Скачать:PDFTXT
Нравственные письма

разрухи

Не мчится, это все давно отверг.

Натал (язык столь лживый и нечистый,

что женщин очищал он своим ртом),

При деньгах был — наследовал. Причина?

Порой в дерьмо уронят золотой.

Но, добродетельмного выше злата,

Умения грамматика, врача:

Они находят радости в оплате

Труда, не в постижении начал.

Мошна с деньгами ничего не стоит,

Лишь деньги, что в ней спрятаны, ценны.

Теперь сравни: богатый или стоик

В ком — оболочка? В ком — портрет страны?

Лишь мудрость человека тянет к Богу,

Зовет его в невиданный полет…

Небесное приходит не к любому,

И, не в любом, владельца признает.

«Из зла не зарождается благое;

Становится богатым тот, кто скуп:

В богатстве благанет, раз нет покоя…»

«У святотатства денег полон куб.»

Но, в святотатстве больше зла, чем блага:

В нем страх, тревога покаянных мук.

А прибыль?- Не хватает даже на год…

А после?- Выбирай покрепче сук…

Кто в святотатстве благо утверждает

Чудовище. Живущие в грехе,

За крупный грех триумфом награждают,

Наказывая грех… по чепухе.

Как смоквы не родятся от оливы,

Так в зле — не отыскать добра следы.

Нас прибыль в зле не делает счастливым,

Но, жди втройне впоследствии беды.

«Когда к беде влечет желанья жажда,

Предмет его — не благо. Кто бежит

За деньгами, в беде уже, как дважды

Богатый — над сокровищем дрожит.»

Нам говорят: Погоня за богатством

Опасна… Разве в нем лишь духа тлен?

Вполне благонамеренная паства

Во время шторма попадает в плен.

Не только от богатств и наслаждений

Мы попадаем в беды по пути.

Коль продолжать цепочку рассуждений,

Его нельзя к удобствам отнести.

«Нас губят глупость, подлость, святотатство

Не стрелы губят — лучники вольны.

Пускай тебе вредят из-за богатства,

В самом богатстве не найти вины.»

Но, Посидоний отвечает лучше:

«Хоть обладанье золотом не зло,

Но подстрекает к злу, лишь дайте случай

Богат — не зол? — Считай, что повезло…

Наш звон монет в других рождает зависть,

А в нас — высокомерие, снобизм.

«Богатствосамый трудный душ экзамен

(Не правда ли, сойдет за афоризм?)

А благо нас никак не будоражит

Не развращает душу, тянет ввысь,

Надменность не внушает нам, и, даже

Лелеет скромность в тех, кто поднялись,

Уверенность дает и сень покоя.

В богатстве — только наглость ты найдешь,

А наглого ночами беспокоит

Величья своего… пустая ложь.

Богатство представляет образ блага,

И многих побуждает поспешить…

А добродетель, хоть бедна и нага,

Но, делится… величием души.

«Что не дает величья одиноким,

Их делая надменней и наглей

Есть зло. А случай — гонит их к пороку,

Случайного не жди и не жалей.»

«Так что ж, богатство — даже не удобно?»

В удобном больше пользы, чем вреда…

А благо, оттого и бесподобно,

Что в нем — лишь польза, раз и навсегда.

Теперь всего один софизм, но «вредный»:

«Раз благо не растет на почве зла,

Богатство — обирает многих бедных

В богатстве блага нет, ему — хула

Как Антипатр на это отвечает?

«Пустым кувшином чашу не нальешь,

Тот беден, кто нехватку ощущает,

Из недостачи — шубы не сошьешь.»

Что рассуждать о бедности, богатстве?

Ведь это только тяжба о словах…

Как бедных уберечь, как помогать им?

И как богатым скромность прививать?

То, что одним у всех отнято было,

Легко для всех — отнять у одного…

Пускай такие случаи забыл он

Напомнить, мне не стоит ничего.

