cognoscibilibus praedictis dicendum est, videlicet de principiis
per se notis et de conclusionibus, et secundo de cognitis per
experientiam, et tertio de actibus nostris, utrum possit naturaliter
haberi certitudo infallibilis.
[De notitia principiorum et conclusionum].
22. Quantum ergo ad certitudinem de principiis, dico sic termini
principiorum per se notorum talem habent identitatem ut alter evidenter
necessario alterum includat, et ideo intellectus, componens
illos terminos, ex quo appraehendit eos, habet apud se necessariam
47 Ordinatio, I, d. 3, pars 1, q. 4, n. 220.
48 Ordinatio, I, d 3, pars 1, q. 4, n. 221.
49 Ordinatio, I, d 3, pars 1, q. 4, n. 222.
ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ. ГНОСЕОЛОГИЯ И МЕТАФИЗИКА
347
достигнута, поскольку все то, что субъектно48 полагается в душе,
— даже сам акт познания — является изменчивым, отсюда следует,
что нет в душе ничего такого, что исправляло бы душу, чтобы она
не ошибалась.
19. Подобным же образом, согласно указанному мнению, сотворенный
привходящий вид соучаствует [в познании] с нисходящим
[несотворенным] видом Но, когда соучаствует нечто
такое, что противоречит достоверности, достоверность не может
иметь места* ибо как из двух [положений] — одного о необходимом
и другого о контингентном, — не следует никакого вывода,
кроме вывода о контингентном, так и из достоверною и недостоверного
не следует достоверного познания.
20. То же явствует и в отношении третьего довода, ибо если
тот самый вид, абстрагированный от предмета, участвует во всем
познании и нет возможности судить, когда он представляет себя
как самого себя, а когда — себя как объект, то что бы другое ни
соучаствовало [в процессе познания], никакая достоверность,
позволяющая отличать истинное от правдоподобного, не может
иметь места. Следовательно, как кажется, из этих доводов выводится
недостоверность всего, равно как и учение академиков.
[Против данного мнения как такового].
21. Что касается второго пункта […], то следует рассмотреть,
может ли естественным образом достигаться безошибочная достоверность
в том случае, когда речь идет о трех вышеупомянутых
[родах] познаваемого, а именно: [во-первых], о принципах, известных
через самих себя, и о заключениях [из них полученных]; вовторых,
о познанном на основе чувственного опыта; и в-третьих, о
наших действиях.
[О знании принципов и заключений].
22. Итак, что касается достоверности принципов, я рассуждаю
следующим образом: термины принципов, известных через самих
себя, обладают таким тождеством, что один [термин] с очевидной
необходимостью включает в себя другой, и поэтому разум, сочетая
эти термины (а таким способом он их и постигает), имеет у себя
необходимую причину сообразности этого акта сочетания самим
PARS QUARTA. GNOSEOLOGIA ET METAPHYSICA
causam conformitatis illius actus componendi ad ipsos terminos quorum
est compositio, et etiam causam evidenter talis conformitatis; et
ideo necessario patet sibi ilia conformitas cuius causam evidentem
appraehendit in terminis.
Igitur non potest in intellectu appraehensio esse terminorum et
compositio eorum quin stet conformitas illius compositionis ad terminos,
sicut stare non potest album et album quin stet similitudo.
Haec autem conformitas compositionis ad terminos est Veritas compositionis,
ergo non potest stare compositio talium terminorum quin
sit vera, et ita non potest stare perceptio illius compositionis et perceptio
terminorum quin stet perceptio conformitatis compositionis
ad terminos, et ita perceptio veritatis, quia prima percepta evidenter
includunt perceptionem istius veritatis^0.
23. Confirmatur ratio ista per simile, per Philosophum IV
Metaphysicaet ubi vult quod oppositum primi principi non potest in
intellectu alicuius venire, scilicet huius «»impossible idem esse et
non essef\ quia tunc essent opiniones contrariae simul in mente»;
quod utique verum est de opinionibus contrariis, id est repugnantibus
formaliter, quia opinio opinans «esse» de aliquo et opinio
opinans «non esse» de eodem, sunt formaliter repugnantes^1.
24. Habita certitudine de principiis primis, patet quomodo
habebitur de conclusionibus illatis ex eis, propter evidentiam formae
syllogismi perfecti, cum certitudo conclusionis tantummodo dependeat
ex certitudine principiorum et ex evidentia illationis^2.
25. Sed numquid in ista notitia principiorum et conclusionum
non errabit intellectus, si sensus omnes decipiantur circa terminos?
50 Ordinatio, I, A 3, pars 1, q. 4, n. 230.
51 Ordinatio, I, d 3, pars 1, q. 4, n. 231.
52Ordinatio, I, d 3, pars 1, q. 4, n. 233.
ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ. ГНОСЕОЛОГИЯ И МЕТАФИЗИКА
349
терминам, из которых составляется композиция, а также очевидную
причину такой композиции; и поэтому ему необходимо
ясна эта сообразность, очевидную причину которой он [разум]
постигает в терминах.
Следовательно, в разуме не может быть понимания терминов
и их композиции, если не установлена сообразность этой композиции
терминам, как нельзя решить: «это — белое и то — белое»49,
если не установлено подобие. А эта сообразность композиции терминам
и есть истинность композиции. Значит, не может устойчиво
существовать композиция таких терминов, если она не
истинна, а поэтому не может существовать и восприятие такой
композиции и восприятие терминов, если нет восприятия сообразности
композиции терминам и тем самым — восприятия истины,
ибо первые из указанных типов восприятия, очевидно,
включают в себя восприятие этой истины.
