но, в сыне — лик отца:
Великий ум дает свою чеканку
Всему, что взять решил от образца.
Чужие мысли — бой чужих часов…
Хочу в тебе услышать мощность хора,
Не слыша звук отдельных голосов.
Как это спеть?- Внимай,что скажет разум:
Оставь богатство, зависть, славу, спесь
Им нет конца, достиг чего-то, сразу
Посмотришь вверх: опять там кто-то есть…
Не обивай высокие пороги,
Иди вперед путем простым, пологим,
Не отводя от мудрости очей.
Неровный путь ведет к мирским вершинам,
Всех ищущих прижизненных даров…
Но разум не измерить тем аршином
Иди путем пологим.
Будь здоров.
—
Письмо LXXXV (О стоиках и перипатетиках)
Луцилия приветствует Сенека!
Тебя щадил… Теперь ты попросил
Сравненья оппонента и коллеги…
О, Господи, позволь набраться сил!
«Разумный человек во всем умерен;
Умерен — стоек, стоек — тверд в беде,
Печаль не зная, лишь в себе уверен,
Блажен.» — Так наши говорят везде…
Перипатетик скажет: Стоп, не нужно
Все слишком уж буквально толковать:
Ничто людское мудрому не чуждо,
Есть в мыслях повод душу волновать.
Как понимать: «Не знающий печали?»
Тот, кто печалям воли не дает…
Печали — в человеческом начале,
В природе, как закат или восход.
Тогда мудрец — сильнее самых слабых?
Чуть выше низких, чуть светлее тьмы?
Воздержней потаскухи, мерзкой бабы,
Проворнее калек или хромых?!
Так, все пороки перебрав по чину,
В словах о мудром мы найдем лишь лесть.
Иль только в мере зла искать причины?
Здоров ли тот, в ком слабая болезнь?!
В «бескосточковых» финиках… есть зерна,
В отличье от обычных, не тверды.
И зло, вначале малое, проворно
Растет и нас доводит до беды.
Наш разум никогда страстям не равен,
Страстей, что пропитают до окраин
Сознание, как в насморке платок.
Как лев, страсть — подчиняться не умеет,
Хоть укрощен, он ловит свой момент,
Завидя кровь, рычит и пламенеет…
Что укротитель?- Где твой инструмент?!
Кто страстью одержим, как наважденьем,
Не смог в себе преграду ей создать:
Нам легче воспрепятствовать рожденью
Пороков, чем потом их обуздать.
Пороков власть охватываете живо,
«Умеренность в пороках» просто лжива,
Как лозунг «не спеша сходить с ума».
Жестокость, скупость и неверность долгу
Известны с незапамятных времен.
И потому живут они так долго,
Что не меняют собственных имен.
Из века в век, любой из нас свидетель,
Они — как паутины прочной нить.
Доступна управленью добродетель,
Пороки можно лишь искоренить.
Дурным порывам дав немного воли,
Теряешь власть над ними навсегда:
Наш страх растет при виде внешней боли,
Что б разум ни твердил, все ерунда…
Кто допустил в себе рожденье страсти,
Потом всю жизнь с ней бьется, Дон Кихот.
Когда вещей начала неподвластны,
Не в нашей власти также их исход…
«Он не гневлив, бывая в гневе редко…
Он, хоть не трус, боится иногда…»
Порок меняет душу, словно клетка,
И, с каждым днем — видней следы вреда.
Нам академик, истины радетель,
Оставил фразу (как ее постичь?):
«Блаженной может стать лишь добродетель,
Но совершенства в благе не достичь.»
Кто так считает, просто забывает:
У Бога — добродетели пути,
Божественного выше… не бывает,
Блаженство не разделишь на ступени,
Блажен иль нет — другого не дано.
Кто не блажен — раскаянья и пени…
Светло блаженным, хоть вокруг темно…
Величина неважна, важно свойство:
Нет места в ней пороку, беспокойству…
В ней истина пречистая одна.
