Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Нагорная проповедь. Христианская контркультура

концепции о любящем Боге… Но ведь Иисус не сказал: «Вы мед мира». Он сказал: «Вы соль мира». Соль разъедает, и неизвращенная весть о суде и благодати Божьей всегда была едкой»[77].

Но, осуждая ложь и зло, мы должны также поддерживать то, что истинно, хорошо и порядочно, будь то с нами по соседству, в нашем колледже, на работе или в бизнесе, или же в более широких сферах общенародной жизни, включая и средства массовой информации.

Христианская соль эффективна как в действиях, так и в словах. Мы уже говорили, что Бог создал государство и семью как социальные структуры, способные предотвращать зло и поддерживать добро. И христиане обязаны наблюдать, чтобы эти структуры не только сохранялись, но и действовали по справедливости. Слишком часто евангельские христиане истолковывали свою социальную ответственность лишь как помощь в частных проявлениях больного общества и ничего не делали для изменения структур, вызывающих эти проявления. Подобно тому, как врачи озабочены не только лечением пациентов, но и профилактической медициной и общественным здоровьем, также и мы должны быть озабочены тем, что могло бы называться социальной профилактикой и более высокими нормами моральной гигиены. Как бы ни были мы малочисленны, мы не можем не пытаться создавать лучшие социальные структуры, которые бы гарантировали справедливое законодательство и применение законов,’ свободу и достоинство личности, гражданские права для меньшинств и отмену социальной и расовой дискриминации. Не будем закрывать на это глаза и уклоняться от своей обязанности. Все это является частью Божьего плана. Будучи сознательными гражданами, христиане действуют в обществе подобно соли. Как отметил сэр Фредерик Катервуд в своем докладе на симпозиуме «Является ли революция изменением?»: «Попытка исправить общество — это не обмирщение, а любовь. Обмирщение же — стремление умыть руки, отвернувшись от общества»[78].

Но падшие человеческие создания нуждаются в большем, нежели в баррикадах, чтобы остановиться на пути полного своего падения. Они нуждаются в возрождении, в новой жизни, которую способно дать Евангелие. Отсюда наше второе призвание быть «светом мира». Ибо истина евангельская — это свет, содержащийся, конечно, в хрупких земных светильниках, но тем ярче он должен светить, чтобы пробиться через нашу земную природу. Мы призваны к распространению Евангелия, а также и нашего образа жизни в соответствии с евангельским идеалом (ср.: Флп. 1:27).

Итак, не нужно противопоставлять наши два призвания — быть солью и светом, нашу христианскую социальную и евангелизационную обязанности, как будто бы мы хотим выбирать между ними. Не будем ни преувеличивать, ни преуменьшать одно за счет другого. Одно не может быть заменителем другого. Миру нужны оба. Он плох и нуждается в соли; он темен и ему нужен свет. Христианское наше призваниебыть и тем, и другим. Иисус Христос сказал так, и этого достаточно.

Одно из пастырских служений в Соединенных Штатах, описанное как вершина так называемого «движения Иисуса», известно под названием «Дом света и силы Иисуса Христа». «Свет и сила» — прекрасное сочетание, и то, и другое можно найти в Иисусе Христе. Но когда же будет учреждена в Америке «Компания соли и света Иисуса Христа»?

В прежние годы в Великобритании возникло почти спонтанное движение, известное как «Праздник Света». Я благодарю Бога за мужественное и плодотворное свидетельство молодых людей, участвовавших в этом движении. Они пытались соединить протест против порнографии и кампанию за введение нравственного закона Бога в общественную жизнь с ясным свидетельством об Иисусе Христе. Возможно, это движение стало бы еще более осознанным, если бы называлось «Праздником Соли и Света».

При любых обстоятельствах мы не должны стыдиться нашего призвания быть солью и светом, или мы будем виновны в том, что пытаемся разделить то, что Иисус соединил.

Христианский характер, описанный в заповедях блаженства, и влияние христиан, определенное метафорами соли и света, органически связаны между собой. Влияние наше зависит от наших свойств. Но заповеди блаженства ставят необычайно высокий и точный стандарт. Поэтому в заключение этой главы оглянемся на оба параграфа и обратим внимание на призыв к праведности, выраженный Иисусом.

Во–первых, на этом пути мы будем благословенны. Заповеди определяют тех, кого Бог называет «блаженными», кто угоден Ему и кто сам реализует свое призвание. Истинное блаженство можно найти в добродетели, и нигде больше.

Во–вторых, на этом пути мы лучше всего послужим миру. Иисус дает Своим последователям невероятные привилегии — быть солью и светом мира, при условии, что они будут жить по заповедям блаженства.

В–третьих, на этом пути Бог будет прославлен. В конце Своего служения Он выразит ту же истину в подобных словах: «Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода, и будете Моими учениками» (Ин. 15:8).

Таким образом, это является огромным стимулом к доброй жизни, подобной жизни Христа, а также к развитию христианской контркультуры. Этот путь дает благословение нам самим, спасение другим и, наконец, — славу Богу.

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАТФЕЯ 5:17–20

Праведность христианина: Христос, христианин и закон

17 Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков; не нарушить пришел Я, но исполнить,

18 Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все, 19 Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном, 20 Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное.

