Скачать:PDFTXT
Нравственные письма

с рожденья благо мерить,

Пред смертью не пришлось бы нам пенять

Хоть опыту не медли в том поверить,

Что разумом давно пора понять.

Мой возраст тем хорош, что все пороки,

Отбушевав, не трогают меня.

Кто поздно начал, тот успеет к сроку,

Пришпорив благодатного коня.

Пусть молодежь, сочтя себя умнее,

Мне говорит: Все в мудрости старо.

Попозже говорить готов я нею…

Пусть раньше повзрослеет.

Будь здоров.

Письмо LXIX (О стойкости духа)

Луцилия приветствует Сенека!

Нас в странствия зовет нестойкий дух.

Пока не остановишь тело в беге,

Ни счастье, ни блаженство не придут.

Здоровье — только в длительном леченье,

Жизнь прежнюю — в покое забывать.

Лишь двинешься, проснутся увлеченья,

И вожделенья станут волновать.

Влюбленным, чтоб избавиться от страсти,

Любимых тело нужно забывать.

Так, от всего, что прежде было счастьем,

И взор, и слух пытайся отрывать.

Страсть жадности рождает жажду денег.

Любая страсть в душе родит мятеж:

Кто похотлив — наградой наслаждений,

Честолюбивый — ищет свой кортеж.

Пороки соблазняют нас наградой,

А благо — безвозмездно входит в дом.

«В ярмо запрячь пороки?… В чем же радость

Лишь в совершенстве, данном нам трудом.

Готовься к смерти. Раньше умирая,

Никто не умирает не в свой срок.

«Чужую» смерть никто не выбирает,

Оставишь — лишь чужое.

Будь здоров.

—=

Письмо LXX (О самоубийстве)

Луцилия приветствует Сенека!

Вчера лишь юность вышла из сердец,

Но, скрылись «и селения, и бреги»

И, завиднелся общий всем конец.

Для нас он представляется утесом,

Но, это — пристань, что зовет: Спеши!

Кто быстро плыл, тех в молодости вносит

В приют последний тела и души.

Хоть медли, хоть спеши — конец все тот же,

Но, благом в жизни стоит дорожить.

Так, мудрый проживет — не сколько должен,

А, лишь пока достойно может жить.

Он думает: Как жить? Неважно, сколько…

Всегда готов подняться и уйти,

Покинув надоедливую польку

Фортуны обезумевшей мотив.

Из жизни в смерть фортуна дверь открыла:

Чем дурно жить, ты в силах кончить век.

А, в Телесфоре слабость говорила:

«Надеждой жив и зверь, и человек

За жизнь плачу, но не любой ценою:

Я слабостью не смею заплатить.

Чем жить с фортуной, властной надо мною,

Я убегу по смертному пути.

Но, глупо умирать от страха смерти.

В темнице тридцать дней провел Сократ

Не потому, что жизнь шептала: Верьте!

Беседуя с друзьями, он был рад.

Жизнь не всегда тем лучше, чем длиннее,

А в смерти все, как раз, наоборот:

Куда зовет, туда иди за нею

На меч, в петлю, открой для яда рот.

Ты встретишь мудрецов, что утверждают:

«Насилие над жизнью не твори!»

Кто путь к свободе людям преграждает,

Не вправе о законе говорить.

Жизнь нас не держит, зло живет в пороке.

Доволен? — Сколько хочешь продолжай!

Несчастен? — Вспоминай мои уроки,

И собирай последний урожай.

Презрел богатство — только прибывает…

Презрел утраты — все друзья с тобой…

Лишь смерти неизбежность признавая,

Достойно выходи в последний бой.

Один германец, перед боем в цирке,

Решившись выбрать лучшее из двух,

Засунул в глотку… губку для подтирки,

И тут же отпустил на волю дух…

Пусть скажут: Смерть в дерьме — удел уродин…

Но, не об этом нужно толковать!

Самоубийство, верь мне, благородней,

Чем страшная наука — убивать!

Красть, чтобы жить — постыдно, это ясно.

