Скачать:PDFTXT
Нравственные письма

от природы,

Поэтому и тянет нас к себе

Получше… Дом, заслуживая входа,

Заведомо не принесет нам бед.

Заслуга — в том, что честно, совершенно

Стремление «быть честным» взять на флаг!

От честности, не может отрешенно

Быть благо, честность — корень всяких благ.

Пусть — ты судья, начальник легиона:

То — должности, не благо и не зло.

Но, все решая честно, по законам,

Внесешь в них благо — людям повезло.

Из прошлых зол — и благо прорастает,

А честность — не рождается во зле!

«Согласие с природою»- считают,

«рождает благо, в нем природы след».

Естественности блага не оспорю,

Но, благу — не хватает естества:

Настал отлив — на пенный берег моря

Выносятся и мусор, и трава.

«Согласие с природой — важный признак!

Как можно это свойство отменять?!»

Величина существенна! Как призрак

Через века увидите меня…

Наоборот: ребенок станет взрослым,

Был неразумен — стал чуть-чуть умней,

Глядь: перестанет задавать вопросы:

Как звать Сенеку? Луций ли? Анней?

Ведь многое, благодаря приросту,

Становится и большим, и… другим.

Мед, в бочке и на ложке, тот же — просто!

Но, ломит шест усилье на изгиб

Надвратный свод — понятен всем, пока мне

И незачем искать другой пример:

Как клином связан свод последним камнем,

Пусть даже не велик его размер.

Последний штрих — мы видим завершенье!

А, есть и непрерывность смены свойств:

Вот движется чуть-чуть, вот нет движенья…

Ты видел остановку? — Нет. — Изволь…

Величина меняется — и нечто,

В ладу с природой, видит блага кров!

Так души понимают бесконечность

Отсутствием предела.

Будь здоров.

Письмо СXIX (О богатстве)

Луцилия приветствует Сенека!

Я научу: ты станешь богачом

Без кредиторов — и ругаться не с кем!

Найду тебе надежное плечо

Припомни, что указано Катоном:

«Бери все в долг у самого себя!».

Иметь и не желать — одно и то же,

Итог один — не мучиться скорбя.

Я не учу отказывать природе:

Она во всем потребует свое!

Но, то, что за предел ее выходит

Бесцельный займ, не нужный для нее.

Я голоден — набью свою утробу!

А чем набью? — Природе все равно.

Из чаши золотой, из горсти пробуй:

Водавсегда вода, виновино.

Смотри на цель!- Ее под носом вижу…

Тогда, и промахнуться здесь нельзя!

Нам голод шепчет: «Глянь, что есть поближе!

Я сделаю все вкусным, что б ни взял!»

Я вижу: ты расстроен, щеки бледны…

Ты думаешь: «Так гнусно обмануть:

Сулил богатства — предлагаешь бедность,

В которой… только ноги протянуть

Один имел — все, что ни захотел он…

Другой имел — богатства полон дом…

Кто был богаче? — Первый. В чем же дело?

Простая мысль доходит к нам с трудом…

Дом — полной чашей?- Что-то не хватает…

Бедняк доволен — на столе есть хлеб,

И зависть рядом с домом не витает:

Тщеславье не живет в печной золе.

Нет голода, нет холода, нет жажды?

Юпитер не имеет сверх того!

А Македонский, побледнел однажды,

Узнав, что Дарий обогнал его!

Он шлет к границам мира флот за флотом,

Сорвал запоры мира, победил!

Но, посмотри: он грустен… Отчего так?

След алчности — он разум повредил!

Кто, в золоте купаясь, стал богатым?

Он стал жадней до денег — вот и все…

Красе — богат был? — Нет — был виноват он:

От мародера — мертвых не спасешь!

Весы богатства — в вечном перекосе:

Желанья — слева, справа — все что есть

Что перевесит? (Думал: ты не спросишь…

В желаниях, конечно, больший вес.)

