«золотым» привыкли представлять.
У греков — образ денег не напрасен,
Пропустим изречений длинный ряд:
«И если лик Венеры так прекрасен,
Ей за любовь — платили все подряд!»
Услышав это, зрители вскочили,
Под крики Еврипиду: Пре-кра-ти!
Но, кару все «герои» получили…
И нам — от этой кары не уйти..
Владеть деньгами — это тоже пытка!
Следить, и ни о чем не позабыть…
Ты посмотри: как стонут над убытком,
Воспринимая больше, чем мог быть!
А, если вдруг, фортуна благосклонна?
Кто не терял — становится так смел,
Что отнесет к убыткам непреклонно,
Что мог иметь, да, жаль… не заимел…
Нет человека, что доволен счастьем,
Хоть в руки к нему тянется само.
Лишь мудрый знает: Счастье — в нашей власти!
Все — в настоящем, в будущем — замок.
Пускай слова текут, как захотели,
И, мнением чужим — не дорожи.
Кто строй души не изменяет в теле,
Лишь тот — себе на счастье сможет жить!
Такое счастье — буря не колеблет!
Такое счастье — выше всяких слов!
Кто ждет похвал — тот жалок, как нахлебник.
Проверь успехи — жизнью.
Будь здоров.
—
Письмо CXVI (О страстях)
Луцилия приветствует Сенека!
Поговорим сегодня о страстях…
Они — как дань душевного огреха,
Что неприлично подымать на стяг.
Достаточно ли страсти нам умерить,
А может лучше — строго изгонять?
Тем, кто в себе не может быть уверен,
К чему на страсти зеркало пенять?
Я только избавляю от порока,
Ничто не отнимая у тебя:
«Не жаждать, но желать!»- Таким уроком
Не отпугну, об истине трубя?
Чтоб страсть не превратилась в наважденье…
(Написано об этом столько книг!)
И остроты добавить наслажденьям,
Будь, не рабом — хозяином для них.
«Как тяжелы любовные страданья…
Как огорчает чуждых мнений ложь…»
Любой порок находит оправданье,
Особенно сперва — он так хорош!
Затем, он разливается широко,
Позволь ему возникнуть — ты пропал.
Как половодье, гонят нас пороки,
Достаточно край у дамбы раскопать…
«В любых страстях — естественный источник,
Не стоит потакать заботе, точно
Мы — для нее, а не для нас — она.
Природа подмешала наслажденья
К вещам необходимым: мир и труд,
Как сласти за столом еженедельным.
А, если чаще?- Люди раньше мрут.
«Позволь мне горевать, позволь бояться,
Чуть-чуть!»- Прости: пока ты — не мудрец…
Поэтому, нам лучше не пытаться
Идти вперед, не зная, где конец.
Один юнец (умом он был ребенком)
Спросил: А, мудрецу дана любовь?
Панэтий отвечал изящно-тонко
(Запомни, или перья приготовь):
«Как будет с мудрецом — спроси другого,
Я — не мудрец… но, если гонит страсть,
Душа — олень, что мчит навстречу гону,
Чтоб бить копытом и ушами прясть.
Любовь легка?- Легко мы плен попали,
Любовь трудна?- Идем мы в бой… и в плен…
Отвергнутый — надменно хочет в пару,
Ту, перед кем, не смеет встать с колен.
Так, лучше оставаться нам в покое…
Не доверяй нестойкости души
Что нас влекут — спиваться и грешить.»
То — о «любви»?- Подставим «страсти», вместо
нее в словах поведанного им:
От скользкого подальше встанем места:
И на сухом — нетвердо мы стоим.
«Нас увлекает страсти паутина,
Не в силах мы принять твоих даров!»
Предлог — «не можем», «не хотим» — причина!
Дух напряги — и сможешь!
Будь здоров.
—
Письмо CXVII (О мудрости и мудреце)
Луцилия приветствует Сенека!