Так скажем храбро (если не по силам

хоть откровенно…) горстке шулеров:

Подумайте, пока не «попросили»,

Не хвастайте богатством.

Будь здоров.

Письмо LXXXVIII (О свободных искусствах и науках)

Луцилия приветствует Сенека!

Свободные искусства обсудить?

Науки? Мне не нужно их опеки:

Не могут ни помочь, ни навредить.

Как подготовить ум — вот их забота,

Затем, чтоб не мешали — развяжись.

Они — лишь обученье, не работа,

Которой посвятить достойно жизнь.

Искусство потому зовут свободным,

Что занят им свободный человек.

Само же (доказать готов — угодно?)

Свободы не дарует нам вовек.

Воистину свободное искусство

Естьмудрость, что ведет к свободе нас…

А в прочих — отзвук чувства, дальше — пусто,

Кто смог услышать в них свободы глас?

Неужто веришь, будто в них есть благо?

Знай: нет порочней их учителей.

Искусства всякий выучит и за год

Что дальше?- «Веселиться веселей»?

О чем хлопочет правильный грамматик?

Он учит предложения творить.

Он скажет: не годится слово «матерь»,

И лучше «мать» иль «мама» говорить.

А, если он захочет стать повыше,

Историей займется и стихом,

Займется тем, кто рифму плохо слышит,

Или размер… и прочей чепухой.

Не это в нас обуздывает похоть,

Искореняет алчность, гонит страх

Усердье их в толпе рождает хохот,

У мудрых же — улыбку на устах.

Геометр, музыкант тебе помогут

На страх и алчность наложить запрет?

Они и сами знать о том не могут,

Поэтому ответ: Конечно нет!

Они нас добродетели не учат,

Иначе все учили б одному…

А, разнобой туманныйразум мучит,

Из них, мой друг, не верю никому.

Гомера всяк по своему оценит:

И стоик он, и Эпикура сын,

Перипатетик или академик

Как в несовместном может быть один?

Уступим им философа-Гомера:

Он мудрым стал, не зная о стихах.

Давай же обучаться той же мерой

Что он. Зачем копаться в пустяках?

Не спрашивай меня про возраст древних:

Свободен ум от этой пустоты.

Где был Улисс? — Блуждая в трех деревьях,

Неужто этим озабочен ты?

Нам душу каждый день терзают бури:

Нас красота прельщает, враг грозит,

И настигает мщенье грозных фурий,

И грешник, и невежда нам дерзит.

Как родину любить, жену и брата?

Учи меня, как к честной цели плыть!

Не к корысти, не к зависти, не к блату,

А — к Богу устремленьями прослыть.

Была ли Пенелопа непорочна

И знала ли, когда придет Улисс?

Скажи о целомудрии мне точно,

Какое в нем есть благо, поделись.

О музыке. Ты учишь, словно классик,

Как голоса свести в мажорный хор…

Но, как найти в душе своей согласье?

Как не ронять в превратностях укор?

Геометр учит, как измерить земли

Пусть скажет: для чего нужна земля?

Неужто пальцы нам даны затем лишь,

Чтоб скупости добычу исчислять.

Какая польза знать, как делят поле,

Коль с братом поделиться я не мог?

Все то, чему детей мы учим в школе,

Не развивает душу…только мозг.

Ты не хозяин здесь, а поселенец:

Пришел — уйдешь, как писано в судьбе,

И позже, через сотню поколений,

Немногие припомнят о тебе.

Ты вычисляешь квадратуру круга,

Ты можешь путь меж звездами найти

А, можешь ли измерить душу друга?

Как ищешь в жизни верного пути?

К чему мне знать, когда зайдет Меркурий

И где сейчас находится Сатурн?

И верить, что астролог, в своей дури,

Предвидит все события котурн…

Что б ни случилось, знай, я не отчаюсь:

Я жду всего — удачи и беды,

И признаки их раньше замечаю,

Чем глупый замечает их следы.

