tbeol, I, q. 12, а. 4-5; I, q. 76, а. 2; I, q. 89, а. 1-2).
*2
Речь идет о созерцании сущности Бога душами блаженных.
13 В этом четвертом пункте Луне Скот последовательно и всесторонне,
хотя и кратко, излагает теорию познания Фомы Аквинского.
14 Ср: Thomas Aquinas, S. йео., I, q. 88, а. 2.
15 Вариант перевода: «никакая метафизика не была бы наукой».
16 Имеется в виду, что метафизика не была бы наукой, отвлека
ющейся от чувственно-конкретного больше, чем это делает физика.
17 См. данный раздел, фрагмент №1, где говорится о соразмерности
способности своему объекту.
1° Т.е. вопрос о том, познаваем ли Бог естественным образом человеческим
разумом в его нынешнем земном состоянии, т. е. разумом «человека-
странника» (см. разделы IV и VIII данной части).
1″ Имеется в виду критикуемое в предшествующих разделах мнение
Фомы Аквинского, полагавшего сущность материальной вещи естественным
первым объектом человеческого разума.
20 Речь идет о мнении Генриха Гентскоге. См Henricus Gand.
Summa, a. 24, q. 8.
21 См. Aristot, Metapb., II, 1 (993b 22-27); в латинском тексте перевод
с греческого весьма приблизительный. Мы даем в переводе с латинского
текста.
2 2 См Aristot, Metapb., II, 1 (993b 31-32).
2* Т.е. того, что называется «универсалией». Далее мы видим, что
«universalis» и «communis» здесь употребляются как синонимы.
2/*
Имеется в виду, что понятие Бога не может рассматриваться как
всеобщий предикат в силу того, что Бог единствен и поэтому «единичен»
в логическом смысле.
2^ Т.е. если бы термин «сущее», будучи приложен к разным предметам,
всякий раз имел разное значение.
2 6 См. OrdinatiOy I, d 3, р. 1, q. 1-2, nn. 26-55. Настоящее издание: IV,
2, VII, фрагмент №№17-26; IV, 2, VIII, фрагмент №№14-31.
2′ In quid («чтойная») и in queue (качественная) — основные виды
предикации. Предикация in quid подразумевает «чтойную» предикацию,
т.е. отвечающую на вопрос «Что есть это?», а потому ограничивается родами
и видами. Например, «животное» in quid сказывается о «человеке».
Предикация in quale (отвечающая на вопрос «Каково это?») делится на
КОММЕНТАРИЙ К ЧЕТВЕРТОЙ ЧАСТИ
предикацию in quale substantiate и in queue accidentcde. В первом случае
подразумевается сущностная предикация видовых отличий (например,
«разумное»), во втором — акцидентальная предикация («белое», «ходит»
и ТА}
28 Т.е. «сущее» виртуально включает в себя все существующее.
29 Conceptus quidditatbrus — понятие, отвечающее на вопрос, что есть
эта вещь.
™ «Сущее» не может «чтойно» (в качестве имени) сказываться о
предельных отличиях, на основании которых формируются безусловно
простые понятия, поскольку таковые отличия (например, видовые
отличия или такие свойства сущего, как «бесконечность» и «конечность»)
не имеют собственной «чтойности». Однако «сущее» может сказываться
о них как отыменное (denominative), кроме того, «сущее» сказывается in
quid обо всем, что включает в себя указанные предельные отличия.
3* См OrdinatiOy I, d. 3, p. 1, q. 1.
*2 См фрагменты №№ 1-9 настоящею раздела.
3 3 Т.е. в теле праведников после их воскресения.
34 lustitia puniente — «карающей справедливостью», т.е. справедливым
Божиим воздаянием человеку за его первородный грех.
3 5 August, De Trin., XV, 27.
3 6 Aristot, De an, III, 7 (431a 14-15): ifj 8ё SiavoriTUcn yoxfi та cpav
т&арххта otov а1автщата аж&рхеи См также: De an., Ill, 8 (432a 9).
Перевод этого места у Дунса Скота неточен. Еще менее точен перевод в
русском издании: [VII, 2] с 438. Более точный перевод с греческого: «размышляющей
душе образы присущи, как ощущаемое присуще [чувству]».
