Скачать:PDFTXT
Нравственные письма

освежает животворно,

То, во втором — потери и порок.

Кто в наслажденьях сам себя бесчестит

Сильней врагов, того могу простить:

Страданья их — ужасней злобной мести,

Никто не смог бы бесконечно мстить.

Блеск наслаждений — жалкая химера,

Пусть признают, что в прихотях он прав.

Нет истины без веры и без меры,

Нет снадобий, кому пороки — нрав.

Необходимость измеряют пользой,

Излишества — не умещает ров…

Они уже не тешат нас, а больше

Повелевают нами.

Будь здоров.

Письмо XL (О быстроте речи)

Луцилия приветствует Сенека!

Портреты — это средство от тоски.

Хоть мы с тобой по-прежнему далеки,

Но в письмах — радость узнанной руки.

Ты пишешь, что слыхал Серапиона

И речь его неслась, как водопад.

Философ — молвит кратко и резонно,

Кто сыплет словом — часто невпопад.

Стремительный напор и многословье

Ораторам перед толпой под стать.

Кто отнесен к философов сословью,

Тот должен книгу медленней листать.

В речах, что люди истине внимают,

Должна быть безыскусность, простота.

А черни, что речей не понимает,

Нужнее возбужденья быстрота.

В таких речах есть шум, но нет в них силы,

А шум… (припомни притчу про ослов)

И мудрого поднимет из могилы

Треск без разбору сыплющихся слов.

Бегущий под уклон себе не волен,

Как быстро говорящий без души.

Кто мудр — тот не торопится, спокоен

Не стоит с наставлением спешить.

«Неужто не могу возвысить голос

Нет, можешь, но, достоинство храни.

Раз Господом сосчитан каждый волос,

Как можно мир словами изменить?

Виниций говорил всегда «в растяжку»…

«Ты скажешь что-нибудь?» — вскричал глупец:

Для глупости ума движенья тяжки,

Как для гуляк занудливый скопец.

Пусть в Греции бормочут вслух, стараясь

Успеть. Но нам привычней разделять.

Так, Цицерон, как будто озираясь,

Способен был словами исцелять.

И Фабиан, проживший безупречно,

Был мудр, красноречив (пусть упрекнут).

Он плавностью речей не быстротечных

Мог донести весь смысл за пять минут.

Кто говорит быстрей, чем понимает,

Ни совести не внемля, ни стыду,

Тот забывает, что ему внимают,

И в собственных словах найдет беду.

Отдай свое усердие предметам,

Потом словам — они всего лишь трость.

Кто с истиной знаком, тот молвит метко

И взвешивает слово.

Будь здоров.

Письмо XLI (О Божественном)

Луцилия приветствует Сенека!

Ты пишешь: Совершенствую свой дух…

Прекрасно, нет нужды искать опеки

На небесах, тревожа Бога слух,

Зачем просить том, что можем сами?

Ведь Бог вблизи тебя, с тобой, в тебе!

Не надо дух искать за небесами

И в церкви — поищи его в себе.

И как ты обращаешься с ним втуне

Вокруг себя ты видишь тьму иль свет

Без Бога кто возвысит над фортуной?

Лишь Он способен дать на все ответ.

Когда идешь густой и тихой рощей,

Где свет скрывает плотная листва,

Внушает все (не объяснить здесь проще),

Что в роще — проявленье Божества.

Истоки рек, глубокие пещеры,

Озера темных, непрозрачных вод…

В нас это пробуждает святость веры,

Предчувствием святыни всколыхнет.

А если ты увидишь человека

Бесстрашного, спокойного, как Бог,

Глядящего без трепетанья века,

На всех… Неужто ты б понять не смог,

Что видишь не преддверие могилы

Величье в нем опору обрело!

Что снизошла Божественная сила

На бренность тела, на его чело!

Высокая душа чужда волнений,

Ничтожны ей стремления и страх,

И, в этом — несомненность проявлений

Божественных начал в его устах.