«Бесстрашье храбрых — это род безумья!»
Для бедствий — да! Опасности — не в счет.
Разумен трус, от страха обезумев
В опасности, что мудрый пресечет?
«Что ж, под удар себя подставит храбрый?»
Ничуть! Он осторожен, не труслив.
Не избежит — сумеет «взять за жабры»
Опасности, себя повеселив.
Беда в одном — отдать свою свободу!
Все прочее — лишь видимость беды:
Плен, нищета, побои год за годом,
Болезни утомительной следы…
Беда вредит и делает нас хуже,
Страдание и бедность — не беда.
Корабль в штормах накренился, и нужен
Здесь кормчий — мастер тяжкого труда.
Перипатетик скажет: «Как и кормчим,
Мешает буря, мудрым — нищета.»
В них разность целей: первым — путь закончить,
Вторым — благого курса прямота.
А, впрочем, разве кормчий обещает
Нам счастье? — Только правильность пути…
От Нептуна искуссно защищая,
Труд кормчего — везти на расстоянье,
Как труд врача — лечение больных.
А в мудрости есть общность достоянья,
Хоть ближе к мудрецу, чем к остальным.
Пускай его гнетет необходимость
Он может людям пользу принести:
Удача, оскорбленья и судимость
Удара не способны нанести.
А, счастье и несчастье — только повод
Явить нам добродетельность в делах.
Ее дорога — Бога строгий повод,
Не имя суть: Христос или Аллах.
Из кости мог ваять скульптуры Фидий,
И бронзе мог он форму придавать…
Да, хоть гранит — он дал бы нам увидеть
Ту красоту, что камень мог скрывать.
Так добродетель, в славе и при деньгах
Иль в бедности, в сенате и в строю…
Оставит лучший след, что можно сделать.
И в этом ее, позже, узнают.
Над хищным зверем одержать победу,
Способен дрессировщик без багров.
Мудрец искуссно укрощает беды,
Внушая бедам кротость.
Будь здоров.
—
Письмо LXXXVI (О бане Сципиона)
Луцилия приветствует Сенека!
В Литерне Африканский Сципион
Закончил жизнь, покинув Рим навеки:
Изгнанье добровольно выбрал он.
Великий победитель Ганнибала,
На пике славы он оставил власть,
Когда решил, что Риму не пристало
Свободу потеряв, пред ним упасть.
«Не стану ничего менять в законах,
Прими мой дар, прекрасный дар любви:
Раз власть моя становится препоном,
Я ухожу — свободою живи.»
Одно из двух должно было случиться:
Свобода с чуждой волей не жильцы…
Души величью есть где поучиться,
Сидящие у власти мертвецы…
Почтил я маны и его могилу,
Которой стал разрушенный алтарь.
И я сравнил, как мы живем, мой милый,
С величьем предков проживавших встарь.
Здесь, в темной баньке, тесной, безоконной,
Вождь омывал свой пот и прах земной,
Свой сельский труд, нелегкий и законный,
Закончив… Как живой передо мной…
Теперь у нас александрийский мрамор,
Круги на стенах, кровля из стекла,
Течет вода из драгоценных кранов,
В бассейны окунаются тела.
А сколько здесь колонн и украшений,
Все роскошью сверкает дорогой…
И шум воды, бегущей по ступеням,
И самоцвет прекрасный под ногой…
А в этой бане, вместо окон — щели
стен неприступных… Еле брезжит свет.
А мы и загорать в них захотели,
И видеть море… Пользы в этом нет.
А прежде их ничем не украшали,
Да и зачем, когда им грош цена?
Воды не подливали, не мешали…
Отмыть бы грязь, у бани цель одна.
Но, как приятно быть здесь тем, кто знает,
Что мылся здесь Корнелий и Катон.
Теперь же, столько жару нагоняют
Что впору мучить, если есть за что…
У Сципиона, что за жизнь в деревне?
