Скачать:PDFTXT
Нравственные письма

«золотым» привыкли представлять.

У греков — образ денег не напрасен,

Пропустим изречений длинный ряд:

«И если лик Венеры так прекрасен,

Ей за любовь — платили все подряд

Услышав это, зрители вскочили,

Под крики Еврипиду: Пре-кра-ти!

Но, кару все «герои» получили…

И нам — от этой кары не уйти..

Владеть деньгами — это тоже пытка!

Следить, и ни о чем не позабыть

Ты посмотри: как стонут над убытком,

Воспринимая больше, чем мог быть!

А, если вдруг, фортуна благосклонна?

Кто не терял — становится так смел,

Что отнесет к убыткам непреклонно,

Что мог иметь, да, жаль… не заимел…

Нет человека, что доволен счастьем,

Хоть в руки к нему тянется само.

Лишь мудрый знает: Счастье — в нашей власти!

Все — в настоящем, в будущем — замок.

Пускай слова текут, как захотели,

И, мнением чужим — не дорожи.

Кто строй души не изменяет в теле,

Лишь тот — себе на счастье сможет жить!

Такое счастьебуря не колеблет!

Такое счастье — выше всяких слов!

Кто ждет похвал — тот жалок, как нахлебник.

Проверь успехи — жизнью.

Будь здоров.

Письмо CXVI (О страстях)

Луцилия приветствует Сенека!

Поговорим сегодня о страстях…

Они — как дань душевного огреха,

Что неприлично подымать на стяг.

Достаточно ли страсти нам умерить,

А может лучше — строго изгонять?

Тем, кто в себе не может быть уверен,

К чему на страсти зеркало пенять?

Я только избавляю от порока,

Ничто не отнимая у тебя:

«Не жаждать, но желать!»- Таким уроком

Не отпугну, об истине трубя?

Чтоб страсть не превратилась в наважденье…

(Написано об этом столько книг!)

И остроты добавить наслажденьям,

Будь, не рабом — хозяином для них.

«Как тяжелы любовные страданья…

Как огорчает чуждых мнений ложь…»

Любой порок находит оправданье,

Особенно сперва — он так хорош!

Затем, он разливается широко,

Позволь ему возникнуть — ты пропал.

Как половодье, гонят нас пороки,

Достаточно край у дамбы раскопать

«В любых страстях — естественный источник,

Душа всегда заботами полна.»

Не стоит потакать заботе, точно

Мы — для нее, а не для нас — она.

Природа подмешала наслажденья

К вещам необходимым: мир и труд,

Как сласти за столом еженедельным.

А, если чаще?- Люди раньше мрут.

«Позволь мне горевать, позволь бояться,

Чуть-чуть!»- Прости: пока ты — не мудрец

Поэтому, нам лучше не пытаться

Идти вперед, не зная, где конец.

Один юнец (умом он был ребенком)

Спросил: А, мудрецу дана любовь?

Панэтий отвечал изящно-тонко

(Запомни, или перья приготовь):

«Как будет с мудрецом — спроси другого,

Я — не мудрец… но, если гонит страсть,

Душаолень, что мчит навстречу гону,

Чтоб бить копытом и ушами прясть.

Любовь легка?- Легко мы плен попали,

Любовь трудна?- Идем мы в бой… и в плен

Отвергнутый — надменно хочет в пару,

Ту, перед кем, не смеет встать с колен.

Так, лучше оставаться нам в покое…

Не доверяй нестойкости души

Бокал вина и деву с красотою,

Что нас влекут — спиваться и грешить

То — о «любви»?- Подставим «страсти», вместо

нее в словах поведанного им:

От скользкого подальше встанем места:

И на сухом — нетвердо мы стоим.

«Нас увлекает страсти паутина,

Не в силах мы принять твоих даров!»

Предлог — «не можем», «не хотим» — причина!

Дух напряги — и сможешь!

Будь здоров.

Письмо CXVII (О мудрости и мудреце)

Луцилия приветствует Сенека!

