Скачать:PDFTXT
Нравственные письма

помогать не нужно?

Мудрец для жизни всем вооружен?

Как на войне, он делится оружьем,

С друзьями, кем при жизни окружен.

Чужая добродетель тем любима,

Что видишь в ней — благого смысла ряд.

И одобренье нам необходимо

От тех, кого готовы одобрять.

Когда я слышу искреннюю фразу,

Готов в ответе — честностью воздать!

Воздействие на совершенный разум

Лишь совершенный разум может дать.

Пусть говорят: кто людям помогает,

Тот дарит деньги, милость, мех к лицу.

Дорога добродетели — другая…

Так, и глупец помог бы мудрецу!

Кто помогает — действует на душу,

Посредством добродетели своей,

Как и его… Сказать точнее трушу:

Не ясно, кто кому помог сильней.

Оставим в стороне высоты блага…

(Я не могу к себе их примерять)

Стоять вдвоем на страже возле флага

Надежнее, чтоб флаг не потерять.

И мудрому, порой, нужны советы,

В делах житейских — кормчий или врач

(Незваные грамматики к поэту

Так липнут… хоть стихи в кладовку прячь)

А, льнуть к друзьям, развеять грусть сомненья

В согласии с природою людей.

Добро лишь развивают упражненья,

Как молот упрочняет твердь гвоздей.

«Не тратить настоящего впустую,

И, с близким другом, думать о пути…»

Кто понял эту истину простую

Сумел в душе спокойствие найти.

Самолюбивый и трусливый — часто

Соринки видит на чужом дворе.

Им безопасность — что, для добрых — счастье:

Кто не боится — к людям сам добрей.

И мудрому подчас бывает тяжко…

Пусть отрицают это — знай, что врут…

Вдвоем тянуть единую упряжку

Возможность завершить прекрасный труд!

Ответ получен?- Это упражненья

Для остроумья нашего и всё…

Как разрешить мне главные сомненья?

Где врач души, что вылечит, спасет?!

Зачем учить тому, что бесполезно?

Ты много обещал, а вижу — ноль

В пожарах, бурях, под мечом железным

Ты обещал мне мужество — изволь:

Как мне понять погибель наслажденьях?

Как славы не искать среди миров?

Как истину взрастить из заблужденья,

Познав необходимость?

Будь здоров.

Письмо СХ (О благе, подлинном и мнимом)

Луцилия приветствует Сенека!

Будь благомыслен, милостью богов!

Забудь о том, что в дар для человека

Наставник дан, один или другой

Не сановитый, а второразрядный

Бессмертный с низким званьем» их зовут)

«Юноной» или «Гением» в порядке

Полов — всех награждали там и тут.

Посмотрим позже, есть ли у них время,

Чтоб помогать в заботах частных дел…

Покуда знай: страшней любого, бремя

проклятья, что ты сам себе хотел.

И вправду — нет ужаснее проклятья,

Чем пожелать: Будь в гневе на себя!

Достойный кары — пусть лежит в объятьях

Настанет день… и ангелы трубят.

Кто судит о делах не по названьям,

Тот знает, что все беды — от удач.

Ступень успеха счастье дарит вам?- Нет,

На эшафот возводит вас палач.

Забрался высоко — больней паденье,

Но, всякому паденью есть предел.

Счастливых и несчастных совпаденье

В их смерти, не зависящей от дел.

Коль ты умен, то помни: кончишь прахом,

Другого человеку нет пути.

Чтоб сократить посильно «время страха»

И «радости минуты» сократи.

Кто истину увидел в светлый день и,

Хоть миг, без страха поглядел в окно?!

Все веруют в пустое заблужденье,

Пока оно — не изобличено.

«Как дети содрогаются в потемках,

Так мы дрожим от страха в ясный день

И, в самом деле, мы — глупей ребенка:

Нет мужества, есть вера в дребедень

Точнее: мы страшимся не при свете

Мы сами облекаем свет во тьму!

Не зная, что нас гонит по планете,

Бежим… Куда? — Не ясно самому…

Мы можем посветлеть!- Учись у Бога,

Все, что усвоил — относи к себе!