Но, если жизнь постыдна — лучше в гроб.

Украсть, чтоб умереть, поверь, прекрасно!

Здесь — не стесняйся кражи.

Будь здоров.

Письмо LXXI (О честности)

Луцилия приветствует Сенека!

Ты через море просишь мой совет,

Но жизнь — быстрее писем на телеге,

Бежит и обгоняет солнца свет.

Я дам совет не на день, и не на год,

Ему ты сможешь следовать всю жизнь:

Смотри во всем на истинное благо,

Наметив цель, ее одной держись.

В том главный грех: все видят только части,

А целиком не видит жизнь никто.

Стрелок пустил стрелу… но как попасть ей,

Когда невидим целостный итог?

Без цели — у картин не видно света,

Поэт марает кипами листы,

И морякам по-путного нет ветра…

Так, где же цель?,- мне восклицаешь ты…

Я буду краток, всем давно известно,

В чем скрыта добродетели черта:

И цель, и благо — только в том, что Честно,

Все остальное — ложь и суета.

Будь честным до конца, не только к другу,

Но и к врагу, пощады не ища!

Тогда не одолеть тебя недугам,

А в пытках, ты спокойней палача.

Кто честен, будь хоть голоден и наг он,

За серебро Пророка не продаст:

Все бедствия по праву станут благом,

Коль честность добродетель им придаст.

Пусть ропщут: С нашей жизнью — несовместно…

Кто не обманет, может пожалеть…

Во все века, одно лишь благо — честность,

Для тех, кто смотрит в душу, не на плеть.

«Вся мудрость — в зла и блага различеньи.»

Сократ изрек, о нравах говоря.

Пусть молвят: Глуп! Бранят… Не в том мученье,

А, в том, что с ложью встанешь в один ряд.

«Быть честным? Неужели все так просто?

А, как же — пораженья, блеск побед?»

Все доброе — во всем того же роста,

Спокойно в славе, не боится бед.

Взгляни вокруг, на дальнее, и рядом:

Ждут перемен — и люди, и пути.

Не вечен существующий порядок

Настанет день и честному взойти!

Что неизменно? — Все живое тленно…

И в том увидишь, мужество призвав

Искусство Устроителя Вселенной,

И замысел, и волю Божества.

Весь род людской приходит к смерти, мучась,

Стирают войны стены городов.

Кто честен, лишь ускорит свою участь,

Оставив самый яркий из следов.

Великий дух во всем послушен Богу.

Кто претерпел страданья до конца,

С последней чашей, выпитою строго,

Он вновь придет к обители Отца.

Коль в юношах задатки благородны,

То в подвигах оценят красоту.

Так мудрость и нечестность инородны,

Нельзя ничем «улучшить» прямоту.

И добродетель прямизне подобна:

Растет лишь твердость, суть не изменя.

Способна обо всем судить подробно:

Она — от Бога, а не «из меня».

Пусть немощь, по себе о людях судя,

С издевкой словом колет мне в глаза,

Пусть мнит: что не под силу мне — не будет

Перед Отцом нечестным быть нельзя.

Чтоб о делах судить, нужна свобода,

Дух твердый, от пороков исцелен.

Прямой предмет, концом ушедший в воду,

Для лживых глаз — по кромке преломлен.

Спроси о счастье юношу живого:

«Мне счастье — не сгибаться под судьбой!

Подняться средь лежачих, молвить слово,

И, честно выходить в тяжелый бой.»

Груз бедствия согнуть не может мудрых,

Мудрец без жалоб все готов снести,

Поскольку он провидит рано утром,

Что день ему способен принести.

Две части в мудреце: душа и тело,

Он выбирает лучшую из двух.

Пусть тело в боли бьется оголтело,

Спокоен, независим твердый дух.

Не думай, что, природу побеждая,

Мудрец готов пробить и стену лбом…

Но тяготы его не убеждают

Пасть духом и признать себя рабом.

