Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Нагорная проповедь. Христианская контркультура

всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас» (Мф. 5:11,12). Внимание привлекает именно эта аналогия с пророками. Похоже, логика такова: Иисус ожидает, что последователи Его будут страдать ради Него («за Меня»), а затем сравнивает их с ветхозаветными пророками. Эти пророки страдали за свою верность Богу, ученики же Иисуса должны страдать за свою верность Ему. Подразумеваемое неизбежно. Если Он сравнивает учеников Своих с пророками Божьими (и позже Он «посылает» их, как и пророки были «посланы» (см.: Мф. 10:1 и дал.), то Себя Он уподобляет Богу. Как сказал об этом Златоуст в конце IV века, «Он здесь… скрыто обозначает Свое собственное достоинство, и Свое равенство по чести с Тем, Кто породил Его»[225].

Подобный же подтекст содержится в двух других примерах. Когда Он предупреждал их, что человек, всего лишь словами обращающийся к Нему «Господи! Господи!», не войдет в Царство Небесное, можно было бы ожидать, что Он продолжит: «…кроме того, кто подчиняется Моему господству» или «кроме того, кто слушается Меня как Господа». И именно это мы находим в версии Луки. Но, по Матфею 7:21, Он продолжал: «…исполняющий волю Отца Моего Небесного». Если же Иисус ставил знак равенства между подчинением Ему как Господу и исполнением воли Отца, то, значит, Он ставил Себя на один уровень с Богом. Это впечатляет еще и потому, что Иисус никогда не пытался утверждать что–либо о Себе Самом, если это не соответствовало Его миссии. В этот момент, как видно из контекста, у Него была иная цель — Он говорил о значении истинного ученичества.

То же верно и в третьем примере. Речь идет о стихах, в которых говорится о судном дне. Каждый знал, что Бог — Судья. Иисус здесь не заявляет прямо, что Бог поручил Ему суд над миром. Он сказал просто, что в последний день люди обратятся к Нему и что Он будет выносить им приговор. И говоря это, Он вновь приравнял Себя к Богу.

Так вот Он, ваш «подлинный Иисус», ваш «простой, безобидный учитель праведности», в Нагорной проповеди Которого содержится лишь «простая этика без всякой догмы»! Нет, Он учит властью Бога и устанавливает Божий закон. Он ожидает, что люди будут строить дом своей жизни на словах Его, и добавляет, что лишь поступающие так мудры и будут в безопасности. Он говорит, что пришел исполнить закон и пророков. Он одновременно и Господь, Которого надо слушаться, и Спаситель, который дарует благословение. Он играет центральную роль в драме судного дня. Он говорит о Боге, как о Своем Отце в особом смысле, и в конце концов подразумевает, что то, что Он делает, то делает и Бог, и что люди делают Ему, то они делают и Богу.

Мы не можем делать вид, что не понимаем сказанного. Заявления Иисуса были сделаны настолько естественно, скромно и неявно, что многие не замечают их. Но они все–таки есть; мы не можем их игнорировать. Или они истинны, или Иисус страдал тем, что К. С. Льюис назвал «свирепой манией величия». Можно ли серьезно утверждать, однако, что благородная этика Нагорной проповеди является продуктом больного ума? Чтобы сделать подобное заключение, требуется изрядная степень цинизма. Единственная альтернатива состоит в том, что мы должны поверить Иисусу на слово и принять Его утверждения в их истинном значении. В этом случае мы должны отнестись к Нагорной проповеди крайне серьезно. Ибо здесь изображено альтернативное общество Божье. Это стандарты, ценности и приоритеты Царства Божьего. Слишком часто церковь отходит от этих принципов и погружается в буржуазную, конформистскую респектабельность. В такие времена ее трудно отличить от мира, она теряет свою способность быть солью, ее свет гаснет и все отворачиваются от нее. Ибо она не проявляет себя как новое общество Божье, уже имеющее радость и силу будущего века. Только если христианская община живет Христовой вестью, мир будет привлечен и Бог прославлен. Итак, когда Иисус зовет нас к Себе, то Он призывает нас именно к этому. Ибо Он — Господь контркультуры.