Он мылся непроцеженной водой,
Что вымывала ил между кореньев…
Вот вам преданья старины седой:
Лишь руки, ноги мыли ежедневно,
А тело мыли — раз за восемь дней
Теперь все моют чаще, несомненно…
А люди стали чище?- Нет, грязней…
Гораций Флакк описывал в сатирах:
«Духами пах изнеженный Букилл,
Козлом вонял Горгоний…» Осудил он
Букилла, не по запаху судил…
Не надоел рассказ о жизни древней?
Теперь усадьбой правит Эгиал:
Сажать умеет старые деревья,
И научил меня, тому что знал.
Вергилий обо всем писал красиво,
Нас красотой стараясь излечить…
При этом, не во всем бывал правдивым,
И мне, его придется уличить:
«И боб, и просо по весне сажают…»
Пишу в июне: встретил я людей:
Одни — бобы в корзины собирают,
Другие — просо сеют… в тот же день.
Два способа пересадить оливы:
По первому, оставив ветвь на фут,
В навоз макают корни, терпеливо
Сажают, и, насыпав, землю бьют.
Короткий ствол у корня очищают:
весной увидишь веток густоту,
и ветры этот ствол не раскачают,
И корни, укрепляясь, подрастут.
Другой пример посадки — взять побеги
С корою мягкой, так же посадить.
Хоть медленней растут, гладки, как деки;
Сильны — мороз не может повредить.
На этом обучение кончаю,
Иначе, превзойдешь всех мастеров…
А я? — Лишь конкурента получаю,
Как Эгиал — со мною…
Будь здоров.
—
Письмо LXXXVll (О софизмах)
Луцилия приветствует Сенека!
В сопровожденьи нескольких рабов,
С Максимом на повозке (друг навеки)
Трясемся так, что слышен стук зубов.
Тюфяк и два плаща — взамен кровати,
Походный завтрак — горсть сушеных смокв,
Когда есть хлеб, они закуской кстати,
И, вместо… если хлеб найти не смог.
Мулы бредут, доказывая — живы…
Таких повозок грубых не встречал…
Кого-то встретим — стыд проснется лживый,
Примета не усвоенных начал:
Меня тревожит мнение проезжих
Я бедности теперешней стыжусь.
Всем тем словам, что обращал к невежам,
В себе я адресата нахожу…
«Иной богат — имеет долг немалый,
Прекрасный дом — на мебель взял взаймы,
Прекрасна челядь — ссуд не отдавал он,
А долг — залог тюрьмы или сумы.»
В дороге ест из золотой посуды,
Под городом — земли большой надел,
Но, беден он — все в долг… Спроси: откуда?
Неважно: от людей, фортуны, дел…
Катона вез обычный старый мерин,
Еще мешки свисали с двух сторон…
Ты б иноходцам предпочел, уверен,
Ту лошадь, что пинал в пути Катон.
Он все предугадал и звал «обузой»
Ту жизнь, к которой мы теперь пришли…
Ну, хватит… Добродетельная муза,
Зовет меня и в зное, и в пыли.
«Любое благо делает нас лучше;
Тот музыкант, кто музыку познал.
Хорошими не делает нас случай?
Так он — не благо.» — Стоик нам сказал.
Перипатетик: Сделать музыкантом
Не может нас хороший инструмент,
Тому, кто уродился без таланта
И слуха… хоть всю жизнь лови момент.
Ответ ищи не в инструментов груде:
Искусство нужно видеть Над собой.
Скажу яснее: даже без орудий
Способен музыкантом стать любой.
«Не благо, что способен взять презренный,
Владеть богатством может и злодей:
В богатстве блага нет обыкновенно,
От денег — только жадность у людей.»
Нам скажут: «Здесь ошибка рассуждений:
Грамматик, кормчий, повар или врач…
Звезд не хватают, но, без заблуждений,
В своем искусстве лучше мудрых кляч.»
Но, в их искусствах нет величья духа!
Они не могут устремляться вверх,
Кто муж добра, тот к счастью от