23. Приведенное рассуждение подтверждается подобным же
рассуждением Философа в IV книге Метафизики, где он утверждает,
что противоположное первому принципу^, то есть противоположное
принципу: «невозможно тому же самому быть и не
быть»^, не может прийти на ум никому, «ибо иначе в уме одновременно
существовали бы противоположные мнения»*2; это во
всяком случае истинно в отношении противоположных мнений,
то есть противоречащих друг другу формально, ибо мнение, мнящее
о чем-то, что это есть, и мнение, мнящее о том же, что этого
нет, суть мнения, формально противоречащие друг другу.
24. При наличии достоверности первых принципов становится
ясным, каким образом будет обретаться достоверность в отношении
заключений, из них выведенных; она [будет обретаться] в
силу очевидности формы совершенного силлогизма, поскольку
достоверность вывода будет зависеть только от достоверности
принципов и от очевидности выведения.
25. Но неужели же разум не будет ошибаться в этом познании
принципов и заключений, даже если все чувства будут обманываться
в отношении терминов?
PARS QUARTA. GNOSEOLOGIA ET METAPHYSICA
Respondeo, quantum ad istam notitiam, quod intellectus non
habet sensus pro causa, sed tantum pro occasione, quia intellectus
non potest habere notitiam simplicium nisi acceptam a sensibus; ilia
tamen accepta, virtute sua potest simul componere simplicia, et si ex
ratione talium simplicium sit complexio evidenter vera, intellectus
virtute propria et terminorum assentiet illi complexioni, non virtute
sensu a quo accipit terminos exterius.
Exemplum: si ratio «totius» et ratio «maioritatis» accipiatur a
sensu, et intellectus componat istam «omne totum est maior sua
parte», intellectus virtute sui et istorum terminorum assentiet indubitanter
isti complexioni, et non tantum quia vidit terminos coniunctos
in re, sicut assentit isti «Socrates est albus», quia videt terminos
in uniti53.
[De cognitis per experientiam].
26. De secundis cognoscibilibus, scilicet de cognitis per experientiam,
dico quod licet experientia non habeatur de omnibus singularibus
sed de pluribus, neque quod semper sed quod pluries, tamen
expertus infallibiliter novit quia ita est et semper et in omnibus, et
hoc per istam propositionem quiescentem in anima:»quidquid evenit
ut in pluribus ab aliqua causa non libera, est effectus naturalis illius
causae»; quae propositio nota est intellectui licet accepisset terminos
eius a sensu errante, quia causa non libera non potest producere «ut
in pluribus» effectum non libere ad cuius oppositum ordinatur, vel
ad quern ex sua forma non ordinatur […]. Igitur non per aliquod accidens
isti naturae, sed per naturam ipsam in se sequitur talis effectus54.
27. Sed ulterius notandum quod quandoque accipitur experientia
de conclusione, puta quod luna frequenter eclipsatur, et tunc, supposita
conclusione quia ita est, inquiritur causa talis conclusionis per
53 Ordinatio, I, d 3, pars 1, q. 4, n. 234.
54 Ordinatio, I, d 3, pars 1, q. 4, n. 235.
ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ. ГНОСЕОЛОГИЯ И МЕТАФИЗИКА
Отвечаю. Что касается такого рода знания53, то разум имеет
чувство не в качестве причины [этого знания], но только в качестве
повода, поскольку разум может иметь знание простого^4 не иначе,
как воспринимая его от чувств; однако, когда они уже получены,
разум своей силой может одновременно составлять простое, и
если из смысла такового простого будет получаться с очевидностью
истинное сложное, разум одобрит это заключение собственной
силой и в силу терминов, а не благодаря чувству, от которого
термины принимаются им извне.
Пример: если смысл «целого» и «большего» приобретается от
чувства, а разум составляет [из них] такую [композицию]: «всякое
целое больше своей части», то разум в силу своей природы и в силу
указанных терминов, не сомневаясь, одобрит это сложное, и не
только потому, что он увидел термины, соединенные реально, подобно
тому, как он одобряет такую [композицию, как] «Сократ
белый», поскольку он видит, что термины соединены реально.
[О том, что познается посредством опыта].
26. О втором [роде] познаваемого, то есть о том, что познается
посредством опыта, я утверждаю, что хотя и не имеется опыта о
всем единичном, но есть только опыт о множестве, и не о том,
что [происходит] всегда, а о том, что — часто, тем не менее опытный
[человек] безошибочно знает, что это так и всегда, и во всех
[случаях], и он знает это благодаря присутствующему в душе положению:
«все, что происходит так, как происходит во множестве
случаев под действием некоторой несвободной причины, есть
природное следствие этой причины». Это положение известно
разуму, даже если термины его он принял от ошибающегося чувства,
ибо несвободная причина не может несвободно произвести
— «как во множестве случаев» — следствие, противоположное
тому, к которому она определена, то есть произвести следствие, к
которому она не предназначается в силу своей формы […]. Стало
быть, данное следствие проистекает не в силу чего-то привходящего
к этой природе, но в силу этой природы как таковой^.
27. Но далее следует заметить, что иногда принимается опыт о
заключении, например, что Луна часто испытывает затмения; и
тогда, предполагая заключение, что так оно и есть, разыскивается
PARS QUARTA. GNOSEOLOGIA ET METAPHYSICA
viam divisionis: et quandoque devenitur ex conclusione experta ad
principia nota ex terminis, et tunc ex tali principio noto ex terminis
potest conclusio, prius tantum secundum experientia nota, certius
cognosci, scilicet primo genere cognitionis, quia ut deducta ex principio
per se noto, sicut istud est per se notum quod «opacum, interpositum
inter perspicuum et