Желания разгул, до твердой меры,

Непросто сократить, и бедняки

(Синоним есть сейчас — пенсионеры)

Зачем-то припасают медяки.

(Хотя… уже до смерти недалече,

А нужно ж, чем-нибудь прикрыть глаза!

Одних — за счет страны бесплатно лечат,

Других — бесплатно схоронить нельзя.)

С богатыми — толпой желают дружбы,

Проедет свита — все кричат: Смотри!

Все счастье богачей глядит наружу,

А мудрые — счастливы изнутри.

В богатстве — все для бедности загадки…

Излишествами полон гордый Рим…

Богатстворазновидность лихорадки,

Всех треплет… Только вслух не говорим…

Как мерить все естественным желаньем,

Чтоб не платить излишествам оброк?!

В пяти словах прими, как упованье:

К желанью не подмешивай порок!

Ты спросишь: как прислугу подбирают,

Какой тарелке — выше всех цена?

Не важно. Я одно сказать стараюсь:

Природе — только пища и нужна!

Гораций: «Жажде — дела нет до чаши,

Ей все равно: какой рукой налить

Кто глину не возьмет, рукою машет

Воображает и не хочет пить.

Из всех даров природы наилучший:

Что нужно нам — не может надоесть!

На хлеб вчерашний сноб глядит колюче…

Кто голоден, тот предпочтет доесть.

Создатель мира предписал законом:

Здоровье, не излишеств баловство!

Упрек Его с намоленной иконы

Как голос: вы забыли Божество.

Природе по заслугам воздадим мы

За то, что алчем праведных даров:

Ищи — не роскошь, а необходимость

Для жизни и здоровья.

Будь здоров.

Письмо СХХ (О происхождении блага)

Луцилия приветствует Сенека!

Откуда честность, благо входят в нас?

Из книг, что мы прочли в библиотеках?

Из опыта души, что дал ей глаз?

В чем честности и блага сердцевина?

Полезно благо: значит приложить

Его названье к лошадям, и к винам,

И к обуви? — Нет, низость — хуже лжи.

В чем честность?- В пониманьи чувства долга?

В заботе о стареющих отцах,

В готовности покинуть дом надолго

И биться за победу до конца?

Скажу одно: что благом называют

Негодно к злу! Как этого не знать

Ты замечал, как злоупотребляет

Богатствами и властью наша знать?

Вернусь к вопросу: В чем источник блага

И честности? — Природа не могла

Нам знанье дать, чей плод для многих лаком…

Но, семена познания дала.

Я не могу поверить, чтоб случайно,

Вдруг… добродетель встала в полный рост!

Лишь «ищущий обрящет» эту тайну,

Пусть, он и «не хватает с неба звезд».

Как наши полагали, добродетель

Посредством «аналогии» дана.

(Как слово появилось — не свидетель,

Теперь же — общепринято, признай.)

Я поясню (не делая уступки

потомкам — мы беседуем одни):

Чем поражают смелые поступки?

Знак совершенства видят люди в них.

Мы преклонили перед ними главы,

Не замечая спрятанный порок:

Закон природы — всякий видит славу,

Где блеск поступка он заметить смог.

Не взял Фабриций золота от Пирра:

Он царские богатства презирал.

Затем, предупредил отраву пира,

И совести своей не замарал.

Не давший победить себя богатствам,

И ядом не умевший побеждать

Вот в чем величье духа, образ братства,

Что сквозь лохмотья светит, как звезда!

Сказал: Живи — моим благодеяньем

И верностью, печалившей тебя!

Не в золоте мне славы изваянье,

В том, что Пирра пожалел, любя!»

Гораций (тезка знатного поэта)

Один с врагом сражался на мосту,

Разрушив сзади мост. (Не видев это,

Возможно, не поверите мне тут…)

И крикнув, когда брусья затрещали:

«Кто хочет, пусть идет моим путем!»

