Скачать:PDFTXT
Нравственные письма

но, в сыне — лик отца:

Великий ум дает свою чеканку

Всему, что взять решил от образца.

Цитируя, не избежать укора:

Чужие мысли — бой чужих часов…

Хочу в тебе услышать мощность хора,

Не слыша звук отдельных голосов.

Как это спеть?- Внимай,что скажет разум:

Оставь богатство, зависть, славу, спесь

Им нет конца, достиг чего-то, сразу

Посмотришь вверх: опять там кто-то есть

Не обивай высокие пороги,

Оставь вдали хоромы богачей.

Иди вперед путем простым, пологим,

Не отводя от мудрости очей.

Неровный путь ведет к мирским вершинам,

Всех ищущих прижизненных даров…

Но разум не измерить тем аршином

Иди путем пологим.

Будь здоров.

Письмо LXXXV (О стоиках и перипатетиках)

Луцилия приветствует Сенека!

Тебя щадил… Теперь ты попросил

Сравненья оппонента и коллеги…

О, Господи, позволь набраться сил!

«Разумный человек во всем умерен;

Умерен — стоек, стоек — тверд в беде,

Печаль не зная, лишь в себе уверен,

Блажен.» — Так наши говорят везде

Перипатетик скажет: Стоп, не нужно

Все слишком уж буквально толковать:

Ничто людское мудрому не чуждо,

Есть в мыслях повод душу волновать.

Как понимать: «Не знающий печали?»

Тот, кто печалям воли не дает…

Печали — в человеческом начале,

В природе, как закат или восход.

Тогда мудрец — сильнее самых слабых?

Чуть выше низких, чуть светлее тьмы?

Воздержней потаскухи, мерзкой бабы,

Проворнее калек или хромых?!

Так, все пороки перебрав по чину,

В словах о мудром мы найдем лишь лесть.

Иль только в мере зла искать причины?

Здоров ли тот, в ком слабая болезнь?!

В «бескосточковых» финиках… есть зерна,

В отличье от обычных, не тверды.

И зло, вначале малое, проворно

Растет и нас доводит до беды.

Наш разум никогда страстям не равен,

Его смывает бешеный поток

Страстей, что пропитают до окраин

Сознание, как в насморке платок.

Как лев, страсть — подчиняться не умеет,

Хоть укрощен, он ловит свой момент,

Завидя кровь, рычит и пламенеет…

Что укротитель?- Где твой инструмент?!

Кто страстью одержим, как наважденьем,

Не смог в себе преграду ей создать:

Нам легче воспрепятствовать рожденью

Пороков, чем потом их обуздать.

Пороков власть охватываете живо,

И разум — бесполезная сума.

«Умеренность в пороках» просто лжива,

Как лозунг «не спеша сходить с ума».

Жестокость, скупость и неверность долгу

Известны с незапамятных времен.

И потому живут они так долго,

Что не меняют собственных имен.

Из века в век, любой из нас свидетель,

Они — как паутины прочной нить.

Доступна управленью добродетель,

Пороки можно лишь искоренить.

Дурным порывам дав немного воли,

Теряешь власть над ними навсегда:

Наш страх растет при виде внешней боли,

Что б разум ни твердил, все ерунда

Кто допустил в себе рожденье страсти,

Потом всю жизнь с ней бьется, Дон Кихот.

Когда вещей начала неподвластны,

Не в нашей власти также их исход

«Он не гневлив, бывая в гневе редко…

Он, хоть не трус, боится иногда…»

Порок меняет душу, словно клетка,

И, с каждым днем — видней следы вреда.

Нам академик, истины радетель,

Оставил фразу (как ее постичь?):

«Блаженной может стать лишь добродетель,

Но совершенства в благе не достичь

Кто так считает, просто забывает:

У Бога — добродетели пути,

Божественного выше… не бывает,

Поскольку выше — некуда идти.

Блаженство не разделишь на ступени,

Блажен иль нет — другого не дано.

Кто не блажен — раскаянья и пени…

Светло блаженным, хоть вокруг темно…

Величина неважна, важно свойство:

Блаженная душа всегда полна.