К добру и злу приписано так много

Совсем случайных радостей и бед.

Пытливый ум несется в даль вселенной,

Пытаясь ход истории понять

Но алчность нам твердит обыкновенно:

«Копай, ищи, найдешь — сумей отнять

Все вредное запрятано поглубже,

А, что во благо — видишь под рукой.

Ведь наш Отец о благе знает лучше,

Чем мы, в своих тенетах беспокойств.

Отдали свою душу наслажденьям,

Предали — честолюбию, молве.

Осталось ли в ней доброе, хоть тенью?

Такие мысли бродят в голове…

Что подсказать тебе? Как жить? Что делать?

Лекарство не содержит новостей:

Излишество — с необходимым, смело

дели в душе. Жизнь мудрых — без затей.

Затем, когда излишнее презреешь,

Учись — необходимое презреть.

Что грубый хлеб?- Побегами деревьев

Питались предки, чтоб себя согреть.

Нет разницы, что брюхо поглощало

Кто удержал проглоченное им?

Не радуйся свинье, заплывшей салом,

Не радуйся и устрицам морским.

Ты хочешь презирать чревоугодье?

Желудок жаждет пиршества скорбя?

Взгляни на то, чем вся еда выходит,

Ты это пропустил через себя

Аттал умел очистить людям зренье,

Признавшись: от богатства был он слеп,

Считая — то, что ставят в обозренье,

Ценою превзошло насущный хлеб.

Однажды он увидел все богатства

Столицы, приглашен на пышный пир.

И мальчиков убранства святотатство,

Бахвальство тех, кто «может всё купить»!

Мы здесь собрались — жадности учиться?

А, для чего ж еще позвали нас?!

Ничтожен тот, кто жаждет отличиться,

Богатство выставляя напоказ…

За три часа закончилось все действо

Неужто в нем — величие страны?!

Богатства — так же не нужны владельцам,

Как «зрителям тщеславья» не нужны.

С тех пор, увидев блеск богатства дома,

Не цепенея, говорю шутя:

«Людей бахвальство мне давно знакомо,

Игрушками пусть хвалится дитя

Я обращаюсь к подлинным богатствам:

Быть малому довольным! — Хлеб, вода

Достаточно… И хлеб — бывает рабством

Фортуны, чуждой духу, как всегда.

«Но, как — без хлеба?» — Не единым хлебом,

Но словом Божьим счастлив человек.

Взгляни на небо — станешь ближе к небу,

Ведь Пастырь — видит всех своих овец.

Счастлив не тот, кто кажется счастливым

другим (есть богатеи… из воров).

Пусть скуден хлеб — душою будь красивым!

В душе — источник счастья.

Будь здоров.

Письмо CXI (О софизмах и философии)

Луцилия приветствует Сенека!

Софизмпродукт из Греции. Латынь

Синоним не нашла ему от века:

Софизмы — не для римлян, к ним — остынь!

Мне кажется приемлемым прозванье,

Что ввел в употребленье Цицерон:

Софизмы «изворотом» называя

Характеризовал со всех сторон.

Кто им предался — в мелкие вопросы

Погряз, и ничего не приобрел.

А там, где путешествует философ

Вершин недостижимый ореол.

Кто исцеленья собственного ищет

Велик душой, судьбой неодолим.

Он кажется уверенней и выше,

Чем ближе ты становишься пред ним.

Стоящим пред высокими горами

За облаком не видно их вершин:

Кто подлин не словами, а делами,

К тому не применяют толп аршин.

Его величье подлинное — просто:

Он выше, без высоких каблуков.

Уловками себе добавить росту

Для тех, кто самолюбием влеком.

А он: собой, и ростом, всем доволен…

Еще бы, недовольным быть ему!

Тех, кто фортуну не заметить волен,

Любые испытанья не проймут.

К тому, кто так поднялся над толпою,

Приблизиться не может человек,

Поверивший: судьба, своей стопою,

На поворотах ускоряет бег.