Теперь я отойду от длинных списков

Искусств. Кого достойными найти?

Ваятелей, борцов и живописцев?!

Тогда, и поваров что ль отнести?

Что общего, скажи мне, со свободой

Имеют эти, в белом, толстяки

С душою, отощавшей без ухода

Разумной добродетельной руки?

Не разбираю также виды спорта:

Метание копья, езда верхом

Конечно, это юношей не портит,

Но, прежде, было просто пустяком.

Когда тебя несут порывы страсти,

Что толку — удержать коня в узде?

Кто в гневе над собой уже не властен,

Не может в победителях сидеть.

«Так что же, ни науки, ни искусства

Нам ничего для жизни не дают?»

Дают, но добродетели в них пусто,

Они ей лишь основу создают.

Как грамота готовит нас к науке

Науки в добродетель торят путь.

Но, добродетель — не учебы муки,

Блаженство — честно в зеркало взглянуть.

Основы философия не ищет,

И здание возводит от земли.

А математик, в этом смысле — нищий,

Все их начала от других пошли.

Вот, если б шел он к истине с начала,

Объять сумел природу и весь мир,

О небе и душе не умолчал бы…

То, был бы математик — мой кумир.

Рассмотрим по порядку добродетель,

и могут ли искусства здесь помочь:

У храбрости сознанье — ты свидетель

Опасностей, что нужно превозмочь.

А верность есть святое наше благо,

Ничто ее с пути не совратит

«Жги, бей и убивай, я сяду на кол,

Не отходя от верного пути!»

Воздержность умеряет наслажденья,

Соразмеряя, сокращая их.

Воспринимает их, как наважденья,

Не приближаясь, ради них самих.

А человеколюбье запрещает

Надменность в отношении друзей,

И посторонних в бедах защищает,

Не отступая Божеских стезей.

Возьми что хочешь: простоту и скромность,

И милосердье к людям… Где тут роль

Искусства мы могли б назвать огромной?

Нигде. Здесь философиякороль!

«Неужто роль искусства так ничтожна?

Философы используют его.»

Коль «без чего-то» сделать невозможно,

Не значит это — «с помощью того».

Науки путь добра не изучают,

И нет его в ученых головах…

Есть мудрые, что грамоты не знают,

Ведь мудрость — в деле, а не на словах.

Да, мудрость велика и многогранна,

Для размышлений нужен ей простор.

Ум забивать излишним было б странно,

Тому кто мысли к вечности простер.

Возьмем хоть время… Сколько здесь вопросов:

А было ли хоть что-то до него?

Оно само есть нечто, все отбросив?

И, можно ль поворачивать его?!

Теперь — душа: Как долго обитает?

Откуда? Какова? Куда уйдет?

Как смерть ее на волю отпускает?

В природе есть души круговорот?

И так во всем… Рассмотрим, что угодно

Обилие вещей влечет на дно…

Всё — вон! Пусть разум твой живет свободно,

На службе добродетели одной.

«Но, многое в науках так волшебно…

Порой, готов читать, открывши рот…»

Стремиться больше знать, чем нам потребно,

Есть тоже невоздержанности род.

Погоня за наукой и искусством

Удел самодовольных болтунов.

Дидим писал всю жизнь, и что там? — Пусто…

Хотя, четыре тысячи томов…

Читателей его я пожалел бы…

Он описал: откуда был Гомер,

Кто мать Энея, … Ум не уцелел бы,

Читай я ерунду без всяких мер.

Он прозвище имел — «медноутробный»…

Всё описал, что было (может быть)…

Но, если б даже знал я о подобном,

То, постарался б… поскорей забыть.

«Начитанным» считаться — стоит силы

И времени, дороже серебра.

Попроще звать себя я попросил бы…

Скажите мне: «Ты — человек

Скачать:PDFTXT

Нравственные письма Сенека читать, Нравственные письма Сенека читать бесплатно, Нравственные письма Сенека читать онлайн