Нет места в ней пороку, беспокойству…

В ней истина пречистая одна.

«Бесстрашье храбрых — это род безумья!»

Для бедствий — да! Опасности — не в счет.

Разумен трус, от страха обезумев

В опасности, что мудрый пресечет?

«Что ж, под удар себя подставит храбрый

Ничуть! Он осторожен, не труслив.

Не избежит — сумеет «взять за жабры»

Опасности, себя повеселив.

Беда в одном — отдать свою свободу!

Все прочее — лишь видимость беды:

Плен, нищета, побои год за годом,

Болезни утомительной следы…

Беда вредит и делает нас хуже,

Страдание и бедность — не беда.

Корабль в штормах накренился, и нужен

Здесь кормчиймастер тяжкого труда.

Перипатетик скажет: «Как и кормчим,

Мешает буря, мудрым — нищета

В них разность целей: первым — путь закончить,

Вторым — благого курса прямота.

А, впрочем, разве кормчий обещает

Нам счастье? — Только правильность пути…

От Нептуна искуссно защищая,

И зная, что, иначе не пройти.

Труд кормчего — везти на расстоянье,

Как труд врача — лечение больных.

А в мудрости есть общность достоянья,

Хоть ближе к мудрецу, чем к остальным.

Пускай его гнетет необходимость

Он может людям пользу принести:

Удача, оскорбленья и судимость

Удара не способны нанести.

А, счастье и несчастье — только повод

Явить нам добродетельность в делах.

Ее дорога — Бога строгий повод,

Не имя суть: Христос или Аллах.

Из кости мог ваять скульптуры Фидий,

И бронзе мог он форму придавать…

Да, хоть гранит — он дал бы нам увидеть

Ту красоту, что камень мог скрывать.

Так добродетель, в славе и при деньгах

Иль в бедности, в сенате и в строю…

Оставит лучший след, что можно сделать.

И в этом ее, позже, узнают.

Над хищным зверем одержать победу,

Способен дрессировщик без багров.

Мудрец искуссно укрощает беды,

Внушая бедам кротость.

Будь здоров.

Письмо LXXXVI (О бане Сципиона)

Луцилия приветствует Сенека!

В Литерне Африканский Сципион

Закончил жизнь, покинув Рим навеки:

Изгнанье добровольно выбрал он.

Великий победитель Ганнибала,

На пике славы он оставил власть,

Когда решил, что Риму не пристало

Свободу потеряв, пред ним упасть.

«Не стану ничего менять в законах,

Прими мой дар, прекрасный дар любви:

Раз власть моя становится препоном,

Я ухожу — свободою живи.»

Одно из двух должно было случиться:

Свобода с чуждой волей не жильцы…

Души величью есть где поучиться,

Сидящие у власти мертвецы…

Почтил я маны и его могилу,

Которой стал разрушенный алтарь.

И я сравнил, как мы живем, мой милый,

С величьем предков проживавших встарь.

Здесь, в темной баньке, тесной, безоконной,

Вождь омывал свой пот и прах земной,

Свой сельский труд, нелегкий и законный,

Закончив… Как живой передо мной…

Теперь у нас александрийский мрамор,

Круги на стенах, кровля из стекла,

Течет вода из драгоценных кранов,

В бассейны окунаются тела.

А сколько здесь колонн и украшений,

Все роскошью сверкает дорогой

И шум воды, бегущей по ступеням,

И самоцвет прекрасный под ногой…

А в этой бане, вместо окон — щели

стен неприступных… Еле брезжит свет.

А мы и загорать в них захотели,

И видеть море… Пользы в этом нет.

А прежде их ничем не украшали,

Да и зачем, когда им грош цена?

Воды не подливали, не мешали…

Отмыть бы грязь, у бани цель одна.

Но, как приятно быть здесь тем, кто знает,

Что мылся здесь Корнелий и Катон.

Теперь же, столько жару нагоняют

Что впору мучить, если есть за что…

У Сципиона, что за жизнь в деревне?