Твое письмо доставило хлопот:

«Мудрец и мудростьблаго?»- Жаль, мне не с кем

Все обсудить, пробил холодный пот…

Считает стоик: «Мудрость — это благо,

Быть мудрым — нет.» А, знаешь, почему?

(Нет, погоди — сначала я прилягу:

В чем тут секрет — и сам я не пойму).

Согласен ты, что пользапризнак блага?

В бездействии — от блага пользы нет,

И мудростьблаго… (Начинаю сагу,

Как надоест читать — смотри в конец.)

«Вы мудрым быть хотите непременно?»

Что «непременно» — входит в список благ

Применим здесь понятия подмену:

«Непреминуем» результата знак.

(Я сам об этом думаю иначе,

Но, не могу отвергнуть аксиом…

От стоиков я рассужденья начал

Не значит, что закончу их на том)

Все знают: есть обычай побежденных

Взывать о милосердии к толпе,

Я — со своим оружьем убежденно,

Теперь иду по собственной тропе.

«Бег» и «бежать» — различные понятья,

Хотяпроисхождение одно.

«Красивым быть» — знак «красоты» объятья,

«Бесстыдство» — зло, и «быть бесстыдным» — дно.

Есть благо, зло, и третье — безразлично.

Пусть «Мудрым быть» — не благо… Ни к чему

Мне спорить. Зло? — и думать неприлично,

Сказать так — оскорбление уму!

Так, что же? — «Безразлично» остается?

Но, «безразличье» — всем подряд дано,

А «мудрым быть» — немногим достается!

Кто видел «зло и мудрость» — «два в одном»?

Перипатетик правильно считает:

Мудрец и мудрость — в сущности одно.

А диалектик — слабо причитает,

Что различать их нужно, все равно:

Возьмем «владенье полем» и «владельца»

В них общность и различия даны…

(О, диалектик! — От тебя — не деться!

Как многим… ты добавил седины!)

Мудрец и мудрость — от одной природы,

А в «поле»и «владельце» — сути две!

Так сравнивать — скорей подходит сброду,

Чем разум сохранившим в голове…

Без примененья, мудрость — блеклым флагом

Висит! Я не устану повторять:

То, что без пользы быть не может благом

Не может в деле благо потерять.

Поверь, что я давно себя ругаю,

Ввязавшись в этот длинный разговор

Жизньдело! В слове есть черта другая:

Часы крадет, как беспощадный вор!

В душе — простор для самых дальних странствий,

В чем суть богов, движенья дальних звезд?

И, отчего в раздумьях, в странном трансе,

Вдруг видишь мир неясный — светел, прост?

Зачем же расточать свои старанья

На суд о бесполезных нам вещах?

«Мудрец иль мудрость?»- загадай желанье,

И бросим жребий… Хватит, натощак

Мне мудрости дорога — утешенье,

Закалка для ослабленной души.

Покинуть жизнь? — Приму свое решенье!

Когда? — Когда пойму: Пора спешить!

По-моему, постыдны зовы смерти!

Ты хочешь жить? — Зачем ее зовешь?!

Не хочешь? — Много способов, поверьте,

Доступных… Для чего же ты живешь?!

«О если бы мне умереть скорее!»

На днях я прочитал у одного…

Уж лучше б он повесился на рее…

Подумать можно: держит кто его…

О чем он так сомнительно хлопочет?

Пусть уточнит — когда назначил срок?

Кто просит смерти — умирать не хочет!

Кто хочет — тот и в смерти видит прок.

«Что мудрость?» — Масса дел перед тобою,

Ты их решил?! А, думаешь о чем?!

Не глупо ли, сигнал услышав «к бою»,

Немедленно размахивать мечом?

Пусть в мудрости нам правильно откажут,

Когда в уме такие пустяки…

Над теми, кто в словах безмерно важен,

Смеются люди вслед из-под руки!

Вопрос: «А благо ль — будущая мудрость

«Есть общий смысл у «блага» и «блажить»?»