Твое письмо доставило хлопот:
«Мудрец и мудрость — благо?»- Жаль, мне не с кем
Все обсудить, пробил холодный пот…
Считает стоик: «Мудрость — это благо,
Быть мудрым — нет.» А, знаешь, почему?
(Нет, погоди — сначала я прилягу:
В чем тут секрет — и сам я не пойму).
Согласен ты, что польза — признак блага?
В бездействии — от блага пользы нет,
И мудрость — благо… (Начинаю сагу,
Как надоест читать — смотри в конец.)
«Вы мудрым быть хотите непременно?»
Что «непременно» — входит в список благ…
Применим здесь понятия подмену:
«Непреминуем» результата знак.
(Я сам об этом думаю иначе,
Но, не могу отвергнуть аксиом…
От стоиков я рассужденья начал
Не значит, что закончу их на том)
Все знают: есть обычай побежденных
Взывать о милосердии к толпе,
Я — со своим оружьем убежденно,
Теперь иду по собственной тропе.
«Бег» и «бежать» — различные понятья,
Хотя — происхождение одно.
«Красивым быть» — знак «красоты» объятья,
«Бесстыдство» — зло, и «быть бесстыдным» — дно.
Есть благо, зло, и третье — безразлично.
Пусть «Мудрым быть» — не благо… Ни к чему
Мне спорить. Зло? — и думать неприлично,
Сказать так — оскорбление уму!
Так, что же? — «Безразлично» остается?
Но, «безразличье» — всем подряд дано,
А «мудрым быть» — немногим достается!
Кто видел «зло и мудрость» — «два в одном»?
Перипатетик правильно считает:
Мудрец и мудрость — в сущности одно.
А диалектик — слабо причитает,
Что различать их нужно, все равно:
Возьмем «владенье полем» и «владельца»
В них общность и различия даны…
(О, диалектик! — От тебя — не деться!
Как многим… ты добавил седины!)
Мудрец и мудрость — от одной природы,
А в «поле»и «владельце» — сути две!
Так сравнивать — скорей подходит сброду,
Чем разум сохранившим в голове…
Без примененья, мудрость — блеклым флагом
Висит! Я не устану повторять:
То, что без пользы быть не может благом
Не может в деле благо потерять.
Поверь, что я давно себя ругаю,
Ввязавшись в этот длинный разговор…
Жизнь — дело! В слове есть черта другая:
Часы крадет, как беспощадный вор!
В душе — простор для самых дальних странствий,
В чем суть богов, движенья дальних звезд?
И, отчего в раздумьях, в странном трансе,
Вдруг видишь мир неясный — светел, прост?
Зачем же расточать свои старанья
На суд о бесполезных нам вещах?
«Мудрец иль мудрость?»- загадай желанье,
И бросим жребий… Хватит, натощак…
Мне мудрости дорога — утешенье,
Закалка для ослабленной души.
Покинуть жизнь? — Приму свое решенье!
Когда? — Когда пойму: Пора спешить!
По-моему, постыдны зовы смерти!
Ты хочешь жить? — Зачем ее зовешь?!
Не хочешь? — Много способов, поверьте,
Доступных… Для чего же ты живешь?!
«О если бы мне умереть скорее!»
На днях я прочитал у одного…
Уж лучше б он повесился на рее…
Подумать можно: держит кто его…
О чем он так сомнительно хлопочет?
Пусть уточнит — когда назначил срок?
Кто просит смерти — умирать не хочет!
Кто хочет — тот и в смерти видит прок.
«Что мудрость?» — Масса дел перед тобою,
Ты их решил?! А, думаешь о чем?!
Не глупо ли, сигнал услышав «к бою»,
Немедленно размахивать мечом?
Пусть в мудрости нам правильно откажут,
Когда в уме такие пустяки…
Над теми, кто в словах безмерно важен,
Смеются люди вслед из-под руки!