Он мылся непроцеженной водой,

Что вымывала ил между кореньев…

Вот вам преданья старины седой:

Лишь руки, ноги мыли ежедневно,

А тело мыли — раз за восемь дней

Теперь все моют чаще, несомненно…

А люди стали чище?- Нет, грязней…

Гораций Флакк описывал в сатирах:

«Духами пах изнеженный Букилл,

Козлом вонял Горгоний…» Осудил он

Букилла, не по запаху судил…

Не надоел рассказ о жизни древней?

Теперь усадьбой правит Эгиал:

Сажать умеет старые деревья,

И научил меня, тому что знал.

Вергилий обо всем писал красиво,

Нас красотой стараясь излечить

При этом, не во всем бывал правдивым,

И мне, его придется уличить:

«И боб, и просо по весне сажают…»

Пишу в июне: встретил я людей:

Одни — бобы в корзины собирают,

Другие — просо сеют… в тот же день.

Два способа пересадить оливы:

По первому, оставив ветвь на фут,

В навоз макают корни, терпеливо

Сажают, и, насыпав, землю бьют.

Короткий ствол у корня очищают:

весной увидишь веток густоту,

и ветры этот ствол не раскачают,

И корни, укрепляясь, подрастут.

Другой пример посадки — взять побеги

С корою мягкой, так же посадить.

Хоть медленней растут, гладки, как деки;

Сильны — мороз не может повредить.

На этом обучение кончаю,

Иначе, превзойдешь всех мастеров…

А я? — Лишь конкурента получаю,

Как Эгиал — со мною…

Будь здоров.

Письмо LXXXVll (О софизмах)

Луцилия приветствует Сенека!

В сопровожденьи нескольких рабов,

С Максимом на повозке (друг навеки)

Трясемся так, что слышен стук зубов.

Тюфяк и два плаща — взамен кровати,

Походный завтракгорсть сушеных смокв,

Когда есть хлеб, они закуской кстати,

И, вместо… если хлеб найти не смог.

Мулы бредут, доказывая — живы…

Таких повозок грубых не встречал…

Кого-то встретим — стыд проснется лживый,

Примета не усвоенных начал:

Меня тревожит мнение проезжих

Я бедности теперешней стыжусь.

Всем тем словам, что обращал к невежам,

В себе я адресата нахожу…

«Иной богат — имеет долг немалый,

Прекрасный дом — на мебель взял взаймы,

Прекрасна челядь — ссуд не отдавал он,

А долгзалог тюрьмы или сумы.»

В дороге ест из золотой посуды,

Под городом — земли большой надел,

Но, беден он — все в долг… Спроси: откуда?

Неважно: от людей, фортуны, дел…

Катона вез обычный старый мерин,

Еще мешки свисали с двух сторон…

Ты б иноходцам предпочел, уверен,

Ту лошадь, что пинал в пути Катон.

Он все предугадал и звал «обузой»

Ту жизнь, к которой мы теперь пришли…

Ну, хватит… Добродетельная муза,

Зовет меня и в зное, и в пыли.

«Любое благо делает нас лучше;

Тот музыкант, кто музыку познал.

Хорошими не делает нас случай?

Так он — не благо.» — Стоик нам сказал.

Перипатетик: Сделать музыкантом

Не может нас хороший инструмент,

Тому, кто уродился без таланта

И слуха… хоть всю жизнь лови момент.

Ответ ищи не в инструментов груде:

Искусство нужно видеть Над собой.

Скажу яснее: даже без орудий

Способен музыкантом стать любой.

«Не благо, что способен взять презренный,

Владеть богатством может и злодей:

В богатстве блага нет обыкновенно,

От денег — только жадность у людей.»

Нам скажут: «Здесь ошибка рассуждений:

Грамматик, кормчий, повар или врач

Звезд не хватают, но, без заблуждений,

В своем искусстве лучше мудрых кляч.»

Но, в их искусствах нет величья духа!

Они не могут устремляться вверх,

Кто муж добра, тот к счастью от

Скачать:PDFTXT

Нравственные письма Сенека читать, Нравственные письма Сенека читать бесплатно, Нравственные письма Сенека читать онлайн