считается отдаленной
причиной, производящей любую достоверную истину. Следовательно,
или вышеупомянутое мнение будет несообразным, или
же оно не расходится с общим мнением.
[Решение вопроса].
45. Отвечая на поставленный вопрос, я заявляю, что, учитывая
слова Августина, нужно согласиться, что истины безошибочные
видятся в [свете] вечных правил.
46. Но это может пониматься двояко: или действенно, или
объектно, и в обоих случаях это верно. Ведь в первом случае это
верно потому, что, как первая причина содействует всякой природе
при ее специфической деятельности, так она содействует и
этой [познающей] природе при ее [познавательной] деятельности,
поскольку она [первая причина] имеет в себе в превосходной степени
совершенство природы. Как Бог содействует нагреванию
данного теплого [тела], потому что имеет в Себе в превосходной
степени совершенство тепла, а не потому, что имеет в Себе в прямом
смысле совершенство холода, так и при нашем акте познания
Бог содействует действующему разуму, потому что имеет в Себе в
превосходной степени совершенство действующего разума, и Бог
есть некий свет так же, как действующий разум.
Итак, ныне все согласны, что верно говорится, что мы познаем
в свете действующего разума, но не формально, а действенно79;
значит, так же верно говорится о нас и то, что мы познаем в несотворенном
свете, который содействует действующему разуму, ибо,
поскольку он содействует нашему акту познания, он имеет смысл
света, как и действующий разум; и о нас правильнее говорить, что
мы познаем в несотворенном свете, чем [говорить, что мы
познаем] в свете действующего разума, так как причина первая и
высшая сильнее влияет, чем причина ближайшая. И таким образом,
мы видим подлинную истину в истине несотворенной, которая
есть Свет.
47. Во втором случае80 подлинная истина может видеться нами
PARS QUARTA. GNOSEOLOGIA ET METAPHYSICA
sicut in obiecto, et hoc tripliciter obiective: uno modo formaliter, ita
quod lux aeterna videatur; alio modo ut in continente obiectum, et
ideo obiective cognoscitur; tertio modo potest videri sincera Veritas
ut in obiecto cognito. Primo autem videtur sincera Veritas a viatore
obiective in luce aeterna, ita quod ipsa videatur, nam illud idem et
sub eadem ratione obiectiva quod est secundarium obiectum intellectus
divini, est obiectum viatoris.
Et quia ilia obiecta secundaria, ut obiciuntur intellectui divino,
sunt lux quaedam sive luces et incommutabiles et aeternae, et ilia
eadem obiciuntur intellectui viatoris, ideo secundum hoc dici potest
quod viator videt veritatem in luce aeterna, quia videt essentiam
lapidis vel alterius rei, quae secundum esse intelligibile semper fuit
et aeterna, aeternitate tamen «secundum quid», quia aeternitas est
propria conditio alicuius exsistentis secundum propria naturam, et
quiditas habens esse intelligibile aeternum non fuit ab aeterno
secundum propriam exsistentiam; et ideo huiusmodi luces dicuntur
esse aeternae «secundum quid».
Et ideo viator videt essentiam lapidis, quae respectu intellectus
divini est incommensurabilis et aeterna, non tamen videt ut aeterna
est et incommensurabilis respectu intellectus divini, quia non videt
relationem eius ad intellectum divinum ratione cuius habet incommutabilitatem;
et videt in tali obiecto veritatem obiecti, et omnium
quae virtualiter continentur in eo, per investigationem rationis circa
tale obiectum7^.
48. Secundo modo viator videt sinceram veritatem in luce aeterna
sicut in continente obiectum non videndo ipsum continens, sicut
si videret litteras in libro non videndo continentiam libri respectu
litterarum. Et de hoc modo videndi loquitur Augustinus XIV De
76Lecturaf I, A 3, pars 1, q. 3, n. 192.
ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ. ГНОСЕОЛОГИЯ И МЕТАФИЗИКА
в вечном свете как в объекте, и это объектное [видение] трояко:
во-первых, — формально, таким образом, что видится сам вечный
свет; во-вторых, [истина видится в вечном свете] как в содержащем
объект, и тем самым [она] познается объектно; в-третьих,
подлинная истина может видеться как в познанном объекте. Первым
способом подлинная истина видится человеком-странником
объектно в вечном свете так, что видится она сама, ибо то же и в
том же объектном смысле, что есть вторичный объект божественною
разума, есть объект человека-странника.
А поскольку эти вторичные объекты, как являющиеся объектами
для божественного разума, суть некий свет или же «светы»,
и неизменные, и вечные, и поскольку те же самые объекты являются
разуму человека-странника, постольку можно утверждать,
что человек-странник видит истину в вечном свете, ибо он видит
сущность камня или другой вещи, а сущность, сообразно умопостигаемому
бытию, была всегда и обладает вечностью, однако —
вечностью «сообразно чему-то», так как вечность есть собственное
состояние чего-то существующего сообразно собственной природе,
а чтойность, обладающая умопостигаемым вечным бытием, не
была от века [таковой] сообразно собственному существованию; и
поэтому о такого рода «светах» говорят, что они вечны «сообразно
чему-то».
И поэтому человек-странник созерцает сущность камня, которая
АЛЯ божественного разума является несоизмеримой и вечной,
однако он не видит ее как вечную и несоизмеримую, [каковой она
является] по отношению к божественному разуму81, так как не
видит ее отношения к божественному разуму, в силу которого она
обладает неизменностью; и он [человек] видит в таком объекте
истину объекта и всего того, что в нем виртуально содержится,
через посредство рационального исследования, проводимого в
отношении такого объекта.
48. Вторым способом человек-странник видит подлинную истину
в вечном свете как в содержащем объект, не видя самого
содержащего, так же как если бы он видел буквы в книге, не видя
содержания книги, соотносящегося с буквами. И об этом способе
видения говорит Августин в пятнадцатой главе XIV книги О Тро
PARS QUARTA. GNOSEOLOGIA ET METAPHYSICA
Trinitate cap. 15: «Impii cogitant»77.
49. Tertio, intellectus viatoris potest videre sinceram veritatem in
luce aetema sicut obiecto cognito, reducendo omnia speculabilia in
ipsum sicut in primum principium speculabilium, et omnia principia
practica reducendo in ipsum sicut in principium practicum.
Quanto enim aliquod principium magis reducitur in ipsum, tanto
verius cognoscitur, ut in moribus, sicut hoc principium quod «honeste
est vivendum, ideo oportet dare danda et conservare conservanda».
Hoc principium practicum verius cognoscitur si reducatur ad
Deum ut est finis et principium practicum, cognoscendo quod
propter hoc ea quae sunt danda Deo, sibi dentur; aliter enim non
cognoscitur vere illud principium practicum. Et similiter, perfectius
cognoscitur illud principium practicum quod «honeste est vivendum»,
dictando bene vivere et honeste propter beatitudinem aeternam,
quae Deus, ut sic finis in moralibus sit sicut principium in
speculabilibus, ut sicut conclusiones cognoscuntur in principiis sic
moralia in fine cognito7**.
50. Secundum hoc igitur patet cuilibet applicanti bene quomodo
auctoritates Augustini habent diversimode intelligi, praecipue secundum
ista tria membra ultima, quomodo «obiective» sincera Veritas
potest cognosci in luce aetema. Non inveni auctoritatem Augustini
in qua vult dicere quod aliqua Veritas potest cognosci in luce aeterna
quia «effective», licet tamen hoc habet veritatem secundum communem
modum loquendi, sicut supra dictum est79.
V — DE DISTINCTIONE INTELLECTIONIS
[Cognitio abstractiva et intuitiva}
1. Distinguo de duplici intellectione: potest enim esse aliqua cog77
Lectura, I, d. 3, pars 1, q. 3, n. 194.
