Скачать:PDFTXT
Нравственные письма

добра.»

К чему мне Аристарховы пометки,

К стихам, что написал мудрец Гомер?

В них вижу только глупости объедки,

Для критиков грядущего пример.

Грамматик Апион прочел Гомера

(Тщеславен и большой антисемит)

В начале Иллиады встретил меру

Всей книги… Пусть Гомер его простит.

Измерь свой век! И вычти нездоровье,

Твой сон, дела… Все вычерпал до дна?

Осталось время с доблестью коровьей

Жевать чужую жвачку дотемна?!

Философы настолько опустились,

Что стали свойством слога дорожить.

И говорить так тщательно учились,

Что разучились, «как на свете жить».

Как много зла и лжи дает нам тонкость

Чрезмерная. Вот молвил Протагор:

Любая вещь (обманывай ребенка)

Сама в себе содержит сущный спор.

А Нафсифан: Что видим пред собою,

Быть может — существует, может — нет.

И Парменид: Все образы, гурьбою

Едины, в них начало и конец.

Зенон Элейский — вещи уничтожил:

Есть бытие, вещей на свете нет.

Мегарцы, эритрейцы (путь проложен)

Как эхо повторяют это вслед.

Все это — чушь, похуже, чем искусства…

Там — пользы нет, а здесьпрямой ущерб:

Мне выколов глаза, лишают чувства

И отнимают истину вообще.

Премудрость эта с истиной не дружит,

От света отделяя, как покров.

О, Господи! Свет истины мне нужен,

Не тьма агностицизма.

Будь здоров.

Письмо LXXXIX (О разделах философии)

Луцилия приветствует Сенека!

Философов ученье по частям

Ты хочешь разложить, как в картотеку?

Великое делить привык я сам.

Нам целое — подобие вселенной,

За раз окинуть взлядом не дано.

И зрелищем подобным, несомненно,

Лишь Богу любоваться суждено.

Членить ее не буду слишком дробно,

Ведь мелочи не проще ухватить,

Чем целое. Поделим, чтоб удобно

Важнейшие разделы ощутить.

Чем мудрость с философией различна?

Последняя есть «к мудрости любовь».

Указывает способ жить прилично,

И видеть дальше жадных рук, зубов.

«Людского и Божественного знанье»

Вот мудрости кратчайший образец.

Философы наук своих призванье

За годы перепутали вконец.

Но разница меж ними несомненна,

Как золото и жадность — не одно:

Хоть жадность тяготеет непременно,

Но, золото не каждому дано…

Философ видит целью добродетель:

Их просто невозможно разлучить.

Скажу, и всякий стоик мне свидетель,

Что в ней одной — всей мудрости ключи.

«Стрелок и цель?» — сравнение плохое:

Путь в добродетель — только в ней самой.

Тому, кто ею не обеспокоен,

Она не открывает закромов.

Великие делили на три части:

Об этике, природе и уме.

Хоть многие здесь путались отчасти,

Придумывая всяк свое взамен.

Перипатетик ввел еще «гражданство»,

А кто-то «образ жизни» добавлял,

Сам Эпикур, «канон» привел, как дар свой,

Лишь этику с природой оставлял.

Хиосский Аристон одно оставил,

И этику значительно «раздел»

Убрав «про поведенье» своды правил,

А, это в ней — существенный раздел.

Поскольку философия трехчастна,

О «нравственном» поговорим сперва,

И этику разделим на три части,

Что стоит по отдельности назвать:

Часть первая зовется «наблюденьем»,

Что назначает цену всех вещей.

Вторая изучает «побужденья»,

А третья обнажает «действий» щель.

И, если одного их трех не будет,

Все рушится. Что пользы цену знать,

Когда в штормах страстей тебя закрутит?

Ты будешь безрассудно поступать.

Что пользы — подавляя побужденья,

Идти вперед… неведомо куда?

Что толку — правым быть лишь в рассужденьях,

А поступать неправедно всегда?

Противоречий в жизни нет тогда лишь,

Когда ты поступаешь по уму,

А разум, жизнь осмыслив, страсти давит

Не все подряд, а, зная — почему…

Та часть, что занимается природой,

Поделится: с телами и без тел.