Как солнца луч, на землю прилетая,

Живет своим источником в веках,

Так и душа, великая, святая

Лишь проявленье силы родника.

Она нас не чуждается, но связи

С Божественным — основа многих Вер.

И подымает нас из плотской грязи,

И многим в жизни подает пример!

Душа в себе хранит добро от века,

Она не блещет внешним, наносным.

Что есть глупее славы человека

Чем в том, что может быть раздельно с ним.

В арену укротители выводят

Усталых львов, блестящих красотой…

Но дикий лев намного превосходит

Расслабленного, с гривой золотой.

У одного — прекрасный дом и челядь,

Он получает много барыша,

Обильно жнет (и, часто — где не сеет),

Но сам, при том, не стоит ни шиша.

Что человек?- Душа. А в ней? — Лишь разум.

И высшим благом в нем — исполнить то,

Что никому не в силах сделать сразу,

Но, чем достойно — подвести итог.

Толпа, в припадке общего веселья,

Несет туда, где всех пленит порок.

Живи с природой — избежишь похмелья.

Ты — человек разумный.

Будь здоров.

Письмо XLII (О добродетели и пороке)

Луцилия приветствует Сенека!

Ты веришь, будто он — дитя добра?!

Таких — один, и то не в каждом веке…

Как исключенье, Господа парад.

Когда б он знал хотя б, что это значит,

Он даже не пытался бы им стать

Что из того, что о дурном он плачет?

Иуда тоже пожалел Христа…

Он ненавидит безудержность власти?

Он сам бы сделал то же, если б мог…

Пороки многих скрыты в них, отчасти

Из-за того, что чуют слабость ног.

У них нет средства показать всю низость,

Которую таят в себе давно.

Зимой змеи не устрашает близость,

Когда лежит замерзшей, как бревно.

Ты утверждал, что некто — в твоей власти…

А я сказал: в твоих руках перо!

Он улетел? — Он был известной масти,

Что отвечают злобой на добро.

Кто угрожает — тот пожнет угрозы,

Кто домогался — бремя обретет.

Поэт в душе — постигнет жизни прозу,

Когда она сквозь камень прорастет.

Всю тупость нашу видно из того лишь,

Что ценность мерим, деньги возлюбя…

Отдать за долг свой дом — не приневолишь…

Всего дешевле ценим мы — себя

Есть ценности — опасней злого жала

Осы, что проползает по губе:

Когда б они нам не принадлежали,

То… мы принадлежали бы себе.

Мы часто помышляем о расплате,

И проливаем слезы, как капель

Хоть многим — надоело, что утратил…

А, если нет — привыкнуть не успел…

Нет денег — нет в деньгах безумной жажды.

Мы все готовы, охранять свой кров,

Но, сохранить себя — не может каждый.

Не думай о потерях.

Будь здоров.

—=

Письмо XLIII (О тайном и явном)

Луцилия приветствует Сенека!

Ты спрашиваешь: Как я все узнал?

Молва все знает, хоть таись в отсеке,

Хоть вырой неприступнейший канал.

В провинции ты — важная фигура,

Хотя для Рима — кочка у холмов.

Потомкам ты — герой литературы,

И тема размышлений для умов.

Зачем мы строим стены? Вроде ясно

Чтоб жить меж них в спокойствии души?

Увы…Мы ищем в них не безопасность

Лишь средство незаметнее грешить.

Как счастлив тот, кто мог бы жить отлично

С дверями без засовов и замков,

Чтобы пришедший не поймал с поличным,

Хотя, не приглашен и не знаком.

Кто честен — может жить в прозрачной клети.

Кто говорит правдиво, к нам суров?

Не забывай, что совестьтвой свидетель,

И… нужно с ним считаться.

Будь здоров.

Письмо XLIV (О происхождении)

Луцилия приветствует Сенека!

Как? Ты — в происхождении убог?!

