compatitur
malum.

Dicitur quod universum esse melius, requirit quod aliqua mala
sint in eo, quod accipitur ab Augustino ad Enchiridion, cap. 2:
«Omnipotens melius iudicavit sinere mala fieri, qua potens est de
illis maiora bona elicere». Idem cap. 2: «Mala eminenter situata, eminentius
commendant bona». Et istud specialiter deducitur in proposito,
quia sinendo culpas, et puniendo eas, apparet in effectibus divina
iustitia, quae non apparet, si nulla culpa sineretur. Hoc dicit
Augustinus, De civitate Dei, XXI, cap. 12: dispartitur genus humanum,
ut in quibusdam demostretur quid valeat misericors gratia, in caeteris
aliis iuxta vindicta; neque enim utrumque demonstraretur in
omnibus […].

Ergo esset negandum, quod melius esset universo malum culpae
tolli a malis, quia tunc tolleretur bonitas quae est in iusta punitione,
quae non potest esse iuxta nee bona si omnia culpa tolleretur.
Arguitur […} Cuiuscumque causa inferior potest esse causa, et causa
superior eiusdem erit causa; quidquid est etiam causa causati; voluntas
creata, quae est causa inferior respectu Dei, quia Deus est eius
causa, est causa peccati […]. Nulla est causa superior voluntate; sed
Deus ita coagit naturae, quod nihil est naturale cui Deus non coagat
in natura; igitur coagit voluntati, quod nihil est volitum, cui
Deus non coagat164.

13. [Respondeo]: Voluntas […] libera debitrix est ut omnem actum
suum eliciat conformiter regulae superiori, scilicet secundum divinum
praeceptum, et ideo quando egit discorditer ab ilia regula, caret
iustitia actuali debita Haec est iustitia quae deberet inesse actui et
non inest, et haec carentia, in quantum est actus voluntatis deficientis
[…] est formaliter peccatum actuale. Istud patet per auctoritates
[…] Ambrosius, in Librum de Paradisoy et ponitur in littera: «Peccatum
164 Ordinate, IV, d 49, q. 4, n. 10.

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. РАЦИОНАЛЬНОЕ БОГОСЛОВИЕ

шению ко всему, что вне Его, и потому терпит [существование] зла.

Говорят, что для того, чтобы вселенная была лучше, требуется,
чтобы в ней было какое-то зло. Такое мнение принимается Августином
в Руководстве, гл. 2^4: «Всемогущий посчитал лучшим позволить
злу существовать, ибо может извлечь из него большее благо».
Там же, гл. 2: «Зло, помещенное зримо, более зримо отгеняет
добро»^. И это специально выводится в положении о том, что,
попуская грехи и наказывая за них, явлена бывает в действии божественная
справедливость, которая не была бы явлена, если бы
никакие грехи не попускались. Об этом говорит Августин в XXI
книге О граде Божием, гл. 12^: Разделяется род человеческий так,
чтобы на некоторых было явлено то, какую силу имеет милосердствующая
благодать, на прочих же других, — правосудное отмщение;
ибо и то и другое на всех явлено быть не могло бы […].

Поэтому следует отрицать, что лучше было бы для вселенной,
если бы зло греха отнято было от злых, поскольку тогда была бы
отнята благость, которая наличествует в справедливом наказании,
ибо оно не может быть ни справедливым, ни благим, если устранены
все грехи. Рассуждают и так […]: нечто может иметь более
низкую причину и у того же может быть более высокая причина;
также что-то является причиной причиненного; тварная же воля,
которая есть низшая причина по отношению к Богу (ибо Бог есть
ее причина), есть причина греха […]. Ни одна причина не может
быть выше воли; но Бог так содействует природе, что нет ничего
природного, чему Бог не содействовал бы в природе; следовательно,
содействует воле, так что ничего нельзя пожелать, если
Бог не будет содействовать.

13. [Отвечаю]: Воля […] свободная обязана совершать всякий
свой акт согласно высшему правилу, т.е. согласно божественным
заповедям, и потому, когда действует не в согласии с этим правилом,
не имеет должной актуальной праведности. Это есть та
праведность, которая должна была присутствовать в действии, и
не присутствует, и это отсутствие [праведности] в той мере, в
какой это является актом воли отклоняющейся […], формально
есть актуальный грех. Это подтверждается авторитетами […} у Амвросия,
в книге О рае, буквально сказано: «Грех есть нарушение

PARS SECUNDA. THEOLOGIA RATIONALIS

est caelestium transgressio mandatorum, etc». Huic consonat quod
Augustinus, De civitate Dei, cap. 8: «In eo, inquit, fit mala voluntas,
quod si nollet, non fieret mala, et ideo non necessarios sed voluntaries
defectus iuxta consequitur poena; deficit enim non ad mala,
sed male, id est non ad malas naturas, sed ideo quia contra ordinem
naturarum ab eo quod summe est ad illud quod minus est»*65.