С ученьем о телах — толпа народу…

Здесь я бы углубляться не хотел.

Часть третья изучает речь и разум.

Риторика — ученье о словах:

Порядок, смыслчтоб сказанное сразу

Усваивалось верно в головах.

Слова сравнит с предметом диалектик

И суть вещей пытается понять.

Пожалуй — всё, прости,прерваться легче,

Чем все разнообразье объяснять…

Я не хочу отбить тебе охоту

Читать и сущность писем понимать.

Теперь пора приняться за работу,

Взглянув на нравы, молвить: Вашу мать

Распущенность, безбожие, упрямство,

Безделие, бесчестия пути,

Обжорство, глупость, зависть, алчность, пьянство

Когда вы соберетесь укротить?!

«Ах, сколько об одном и том же можно?!»

Пока не перестанете грешить!

Лекарство, без лечения — ничтожно,

Тем более, для алчности души.

Даст Бог, когда-нибудь… нельстивый голос

Войдет, как спазм, в безбожные сердца:

Живете вы по правде, хоть на волос?!

Так, слушайте — все вместе… до конца!

Доколе расширять предел владений?!

Все частное — и берег и река.

Державы покупаются за деньги,

Но не купить рассвет и облака…

У всех озер — роскошные постройки,

Затмят Адмиралтейскую иглу…

Превыше гор поднялись новостройки…

А спите в них — всегда в одном углу.

В угоду ненасытному обжорству

Поставлены тенета и силки,

Сама утроба не вмещает жор свой,

Один пурген на пользу, что ни кинь.

Пиши, кричи, пусть все на свете слышат!

Ударь в набат, рокочущий как гром!

И сам читай и слушай то, что пишешь.

Не «больше» знай, а — лучше!

Будь здоров.

Письмо ХС (О философии и ремеслах)

Луцилия приветствует Сенека!

От Бога — философия и жизнь.

Одевший философии доспехи

Понять стремится: Как он должен жить?

Как ночи мрак пронзает солнце утром,

Так мир от философии ясней.

Пусть от рожденья не дана нам мудрость,

От Бога — всем дана способность к ней.

Представь, что все бы мудрыми родились

К чему стремиться в суматохе дней?

Не ценна обязательная милость,

Трудом приобретенная ценней.

В ней труд один: отыскивая сущность

Во всех людских, Божественных делах,

Идти к добру сквозь тернии, и пуще:

Не устрашиться вида грозных плах.

И учит: Бога чтить — в нем все начала.

Нас учит: человечное любить.

Содружество людей бы не кончалось,

Но алчность «помогла» о нем забыть.

Ты вспомни: были первые из смертных,

Живя во всем с природою в ладу,

И Лучшие там правили посмертно,

Прогнав от соплеменников беду.

Ведь подчиненье лучшему, мой милый

В природе и животных, и людей.

Ведущий стадом бык — не самый хилый

И людям нужен Царь, а не злодей.

Там выбирали по душевным свойствам

И в счастьи проживали племена:

Ведь, для царя, о ближних беспокойство

работой было в эти времена.

Лишь мудрый мог по праву сесть на троне

В тот век, который звали золотым…

И дело было вовсе не в короне,

А — в голове, без алчной пустоты.

Там слабых от сильнейших защищали,

Учили: что полезно, а что нет.

Не тиранию люди ощущали,

А — добродетели волшебный свет.

Потом порок проснулся в человеке,

И мудрые придумали закон.

Семь мудрецов прославились в том веке,

Афины основал мудрец Солон.

Залевк из Локры, и Ликург из Спарты,

Катанский (что в Сицилии) Харонд…

Сумели, без дебатов разных партий,

Установить и право, и закон.

Пусть говорят: «Философ, на потребу,

Науки и ремесла изобрел…»

Ты от меня согласия не требуй:

«Ворона гложет кость, но, не орел

«Философ научил жилища строить

Знак алчности в жилищах для меня.

Так, алчность сокрушила крепость Трои

(Через Елену, а потом… коня).