Пособие по изучению

Книгу, подобную этой, нельзя просто пролистать, не позволяя истине ее укорениться в нашей жизни. Цель этого пособия — помочь вам потрудиться над Нагорной проповедью и подумать, в чем актуальность ее учения для нас сегодня.

Пособие это предназначено прежде всего для групп, изучающих Библию, но его можно использовать и при индивидуальном изучении.

Если вы будете изучать его с группой, то руководитель должен предварительно решить, какие вопросы будут обсуждаться во время занятий, а какие оставить членам группы для самостоятельной проработки.

Чтобы извлечь наибольшую пользу из этих занятий, каждый член группы должен предварительно прочитать ту часть Нагорной проповеди, которая будет обсуждаться на занятии, вместе с соответствующими страницами этой книги. Начиная занятие, молитесь, чтобы Святой Дух оживил эту древнюю проповедь и говорил с вами через нее.

Занятие первое

Евангелие от Матфея 5:1–16 (с. 9–59)

1. Прочитайте 5:1–16. Д. Стотт начинает свою книгу с обсуждения «контркультуры» нынешнего поколения. Есть подобные свидетельства там, где вы живете? Как вы на это реагируете? Как, по–вашему, реагировал бы Иисус?

2. Для автора книги ключевым текстом в этой Проповеди является Мф. 6:8: «Не уподобляйтесь им». Многие люди вне церкви думают, что христиане отличаются от других. Но каковы, по их мнению, отличительные особенности христианина? Как вы думаете, почему это так?

3. Можно обсудить вопрос, подлинна ли Проповедь, воспроизведенная Матфеем. Каковы ваши доводы за и против? Какие выводы вы делаете из заключения автора?

4. У Матфея (5:3) написано «Блаженны нищие духом», у Луки же (6:20) просто — «Блаженны вы нищие». Какие ответы вы можете предложить по поводу этого несоответствия? Какой из них кажется вам наиболее убедительным и почему?

5. Можно ли осуществить на практике требования Нагорной проповеди? Как вы относитесь к предложению считать ее недостижимым идеалом:

а) как вы ответите тому, кто скажет, что Нагорная проповеду предназначена лишь для святых и что простым христианам не доступны ее высокие идеалы?

б) как вы ответите тому, кто скажет, что Проповедь — это «слегка христианизированная форма ветхозаветного закона», имея в виду, что мы, христиане, спасаемся одной лишь благодатью и поэтому можем спокойно ее игнорировать?

в) как вы ответите тому, кто скажет, что Проповедь представляет собой идеал, рассчитанный на будущее, и что сегодня ее нормы не достижимы?

6. Что автор определяет как двойную цель этой Проповеди? Как она влияет на вас подобным образом?

7. Что значит быть «блаженным»? Как вы понимаете некоторые из описанных здесь блаженств? Как вы думаете, польза, о которой упоминает Иисус, может быть получена нами сейчас или речь идет о награде в будущем? Или присутствует элемент и того, и другого? Предлагаю изучить заповеди блаженства (5:3–12) самостоятельно после занятия в группе, а при следующей встрече кратко обсудить ваши выводы. Вопросы 8–11 помогут вам в этом. Группы переходят теперь к вопросу 12.

8. Как автор классифицирует заповеди блаженства? С какой целью они изложены в этой последовательности?

9. Перепишите заповеди блаженства, добавляя в качестве примера ситуации из своей жизни, например, «Блаженны миротворцы» может быть записано так: «Блажен тот, кто поможет Джону и Мэри вновь заговорить друг с другом». Можно ли применять на практике эти заповеди чаще, нежели вы делаете это сейчас?

10. Почему преследование неизбежно? Каким образом вас преследуют? Как вы отвечаете? Какова должна быть, по словам Иисуса, ваша реакция?

