Нагорная Проповедь. Штайнер Рудольф.
Позавчера мы говорили о том, как человечество представлено перед трудными обстоятельствами. Мы будем в состоянии лучше понять, почему это так, если мы рассмотрим наше время в терминах всей эволюции человечества и таким образом принесем себя на современный уровень относительно многих вещей известных и неизвестных.
Вы знаете, что одним из важнейших провозглашений сделанных ко времени приближения События Христа было: «Измените состояние ваших Душ, ибо Царство Небесное близко». Эти слова обладают глубочайшим значением. Они указывают, что нечто наиболее существенной природы происходит в развитии всей Души человека в наше время. Когда эти слова были произнесены, более трех тысяч лет прошло с начала Кали Юга (Kali Yuga) или Эпохи Мрака. Что является существенным в этой эпохе? Это была эра, в которой было нормальным для человека зависеть только от того, что доступно его чувствам и также от его связанного с мозгом интеллекта. Только те вещи, которые могли быть испытаны такими средствами могли быть известными и понятыми в Эпоху Мрака или Кали Юга.
Эпохе Кали Юга предшествовала эпоха, в которой человек не был зависим только от внешних чувств и интеллекта, но тогда он все еще сохранил более или менее память о древнем сновидчески подобном состоянии, в котором он был способен чувствовать связь с Духовным миром. Именно об этой изначальной эпохе мы и желаем создать картину.
Человек мог видеть не только минеральные, растительные и животные царства, равно как и себя внутри физической области, но он мог также в состоянии между бодрствованием и сном воспринимать Божественный мир. Он видел себя как члена низшего царства в Иерархическом порядке, а выше себя он воспринимал Ангелов, Архангелов и так далее. Он знал из своего собственного опыта, что было бы абсурдом отрицать существование Духовного мира также, как и сегодня было бы абсурдом отрицать существование минеральных, растительных и животных царств. Он не только обладал знанием того, что струилось к нему из Духовных областей, но он обладал способностью стать совершенно пронизанным этими силами. Тогда он находился в состоянии экстаза. Его чувство Эго было погружено, но Духовный мир со своими формами втекал в него. Таким образом он обладал не только знанием, переживанием Духовного мира, но он мог, если например он был больным получить исцеление и обновление посредством такого экстатического состояния.
Восточная мудрость ссылается на эпохи, в которых человек все еще обладал непосредственной связью с Духовным миром, как: Крита Юга (Krita Yuga), Трета Юга (Treta Yuga) и Двапару Юга (Dwaparu Yuga). В поздние эпохи, однако, более не существовало действительное видение, но только воспоминание имело место, подобно тому как старый человек может вспомнить свою юность. Затем двери в Духовный мир закрылись. Человек не мог более сообщаться с ним в своем нормальном состоянии сознания и наступило время, когда только посредством длительной и тщательной подготовки в Мистериях он мог снова повернуться к Духовному.
В течение Кали Юга, однако, нечто случайно проникало в физический мир из Духовных областей. Как правило, это не приходило от добрых сил, но было демонической природы. Все странные заболевания, описанные в Евангелиях, когда упоминались люди ими обладающие, относились к демоническим силам. В них мы должны распознать действие демонических Духов. Такая Малая Кали Юга началась около трех-тысячного года до Рождества Христова и характеризовалась фактом, что Духовный мир постепенно стал совершенно закрыт для нормального сознания человека, так что все знание должно было быть выведено из мира чувств. Если бы этот процесс продолжался бы с той же силой, все возможные связи с Духовным миром были бы утеряны для человека. Вплоть до времени Кали Юга человек помнил некоторые вещи, которые были сохранены традицией, но со временем даже такие связи постепенно исчезли. Даже Учитель, хранитель традиции, не мог говорить о Духовных мирах, потому что человек более не обладал способностью понимать. Его знание постепенно стало ограниченным физическим миром.
Если бы этот процесс продолжался бы далее, человек никогда снова не смог бы установить связь с Духовным миром, сколько бы он ни пытался, если бы нечто не произошло в другом направлении, а именно воплощение на физическом плане Божественного Существа, на которого мы ссылаемся как на Христа.
Раньше, человек должен был возвысить себя до Духовных Существ, но теперь они должны были снизойти в его область, появиться в близи него, прежде чем он мог распознать их своим сознанием Эго. Такой момент был предсказан пророками древности. Было предсказано, что человек будет способен найти свою связь с Богом внутри и посредством своего собственного Эго. Однако когда обещанное время пришло, это было с силой преподнесено вниманию человека, что такой момент наступил. Тот, кто наиболее мощно сделал это был Иоанн Креститель. Он провозгласил, что времена изменились, что «Царство Небесное близко». Позднее, это было указано подобным же образом Иисусом Христом, но наиболее значимый знак был заранее дан через многочисленные крещения, совершенные Иоанном Крестителем и через его учение.
Единственно этими средствами изменение не было бы все еще возможным. Определенное количество людей должно было бы иметь гораздо большее переживание Духовного мира для того, чтобы в них могло быть рождено убеждение, что Духовное Существо проявилось. Это было достигнуто погружением их в воду. Когда человек был на грани того, чтобы утонуть, связь эфирного тела с физическим телом ослабевала, даже частично отступала. Тогда человек переживал признак нового импульса в эволюции мира. Из этого произошло мощное воззвание: «Измените состояние ваших Душ, ибо Царство Небесное близко. Состояние Души через которое вы вступите в связь с снизошедшим Христом должно снизойти на вас. Времена свершились».
