Скачать:PDFTXT
Нравственные письма

мы хотим продлить!

Из жизни вычти: сон, тоску и слёзы,

Невежества никчемные дела,

Болезни, страха вечные угрозы…

И ты поймешь, как наша жизнь мала.

Оставь другим порыв рыданий шумных,

Ведь сын твой не воскреснет наяву.

Он мог бы стать и скромным, и разумным…

Но, чаще — лишь… подобным большинству.

Ты посмотри на юношей арены

Их выгнало из дому мотовство.

Взгляни на развращенных непременно,

Вот их удел — прискорбнее его.

Я не прошу тебя собраться с силой:

Для мужественных духом не к лицу

Рвать волосы над детскою могилой…

Не подобает это и отцу.

К бесчувственности я не призываю,

Есть вещи, что зависят не от нас:

Душа слезами горечь изливает,

Не нужно только плакать напоказ…

Иные громко плачут и вздыхают,

Готовы к гробу падать, словно ком

Без зрителя их горе утихает,

Хотя помехи нет ему ни в ком.

В ком чувство говорит, не подражанье,

Тот не на людях исторгает плач.

Пусть плакальщицы воют с прилежаньем

Для этого и приглашают кляч.

Готовый плакать ради одобренья,

Печалиться для славы — крайне глуп.

Всем не понять высоких чувств смиренье,

Для этого их разум слишком груб.

Скажу тебе, что плакать не зазорно,

Когда душа сама спешит к очам.

И перестать, и плакать не позорней,

Чем, притворяясь слезы источать.

Я знал людей, в чьей жизни стало пусто…

Так ощущать способен не любой!

Но, лицедейства не было в их чувствах,

На лицах их была одна любовь.

И в скорби — добродетели приличья,

У неразумных — горе через край,

Бесчувственным — присуще безразличье,

А ты — скорби, но с чувством не играй.

Воздай ему улыбкой, не стенаньем,

Припомни, как гуляли вы одни…

Тем чаще к нам придут воспоминанья,

Чем… горя и печали меньше в них.

Бесчеловечно забывать о близких,

Кто щедр в слезах, тот на забвенье скор.

Что благо для животных — людям низко:

Пусть память будет долгой, краткой — скорбь.

Не одобряю слова Метродора:

«В печали наслаждение лови!»

Пускай ученики твердят с укором

Для нас упрек в «суровости любви»

«Есть наслажденье в истинной печали.»

Да, есть… Не вам об этом говорить!

Себе позволю — вы бы… помолчали…

Оно не в том, чтоб в зле грехом сорить.

Умерший не почувствует плохого,

Раз чувствует — нельзя считать: Погиб.

Огонь костров и самый лютый холод

Умерших — наших страхов перегиб.

Свои слова я повторяю втуне?

Я наказал тебя… за краткий срок,

Что ты не мог противиться фортуне,

Не ждал ее ударов.

Будь здоров.

Письмо С

Луцилия приветствует Сенека!

Не нравится Папирий Фабиан?

Письмо его — как медленные реки?

Философ — не оратор, графоман

Он слово не оттачивал упрямо,

Но, укорять за это не спеши…

Кто пишет, чтобы нравы стали прямы

В том слог — не «для ушей», а — для души.

А, если бы… ты мог его услышать…

Увлекся бы, забыв о мелочах:

Он говорил, и… становился выше,

Огонь любви горел в его очах!

Велик не тот, кто высоко оценен,

А тот, кому оценки ни к чему!

Рискует меньше первый — меньше ценен:

За всё сполна уплачено ему.

Философу изящность не пристала:

Он мужество обязан признавать.

Не может под удар себя поставить,

Боящийся за синтаксис, слова.

Что тасовать их, вопреки природе?

(К «красивости» стремится этот век,

Не понимая: слог тот инороден

Тому, чем жив и дышит человек).

В нем не найдешь небрежности и грязи,

Хотя слова берет «из-под руки».

Шероховаты? — Да… Суть — в этом разве?

Зачем слова — красивы и легки?