3′ В том смысле, что Бог не имеет чувственно воспринимаемого образа
(species sensibilis) и, следовательно, не может быть объектом имагинативной
способности.
3 8 Aristot, Metaph, И, 1 (993b 9-11).
3 9 Aristot, Phys., I, 4 (187b 7-8).
4 0 Aristot, Metaph., II, 2 (994b 22-23).
4 1 Aristot, Metaph., VI, 1 (1026a 21-23).
4^
Имеется в виду рассуждение Аристотеля в Никомаховой этике о
созерцательной жизни (JJioc, весорт|Х1к6<;) как пределе счастья. CMJ Aristot,
Eth. ad Nic. X, 8 (1177a 12-17).
4 3 Здесь и далее Дуне Скот скрыто полемизирует с византийским
учением об "апофатическом" и "катафатическом" богопознании (Дионисий
Ареопагит, Максим Исповедник и др.). Это учение ставило апофатическое
(отрицательное) богопознание выше катафатического и в смысле
КОММЕНТАРИЙ К ЧЕТВЕРТОЙ ЧАСТИ
адекватности и в смысле гарантии достоверности (см, например: Дионисий
Ареопагит. О мистическом богословии, гл. 3. Изд. ТМ. Прохорова
(СПб., 1994) с. 341-349).
4 4 Aristot, De inter, II, 2 (14, 24b 3-4).
4 5 Aristot, Metaph, IV, 4 (1007b 33-34).
4^ Т.е., если мы что-то утверждаем о Боге, то тем самым мы отри
цаем отрицания этого.
4^
Вариант перевода: "Мы не можем любить отрицания высшей любовью".
Иначе говоря, если мы принимаем позицию апофатического
богословия Дионисия Ареопагита и его последователей, мы должны любить
не Бога, но только отрицания: не мудрого и милосердного сущего
Бога, но "не-мудрое" и "не-милосердное" "ничто". Как мы видим, Дуне
Скот сильно сомневается в том, что таковая любовь к отрицаниям вообще
возможна.
4° Т.е., когда мы спрашиваем о чем-то: "есть ли оно?", мы уже имеем
какое-то понятие о том, о бытии чего спрашиваем; а когда спрашиваем:
"что есть?" или "что существует?", мы рке предполагаем бытие того, о
чем спрашиваем Другое дело, когда мы спрашиваем: "что оно есть?"
(quid est id?), ибо тогда "есть" выступает уже только как связка, и речь
уже идет только о смысле, а не о бытии. Исходя из этого, Дуне Скот и
говорит о том, что нет необходимости АЛЯ познания различать "есть ли"
и что есть .
4" Т. е. о познании Бога с помощью света естественного разума.
5® Речь идет здесь о человеческой природе в состоянии, обретенном
ею после грехопадения.
5 1 Aristot, Metaph, IV, 7 (1012а 23-34).
5* Т.е. понятие, на основании которого мог бы быть получен ответ
на вопрос "что есть Бог?".
" См Henricus Gand, Summa, a. 24, q. 3.
*4 В первом акте сущее обретает бытие (тело человека актуа
лизируется формой — душой). Во втором акте реализуются способности,
которые предполагает форма.
" фактически Дуне Скот пользуется здесь логическим правилом
проверки тождеств. Чтобы узнать, является ли данное понятие "единозначным",
т.е. имеющим одно и то же значение в разных случаях употребления,
нужно, взяв это понятие в том значении, в котором оно употребляется
в одном случае, подставить его на место предиката какогонибудь
суждения, а в значении, в котором оно употребляется в другом
случае, подставить на место предиката того же суждения, но с отри
КОММЕНТАРИЙ К ЧЕТВЕРТОЙ ЧАСТИ
цанием. Тогда, если в результате получится противоречие, понятие будет
единозначным, если нет, то разнозначным, т.е. имеющим в указанных
двух случаях разные значения. Аналогичным способом единозначность
(унивокация) проверяется подстановкой в силлогизм: если понятие, подставленное
на место среднего термина, двусмысленно, т.е. берется в
отношении одного крайнего термина в одном значении, а в отношении
другого -* в другом, то вывода не получится. Для наглядности приведем
логику первой подстановки: 1) "А есть В", 2) "А есть не-В"; если В меняет
свое значение, то во втором случае оно уже будет не В, а С, но тогда второе
суждение судет "А есть не-С", и оно уже не будет противоречить
первому суждению, ибо между "А есть В" и "А есть не-С" нет никакого
противоречия. При подстановке в силлогизм типа: "А есть В", "В есть С",
следовательно, "А есть С", если В меняет свое значение в посылках, то
оно во второй посылке уже не В, а, например, Е. Но тогда происходит
учетверение терминов и вывода не получается.