Он прыгнул в реку… стрелы вслед пищали,

Он вышел цел, с мечом, и со щитом.

Такие, и подобные деянья

Нам образ добродетели дают.

На фоне зла — прекрасней изваянье

Отважного и честного в бою.

Пороки — маскируются под благо:

Ленивый — порицает честный труд,

Себя считая смелым… Это — наглость!

Хоть глупому и кажется: Он — крут…

Пусть щедрым притворится расточитель:

«Дарить» и «не беречь» — мне не равны!

Он — собственных пороков обличитель,

Что на прогулке потерял штаны.

Труслив перед собраньем храбрый воин:

Он не врагов боится — площадей…

Кто в бедности и весел, и спокоен

Боится поношения людей…

Такое сходство нас и заставляет:

Не внешнее, а суть всего взирать!

Как часто мы поступок прославляем,

А, человека — стоит презирать!

Представь себе другого человека:

Терпим к врагам, и добр к своим друзьям,

Что сделает — то сделано навеки:

И в мелочах не сыщется изъян,

Хорош не «по намеренью» — «по делу»,

Мудр, терпелив, разумен, смел и щедр,

В нем дух — всегда царит над слабым телом,

Порок — не нанесет ему ущерб,

Он постоянен в мыслях и поступках,

Что начал — все доводит до конца…

(Нарисовал я образ недоступный?

Но… шевельнулись слабые сердца?!)

Увидев добродетели сиянье,

Частями примеряем на себя:

Нам следует обуздывать желанья

И относиться к ближнему — любя!

Забыть про страх, спокойно делать дело,

Раздать долги, поменьше людям врать,

Учиться жить: полжизни просвистело

Готовься — не готовься: умирать!

Так мы поймем: что значит жить блаженно,

Не требуя от жизни ничего

Кто выбрал Сам — Голгофы униженье,

Тому не страшен крик: Распни Его!

Пожертвовав Собой, других заставил

Узреть Свое сияние во тьме.

Он кротостью на путь добра наставил,

Хотя, и чудеса творить умел.

Когда душа настолько совершенна,

Мы говорим: в нем виден Божий дух.

Кто видит смерть — в спокойном отрешенье,

Тот видит жизнь — как нимба ясный круг.

В душе есть признак появленья свыше:

Ей тесно в теле, и не страшно — вон.

Мы от знакомых ежечасно слышим

Их жалобы: болит со всех сторон!

Желудок, печень, сердце, голова и

Так далее… Все плачут и скорбят:

Нас донимают, гонят… Так бывает

Со всеми, кто живет не у себя!

Мы рождены… в таком тщедушном теле,

Что не понять: В чем держится душа?

А жить в нем больше века захотели,

Не думая о смерти и греша…

Подходим к смерти, с каждым днем — все ближе,

Чем ближе — тем сильнее жизни страсть,

И, каждый час, доволен ты, обижен,

Влечет туда, где суждено упасть…

Как слеп наш ум! Не зная, что осталось,

О смертном часе горько голосим!

Все дни пути — добавили усталость,

В последний день — лишь падаем без сил.

И если мы увидим в ком-то стойкость,

Что подлинным величием полна,

Его душе приписываем свойства,

Которым не известна нам цена.

Все истинное — строго неизменно,

А в ложном — краткосрочного налет.

Есть люди, что всю жизнь попеременно,

Срываются то в лужу, то в полет:

То им Фабриций кажется не бедным,

То Туберон — не скромен и не строг…

Потом — затмят Апиция обедом,

И — Мецената превзойдут порок

В больной душе заметны даже детям

Как волны, колебания ее:

То, напоказ — нужна ей добродетель,

То, по любви — к порокам пристает.

И — все мы таковы… Желаний смена

Нам, видно, уготована судьбой:

То — тянет на жену, то —

Скачать:PDFTXT

Нравственные письма Сенека читать, Нравственные письма Сенека читать бесплатно, Нравственные письма Сенека читать онлайн