Слог ровный почитай у Цицерона,

Он плавен и изящно-величав.

Обрывки и скачки — у Поллиона,

Как будто фразы шли из-под меча.

Наш Фабиан — не низмен, но спокоен.

Возможно, не хватает остроты…

Не в украшеньях суть его достоинств,

А, в истине, достигшей высоты.

Кого ты предпочел бы Фабиану?

Пусть — Цицерона, здесь я соглашусь…

Стоять за тем, кто вовсе без изъяна

Не повод выражать печаль и грусть.

Пусть — Поллион… Согласен, как смотреть, и,

Должно быть, Бог его благословил:

Чтоб в этом деле быть, хотя бы третьим,

Незаурядность нужно проявить.

Пусть — Ливий Тит, писавший диалоги…

Оставлю место — пусть себе сидит!

Кто уступил троим — оставил многих

(считай — толпу) оставил позади!

Пусть мужества в речах его не видно:

Не говорил с фортуной свысока,

Не порицал распущенность обидно…

Всегда ль прозрачна чистая река?

Пускай неточны многие моменты,

Но речь его симфонией звучит:

Стремился — не сорвать аплодисменты,

Стремился — благомыслию учить!

Пусть речи были рыхлы, но — богаты,

Способны умных юношей увлечь

Не доживу, но выскажут когда-то:

«Он видел далеко… с гигантов плеч.»

Не видевшие свет его — ослепли:

В деталях — есть немало мастеров,

А, в целом — кто, как он великолепен?

Учись у Фабиана.

Будь здоров.

Письмо CI (О непредсказуемости смерти)

Луцилия приветствует Сенека!

Нам каждый день внушает: мы — ничто.

От замыслов, проложенных навеки,

Зияют воплощения пустот.

Ты спросишь: Почему я этим начал?

Тебе известен был Сенецион?

Блестящий человек, в делах — не мальчик

Вчера с ним говорил — в ночь умер он…

Был римский всадник, человек не слабый,

Он был богат, и слушал мой совет

Под вечер — перепончатая жаба

Сдавила горло. Смерть пришла: Привет

Пускал он деньги в оборот по суше

И по морю, всё в прибыль обращал…

«Что ж, Мелибей, займись прививкой груши,

Рассаживай лозу, как обещал.»

Безумствопредставлять себя героем,

планируя, как «в следущем году

Я дам взаймы и стребую, построю,

Затем спокойно старость проведу.»

Поверь: и у счастливцев всё неверно,

Успех из рук способен ускользнуть

Уверен ты?- Скажи себе: «наверно

Бог даст — я не посмею оттолкнуть».

Иной подгонит следствия к причине,

И — стал богач, иль станет богачом?

Мы видим смертьвсегда в чужой кончине,

И, вдруг она…как с крыши кирпичом.

Случилось то, что каждый день бывает…

Кто этим удивлен, тот крайне глуп:

Так, ученик уроки забывает

Прочтя, но не поняв их сути глубь.

Смерть — неизбежность нашего предела,

Хотя никто не знает, где предел.

Закончи каждый вечер «жизни дело»,

Проснешься? — Будет масса новых дел…

Мне жалко тех, кто в горестных сомненьях

Проводит каждый вновь пришедший день.

Как избежать напрасных треволнений?

Я б изложил — читать тебе, не лень?

Кто тратит настоящее впустую,

Тому — всю жизнь в надеждах уповать.

Не рвись вперед, прими мораль простую:

Сосредоточен — день идет за два.

Кто каждый вечер с жизнью свел итоги,

Тот не боится завтрашнего дня.

Знай: если разум обгоняют ноги,

То, страх они не в силах обгонять.

Я удручен молитвой Мецената:

Без рук, без ног, на крест готов — за жизнь..

Готов на пытки — лишь бы не анатом,

Которому не скажешь: Удержись.

Ему Вергилий прочитал когда-то:

«Подумай: так ли гибель нам страшна?»

И — гнусно клянчить жизнь?! Страх Мецената

Распущенности горькая цена.