Сам Иисус Христос выразил в наиболее проникающих мыслях, свершение времен в так называемой Нагорной Проповеди. Это ни в коей мере не была проповедь для масс. Евангелия гласят: «Когда Христос увидел толпы народа, Он отступил от них и явил Себя Своим ученикам». Им Он открыл, что человек в древние времена мог стать проникнутым Богом в течение состояния экстаза. Будучи вне своего Эго, человек был блажен и имел прямое переживание Духовного мира из которого он мог черпать Духовные и дающие здоровье силы. Однако теперь — так сказал Иисус Христос Своим ученикам — тот человек может стать проникнутым Богом, который проникнет себя Импульсом Бога и Христа, и сможет объединить себя как Эго с таким Импульсом. В прошлом, только тот мог взойти к Духовным сферам кто был наполнен Божественными потоками исходящими от них. Только тот, кто обладал Духом мог быть назван блаженным. Такой человек был видящим в древнем смысле и был редкой персоной. Большинство людей стали нищими Духом. Теперь однако, те кто искал Царство Небесное могли найти его через свои собственные Эго.
Что происходит в такую важную эпоху в эволюции мира всегда оказывает действие на целое человечество. Если только один член человеческого существа подвергся воздействию, все другие члены реагируют. Все члены его существа — физическое, эфирное и астральное тело, чувственная, рассудочная и сознательная Душа, Эго и даже высшие члены Души — получают новую жизнь через близость Царства Небесного. Такие учения находятся в полном согласии с учениями изначальной Мудрости.
Для того чтобы Индивидуальность должна была войти в Духовный мир в прежние времена, эфирное тело должно быть слегка отделено от физического тела, которое было сформировано особым образом. Иисус Христос, следовательно, сказал по отношению к физическому телу: «Блаженны нищие, бедные Духом, ибо если они разовьют свои управляемые Эго тела правильным способом, то они найдут Царство Небесное». («Блаженны нищие Духом, ибо их есть Царство Небесное». — Евангелие от Матфея 5:3)
Об эфирном теле Он сказал: «Раньше люди могли быть излечены от болезней тела и Души возвышением в Духовный мир в состоянии экстаза. Теперь те, кто страдает и наполнен Духом Бога могут быть вылечены и утешены, найдя источник утешения внутри самих себя». («Блаженны плачущие, ибо они утешатся». -Евангелие от Матфея 5:4)
Об астральном теле Он сказал: «В прежние времена те, чьи астральные тела были заняты дикими и необузданными страстями могли быть подчинены, когда спокойствие, мир и чистота устремляются к ним от Божественных, Духовных Существ». Теперь люди должны найти силы внутри своих собственных Эго через обитающего Христа, чтобы очистить свои астральные тела на Земле. Таким образом новое влияние в астральном теле должно было быть представлено в словах: «Блаженны и Богом проникнуты в своих астральных телах являются те, кто вскармливает спокойствие и невозмутимость внутри себя — все утешение и благоденствие на Земле будут им наградой». («Блаженны кроткие, ибо они наследуют Землю». — Евангелие от Матфея 5:5)
Четвертая заповедь касается чувственной Души. Эго того, кто очищает себя в своей чувственной Душе и ищет высшего развития, будет проникнуто Христом. В своем сердце человек будет жаждать праведности — он будет проникнут благочестием и его Эго станет насыщенным в себе. («Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся». — Евангелие от Матфея 5:6)
Следующий член человеческого существа есть рассудочная Душа. В чувственной Душе Эго находится в апатичной дреме; оно пробуждается только в рассудочной Душе. Вследствие того, что Эго спит в чувственной Душе, мы не можем обнаружить в другом человеке Эго, которое действительно делает его человеческим существом. До того как Индивидуальность развила Эго внутри себя, она должна была позволить чувственной Душе вырастать до Высших миров, чтобы быть в состоянии получить что-нибудь там. Однако когда Индивидуальность развивает себя в своей рассудочной Душе, она может воспринять другого человека, ближайшего к ней. Когда ссылаются на все эти прежде упомянутые члены человеческого существа мы должны иметь ввиду, что было дано им в прежних областях. Только рассудочная Душа может наполнить себя тем, что струится от человека к человеку. («Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут». — Евангелие от Матфея 5:7) В пятой заповеди структура предложения должна будет принять специальную форму. Предмет и предикат должны быть подобными, поскольку это касается того, что Эго развивает внутри себя. Пятая заповедь гласит: «Тот, кто развивает сострадание и милосердие найдет сострадание в других».
Следующее предложение заповедей относится к сознательной Душе. Через нее Эго приходит к бытию как чистое Эго и становится способным принять Бога в себя. Если человек возвышает себя до такой степени, он может воспринять внутри себя ту каплю Божественного, его Эго; через его очищенную сознательную Душу он может видеть Бога. Внешним физическим выражением Эго и сознательной Души является кровь, а место, где они достигают наиболее чистого выражения находится в сердце, как выражение очищенного Эго. Христос, следовательно сказал в шестой заповеди: «Блаженны чистые сердцем,