Скачать:PDFTXT
Нравственные письма

плохо кончил, в пуховых перинах,

А, мог дать красноречья образцы…

Закончу вновь словами Эпикура:

«Смотри, с кем ешь и пьешь, потом — что ешь.»

В уединеньи — поле для культуры,

Среди твоих «друзей» — полно невежд.

Ты, делая другим благодеянья,

В них ненависть скорее обретешь.

Не всем на пользу наши подаянья,

В ответ имеем — зависть, гнев и ложь.

Покуда нет ума, послушай мудрых:

Не всем дари добро свое и кров,

Разочарован меньше будешь утром,

И будешь спать спокойней.

Будь здоров.

—=

Письмо XX (О слове и деле)

Луцилия приветствует Сенека!

Здоров?- Я рад с тобою пополам.

Философом не стать в библиотеке,

Их мудрость познается по делам.

Знак мудрости — в единстве слова с делом,

Со всеми оставайся — сам собой.

Ты спросишь: «Кто же смог такое сделать

Немногие… Не тешусь похвальбой.

Ты оглянись — найдешь противоречья:

Твой дом, одежда, стол — во всем равны?

Ко всем ли обратишься с той же речью?

Нестойкостью отличия даны.

Никто не знает твердо, что он хочет?

А если знает — нет в упорстве сил.

Наутровновь желает то, что ночью

Подверг сомненью, даже осудил…

Хотеть и отвергать всегда все то же

Знак мудрости, от прочего — беда.

Нечестным и неправильным не может

Быть то, что привлекает нас всегда.

У большинства — желания, как тесто.

В упорстве — достижение вершин!

Допустим: не вершина это место

Но, знать об этом будешь ты один.

«А что мне делать с присною толпою?

Их моя бедность может оскорбить…»

Кто в бедности останется с тобою,

Тот — любит!- Как тут бедность не любить?

Доволен будь собой и милым благом,

Что породить своим усильем смог.

Нельзя отнять добро под этим флагом.

Все остальное — как рассудит Бог.

«Кто в рубище, с потрепанного ложа,

Зовет нас в бедность, золото поправ,

Своим примером побудить нас может,

Не болтовней, а жизнью доказав.»

Велик душой, кто и в богатстве беден,

Кого оно не в силах развратить.

Ему ценнее Святый дух обеден,

Чем золото, что в алтаре блестит.

А, если бедность впрямь к нему нагрянет,

Он сохранит величье, хоть чуть-чуть?

А, если вдруг бедняк богатым станет,

Сумеет ли презреть богатства путь?

Не знаю…По делам все станет ясно.

Но, бедность нам приятна и легка

Лишь оттого, что, с нею — безопасность,

Вот это — я скажу наверняка.

Природа отпустила очень мало,

Богатым не рождается никто.

Грудное молоко лишь пьем сначала,

И спим, укрывшись малым лоскутом.

Так начинаем… дальше — царства тесны,

Нам не хватает золота, шатров…

Зачем?!- Природе это неизвестно…

Кто был рожден богатым?

Будь здоров.

Письмо ХXl (О свете и блеске)

Луцилия приветствует Сенека!

Ты думаешь, хлопочешь за людей?

Блеск этой жизни — как сверканье снега,

Упавшего на камень площадей.

От жизни прежней, образ жизни новой

Отличен, как от блеска — звездный свет.

Блеск — отраженье доброго, дурного:

Упала тень… Где блеск? — Пропал и след

Мой Эпикур писал Идоменею:

«Ты жаждешь славы? Знай: в моем письме

Найдешь известность ты, куда вернее,

Чем в тех делах, что ты творишь во тьме.»

Он не солгал…Кто б знал Идоменея,

Когда и царь его давно забыт?

Философы всегда царей скромнее,

Но, дух — мощней, он прорывает быт.

Всех скроет Хронос, но, одних — мгновенно,

Другие же — века переживут.

Тебя, Луцилий, если откровенно,

Я предъявлю потомкам наяву.

Одним судьбаподобие нирваны,

Пока он жив — ему во всем почет.