Сколь многие — предать готовы друга,

Чтоб жить самим. Растлить своих детей

За горсть монет… Порока жизнь — по кругу,

А в круге — нет хороших новостей!

То властный бред, то громкий смех кокоток,

То богохульство, то разгул воров…

Для многих благо в том, что век короток.

Забудь о жажде жизни.

Будь здоров.

Письмо СII (О признании)

Луцилия приветствует Сенека!

Я думал о бессмертии души…

Твое письмо, прервав мои успехи,

Пришло. Хочу с ответом поспешить.

Кто будит, прерывая сновиденье,

Нам в тягость.- Я разделаюсь с тобой

И возвращусь к былому наслажденью

К надеждам на победу над судьбой.

Ты пишешь: «Благ посмертного признанья

я не сумел наглядно показать

Не доказал бесплодности дерзанья:

При жизни славе заглянуть в глаза.»

Не глупо ли при жизни нам пытаться

От древа смерти пробовать свой плод?

Всё канет в Лету? Иль, чему остаться

Хоть в памяти людской нам Бог пошлет?

Раз требуешь, (по-видимому, надо?)

Придется вновь подробно изложить:

К чему стремиться? В чем — твоя награда?

Что — слава? Что — признание? Что — жизнь?

Рассмотрим диалектиков посылки,

И выводы, что делают из них…

(Хотя, поверь: такие мысли… в ссылке

Меня тревожат меньше остальных).

Предмет велик, сначала предисловье…

Есть цельное: к примеру, человек,

Есть составное: частью речи — слово,

Слагаемое естьтолпа калек.

Но, благо не разложено на части

В едином благе жив единый дух,

Исток — и добродетели, и счастья…

(Что диалектик делит, как в бреду)

«Вы говорите, благо — только цельно?

Признаниеесть суд мужей добра?

Тогда, в нем сумма мнений их отдельных…

Признание — не благо?» — Будет врать

«Признаниехвала (речь, звук и голос),

А, голос — даже кашель или свист,

Когда воспалена грудная полость

Признание — не благо?»- Заврались…

«Хвалимым ли, хвалящим — в этом благо?

Раз, по заслугам, честно похвалить

Хвалящему воздастся в том, что благ он.

Нельзя чужим здоровьем исцелить…»

….

Теперь на все в отдельности отвечу:

Кто вам сказал, что блага нет в частях?

Признаниесовсем не то, что вече,

Где голоса — как точки на костях.

Признанье — результат голосованья?

Для избранных — азартная игра

ОДИН признал — достаточно признанья,

Едина мысль у всех мужей добра.

Лишь человек добра привержен правде,

И, правда та — от Господа одна.

Толпе людей — не верь, хоть был бы рад: ведь

Они не могут этой правды знать.

Хвала — не голос, это лишь сужденье…

Не страшно, что оно не прозвучит:

Раз муж добра не спорит с утвержденьем

Мне то же, что признанье получить.

Не путайте «хвалу» и «восхваленье»:

Над гробом — восхваления слышны,

Не сказанное мудрым одобренье

Хвала, мне восхваленья не нужны.

Исток хвалы — душа, хвала — с ней сходна,

И, различай, кто похвалил, к тому ж…

Гней Невий написал, что «превосходно,

Когда нас хвалит достохвальный муж.»

Вот Цицерон: «Хвала — искусства кормит.»

(Заметь: не восхваленье, а хвала.)

«Хвала народа» (в ней — разврата корни)

Искусства к омерзенью привела.

Рождают славу восклицанья многих,

В признаньи — только добрых голоса,

Порой, под свист толпы, под окрик строгий

властей… А, что ценнее?- Думай сам…

«Хвалимым ли, хвалящим — в этом благо

Обоим. Мне — за то, что всех люблю.

Их благодарность — им самим награда,

Которую я… с ними разделю.

Клянусь, что тот,

Скачать:PDFTXT

Нравственные письма Сенека читать, Нравственные письма Сенека читать бесплатно, Нравственные письма Сенека читать онлайн