У всех людей, что римляне, что греки,

Есть общий прародитель — это Бог!

Ты — римский всадник, вправе твои ноги,

Вблизи орхестры пролагать следы,

А есть другие, их довольно много,

Кому закрыты первые ряды.

Лишь благородство духа всем открыто:

Клеанф-садовник воду подносил,

Сократ с рожденья не был именитым,

Платон неспешно набирался сил.

Платон сказал нам: «Все цари — из рабства,

И нет рабов, в чьих предках нет царя.»

Ни царь, ни раб, не признающий братства,

Не в силах устоять у алтаря.

В чем благородство? В древности портретов,

Которые проходим чуть дыша?

Поверь, мой друг, секрет совсем не в этом:

В нас благородство создает душа.

Вообрази, что ты не римский всадник

Есть путь из пешек в сильного ферзя

(Толпа не в счет — то зависти рассадник):

Лишь путь благой — во зло свести нельзя.

Не заплутай — есть в жизни цель и средства,

Блаженствоцель. Пусть средства хороши,

Но не всегда им цели по соседству,

А средства — могут цели оглушить.

Жизньлабиринт…Кто в спешке в ней плутает

Напоминают глупых школяров.

Кто видит цель, впустую не мечтает.

Не путай цель и средство.

Будь здоров.

-=

Письмо XLV (Об истине и ее подобии)

Луцилия приветствует Сенека!

Ты жалуешься: Не хватает книг…

Зачем бродить в большой библиотеке,

Когда не выбрал книгу и не вник?

Ты просишь книг, а не моих советов?

Я все готов отдать из закромов,

И сам прийти, наградою за это

Узрев твой рост и духом, и умом.

Не стану я считать красноречивым

Себя, раз попросил ты мой совет ,

Как я не мог бы счесть себя красивым,

Из-за того, что просишь мой портрет

Прочти мой труд… пусть смотрится топорно,

В нем истины не видно, ни на грош

Поверь, что я ищу ее упорно,

Который год отцеживая ложь.

Я верю рассуждениям великих,

Но знаю за собой свои права:

Открытия великих многолики,

Но всё ль они сумели нам назвать?

Они в словесных тонкостях погрязли,

Ища в словах второй и третий смысл.

Как жить?! Как умирать?! Сказали разве?!

На это я направлю твою мысль!

Что в сходном слове? Различенья ради

Впустую мысль в синонимах кружит…

Желания — с желаньями в разладе…

И замысел — от замысла бежит…

Как лесть врага напоминает дружбу,

Найдя в глубины сердца верный путь!

Она пленяет слух наш безоружный,

И приглашает душу отдохнуть.

Здесь наглость бродит смелостью счастливой,

Умеренность стоит, как лени знак,

Под маской осторожного — трусливый,

И другом притворяется твой враг.

Пусть самый хитрый в умозаключеньях

Докажет: У тебя растут рога!

Кто глуп настолько, чтоб искать леченья

От них?- Уж больно плата дорога

Наперсточников ловких рук виденье

Для простака — надежды сладкий мёд.

В софизмах мудрецу — лишь наслажденье,

А глупый — их и вовсе не поймёт.

Блажен, познавший золото от века,

Но благо обнаруживший внутри.

Кто видит в человеке — Человека

Тот знает, что любой — неповторим.

Кто тверд в сужденьях, и в делах бесстрашен,

Кого фортуна бьет, а он — ей рад…

Напоминает неприступность башен,

Которые по крышам лупит град.

Сказавший: Лгу…Он лжет? Иль молвит правду?

Пустой вопрос, когда всё в жизни — ложь

Не лги себе — и будешь мной оправдан,

Жизнь уличи — и счастье в ней найдешь.

Что благо — то для всех необходимо,

В похлебке не ищи желанных благ.

В

Скачать:PDFTXT

Нравственные письма Сенека читать, Нравственные письма Сенека читать бесплатно, Нравственные письма Сенека читать онлайн