Цена же у великих дарований

Чем дальше, тем все более растет.

Пускай Идоменей тебе заплатит,

Раз я его в письме упомянул:

«Не добавляй Пифоклу денег, хватит!

Желания достаточно свернуть…»

Не только денег…Также — наслажденья,

И почести, и долгие года…

Желанья, как миражные виденья,

Влекут нас всех неведомо куда.

Есть люди, что читая Эпикура,

Свои пороки жаждут оправдать.

Во всем найти дурное можносдуру,

В его садах я вижу благодать.

Желудок скромен — многого не надо,

Даешь излишек — стонешь от жиров.

Надежней — сразу навести порядок,

Потом — куда труднее.

Будь здоров.

=

Письмо XXII (Об избавлении от дел)

Луцилия приветствует Сенека!

Как уходить от дел твоих дурных?

И врач не может выписать в аптеке

Лекарства, по запискам от больных…

Так гладиатор, только на арене

Решенье принимает, увидав

Движения противника во время

Всей схватки, и сжимает, как удав.

Заочно, только общие советы

Друзьям или потомкам можно дать.

Конкретно же, как делать то и это,

Не скажешь ты, пока не увидал.

Не упускай и мимолетный случай,

И избавляйся — из последних сил…

Тебе решать: уйти…из жизни лучше,

Или от жизни этой, как спросил.

Что б ни решил, окончи заблужденья:

Распутывай, не рви тугую сеть.

Но, самый робкий предпочтет паденье,

Чем — на веревке без конца висеть.

Чем занят — ограничь себя на этом,

И не считай, что ты в плену у дел.

Остановись, не мчись с попутным ветром

Изменится судьбы твоей удел.

Не торопись, старайся выбрать время,

Но, если видишь, что пробил твой час,

Тогда не мешкай — смело ногу в стремя.

Прост выбор: никогда или сейчас.

Ты скажешь: «Что я слышу? Ты ли, стоик,

Бросаешь гири, взятые на грудь?!»

Отвечу: Не всегда трудиться стоит,

Порою — лучше бросить этот груз.

Когда дела сомнительны и странны,

И делаешь их — только ради дел,

Задел не нужен… Поздно или рано,

Полезнее безделья беспредел.

А, как с плодами? С пустотой в прихожей?

Как с поля перед жатвою уйти?

На дерзкую любовницу похоже:

И бросить жалко, и, нет сил снести.

Скорее — люди держатся за рабство,

Чем рабство их хватает за рукав.

Я призову стоическое братство,

Чтоб снять тебя с привычного крюка.

Бог посылает пышные невзгоды,

По нашей просьбе — пытки, кипяток.

Кто с ношей — тяжело уходит в воду,

А бросишь — снова воздуха глоток.

«Уходит всяк из жизни, как родился?»

Неправда — «словно только что вошел.»

Лишь тот, кто от греха отгородился,

Умрет, как и родился — хорошо.

Мы рождены, что жизнь нам стала сказкой:

Без страхов, вожделений и коварств.

Блажен, кто умер с безмятежной маской,

Спокойно покидая бренность царств.

Как дети, старики боятся смерти,

Не зная жизни, в ней оставив зло,

И, уходя, кричат: «Спасите! Верьте:

Я жить хочу! Как мне не повезло…»

В ком жажда жизни — тот не сделал блага

при жизни. Их пугает жар костров.

Но, не добавишь жизнь, хотя бы на год,

И — поздно делать благо

Будь здоров.

—=

Письмо ХХIII (О радости)

Луцилия приветствует Сенека!

Что мне коварство нынешней весны?

Пасхальная трава под слоем снега?

Мы не об этом говорить должны.

Скажу о том, как научиться мыслить,

Не видя себе радости в пустом.

Кто радость смог в самом себе исчислить,

Вовек не сокрушается о том.

Учись искусству радости. Лишая

Себя случайных сладостных утех,

Ты можешь отыскать, не согрешая,

Ту радость, что лежит вдали от всех.

Что тешит чернь — все слабо и неверно,

Как золота крупинки в бликах дна.

Богатство жилы — в глубине, наверно

Вознаградит старателя сполна.

