от природы,
Получше… Дом, заслуживая входа,
Заведомо не принесет нам бед.
Заслуга — в том, что честно, совершенно
Стремление «быть честным» взять на флаг!
От честности, не может отрешенно
Быть благо, честность — корень всяких благ.
Пусть — ты судья, начальник легиона:
То — должности, не благо и не зло.
Но, все решая честно, по законам,
Внесешь в них благо — людям повезло.
Из прошлых зол — и благо прорастает,
А честность — не рождается во зле!
«Согласие с природою»- считают,
«рождает благо, в нем природы след».
Естественности блага не оспорю,
Но, благу — не хватает естества:
Настал отлив — на пенный берег моря
«Согласие с природой — важный признак!
Как можно это свойство отменять?!»
Величина существенна! Как призрак
Через века увидите меня…
Наоборот: ребенок станет взрослым,
Был неразумен — стал чуть-чуть умней,
Глядь: перестанет задавать вопросы:
Как звать Сенеку? Луций ли? Анней?
Ведь многое, благодаря приросту,
Становится и большим, и… другим.
Мед, в бочке и на ложке, тот же — просто!
Но, ломит шест усилье на изгиб…
Надвратный свод — понятен всем, пока мне
И незачем искать другой пример:
Как клином связан свод последним камнем,
Пусть даже не велик его размер.
Последний штрих — мы видим завершенье!
А, есть и непрерывность смены свойств:
Вот движется чуть-чуть, вот нет движенья…
Ты видел остановку? — Нет. — Изволь…
В ладу с природой, видит блага кров!
Так души понимают бесконечность
Отсутствием предела.
Будь здоров.
—
Письмо СXIX (О богатстве)
Луцилия приветствует Сенека!
Я научу: ты станешь богачом
Без кредиторов — и ругаться не с кем!
Найду тебе надежное плечо…
Припомни, что указано Катоном:
«Бери все в долг у самого себя!».
Иметь и не желать — одно и то же,
Итог один — не мучиться скорбя.
Я не учу отказывать природе:
Она во всем потребует свое!
Но, то, что за предел ее выходит
Бесцельный займ, не нужный для нее.
Я голоден — набью свою утробу!
А чем набью? — Природе все равно.
Из чаши золотой, из горсти пробуй:
Вода — всегда вода, вино — вино.
Смотри на цель!- Ее под носом вижу…
Тогда, и промахнуться здесь нельзя!
Нам голод шепчет: «Глянь, что есть поближе!
Я сделаю все вкусным, что б ни взял!»
Я вижу: ты расстроен, щеки бледны…
Ты думаешь: «Так гнусно обмануть:
Сулил богатства — предлагаешь бедность,
В которой… только ноги протянуть!»
Один имел — все, что ни захотел он…
Другой имел — богатства полон дом…
Кто был богаче? — Первый. В чем же дело?
Простая мысль доходит к нам с трудом…
Дом — полной чашей?- Что-то не хватает…
Бедняк доволен — на столе есть хлеб,
И зависть рядом с домом не витает:
Тщеславье не живет в печной золе.
Нет голода, нет холода, нет жажды?
А Македонский, побледнел однажды,
Узнав, что Дарий обогнал его!
Он шлет к границам мира флот за флотом,
Сорвал запоры мира, победил!
Но, посмотри: он грустен… Отчего так?
След алчности — он разум повредил!
Кто, в золоте купаясь, стал богатым?
Он стал жадней до денег — вот и все…
Красе — богат был? — Нет — был виноват он:
От мародера — мертвых не спасешь!
Весы богатства — в вечном перекосе:
Желанья — слева, справа — все что есть…
Что перевесит? (Думал: ты не спросишь…
В желаниях, конечно, больший вес.)
Желания разгул, до твердой меры,
Непросто сократить, и бедняки
(Синоним есть сейчас — пенсионеры)
Зачем-то припасают медяки.
(Хотя… уже до смерти недалече,
А нужно ж, чем-нибудь прикрыть глаза!
Одних — за счет страны бесплатно лечат,
Других — бесплатно схоронить нельзя.)
С богатыми — толпой желают дружбы,
Проедет свита — все кричат: Смотри!
Все счастье богачей глядит наружу,
А мудрые — счастливы изнутри.
В богатстве — все для бедности загадки…
Излишествами полон гордый Рим…
Богатство — разновидность лихорадки,
Всех треплет… Только вслух не говорим…
Как мерить все естественным желаньем,
Чтоб не платить излишествам оброк?!
В пяти словах прими, как упованье:
К желанью не подмешивай порок!
Ты спросишь: как прислугу подбирают,
Какой тарелке — выше всех цена?
Не важно. Я одно сказать стараюсь:
Природе — только пища и нужна!
Гораций: «Жажде — дела нет до чаши,
Ей все равно: какой рукой налить.»
Кто глину не возьмет, рукою машет
Воображает и не хочет пить.
Из всех даров природы наилучший:
Что нужно нам — не может надоесть!
На хлеб вчерашний сноб глядит колюче…
Кто голоден, тот предпочтет доесть.
Создатель мира предписал законом:
Здоровье, не излишеств баловство!
Упрек Его с намоленной иконы
Как голос: вы забыли Божество.
Природе по заслугам воздадим мы
За то, что алчем праведных даров:
Ищи — не роскошь, а необходимость
Для жизни и здоровья.
Будь здоров.
—
Письмо СХХ (О происхождении блага)
Луцилия приветствует Сенека!
Откуда честность, благо входят в нас?
Из книг, что мы прочли в библиотеках?
Из опыта души, что дал ей глаз?
В чем честности и блага сердцевина?