56 "Субъект включает в себя предикат" — знаменитая формула схоластической
логики, записываемая чаще иначе: praedicatum inest subiecto
— "предикат содержится в субъекте". Что имеет в виду Дуне Скот, привлекая
эту формулу, не очень понятно. В некоторых манускриптах данная
фраза отсутствует.
*' Т.е. отлично от понятия "конечного и сотворенного" или "бесконечного
и несотворенного".
" Т.е. "сущностно" или "виртуально". См предыдущий абзац.
*9 Речь идет о том, что, прежде чем начать расеркдать, мы должны
уже знать, о чем рассуждаем, иначе рассуждение будет беспредметным.
60 Ratio formalis — "формальный смысл", смысл той или иной вещи,
раскрываемый в формально-логическом определении.
6* Conceptus analogus мы переводим как "аналогическое понятие",
хотя в русском языке обычно употребляется слово "аналогичный", а не
"аналогический". Но речь здесь идет о специальном термине: "аналогический"
значит "понимаемый согласно теории "аналогии сущего"",
которой придерживались томисты.
62 См VII раздел, фрагменты №№16-26
63 Henricus Gand., Summa, a. 21, q. 2-3.
64 Ibid, a. 24, q. 6.
65 Т.е. Бог познаваем как "эта сущность" блаженными на небесах
только потому, что Он по собственной воле являет Себя им.
66 Т.е. о понятии бесконечного сущего,
б? Thomas Aquinas, S. tbeolt I, q. 88, a. 3.
КОММЕНТАРИЙ К ЧЕТВЕРТОЙ ЧАСТИ
™ См OrdinatiOy I, d 2, p. 1, q. 1-2, nn. 39, 74. В нашем издании: ч. II,
р. II, фрагменты №4.
°9 Т.е. ААЯ постижения Бога, который и есть благо наивысшее и
самое действительное (актуальнейшее). Слово actus имеет значение действия,
акта В аристотелевско-схоластической традиции акт противопоставляется
"потенции", т.е. возможности, силе действовать. Состояние
in actu = "в действии" означает то же, что и "в действительности".
™ См фрагмент №1 настоящего раздела
' 1 См фрагмент №2 настоящего раздела
'2 Так схоласты называли Аверроэса Далее речь идет о толковании
Аверроэсом данного места Метафизики Аристотеля. См.: Averroes,
Metaphy II, com. 1.
73 Т.е. солнечный свет.
™ См. фрагмент №2 настоящего раздела
'^ Дуне Скот имеет в виду, что акт понимания и предмет понима
ния суть нечто разное. Для понимания бесконечного множества, имеющего
характер потенциальной бесконечности, разум должен был бы свой
акт понимания продлить в бесконечность, но в действительности такого
произойти не может именно в силу потенциальной бесконечности числового
ряда и в силу того, что понимать можно только определенное, а
не неопределенное, каковым является все множество членов ряда, еще
не попавшее во внимание познающего на каждый данный момент.
Однако Дуне Скот считает, что бесконечность множества есть нечто
иное в сравнении с бесконечностью единого. Для познания бесконечности
чего-то одного, например бытия, нет нужды в бесконечном
усилии разума или в бесконечном по времени акте уразумения. Достаточно
понять, что у бытия нет предела, т.е. что нет никакого основания
его ограничивать. В этом и различаются два указанных Дунсом Скотом
типа бесконечности.