Верь: радость настоящая сурова,

Кто держит наслаждения в узде,

Кто не страдает от потери крова,

С тем радость будет вечно и везде.

Путь наслаждений — на краю откоса,

Скатился — и страдания кругом…

Избегнуть их — есть меры, но непросто

Заметить блажь в намереньи благом.

В чем радость? — В чистой совести, харизме,

Презрении к роскошному колье.

Нам радостьплавный ход спокойной жизни,

Катящейся по строгой колее.

Река судьбы несет людей, пугая

Течением и бурною волной.

Немногие, собой располагая,

Всегда упорны в замысле одном.

Кто каждый день стремится жить сначала,

Едва начав, боится умереть.

На корабле, что тронулся с причала,

Не может кормчий в небо посмотреть.

Почти никто из нас не знает истин,

Проживши в этом лучшем из миров.

Кончаем жить, не начиная жизни,

Не познавая блага.

Будь здоров.

Письмо XXIV (О мужестве)

Луцилия приветствует Сенека!

Тебе судом грозит твой ярый враг?

Ты жаждешь утешенья от коллеги:

«Верь в лучшее, надейся… Этих врак

Тебе произносить сейчас не стану.

К чему нам пыль истоптанных дорог?

Другой есть путь к спокойствию, как стану,

Свободному от суетных тревог.

Представь, что все страшившее случилось,

Измерь беду и взвесь душивший страх.

Тогда поймешь: твое несчастьемилость:

Невелико иль коротко, как крах.

Несложно мне найти тому примеры,

Их нам дает любой прошедший век:

Изгнанья, пытки, казни…Высшей мерой

Находит наказанья человек.

Рутилий Руф, Панэтием обучен,

Спокойно осужденье перенес.

Неправых судей краток век и скучен.

Руф — и Суллу будил от сладких грез.

Сократу, что беседы вел в темнице,

Предложен был спасительный побег

Он отказался, чтоб пример зарницей

Прогнал наш страх, дал знать, что есть успех.

Сцевола, не сумев убить Порсенну,

Сам сунул руку в лютый жар огня:

Так доблесть объявляет свою цену…

Порсенна — изумлен, осаду снял…

Ты скажешь: «Эти песни перепеты,

Еще расскажешь, как погиб Катон?»

Да, расскажу…Пусть эти два куплета

Дадут потомкам знание о том.

Не за свою свободу он сражался,

За Родину, свободу всех сердец.

Одной рукой Платона он держался,

Другой — за меч — спасенье и конец.

Он пал на меч…Врачи забинтовали,

Чтоб оттянуть дорогу в близкий морг.

Но, руки его — рану разорвали,

Он душу свою силою исторг.

И Сципион, захваченный случайно,

Упал на меч… Врагу, когда вошел,

Ответил на вопрос: «А где начальник

«С начальником все очень хорошо!»

Такой поступок поравнял их с предком?

Нет, больше! — Он дедов затмить сумел.

Разруха Карфагена — подвиг редкий

Но, больший подвиг — победивший смерть!

Поверь, Луцилий, смерть не станет жуткой

Для тех, кому и жизнь не дорога.

Прими ее — судьбы последней шуткой,

Спокойно наблюдая гнев врага.

Пусть совестью ты чист без причащенья

Есть, среди судей, несколько скотов…

Надейся на правдивое решенье,

Но, к худшему, Луцилий, будь готов.

Кто отделил смятенье от причины,

Поймет, что в деле страшен — только страх.

Подобны детям — взрослые мужчины,

Испуганные маской на глазах.

Зачем пугать нас острыми клинками?

Зачем на дыбу влечь людей шутя?

Не меньше боль рождает в почках камень,

И женщине — рожденное дитя.

Я обеднею — буду среди многих,

Изгонят — вновь отчизну обрету,

Оковами запутаны мне ноги,

Умру — забуду эту суету.

Мы умираем тихо, ежедневно,

Скачать:PDFTXT

Нравственные письма Сенека читать, Нравственные письма Сенека читать бесплатно, Нравственные письма Сенека читать онлайн