Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Избранное (Францисканское наследие)

может: ибо тогда Он мог бы сделать вещи неупорядоченно.
[Я утверждаю], что консеквент [данного вывода]
ложен, а значит, ложен и антецедент.

2. Против этого: суждение «вещи могут быть сделаны иначе,

PARS SECUNDA. THEOLOGIA RATIONALIS

dictionem; nee est necessarium; igitur etc170.

3. Respondeo: in omni agente per intellectum et voluntatem,
potente conformiter agere legi rectae et tamen non necessario conformiter
agere legi rectae, est distinguere potentiam ordinatam a
potentia absoluta; et ratio huius est, quia potest agere conformiter
illi legi rectae, et tunc secundum potentiam ordinatam (ordinata
enim est in quantum est principium exsequendi aliqua conformiter
legi rectae), et potest agere praeter illam legem vel contra earn, et in
hoc est potentia absoluta, excedens potentiam ordinatam. Et ideo
non tantum in Deo, sed in omni agente libere — qui potest agere
secundum dictamen legis rectae et praeter talem legem vel contra
earn — est distinguere inter potentiam ordinatam et absolutam; ideo
dicunt iuristae quod aliquis hoc potest facere de facto, hoc est de
potentia sua absoluta — vel de iure, hoc est de potentia ordinata
secundum iura171.
4. Quando autem ilia lex recta — secundum quam ordinate agendum
est — non est in potestate agentis, tunc potentia eius absoluta
non potest excedere potentiam eius ordinatam circa obiecta aliqua,
nisi circa ilia agat inordinate; necessarium enim est illam legem stare
— comparando ad tale agens — et tamen actionem «non conformatam
illi legi rectae» non esse rectam neque ordinatam, quia tale
agens tenetur agere secundum illam regulam cui subest Unde
omnes qui subsunt legi divinae, si non agunt secundum illam, inordinate
agunt172.
5. Sed quando in potestate agentis est lex et rectitudo legis, ita
quod non est recta nisi quia statuta, tunc potest aliter agens ex lib170
Ordinate, I, d 44, q. im., n. 2.
171 Ordinatio, I, d 44, q. tm., n. 3.
111 Ordinatio, I, A 44, q. un., n. 4.

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. РАЦИОНАЛЬНОЕ БОГОСЛОВИЕ

чем они сделаны», не содержит противоречия, и [обратное] не
является необходимым; следовательно, и т.д.

3. Отвечаю на [вопрос]. Во всяком действующем посредством
разума и воли, могущем действовать сообразно справедливому закону
и, вместе с тем, действовать сообразно справедливому закону
не по необходимости, следует отличать потенцию упорядоченную
от потенции абсолютной; и для этого есть основание, ибо он [действующий]
может действовать сообразно этому справедливому закону,
а значит, сообразно потенции упорядоченной (ведь она упорядочена,
поскольку она есть принцип исполнения чего-то сообразно
справедливому закону), и может действовать помимо
этого закона или [даже] против него, а в этом выражается потенция
абсолютная, превосходящая потенцию упорядоченную. А поэтому
не только у Бога, но и у всякого действующего свободно, —
который может действовать сообразно предписанию справедливого
закона и помимо такого закона или против него, — нужно делать
различие между потенцией упорядоченной и потенцией абсолютной.
Вот почему юристы говорят, что кто-то может делать
это «де-факто», то есть исходя из своей абсолютной потенции, или
«де-юре», то есть исходя из потенции, упорядоченной сообразно
праву.
4. Когда же этот справедливый закон, — согласно которому
нужно действовать упорядоченно, — не находится во власти действующего,
его абсолютная потенция не может выйти за пределы
его потенции, упорядоченной относительно определенных объектов,
разве только если она стала бы действовать в отношении них
неупорядоченно. Ведь неизбежно, чтобы этот закон остался непоколебимым
в сравнении с таким действующим, — и все же действие,
«не сообразное этому справедливому закону», не есть ни
справедливое, ни упорядоченное, ибо такой действующий вынуждается
действовать сообразно тому правилу, которому он подвластен.
Отсюда все, подвластные закону божественному, если они
не действуют сообразно ему, действуют неупорядоченно.
5. Но когда закон и исправление закона находятся во власти
действующего — так, что [закон] оказывается справедливым уже
только потому, что он установлен, — тогда действующий, вслед

