Скачать:TXTPDF
Избранное (Францисканское наследие)

Dices, ista indeterminatio est ex parte intellectus sic repraesentantis
ipsum obiectum voluntati, ut fore vel non fore.

Contra, intellectus non potest determinare voluntatem indifferenter
ad alteram contradictoriorum, puta hoc fore vel non fore, nisi
de uno demonstrando, et de altero paralogizando sive sophistice syllogizando,
ita quod in concludendo decipiatur; ergo si ilia contingentia,
qua hoc potest fore vel non fore, sit ab intellectu dictante sic

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ. ГНОСЕОЛОГИЯ И МЕТАФИЗИКА

дов, помимо уже ранее высказанных, таков: что-то происходит в
вещах контингентно. А я называю контингентно происходящим
то, что происходит так, что его можно избежать; иначе, если бы
все происходило неизбежно, не нужно было бы ни советоваться,
ни стараться в делах, как говорит Аристотель в первой части сочинения
Об истолковании^$. Поэтому я спрашиваю: то, что происходит
контингентно, из-за чего, или по какой причине, происходит?
Не по причине детерминированной, ибо в тот момент,
когда причина так детерминирована, следствие не может происходить
контингентно. Значит, [оно происходит] по причине недетерминированной
в отношении той и другой противоположности
или эта причина может сама себя детерминировать контингентно
к одной из них, поскольку не может к той и другой сразу, — как
говорит Аристотель в IX книге Метафизики о разумной способности9^,
— или же не может сама себя детерминировать, но чтото
другое детерминирует ее к одной из них. Если она [эта причина]
может сама себя детерминировать к одной из противоположностей
контингентно, то есть не-неизбежно, то предположенное
доказано. Если же она детерминируется другим к одной из них,
то тогда как: необходимо или контингентно? Если необходимо,
тогда следствие происходит неизбежно; если же детерминирующее
детерминирует к одной из них контингентно и так, что этого
можно избежать, и оно может детерминировать к другой [противоположности],
то такое детерминирующее не может быть ни
чем иным, кроме воли, ибо всякая естественная действующая причина
детерминирована к одному только следствию; или же, если
естественная причина является индетерминированной, она не может
детерминировать ни сама себя, ни другое.

Скажешь, что такая индетерминация характерна АЛЯ разума,
представляющего сам объект воле так, чтобы он был или не был
[объектом воли]. Против этого [я возражу]: разум не может детерминировать
волю безразлично к одному из двух контрадикторных,
например, к тому, быть этому или не быть, если только он не станет
относительно одного доказывать, а относительно другого паралогизировать
или софистически силлогизировать97, так чтобы в
заключении она [воля] обманывалась; следовательно, если бы указанная
контингентность, в силу которой это может быть или не
быть, происходила бы от разума, диктующего [воле] в такой мане

PARS QUARTA. GNOSEOLOGIA ET METAPHYSICA

propter conclusiones oppositas, secundum hoc a voluntate Dei vel a
Deo nihil contingenter eveniret, quia ipse non paralogizat, nee
decipitur; sed hoc est falsum et improbatum dist 8 primi libri quaestio
ultima.188.