Что я хвалю — себя в том убеждаю…

Но, дух мой не настолько закален,

Чтоб, горести фортуны побеждая,

Идти путем, в который я влюблен.

Бывает, что и я презренно трушу,

Произнося о мужестве слова.

Так мудрость, не пропитывая душу,

Ее не красит, пачкая едва.

Основа для любого побужденья,

Которыми мы дышим и живем,

В неколебимом, истинном сужденьи

Что, кратко — добродетелью зовем.

Как добродетель — истинное благо,

В телесных благах благородства нет…

Мне жаль того, что чертит их на флагах,

В своих боях за призраки побед.

Несовершенство, с беспокойным сердцем,

Скользит, пытаясь двигаться вперед…

Так будем же упорны и усердны

В преодоленьи праведных высот.

Все, что я смог — скорей достойно смеха,

Но, продолжаю думать и корпеть:

Я знаю, что большая часть успеха

В упорстве и желаньи преуспеть.

Спешим вдвоем! Не то, теряя время,

И мешкая средь мерзости мирской,

Не мы фортуне в бок впиваем стремя,

А нас она — отправит на покой.

Когда, презрев желания и страсти,

Фортуну ты столкнешь в бездонный ров,

Ты победил!- Ведь нет превыше власти!

Немногие смогли так,

Будь здоров.

=

Письмо LXXII (О постижении мудрости)

Луцилия приветствует Сенека!

То, что спросил ты, я когда-то знал,

Но, нет пометок точных в картотеке,

А память я давно не упражнял.

Как книгу, после долгого лежанья,

Себя встряхну, расправлю, и ответ

Найду я в размышленьях с прилежаньем.

Прости, что в данный миг ответа нет.

Есть вещи, о которых и в двуколке

За пять минут все можно разобрать,

А есть такие, что не знаешь сколько

Понадобится свитков измарать.

Дела растут — ведь мы их сами сеем,

Из одного десяток создаем,

А, бросить их потом, уже не смеем,

И катим камни круглые в подъем.

Для мудреца — дела всегда некстати,

Им нужно не перечить — устранять.

Нет времени для истинных занятий?

Но время есть на суетность пенять

«Все время, что-нибудь нам, да мешает…»

С чего ж мудрец так радостен всегда?

В ком душу совершенство украшает,

Тому, любое горе — не беда.

Пусть, даже подступает мысль о смерти

Она лишь кожу тронет холодком.

Так прыщ снаружи тела, уж поверьте,

Не страшен, если нет внутри сарком.

Что глупому — несчастье или бремя,

То мудрому — не принесет вреда.

Здоровье телесам дано на время,

А душу — ты излечишь навсегда.

Здоровый всем доволен, не пытаясь

Достичь чего-то с помощью молитв.

Что нам судьба дает, то утекает,

Успев былую радость подсолить.

Ты видел, как собаки ловят мясо,

Глотают и стоят настороже?

Вот так и мы… А мудрому — все ясно,

И радость неразлучна с ним уже.

А если кто, наполнен доброй волей,

Успехи сделав, не достиг вершин?

Возносится и падает, доколе

Не рухнет вниз, привычно согрешив.

Но есть и третий род: почти здоровых,

До мудрости всего… рукой подать

Кто в гавани, хоть не обретший крова,

Но видел, что такое благодать.

Отсюда вывод: избегай оброки

Платить делам, теряя блага кров.

Поставь преграду в самом их истоке,

Чтоб и не начинались.

Будь здоров.

Письмо LXXIII (О благодарности)

Луцилия приветствует Сенека!

Так говорят не те, кто был мудрей:

Мол, тайна философии, от греков

Презрение начальников, царей.

Напротив — кто им больше благодарен

За тихий час досуга и покой?

По ним философ судит, что недаром

Руководитель поводил рукой.

Без общего покоя в государстве

Жить праведно философу невмочь.

Республикой зовется или царством,

Важней

Скачать:PDFTXT

Нравственные письма Сенека читать, Нравственные письма Сенека читать бесплатно, Нравственные письма Сенека читать онлайн