PARS SECUNDA. THEOLOGIA RATIONALE

ertate sua ordinare quam lex ilia recta dictet; et tamen cum hoc
potest ordinate agere, quia potest statuere aliam legem rectam secundum
quam agat ordinate. Nee tunc potentia sua absoluta simpliciter
excedit potentiam ordinatam, quia esset ordinata secundum aliam
legem sicut secundum priorem; tamen excedit potentiam ordinatam
praecise secundum priorem legem, contra quam vel praeter quam
facit Ita posset exemplificari de principe et subditis, et lege positiva!
73.

6. Ad propositum ergo applicando, dico quod leges aliquae generales,
recte dictantes, praefixae sunt a voluntate divina et non quidem
ab intellectu divino ut praecedit actum voluntatis divinae, ut
dictum est distinctione 38; sed quando intellectus offert voluntati
divinae talem legem, puta quod «omnis glorificandus, prius est gratificandus»,
si placet voluntati suae — quae libera est — est recta lex,
et ita est de aliis legibus174.
7. Deus ergo, agere potens secundum illas rectas leges ut praefixae
sunt ab eo, dicitur agere secundum potentiam ordinatam; ut
autem potest multa agere quae non sunt secundum illas leges iam
praefixas, sed praeter illas, dicitur eius potentia absoluta: quia enim
Deus quodlibet potest agere quod non includit contradictionem, et
omni modo potest agere qui non includit contradictionem (et tales
sunt multi modi alii), ideo dicitur tunc agere secundum potentiam
absolutam17^.
8. Unde dico quod multa alia potest agere ordinate; et multa alia
posse fieri ordinate, ab illis quae fiunt conformiter illis legibus, non
includit contradictionem quando rectitudo huiusmodi legis — secun173
Ordinatio, I, d 44, q. un., n. 5.
1740rdinatio, I, d 44, q. un., n. 6.
175Ordinatio, I, d 44, q. un., n. 7.

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. РАЦИОНАЛЬНОЕ БОГОСЛОВИЕ

ствие своей свободы, может упорядочивать иным образом, а не
так, как предписывает этот справедливый закон, и, несмотря на
это, он может действовать упорядоченно, поскольку может установить
другой справедливый закон, согласно которому он действовал
бы упорядоченно. И тогда его абсолютная потенция небезусловно
вышла бы за пределы потенции упорядоченной, ибо она
была бы упорядочена сообразно другому закону, как [раньше] сообразно
предыдущему; но она, конечно, выйдет за пределы упорядоченной
потенции согласно предыдущему закону, против которого
или помимо которого она действует. К этому можно было бы
привести примеры о государе и подданных и положительном законе^.

6. Применительно к поставленному вопросу я утверждаю, что
некоторые общие законы, справедливо предписывающие [свои
нормы], предустановлены божественной волей, а отнюдь не
божественным разумом, пусть даже он [разум] предшествует акту
божественной воли, как уже сказано в разделе 38^9; но когда разум
предлагает божественной воле такой закон (как, например,
чтобы «всякий, чтобы быть прославляемым, прежде должен получить
благодать»), то, если он нравится Его воле, — которая является
свободной, — закон справедлив, и так же в отношении других
законов.
7. Итак, Бог, могущий действовать согласно этим справедливым
законам, так как они Им предустановлены, можно сказать, действует
согласно упорядоченной потенции; а поскольку Он может
делать многое из того, что не согласно с этими уже предустановленными
законами, но помимо них, Его потенция называется
абсолютной: ведь Бог может делать все, что не заключает в себе
противоречия, и может делать любым способом, который не заключает
в себе противоречия (а такими являются многие другие
способы), вот почему и говорится, что Он действует согласно абсолютной
потенции.
8. Вот почему я утверждаю, что то, что Бог может упорядоченно
делать многое другое, [отличное от того, что делает ныне],
и то, что может делаться многое другое, отличное от того, что
делается сообразно данным законам, не содержит никакого