14. Si ad velle voluntatis creatae concurrunt duae voluntates, scilicet
voluntas creata et divina, potest esse defectus in ipso velle ex
defectu alterius causae, et hoc quia ista causa posset rectitudinem
dare actui quam tenetur dare, et tamen non dat; alia autem licet non
teneatur earn dare, tamen quantum est ex se daret, si voluntas creata
cooperaretur. Universaliter enim quidquid Deus dat antecedenter,
daret illud consequenter quantum est ex se, nisi esset impedimentum;
dando autem voluntatem liberam, dedit antecedenter opera
recta, quae sunt in potestate voluntatis […]. Et ideo rectitudinem non
causari, est propter hoc, quia causa secunda, quantum ad se pertinet,
non causat166.
15. Ex tot processu Scripturis patet ordinata gubernatio [Dei]
respectu hominis et totius creaturae^7.
16. [Et ideo] saepe Catholici te laudant, [Domine], omnipotentem,
immensum, ubique praesentem, verum iustum et misericordem,
cunctis creaturis, et specialiter intelligibilibus, providentem168.
VI — OMNIPOTENTIA DEI RESPECTU CREATURAE

1. […] Quaero istam quaestionem: utrum Deus possit aliter facere
res quam ab ipso ordinatum est eas fieri.
Et videtur quod non: Quia tunc posset facere res inordinate.
Consequens est falsum, ergo et antecedens^9.

2. Contra: res aliter fieri quam factae sunt, non includit contra165
Ordinatio, II, d37, q. 1, n. 7.
166 Ordinate, II, d 37, q. 1, n. 14.
167 Ordinate, Prologus, pars 2, q. 2, n. 122.
168 De primo principio, IV, 37.
169 Ordinate, I, d. 44, q. un., n. 1.

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. РАЦИОНАЛЬНОЕ БОГОСЛОВИЕ

небесных заповедей, и т. д.»^7. С этим согласно то, что пишет Августин
в XII книге О граде Божиему гл. 8^8: «В том, — говорит, —
бывает злая воля, который, если не пожелал бы, не сделал бы зло,
и потому справедливое наказание следует не за необходимые, но
за добровольные отклонения; ибо уклоняется он не ко злу, но
злостно, т.е. не к злым природам, но потому, что вопреки порядку
природ уклоняется от тою, что в высшей степени есть, к тому, что
есть в меньшей степени».

14. Если в акте воления тварной воли соучаствуют две воли, т.е.
воля тварная и божественная, может быть недостаток в самом
«волении» от недостатка одной из этих причин, и это потому, что
эта причина может дать правильность акту, которую обязана дать,
и однако не дает; другая же, хотя и не обязана ее [правильность]
давать, однако, насколько это зависит от нее, давала бы, если бы
тварная воля содействовала. Ибо вообще все то, что Бог дает предварительно,
Он давал бы впоследствии, насколько это зависело бы
от Него, если бы не было препятствия; ибо давая свободную волю,
Он дал предварительно и правильные поступки, совершать которые
во власти воли […]. А то, что правильность не причиняется,
происходит из-за того, что вторичная причина в том, что относится
к ней, не причиняет ее.
15. Из всего, сказанного в Писании, явствует упорядоченное
управление [Божие] по отношению к человеку и всему творению.
16. [И потому] католики часто называют Тебя всемогущим, необъятным,
вездесущим, справедливым и милосердным, провидящим
о всех творениях, и особенно — о наделенных разумом
VI — ВСЕМОГУЩЕСТВО БОГА В ОТНОШЕНИИ ТВОРЕНИЯ

1. […] Вопрос: «Может ли Бог изменить порядок вещей, который
Сам же и установил?»
Кажется, что не

Скачать:TXTPDF

Избранное (Францисканское наследие) Иоанн читать, Избранное (Францисканское наследие) Иоанн читать бесплатно, Избранное (Францисканское наследие) Иоанн читать онлайн