И. «Ценности и нормы Иисуса находятся в прямом конфликте с общепринятыми мирскими ценностями и стандартами». Каким образом это проявилось в вашем прошлом опыте?

12. Составьте список некоторых качеств, которые у людей обычно ассоциируются с властью и влиянием. А теперь прочтите еще раз Мф. 5:3–12 и отметьте качества, перечисляемые Иисусом. Как вы объясните разницу?

13. Каким образом вы, как члены христианской общины, ведете себя подобно «соли земли» (5:13)? Что мешает христианам проявлять это качество? Подумайте, как практически можно осуществлять такое влияние на общество.

14. Каким образом вы, как члены христианской общины, являетесь «светом мира» (5:14)? Что мешает свету быть видимым? Подумайте, как практически воплотить это в жизнь.

15. Решите действовать в соответствии со своими ответами на вопросы 13 и 14 в течение следующей недели. Молитесь друг за друга. Возможно, в следующую свою встречу вы захотите обсудить, как у вас идут дела.

Занятие второе

Евангелие от Матфея 5:17–30 (с. 75–102)

Можно начать с обсуждения ваших ответов на вопросы предыдущего занятия (8–11) по Мф. 5:3–12.

1. Прочитайте 5:17–20.

а) почему кто–нибудь мог подумать, что Иисус пришел «нарушить закон или пророков»?

б) о каких трех видах учения, содержащихся в Ветхом Завете, идет речь? В каком смысле Иисус «исполняет» каждое из них?

в) к&у, по словам Иисуса, должны Его ученики поступать с Ветхим Заветом? Удается ли вам выполнять Его требования?

г) как может христианская праведность превзойти праведность книжников и фарисеев в соблюдении закона?

д) Иисус продолжает показывать, чему учили книжники и фарисеи, приводя собственное толкование требований закона. Что мы можем использовать при рассмотрении текста Мф. 5:21–48?

2. Прочитайте 5:21–26.

а) некоторые люди полагают, что здесь Иисус запрещает убийство любого рода. Согласны ли вы с этим, и почему?

б) автор полагает, что Иисус имеет тут в виду нечто другое, что Он подразумевает не просто убийство, но даже менее серьезные вещи, такие, как гнев и оскорбления. Почему они «равны убийству с точки зрения Бога»?

в) как можно применить на практике наставления Иисуса (5:23–26)? Будете ли вы использовать это в вашем собственном опыте?

3. Прочитайте 5:27–30.

а) каким образом, как полагает автор, книжники и фарисеи искажали заповедь о прелюбодеянии?

б) какие наставления дает Иисус Своим ученикам по поводу половой чистоты? Как выглядит для вас на практике «моральная караульная служба»?

Занятие третье

Евангелие от Матфея 5:31–48 (с. 103–116)

1. Прочитайте 5:31–32, вместе с Мф. 19:3–9.

а) чем отличается учение Иисуса от учения книжников и фарисеев?

б) можно обсудить аргументы за и против подлинности «оговорки» в 5:32 и 19:9. Какой из аргументов вы находите наиболее убедительным?

в) как автор относится к вопросу о разводе? Соответствует ли это библейскому учению?

2. Прочитайте 5:33–37, вместе с Мф. 23:16–22.

а) как книжники и фарисеи искажали заповедь о клятве?

б) что советует Иисус Своим ученикам по этому поводу? Как это применимо к вам?

в) как сказанное здесь Иисусом примиряется с фактом, что Сам Бог использует в Писании клятвы? И запрещает ли это христианам, например, клятвенно свидетельствовать в суде?

3. Прочитайте 5:38–42.

а) закон Моисея применяет наказание по принципу «око за око, и зуб за зуб» (Исх. 21:24). Но книжники и фарисеи явно искажали эту заповедь. Как?

б) Иисус явно запрещает личную месть. Но как вы

Скачать:TXTPDF

Нагорная проповедь. Христианская контркультура Нагорная читать, Нагорная проповедь. Христианская контркультура Нагорная читать бесплатно, Нагорная проповедь. Христианская контркультура Нагорная читать онлайн