PARS SECUNDA. THEOLOGIA RATIONALIS

dum quam dicitur quis recte et ordinate agere — est in potestate
ipsius agentis. Ideo sicut potest aliter agere, ita potest aliam legem
rectam statuere, — quae si statueretur a Deo, recta esset, quia nulla
lex est recta nisi quatenus a voluntate divina acceptante est statuta;
et tunc potentia eius absoluta ad aliquid, non se extendit ad aliud
quam ad illud quod ordinate fieret, si fieret: non quidem fieret ordinate
secundum istum ordinem, sed fieret ordinate secundum alium
ordinem, quem ordinem ita posset voluntas divina statuere sicut
potest agere176.

9. Dico ergo quod Deus non solum potest agere aliter quam ordinatum
est ordine particulari, sed aliter quam ordinatum est ordine
universali — sive secundum leges iustitiae — potest ordinate agere,
quia tarn ilia quae sunt praeter ilium ordinem, quam ilia quae sunt
contra ordinem ilium, possent a Deo ordinate fieri potentia absoluta*
77.
[Quod etiam potest Deus et quod non potest].

10. Omnipotentiae Dei est possibile omne illud quod non includit
manifestiam contradictionem*78.
11. Dico igitur quod Deus potest facere idem corpus in pluribus
locis localiter, sicut potest facere duo corpora eodem loco; et si nulla
ratio esset ad hoc, nisi quod rationes in oppositum possunt solvi, non
debet poni impossible Deo, quia multa potest Deus quae nos non
possumus intelligere, secundum Hilarium179.
176 Ordinate), I, d 44, q. un., n. 8.
177 Ordinatio, I, d 44, q. un., n. 10.
178 Reportata parisiensia, d 10, q. 3, n. 13.
179 Reportata parisiensia, d 10, q. 3, n. 14.

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. РАЦИОНАЛЬНОЕ БОГОСЛОВИЕ

противоречия в том случае, если справедливость закона такого
рода, — в соответствии с которой говорится, что некто действует
справедливо и упорядоченно, — находится во власти самого действующего.
Поэтому так же, как он может действовать иначе, он
может и устанавливать другой закон, который, если устанавливался
бы Богом, был бы справедливым, ибо никакой закон
не является справедливым, кроме только того, который установлен
одобряющей его божественной волей; и тогда потенция Его, абсолютная
в отношении чего-либо, не распространяет себя на что-то
отличное от того, что делается упорядоченно, если делается, но
делается упорядоченно, правда, не согласно данному порядку, но
согласно другому порядку, каковой порядок божественная воля
могла бы установить так же, как она может и действовать [иначе,
чем действует теперь].

9. Следовательно, я утверждаю, что Бог может действовать иначе
не только тогда, когда упорядоченное относится к частному порядку,
но и тогда, когда упорядоченное относится к порядку универсальному,
то есть когда оно [упорядочено] согласно законам
справедливости. Он может действовать упорядоченно, ибо как то,
что есть помимо этого порядка, так и то, что есть против этого
порядка, может упорядоченно делаться Богом благодаря абсолютной
потенции.
[Что еще может и чего не может Бог].

10. Всемогуществу Бога возможно все то, что не заключает

Скачать:TXTPDF

Избранное (Францисканское наследие) Иоанн читать, Избранное (Францисканское наследие) Иоанн читать бесплатно, Избранное (Францисканское наследие) Иоанн читать онлайн