Augustinum VIII De Trimtate cap. 5:
«Non iudicaremus aliud esse «melius» alio, cum verum dicimus, nisi
esset impressa notitia boni»101.
13. Contra istam opinionem arguo sic primum obiectum naturale
alicuius potentiae habet naturalem ordinem ad illam potentiam;
Deus non habet naturalem ordinem ad intellectum nostrum sub
ratione motivi, nisi forte sub ratione alicuius generalis attributi, sicut
ponit ilia opinio, ergo non est obiectum primum nisi sub ratione
illius attributi, et ita illud attributum generale erit primum obiectum,
vel secundum opinionem illam quam prius tenuit, quod Deus
non intelligitur nisi sub ratione entis, non habebit naturalem
ordinem nisi sub conceptu universali. Sed particulare quod non
intelligitur nisi aliquo communi, non est primum obiectum intellectus,
sed magis illud commune. Ergo etc10^
14. Propterea, certum est quod Deus non habet primitatem adaequationis
propter communitatem, ita quod dicatur de omni obiecto
per se intelligibili a nobis. Ergo si aliquam habet primitatem adae99
Ordinatio, I, d 3, pars 1, q. 3, n. 125.
100Ordinatio, I, d 3, pars 1, q. 3, n. 108.
101 Ordinatio, I, d 3, pars 1, q. 3, n. 109.
102 Ordinatio, I, d 3, pars 1, q. 3, n. 126.
ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ. ГНОСЕОЛОГИЯ И МЕТАФИЗИКА
разума является Бог2^.
11. Бог есть первое, то есть самое совершенное из всего познаваемого,
а «первое в любом роде есть причина бытия АЛЯ всех
других сущих в этом же роде», — как это следует из второй книги
Метафизикиу — что очевидно: «первое теплое есть причина
теплоты во всех других вещах»2*; следовательно, Бог есть основание
познания всего другого; следовательно, Он есть первый
объект разума.
12. Кроме того, «насколько каждая вещь причастна бытию, настолько
она причастна и познанию»22; но нет ничего сущего через
причастность, что бы не происходило от сущего беспричастного;
следовательно, [сущее через причастность] и познается не прежде,
чем познано сущее беспричастное, что подтверждается Августином
в VIII книге О Троице (глава 5), где он говорит: «Мы не
могли бы судить о том, что одно лучше другого, когда говорим
истину, если бы в нас не было запечатлено понятие блага».
13. Против указанного мнения я аргументирую так: первый естественный
объект какой-либо способности имеет естественный
порядок по отношению к этой способности; Бог же не имеет естественного
порядка по отношению к нашему разуму в аспекте
движущего, разве что если Он рассматривается под углом зрения
некоторого общего атрибута, как это предполагается и указанным
мнением; следовательно, Бог не является первым объектом [разума]
иначе как в аспекте этого атрибута, и таким образом, этот общий
атрибут и будет первым объектом [разума], или, сообразно
принятому мною мнению о том, что Бог не познается иначе как
в аспекте сущего, Он не будет иметь естественного порядка по
отношению [к нашему разуму] иначе как в аспекте такого общего
понятия23. Но частное, которое постигается только в аспекте чегото
общего, не есть первый объект разума, а скорее таким первым
объектом является это общее. Следовательно, и т.д.
14. Кроме того, очевидно, что Бог не имеет первенства адеквации
в силу общности так, чтобы Он сказывался о любом объекте,
который сам по себе постигается нами24. Следовательно, если Бог
PARS QUARTA. GNOSEOLOGIA ET METAPHYSICA
quationis, hoc erit propter virtualitatem, quia scilicet continet virtualiter
in se omnia per se intelligibilia. Sed non propter hoc erit
obiectum adaequatum intellectui nostro, quia alia entia movent
intellectum nostrum propria virtute, ita quod essentia divina non
movet intellectum nostrum ad se et ad alia cognoscibilia cognoscenda.
Sicut autem praedictum est in quaestione de subiecto theologiae,
essentia Dei ideo est primum obiectum intellectus divini, quia ipsa
sola movet intellectum divinum ad cognoscendum se et omnia alia
cognoscibilia ab illo intellectu103.
15. Per easdem rationes probatur quod non posset poni primum
obiectum intellectus nostri substantia propter attributionem omnium
accidentium ad substantiam, quia accidentia habent propriam
virtutem motivam intellectus. Ergo substantia non movet ad se et ad
omnia alia104.
[Ad quaestionem].
16. Ad quaestionem ergo dico breviter quod nullum potest poni
obiectum intellectus nostri naturale propter adaequationem talem
virtualem, propter rationem tactam contra primitatem obiecti virtualis
in Deo vel in substantia. Vel ergo nullum ponetur primum, vel
oportet quaerere «primum adaequatum» propter communitatem in
ipso. Quod si ens ponatur aequivocum creato et increato, substantiae
et accidenti, cum omnia ista sint per se intelligibilia a nobis, nullum
videtur posse poni primum obiectum intellectus nostri, nee
propter virtualitatem nee propter communitatem. Sed ponendo illam
positionem quam in prima quaestione huius distinctions, de univocatione
entis, potest aliquo modo salvari aliquod esse primum obiectum
intellectus nostri10^.
[Qualis sit univocatio entis et ad quae].
17. Ad quod intelligendum, declaro qualis sit univocatio entis et
ad quae10^.
™ Ordinate, I, d 3, pars 1, q. 3, n. 127.