Возможно ли сказать, что будет утром,

Для тех, кто ночь не может пережить?

Я — будущий мудрец? — Когда им стану,

Мне — будет благо, прежде — ни за что!

Коль вовремя болтать не перестану,

То — превращусь в «полнейшее ничто».

Когда я говорю, что «это будет»,

Понятно всем, что «этого здесь нет»!

Все знают: обещать — привычно людям…

Один поэт сказал: «Пишу сонет

Он «будет» так божественно прекрасен…

В нем оживут любовь и чудеса…»

А что — в итоге? — Результат мне ясен:

Он никогда сонетов не писал…

Пока что я — не мудр… А был бы мудрым,

Поверь — не примирился бы со злом…

Не может лик, сияя перламутром,

Быть, на поверку, «праведным козлом»…

Оставим пустяки — поищем помощь:

Кто при пожаре думал об игре?

Раз дочь рожает — ты об этом помнишь,

И, не считаешь птичек на заре.

К тебе со всех сторон приходят вести:

Пожары, наводненья, смерть детей…

Неужто, в размышлениях на месте,

Ты будешь ждать дальнейших новостей?!

Как мало жизни нам дано природой:

Болезни, сон, дела — отнимут все!

Минутами — уходят дни и годы,

Уходит жизнь! Ты — сам себя спасешь?!

На деле помоги мне стать мудрее!

Я чувствую, как тянет смерть багром!

Я стану мудрым? Я — умру скорее?

Хотелось бы — стать мудрым…

Будь здоров.

Письмо CXVIII (О честности и благе)

Луцилия приветствует Сенека!

Ты требуешь, чтоб чаще я писал…

А, помнишь уговор? Не покраснел? Как

мне обещал: письмо вперед бросать?

Я не прижимист: в долг тебе поверю…

И, я — не Цицерон… Тебя спасать

Мне нужно! Тот же — Аттику доверил:

Все, что тому на ум придет, писать

Мне в темах для письма нет недостатка,

Не буду я писать, как Цицерон:

Кто к должности пришел, имея хватку,

А, кто — за деньги обошел закон.

Полезнее, чужого не касаясь,

У зеркала присесть на полчаса:

На многое мы в жизни притязаем,

Но, редко собираем голоса…

Приятней — ничего не домогаться

И выборы фортуны обойти,

Чем, ради них, с соперником ругаться

И, глупо с избирателем шутить

Один всем обещает денег кучу,

(Не сам — при нем посредников орда),

Другой — всем дамам расцелует ручки

(Потом — и руку не захочет дать…)

Пусть консулов и преторов избранье

Проходит, как азартная игра!

Пусть кто-то победит, кого-то ранят,

А нам с тобой — задуматься пора:

Велик душой не тот, кто в мраке спален

Ждет результат, от счастья голосит…

«Ватиний — избран, а Катон — провален»:

Мне не о чем фортуну попросить!

Об этом можем век писать друг другу,

Не занимаясь прочей ерундой!

Пусть тысячи людей бегут по кругу…

От бед? — Нет — за погибелью, с бедой!

Имеем счастье — жалобы и пени:

Нам птицу счастья хочется поймать!

Что ты считал вершинами — ступени,

И нужно выше ноги поднимать

Вперед! За благом? — Да, за ним, по слухам…

Боимся, что другие… Не успеть

Увиденное — спешке оплеухой:

Большое — благом кажется толпе.

Чтоб мы впустую благо не искали,

Поймем: что благо?! Как его найду?

«Суть блага в том, что души привлекает,

Зовет к себе.» — А, если — на беду?!

Взгляни: порок — секунды не скучает!

Правдоподобье — с правдой не в ладу,

А благо — только с правдою встречают,

Кто встретил раз — уже не отойдут.

«Стремленье к благу — только

Скачать:PDFTXT

Нравственные письма Сенека читать, Нравственные письма Сенека читать бесплатно, Нравственные письма Сенека читать онлайн