Полезно благо: значит приложить
Его названье к лошадям, и к винам,
И к обуви? — Нет, низость — хуже лжи.
В чем честность?- В пониманьи чувства долга?
В заботе о стареющих отцах,
В готовности покинуть дом надолго
И биться за победу до конца?
Скажу одно: что благом называют
Негодно к злу! Как этого не знать…
Ты замечал, как злоупотребляет
Богатствами и властью наша знать?
Вернусь к вопросу: В чем источник блага
И честности? — Природа не могла
Нам знанье дать, чей плод для многих лаком…
Но, семена познания дала.
Я не могу поверить, чтоб случайно,
Вдруг… добродетель встала в полный рост!
Лишь «ищущий обрящет» эту тайну,
Пусть, он и «не хватает с неба звезд».
Как наши полагали, добродетель
Посредством «аналогии» дана.
(Как слово появилось — не свидетель,
Теперь же — общепринято, признай.)
Я поясню (не делая уступки
потомкам — мы беседуем одни):
Чем поражают смелые поступки?
Знак совершенства видят люди в них.
Мы преклонили перед ними главы,
Не замечая спрятанный порок:
Закон природы — всякий видит славу,
Где блеск поступка он заметить смог.
Не взял Фабриций золота от Пирра:
Он царские богатства презирал.
Затем, предупредил отраву пира,
И совести своей не замарал.
Не давший победить себя богатствам,
И ядом не умевший побеждать
Вот в чем величье духа, образ братства,
Что сквозь лохмотья светит, как звезда!
Сказал: Живи — моим благодеяньем
И верностью, печалившей тебя!
Не в золоте мне славы изваянье,
В том, что Пирра пожалел, любя!»
Гораций (тезка знатного поэта)
Один с врагом сражался на мосту,
Разрушив сзади мост. (Не видев это,
Возможно, не поверите мне тут…)
И крикнув, когда брусья затрещали:
«Кто хочет, пусть идет моим путем!»
Он прыгнул в реку… стрелы вслед пищали,
Он вышел цел, с мечом, и со щитом.
Такие, и подобные деянья
Нам образ добродетели дают.
На фоне зла — прекрасней изваянье
Отважного и честного в бою.
Пороки — маскируются под благо:
Ленивый — порицает честный труд,
Себя считая смелым… Это — наглость!
Хоть глупому и кажется: Он — крут…
Пусть щедрым притворится расточитель:
«Дарить» и «не беречь» — мне не равны!
Он — собственных пороков обличитель,
Что на прогулке потерял штаны.
Труслив перед собраньем храбрый воин:
Он не врагов боится — площадей…
Кто в бедности и весел, и спокоен
Боится поношения людей…
Такое сходство нас и заставляет:
Не внешнее, а суть всего взирать!
Как часто мы поступок прославляем,
А, человека — стоит презирать!
Представь себе другого человека:
Терпим к врагам, и добр к своим друзьям,
Что сделает — то сделано навеки:
И в мелочах не сыщется изъян,
Хорош не «по намеренью» — «по делу»,
Мудр, терпелив, разумен, смел и щедр,
В нем дух — всегда царит над слабым телом,
Он постоянен в мыслях и поступках,
Что начал — все доводит до конца…
(Нарисовал я образ недоступный?
Но… шевельнулись слабые сердца?!)
Увидев добродетели сиянье,
Частями примеряем на себя:
Нам следует обуздывать желанья
И относиться к ближнему — любя!
Забыть про страх, спокойно делать дело,
Раздать долги, поменьше людям врать,
Учиться жить: полжизни просвистело
Готовься — не готовься: умирать!
Так мы поймем: что значит жить блаженно,
Не требуя от жизни ничего…
Кто выбрал Сам — Голгофы униженье,
Тому не страшен крик: Распни Его!
Пожертвовав Собой, других заставил
Он кротостью на путь добра наставил,
Когда душа настолько совершенна,
Мы говорим: в нем виден Божий дух.
Кто видит смерть — в спокойном отрешенье,
Тот видит жизнь — как нимба ясный круг.
В душе есть признак появленья свыше:
Ей тесно в теле, и не страшно — вон.
Мы от знакомых ежечасно слышим
Их жалобы: болит со всех сторон!
Желудок, печень, сердце, голова и
Так далее… Все плачут и скорбят:
Нас донимают, гонят… Так бывает
Со всеми, кто живет не у себя!
Мы рождены… в таком тщедушном теле,
Что не понять: В чем держится душа?
А жить в нем больше века захотели,
Не думая о смерти и греша…
Подходим к смерти, с каждым днем — все ближе,
Чем ближе — тем сильнее жизни страсть,
И, каждый час, доволен ты, обижен,
Влечет туда, где суждено упасть…
Как слеп наш ум! Не зная, что осталось,
О смертном часе горько голосим!
Все дни пути — добавили усталость,
В последний день — лишь падаем без сил.
И если мы увидим в ком-то стойкость,
Что подлинным величием полна,
Его душе приписываем свойства,
Которым не известна нам цена.
Все истинное — строго неизменно,
А в ложном — краткосрочного налет.
Есть люди, что всю жизнь попеременно,
Срываются то в лужу, то в полет:
То им Фабриций кажется не бедным,
То Туберон — не скромен и не строг…
Потом — затмят Апиция обедом,
И — Мецената превзойдут порок…
В больной душе заметны даже детям
Как волны, колебания ее:
То, напоказ — нужна ей добродетель,
То, по любви — к порокам пристает.
И — все мы таковы… Желаний смена
Нам, видно, уготована судьбой:
То — тянет на жену, то —