Тогда на свет явился архитектор,

Чтоб роскошь гордый строила полог

По вычурным немыслимым проектам,

Включая золоченый потолок.

А раньше от дождя спасали ветки,

Уложенные правильно на скат.

И не боялись, что их сдует ветром…

Теперь под белым мрамором дрожат.

Не мудрецы изделья из железа

Изобрели и начали ковать:

Что хитрости, наверное, полезно,

То мудростью не стоит называть.

«Что раньше появилось: Молот? Клещи?»

Вопрос, не интересный для меня…

Для мудрого не требуются вещи.

Зачем ему себя обременять?

Кого сочтешь мудрее ты сегодня?

Придумавших диковинный фонтан,

И над столом изменчивые своды?

(Здесь фокус — поворотная плита).

Иль тех, кто показать другим способен,

Что не нужны ни повар, ни солдат?

Что мир для жизни создан и удобен,

И каждый встречный дорог нам, как брат.

Необходимость тьмы забот не знает,

А наслажденье — множество трудов.

И шкуры лис от ветра нас спасают,

А также, от январских холодов.

А летний зной прогнать гораздо проще:

От древности в горах полно пещер.

Простой навес хорош, никто не ропщет,

Кругом найдешь достаточно вещей.

Животные легко живут в природе,

Без знания ремесел и наук…

А человек настолько сумасброден,

Что сам создал хлопот несметный круг.

Пресытившись имевшимся, доступным,

Мы алчем, повышаем цену трат.

И с матерью-природою преступно

Обходимся, пытаясь обобрать.

Страсть к роскоши оставила природу,

Влечет изобретательность порок.

Нам хочется все больше, год от года,

Давно забыт естественный порог.

Ремесел суматоха завертелась:

Куют, кроят, сшивают, вяжут, ткут…

И, для чего?- Все на потребу телу,

Что, не рабом — хозяином зовут.

Вот Посидоний: Мудрецам — дал Боже:

Искусство ткать полотна, спрявши нить.

Прозрачность тканей нынче не поможет

Ни тело, ни стыдливость защитить

Потом он переходит к землепашцам,

Описывая пахоту земли,

Посев и обработку…В годы наши

Тьму нового здесь выдумать смогли.

На мельницу, и тесто в печь положим

(Все как в природе — челюсти, слюна…)

Не спорю, что процессы очень схожи,

Но, в чем здесь мудрость? Мудрость не видна.

Он к мудрецам относит все и сразу:

Одежду, хлеб и быстрый бег судов…

Конечно, это все придумал разум,

Но, нет в нем блага праведных следов.

Придуманное жалкими рабами,

Что заняты подобным и теперь:

Взять стенограммы, что облегчат память,

Зеркал прозрачность в окна или дверь

А мудрость — не работает руками,

Вся суть ее — наставница души.

Не для нее отделывают камень,

Она лишь шепчет: Думай, не спеши…

Не мудрых трудоружие и войны,

Развратность танцев, музыка и пир…

Ее ученье — сделать жизнь достойной,

В согласии и пользе строить мир.

Нам душу от тщеславья избавляя,

Ей стойкое величье придает,

Обуздывая спесь, дух окрыляет,

Поддерживает разума полет.

Нам объясняет праведный путь Бога,

Подземных сил, и гениев, и лар,

Огромный храм… Кто видел хоть немного,

Тот понимает: это высший дар.

Перед духовным взором — мир великий

откроется, стремись к нему сейчас:

Лишь там увидишь подлинные лики,

Которые не видит слабый глаз.

Потом она восходит к тем началам,

Что составляют сущность всех вещей:

И разума извечность изучает,

И силу, что могучей наших тщет.

Затем — к душе, к телесным, бестелесным…

К двусмысленному, в жизни и словах

(Ведь истина и ложь слились так тесно

В поступках, и в речах, и в головах).

Кто изобрел уменье делать своды?

Считается: их авторДемокрит

И до него построены ворота

С округлым верхом, тот же самый вид.

Скачать:PDFTXT

Нравственные письма Сенека читать, Нравственные письма Сенека читать бесплатно, Нравственные письма Сенека читать онлайн