2. Intellectus divinus ex necessitate naturae est speculativus, et
non est ad hoc formaliter libertas, licet non sit sine voluntate complacente;
Deus enim necessario est sciens, non autem voluntate est
sciens proprie, sicut necessitate — non voluntate — est Deus. Quando
igitur arguis si voluntas non possit non velle intellectum speculari,
ergo non est summe libera, non sequitur quia libertas eius non est
ad intrinseca (quae quasi praecedunt actum eius), sed libertas eius
est ad factibilia, et ideo necesse est ponere primam determinationem
in voluntate respectu factibilium; non sic autem esset si intellectus
voluntatem praedeterminaret, immo proprie libertas non posset salvari
in voluntate respectu factibilium (sed non contingentia aliqua),
quia intellectus necessario praedeterminaret earn mera necessitate
naturali et voluntas necessario conformaretur intellectui [..J189.
3. Intellectus dependet a volitione, ut causa partiali, sed superiori;
e converso autem voluntas dependet ab intellectione ut a causa partiali
sed subserviente190.
4. Non tamen intellectus causat nisi voluntate causante, ita quod
eius causatio est in potestate voluntatis191.
5. Actus intellectus circa finem est in potestate voluntatis […] In
potestate voluntatis est velle et non velle finem mediante actus intellectus,
ergo hoc est in potestate voluntatis immediante192.
6. Omnis alia causa in universo activa est naturalis in agendo;
188 Ordinaitio, II, d 25, q. un., n. 22.
189 Ordinaitio, I, A 38, q. un., n. 9.
™ Ordinaitio, IV, A 49, n. 18.
191 Ordinaitio, II, A 37, q. 2, n. 1.
192 Ordinaitio, I, A 1, pars 2, n. 92.

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ. ГНОСЕОЛОГИЯ И МЕТАФИЗИКА

ре из-за противоположных заключений, то в соответствии с этим
ничто не происходило бы от воли Бога или от Бога контингентно,
ибо Он Сам не паралогизирует и не обманывается; но это [то, что
контингентность происходящего зависит не от воли, а только от
разума Бога] ложно и опровергнуто (в разделе 8 книги I, вопрос
последний).

2. Божественный разум по необходимости своей природы является
созерцательным^8, и в этом он формально несвободен, пусть
даже это [познание] и угодно воле. Ведь Бог есть необходимо знающий,
однако Он есть знающий не благодаря собственно воле,
равно, как по необходимости [своей природы], а не по Своей воле
Он есть Бог. Поэтому, когда ты утверждаешь, что, если воля не
может не хотеть, чтобы разум познавал, то она не является вполне
свободной, — этот вывод неверен, ибо ее свобода не есть свобода
к внутреннему (которое как бы предшествует ее действию), но
свобода ее есть свобода в отношении делаемого, а поэтому необходимо
считать первой детерминацией в воле детерминацию в отношении
делаемого; но это было бы не так, если бы волю предопределял
разум Более того, в таком случае собственно свобода
не что-то контингентное) и не могла бы быть сохранена в воле по
отношению к делаемому, ибо разум неизбежно предопределял бы
волю силой простой природной необходимости, и воля необходимо
сообразовывалась бы с разумом […].
3. Разум зависит от воления как от причины частичной, но более
высокой, а воля, в свою очередь, также зависит от разумения
как от причины частичной, но вспомогательной.
4. Однако разум не причиняет иначе, как посредством причиняющей
воли, так что его причинение находится во власти воли.
5. Акт разума, относящийся к цели, находится во власти воли
[…]. Во власти воли хотеть и не хотеть цели при посредстве акта
разума; следовательно, это находится непосредственно во власти
воли.
[Самоопределение воли].

6. Всякая иная, [помимо воли], причина, действующая во Все

PARS QUARTA. GNOSEOLOGIA ET METAPHYSICA

ergo nulla alia causa, praeter voluntatem, est vituperabilis in agendo*
»

7. Nihil est tam in potestate nostra quam ipsa voluntas: igitur ex
hoc potest haberi quod nulla actio in nobis est ita in nobis sicut volitio
voluntatis194.
8. Immediatum autem est voluntatem velle hoc, ita quod non est
aliqua causa media inter ista, sicut est immediatum calorem esse
calefactivum (sed hie naturalis, ibi autem libertas), et ideo huius
«quare voluntas voluit» nulla est causa nisi quia voluntas est voluntas,
sicut huius «quare calor est calefactivus» nulla est causa nisi quia
calor est calor, quia nulla est prior causa^.
193 Reportata parisiensia, II, d 42, q. 4, n. 4.
MOrdinaitio, II, d 25, q. 1, n. 2.
l95Ordinaitio, I, d 8, pars 2, q. im., n. 299.