Я запрещать не стану извороты:

Раз хочется бездельничать — давай…

Но, «благо входит в узкие ворота»,

И, где они стоят, не забывай…

В софизмах есть известная приятность,

Как в палиндромах… в жвачке — для коров…

Как засосет, не выпустит обратно.

Учись презренью жизни.

Будь здоров.

Письмо CXII (Об исцелении друга)

Луцилия приветствует Сенека!

Ты друга мне прислал — он слишком тверд,

Я не привил в нем мудрости побега:

Пороками он сломлен и потерт.

Не всякую лозу привить возможно:

Та — старая, а та — изъета тлей…

Надрез надземный сделай осторожно,

Нет результата — пробуй под землей.

Посланцу я привить не в силах разум:

Подгнил, ослаб, и тут же отвердел.

Привой к нему отторгнут будет сразу,

Люблю — тебя, не бесполезность дел…

«Он жаждет исцеленья!»- Ты поверил?

А в душу заглянул, где так темно?

Для роскоши закрыть желая двери,

Он… приоткрыл заранее окно.

«Ему такая жизньдавно уж в тягость

Кому не в тягость лишний пуд жиров?

Посмотрим, похудеет ли он за год,

Желая исцеленья?

Будь здоров.

Письмо CXIII (Об одушевленности благ)

Луцилия приветствует Сенека!

Ты хочешь знать — что значат существа:

Разумность, справедливость? Или греки

Их выдумали? Это — лишь слова?

В них следует признать одушевленность?

Пустые упражнения ума…

Я это говорю определенно,

Но, поясню, как нужно понимать

Рассмотрим для начала добродетель:

Она есть состояние души,

А, значит (это знают даже дети)

Нельзя одушевленность отрешить.

Одушевленность всякого искусства

Никто из нас не станет отрицать.

Бушуют в нас разрозненные чувства,

У каждого — не менее, чем …дцать.

И, если чувство существом считаем,

То ровно столько в нас живет существ,

И каждый, как планета, обитаем…

Движенья чувств — читай: обмен веществ?

Я — человек, и существо живое,

Но, тело обитания — одно…

Никто не скажет мне, что нас в нем двое,

Пока не выпьет в доме все вино!

Любой предмет считается отдельно,

Раз он самостоятельный предмет.

(Надеюсь, это ясно всем предельно)

Одна душа во мне, а больше — нет.

Я говорил, что думаю иначе

В страстях, пороках — тоже есть душа?

Тогда — и в слове, в мыслях, даже в плаче?

Не так проблему следует решать.

Мы видим в добродетельности много

Различных чувств, основа их — душа.

Без добродетели — прожить не могут?_

Как, уместившись, ей не помешать?!

«Нет, эти чувства — словно части тела.»

Как «головы у гидры» — у души?

И каждое творит, что захотело?

Что — страшно?!- А меня — уже смешит…

Взять справедливость: да, она полезна:

С ней всякий поступает хорошо.

Но «существа» названье — слишком лестно,

Все наши чувства движимы душой.

До самой смерти, кто рожден собакой,

Не превратится в лошадь и свинью.

Хоть чувства в нас меняются, однако,

Одной душой — все чувства сознают.

Душа никак не может поделиться,

Принадлежа различным существам!

(Я, право, начинаю веселиться,

О глупостях рассказывая вам).

Уместно здесь скорей негодованье,

Чем спор. Возьми два разных существа:

Они различны только лишь названьем?

Нет, суть отлична — разница в словах.

Воистину: велик умом Создатель!

При множестве разрозненных вещей,

Сумел им всем отличия придать Он,

Избегнув повторения вообще.

Лишь, если существо одушевленно,

Оно способно действовать само.

Не добродетель,- человек, с пеленок,

Воздействует на мир своим умом.

Любое существо, от ощущений

Приходит к побуждению, затем

К согласию. Простой пример движений

Согласное явленье душ и тел.

А разум — разве может дать согласье

Себе на то, чтоб выйти погулять?

(Хотя, встречал… без

Скачать:PDFTXT

Нравственные письма Сенека читать, Нравственные письма Сенека читать бесплатно, Нравственные письма Сенека читать онлайн