104 Ordinate, I, d 3, pars 1, q. 3, n. 128.
105 Ordinate, I, d 3, pars 1, q. 3, n. 129.
106 Ordinate, I, d 3, pars 1, q. 3, n. 130.
ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ. ГНОСЕОЛОГИЯ И МЕТАФИЗИКА
и имеет некое первенство адеквации, это будет первенство в силу
виртуальности, то есть поскольку Он виртуально содержит в себе
все само по себе постижимое. Но и в силу этого Бог не будет
объектом, адекватным нашему разуму, ибо другие сущности движут
наш разум собственной силой, при том, что божественная
сущность не движет наш разум к познанию себя и другого познаваемого.
Как уже сказано при рассмотрении вопроса о предмете
богословия, сущность Божия потому и есть первый объект божественного
разума, что только она и движет божественный разум
к познанию себя и всего другого, познаваемого этим разумом
15. На тех же основаниях доказывается, что первым объектом
нашего разума не могла бы быть и субстанция, несмотря на принадлежность
всех акциденций субстанции. Ибо акциденции обладают
собственной силой, движущей [наш] разум. Следовательно,
субстанция не движет [разум] ни к [познанию] себя самой, ни к
[познанию] всего другого.
[К вопросу].
16. Что касается вопроса, кратко указываю, что никакой объект
не может считаться естественным объектом нашего разума в силу
такого рода виртуальной адекватности по соображениям, выдвинутым
против первичности виртуального объекта в случае Бога
или в случае субстанции. Поэтому или никакой объект не может
считаться первым, или нужно искать «первое адекватное», которое
адекватно в силу общности в себе самом А если бы сущее полагалось
как эквивокальное2^ сотворенному и несотворенному, субстанции
и акциденции, при том, что все это было бы само по себе
для нас умопостигаемым, то никакой объект не мог бы считаться
первым объектом нашего разума ни в силу виртуальности, ни в
силу общности. Но если учесть то положение, которое мы установили
при рассмотрении первого вопроса этого раздела, то есть если
учесть положение о единозначности сущего26, то утверждение,
что нечто является первым объектом нашего разума, может быть
некоторым образом сохранено.
[Какова единозначность «сущего» и к чему она относится].
17. Для лучшего понимания этого я поясняю, какой бывает
единозначность «сущего» и к чему она относится.
PARS QUARTA. GNOSEOLOGIA ET METAPHYSICA
18. Dico quod ens non est univocum dictum in «quid» de
omnibus per se intelligibilibus, quia non de differentiis ultimis, nee
de passionibus propriis entis107.
[Ens est primum obiectum intellectus].
19. Dico quod primum obiectum intellectus nostri est ens, quia in
ipso concurrit duplex primitas, scilicet communitatis et virtualitatis,
nam omne per se intelligibile aut includit essentialiter rationem
entis, vel continetur virtualiter vel essentialiter in includente essentialiter
rationem entis: omnia enim genera et species et individua, et
omnes partes essentiales generum, et ens increatum includunt ens
quiditative; omnes autem differentiae ultimae includuntur in
aliquibus istorum essentialiter, et omnes passiones entis includuntur
in ente et in suis inferioribus virtualiter.
Ergo ilia quibus ens non est univocum dictum in «quid»,
includuntur in illis quibus ens est sic univocum. Et ita patet quod
ens habet primitatem communitatis ad prima intelligibilia, hoc et ad
conceptus quiditativos generum et specierum et individuorum, et
partium essentialium omnium istorum, et entis increati, et habet
primitatem virtualitatis ad omnia intelligibilia inclusa in primis
intelligibilibus, hoc est ad conceptus qualitativos differentiarum ultimarum
et passionum propriarum108.
20. Contingit intellectum certum esse ipsum esse ens, dubitando
de differentiis contrahentibus ens ad talem conceptum, et ita conceptus
entis ut convenit illi conceptui est alius a conceptibus illis
inferioribus de quibus intellectus est dubius, et ita alius quod
inclusus in utroque inferiore conceptu, nam differentiae illae contrahentes
praesupponunt eundem conceptum entis communem,
quern contrahunt109.
^Ordinate, I, d 3, pars 1, q. 3, n. 131.
108 Ordinate, I, d 3, pars 1, q. 3, n. 137.
109 Ordinate, I, d 3, pars 1, q. 3, n. 138.
ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ. ГНОСЕОЛОГИЯ И МЕТАФИЗИКА
18. Я утверждаю, что «сущее» не является единозначным, высказанным
в смысле «что»2′ обо всем умопостигаемом самом по
себе, ибо оно не сказывается [так] ни о последних отличительных
признаках, ни о собственных свойствах сущего.
[Первый объект разума есть сущее].
19. Я утверждаю, что первый объект нашего разума есть сущее,
так как в нем сходятся два рода первенства, а именно — первенство
общности и первенство виртуальности28, ибо все умопостигаемое
само по себе либо включает в себя сущностно смысл сущего,
либо содержится виртуально или сущностно в том, что сущностно
включает в себя смысл сущего. Ведь все роды и виды и индивиды,
и все сущностные части родов, и сущее несотворенное
включают в себя сущее чтойно; все же последние отличительные
признаки сущностно включаются во что-либо из этого, а все свойства
сущего включаются в сущее и в его нижестоящее виртуально.
Следовательно, то, ААЯ чего «сущее» не является единозначным, высказанным
в смысле «что», включается в то, чему «сущее» единозначно
в этом смысле. И таким образом становится ясно, что
сущее имеет первенство общности по отношению к первому умопостигаемому
(то есть по отношению к чтойным понятиям29
родов, видов и индивидов, а также существенных частей всего
этого и несотворенного сущего) и [что сущее] имеет первенство
виртуальности по отношению ко всему умопостигаемому, заключенному
в первом умопостигаемом, то есть по отношению к качественным
понятиям последних отличительных признаков и собственных
свойств.
20. Бывает так, что разум уверен в том, что само [познаваемое]
есть сущее, сомневаясь [в то же время]