Вопрос: «А благо ль — будущая мудрость?»
«Есть общий смысл у «блага» и «блажить»?»
Возможно ли сказать, что будет утром,
Для тех, кто ночь не может пережить?
Я — будущий мудрец? — Когда им стану,
Мне — будет благо, прежде — ни за что!
Коль вовремя болтать не перестану,
То — превращусь в «полнейшее ничто».
Когда я говорю, что «это будет»,
Понятно всем, что «этого здесь нет»!
Все знают: обещать — привычно людям…
Один поэт сказал: «Пишу сонет…
Он «будет» так божественно прекрасен…
В нем оживут любовь и чудеса…»
А что — в итоге? — Результат мне ясен:
Он никогда сонетов не писал…
Пока что я — не мудр… А был бы мудрым,
Поверь — не примирился бы со злом…
Не может лик, сияя перламутром,
Быть, на поверку, «праведным козлом»…
Оставим пустяки — поищем помощь:
Кто при пожаре думал об игре?
Раз дочь рожает — ты об этом помнишь,
И, не считаешь птичек на заре.
К тебе со всех сторон приходят вести:
Пожары, наводненья, смерть детей…
Неужто, в размышлениях на месте,
Ты будешь ждать дальнейших новостей?!
Как мало жизни нам дано природой:
Болезни, сон, дела — отнимут все!
Минутами — уходят дни и годы,
Уходит жизнь! Ты — сам себя спасешь?!
На деле помоги мне стать мудрее!
Я чувствую, как тянет смерть багром!
Я стану мудрым? Я — умру скорее?
Хотелось бы — стать мудрым…
Будь здоров.
—
Письмо CXVIII (О честности и благе)
Луцилия приветствует Сенека!
Ты требуешь, чтоб чаще я писал…
А, помнишь уговор? Не покраснел? Как
мне обещал: письмо вперед бросать?
Я не прижимист: в долг тебе поверю…
И, я — не Цицерон… Тебя спасать
Мне нужно! Тот же — Аттику доверил:
Все, что тому на ум придет, писать…
Мне в темах для письма нет недостатка,
Не буду я писать, как Цицерон:
Кто к должности пришел, имея хватку,
А, кто — за деньги обошел закон.
Полезнее, чужого не касаясь,
У зеркала присесть на полчаса:
На многое мы в жизни притязаем,
Но, редко собираем голоса…
Приятней — ничего не домогаться
Чем, ради них, с соперником ругаться…
И, глупо с избирателем шутить…
Один всем обещает денег кучу,
(Не сам — при нем посредников орда),
Другой — всем дамам расцелует ручки
(Потом — и руку не захочет дать…)
Пусть консулов и преторов избранье
Проходит, как азартная игра!
Пусть кто-то победит, кого-то ранят,
А нам с тобой — задуматься пора:
Велик душой не тот, кто в мраке спален
Ждет результат, от счастья голосит…
«Ватиний — избран, а Катон — провален»:
Мне не о чем фортуну попросить!
Об этом можем век писать друг другу,
Не занимаясь прочей ерундой!
Пусть тысячи людей бегут по кругу…
От бед? — Нет — за погибелью, с бедой!
Имеем счастье — жалобы и пени:
Нам птицу счастья хочется поймать!
Что ты считал вершинами — ступени,
И нужно выше ноги поднимать…
Вперед! За благом? — Да, за ним, по слухам…
Боимся, что другие… Не успеть…
Увиденное — спешке оплеухой:
Большое — благом кажется толпе.
Чтоб мы впустую благо не искали,
Поймем: что благо?! Как его найду?
«Суть блага в том, что души привлекает,
Зовет к себе.» — А, если — на беду?!
Взгляни: порок — секунды не скучает!
Правдоподобье — с правдой не в ладу,
А благо — только с правдою встречают,
Кто встретил раз — уже не отойдут.
«Стремленье к благу — только