™ Lectura, I, A 3, pars 1, q. 3, n. 195.
79 Lectura, I, d 3, pars 1, q. 3, n. 196.
ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ. ГНОСЕОЛОГИЯ И МЕТАФИЗИКА
ице. «Даже нечестивые думают [о вечности]»82.
49. Третьим [способом] разум человека-странника может видеть
подлинную истину в вечном свете как в познанном объекте,
сводя все созерцаемое83 к нему как к первому началу созерцаемого
и сводя все практические принципы к нему [вечному
свету] как к началу практическому. Ведь чем больше некий принцип
сводится к нему, тем истиннее он познается; как это происходит,
например, в отношении такого морального принципа:
«Нужно жить честно, поэтому нужно отдавать то, что должно отдавать,
и сохранять то, что должно сохранять».
Указанный практический принцип вернее познается, если он
сводится к Богу как к цели и практическому первоначалу путем
осознания того, что в силу этого принципа то, что должно быть
отдано Богу, пусть будет Ему отдано; иначе же данный практический
принцип истинно не познается. И подобным же образом,
совершеннее познается тот практический принцип, что «должно
жить честно», когда предписывается жить хорошо и честно ради
вечного блаженства, которое есть Бог; так что цель в моральных
вопросах есть то же, что и принцип в вопросах теоретических, поскольку
так же, как умозаключения познаются на основе принципов,
так моральные [правила] — на основе познанной цели.
50. Итак, при согласии со всем сказанным любому благонамеренному
станет ясно, как авторитетные мнения Августина могут
пониматься различным образом, особенно если следовать содержанию
данных трех последних подразделов, [где речь шла о том],
каким образом подлинная истина может «объектно» познаваться
в вечном свете. Я не обнаружил суждения Августина, в котором
бы он хотел сказать, что какая-то истина может познаваться в вечном
свете как производящей причине, пусть даже это было бы
истинным согласно общепринятому способу выражения, как уже
было выше сказано.
V — О РАЗЛИЧЕНИИ ВИДОВ ПОЗНАНИЯ
[Познание отвлеченное и интуитивное].
1. Я различаю в познании два вида: ведь может быть такое познание
объекта, при котором объект абстрагируется от всякого ак
PARS QUARTA. GNOSEOLOGIA ET METAPHYSICA
nitio obiecti secundum quod abstrahit ab omni exsistentia actualis,
et potest esse aliqua eius secundum quod exsistens et secundum
quod praesens in aliqua exsistentia actualis80.
2. Ista distinctio probatur per rationem et per simile: Primum
membrum patet ex hoc quod possumus habere scientiam de
aliquibus quiditatibus; scientia autem est obiecti secundum quod
abstrahit ab exsistentia actuali, alioquin scientia «quandoque posset
esse et quandoque non», et ita non esset perpetua, sed corrupta re
corrumperetur scientia illius rei, quod est falsum81.
3. Secundum [membrum] probatur, quia quod est perfectionis in
potentia inferiore, videtur esse in superiore quae est eiusdem generis;
in sensum autem — qui est in potentia cognitiva — perfectionis
est quod est cognitiva rei secundum est in se exsistens et secundum
quod est praesens secundum exsistentiam suam; igitur hoc est possible
in intellectu, qui est suprema vis cognitiva. Igitur potest habere
talem intellectionem rei, secundum quod est praesens8^.
4. Et ut brevibus utar verbis, primam [intellectionem seu cognitionem]
voco «abstractivam», quae est ipsius quiditatis, secundum
quod abstrahit ab actuali exsistentia et non-exsistentia. Secundam
[intellectionem seu cognitionem] scilicet quae est quiditatis rei
secundum eius exsistentiam actualem (vel quae est rei praesentis
secundum talem exsistentiam), voco «intellectionem intuitivam»; non
prout «intuitiva» distinguitur contra discursivam (sic enim aliqua