Так говорил Иисус о христианском характере и о влиянии христианина, которое он будет иметь в мире, если проявит этот характер и если плоды его характера будут выражаться в «добрых делах». Теперь Он, говоря об этом характере и его добрых делах, употребляет термин праведность. Он объясняет, что праведность, которую Он уже упоминал дважды и которую алчут и Жаждут Его ученики (ст. 6), во имя которой они страдают (ст. 10), соответствует нравственному закону Бога и, тем не менее, превосходит праведность книжников и фарисеев (ст. 20). «Добрые дела» — это дела послушания. Он начал Свою проповедь с заповедей блаженства, употребляя третье лицо («Блаженны нищие духом»); продолжил Он во втором лице («Вы соль земли»); теперь же Он переходит на авторитетное первое лицо и впервые использует Свою особую, не допускающую возражения формулу «истинно говорю вам» (ст. 18) или «говорю вам» (ст. 20).

Этот параграф очень важен не только тем, что в нем дается определение христианской праведности, но и тем, что здесь проясняются отношения между Ветхим и Новым Заветами, между Евангелием и законом. Параграф разделяется на две части: первая — Христос и закон (ст. 17,18) и вторая — христианин и закон (ст. 19, 20).

1. Христос и закон (ст. 17,18)

Христос начинает с предупреждения, чтобы исключить любую попытку даже подумать, будто Он «пришел нарушить закон и пророков», то есть весь Ветхий Завет или любую его часть (ср. 7:12). По тому, как Иисус формулирует это отрицательное утверждение, видно, что некоторые действительно могли думать нечто подобное, и поэтому Он возражает им. Хотя Его публичное служение началось значительно раньше, все же современники Христа были глубоко обеспокоены Его, как им казалось, негативным отношением к Ветхому Завету. Возможно, это проявилось уже в споре о субботе, ибо Марк в своем Евангелии помещает эти два события (срывание колосков в субботу и субботнее исцеление сухорукого) даже перед избранием двенадцати (Мк. 2:23–3:6). Конечно, с самого начала Его служения люди поражались власти Его. «Что это? — спрашивали они. — Что это за новое учение, что Он и духам нечистым повелевает со властью, и они повинуются Ему?» (Мк.1:27). Поэтому естественно, что многие хотели знать, как соотносится Его власть с авторитетом закона Моисея. Им было ясно, что книжники подчиняются закону, ибо они были «учителями закона». Они посвящали себя его истолкованию и утверждали, что не существует для них иного авторитета, кроме авторитетов тех, кого они цитировали. С Иисусом же было не все так ясно. Иисус говорил, опираясь на Свой собственный авторитет. Он любил употреблять фразу, которую до Него не использовал ни один из древних пророков или современных законников. Он вводит некоторые из наиболее примечательных Своих утверждений словами: «Истинно говорю вам», и говорит Он это во имя Свое и со Своей собственной властью. Что же это была за власть? Восставал ли он со властью против священного закона, Слова Божьего? Так казалось некоторым. Отсюда возник и их вопрос, высказанный или невысказанный, на который Иисус отвечает недвусмысленно: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков».

И сегодня люди спрашивают, хотя и по–другому, об отношениях между Иисусом и Моисеем, Новым и Ветхим Заветами. Иисус, когда видел проблему, высказывался прямо по существу, поэтому и мы должны поступать так же. Он пришел (обратите внимание, Он постоянно осознавал Свою миссию в мире) не нарушить закон или пророков, отстраняя или упраздняя их, но и не просто утвердить их мертвым и литературным способом, но чтобы их исполнить.

Глагол plerosai, переведенный как «исполнить», означает буквально «наполнять» и указывает, по выражению Златоуста, на то, что «высказывания Его (то есть Христа) не отменяют прежнее, но разрабатывают и наполняют»[79].

Чтобы охватить взглядом все далеко идушие последствия этого, мы должны вспомнить, что «Закон и пророки», а именно, Ветхий Завет, содержат различного рода учения. И хотя отношение Иисуса Христа к ним неоднозначно, слово «исполнение» покрывает все.

Во–первых, Ветхий Завет содержит догматическое учение. Слово «тора», которое переводят как «закон», обозначает на самом деле «открытое обучение»; и действительно, Ветхий Завет дает нам сведения о Боге, о человеке, о спасении и так далее. Там содержатся все великие библейские учения. Однако это лишь частичное откровение. Иисус «исполнил» все в том смысле, что Ветхий Завет нашел завершение в Его лице, Его учении и работе (ср.: Евр. 1:1,2). Епископ Райл обобщает это так: «Ветхий Завет — это почка, в которой сокрыто Евангелие, Новый Завет — Благая весть в полном цвету. Ветхий Завет — это Евангелие в стебельке; Новый Завет — его полный колос»[80].

Во–вторых, Ветхий Завет содержит пророчества на будущее. Многие из них содержат предсказания о дне, когда придет Мессия, выраженные словом или символом. Однако это было лишь ожидание. Иисус «исполнил» все это в том смысле, что предсказанное совершилось с Его приходом. Первое утверждение Его публичного служения было: «Исполнилось время…» (Мк. 1:15). Его слова «Я пришел» содержат в себе ту же истину. Снова и снова утверждал Он, что Писания свидетельствуют о Нем. Матфей делает особое ударение на этом, повторяя фразу: «Все

Скачать:TXTPDF

Нагорная проповедь. Христианская контркультура Нагорная читать, Нагорная проповедь. Христианская контркультура Нагорная читать бесплатно, Нагорная проповедь. Христианская контркультура Нагорная читать онлайн