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ. ГНОСЕОЛОГИЯ И МЕТАФИЗИКА

ленной, есть причина естественная в своем действии; следовательно,
никакая другая причина, кроме воли, не подлежит порицанию
за свое действие.

7. Ничто не находится в нашей власти в такой степени, как
сама воля: а из этого можно вывести, что никакое наше действие
не принадлежит нам настолько, насколько воление воли.
8. А то, что воля хочет [именно] этого, является неопосредованным;
так что нет никакой причины, посредничающей
между волей и хотением, как неопосредованно и то, что теплота
является согревающей (правда, здесь свойство природы, а там —
свобода), и поэтому причиной того, «почему воля хочет», будет не
что иное, как то, что воля есть воля, также как причина того,
«почему теплота согревает», есть не что иное как то, что теплота
есть теплота, ибо никакой предшествующей причины здесь нет.

КОММЕНТАРИЙ К ЧЕТВЕРТОЙ ЧАСТИ

КОММЕНТАРИЙ К ЧЕТВЕРТОЙ ЧАСТИ

I—IV

1 В указанной пятой главе III книги О душе сколько-нибудь похожих
высказываний не обнарркивается. О душе как действенном начале речь
идет в 5-6 главах II книги (Aristot, De an., II, 5-6 (413а 20-415а 10).

2 По-видимому, Дуне Скот имеет в виду место из главы 8 XII книги
Метафизики — 1075а 5-10.

3 Дуне Скот принимает обычное АЛЯ схоластики деление человеческой
активности на те акты, которые остаются в действующем субъекте
и совершенствуют его (акты чувства, воли и разума), и те, которые остаются
вне его (результаты практической деятельности). Для обозначения
первых, как правило, используется термин activum, j№ вторых —
facthnim

4 Intetligens — мыслящий, познающий, постигающий, разумеющий,
понимающий. В зависимости от контекста мы выбираем для перевода
одно из этих значений. Аналогично — для перевода intelligendi

* Речь идет как о «чувственно воспринимаемых видах» (species sensibiles,
phantasmata) — объекте чувств, так и об «умопостигаемых видах»
(species intelligibiles) — объекте разума
° Логическая (вторая) интенция — направленность разума на понятие
разума, понятие понятия.

‘ Т.е. сущностным основанием Термин formcuis и производный от
него formaliter обычно употребляются Дунсом Скотом в смысле аристотелевской
«первой причины» (Metaph., I, 3 (25, 983а)). При этом formaliter
(«формально») означает: «в соответствии с сущностью предмета»,
или «в соответствии с существом вопроса», или «в соответствии с существом
рассуждения».

8 Иначе говоря, несмотря на то, что разумение (intellectio) есть
результат не только претерпевания разума, принимающего от объекта
умопостигаемый вид, но и его активности, собственно познание (как знание
объекта) производится только самим объектом

» Порожденное знание — то, которое приобретается человеком в ре

зультате восприятия разумом от объекта «умопостигаемых видов».
Ю Мнение Петра Оливи (In Sent, II, q. 72).
1 1 August, De Gen. ad lit, XII, 16, n. 32-33.
1 2 August, De civ. Dei, VIII, 6.

КОММЕНТАРИЙ К ЧЕТВЕРТОЙ ЧАСТИ

1 3
August, De Trin., IX, 12.

14
Congener at — «сопорождает». Термин Августина.

1* Речь идет о том, что солнце, хотя и не есть живой предмет, все
же является необходимым условием и одной из причин всякой жизни
на земле, а следовательно, и рождения новой жизни.
1° В том смысле, что живая душа является главной причиной в процессе
познания (см раздел I этой части).

Скачать:TXTPDF

Избранное (Францисканское наследие) Иоанн читать, Избранное (Францисканское наследие) Иоанн читать бесплатно, Избранное (Францисканское наследие) Иоанн читать онлайн