Сайт продается, подробности: whatsapp telegram
Скачать:TXTPDF
Нагорная проповедь

Нагорная проповедь.

Евангелие от Матфея.

После избрания апостолов Иисус Христос сошел с ними с вершины горы и стал на ровном месте. Здесь ждали Его многочисленные ученики Его и великое множество народа, собравшегося со всех концов еврейской земли и из соседних с нею мест. Они пришли послушать Его и получить исцеления от болезней своих. Все стремились прикоснуться к Спасителю, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех.

Видя перед Собой множество народа, Иисус Христос, окруженный учениками, взошел на возвышение у горы и сел, чтобы учить народ.

Сначала Господь указал, какими должны быть Его ученики, то есть все христиане. Как они должны исполнять закон Божий, чтобы получить блаженную (то есть в высшей степени радостную, счастливую), вечную жизнь в Царстве Небесном. Для этого Он дал девять заповедей блаженств. Потом Господь дал учение о Промысле Божием, о неосуждении других, о силе молитвы, о милостыне и о многом другом. Эта проповедь Иисуса Христа называется нагорною.

Так, среди ясного весеннего дня, при тихом веянии прохлады с Галилейского озера, на склонах горы, покрытой зеленью и цветами, Спаситель дает людям Ново-3аветный закон любви.

В Ветхом Завете Господь дал Закон в бесплодной пустыне, на горе Синае. Тогда грозное, темное облако закрывало вершину горы, гремел гром, сверкали молнии и раздавался трубный звук. Никто не смел приблизиться к горе, кроме пророка Моисея, которому Господь вручил десять заповедей Закона.

Теперь же Господь окружен тесною толпою народа. Все стараются подойти ближе к Нему и прикоснуться, хотя бы к краю одежды Его, чтобы получить от Него благодатную силу. И никто не уходит от Него без утешения.

Ветхозаветный закон есть закон строгой правды, а Ново-Заветный закон Христов — закон Божественной любви и благодати, который дает людям силу исполнять Божий Закон. Сам Иисус Христос сказал: «Я пришел не нарушить закон, но исполнить» (Матф. 5, 17).

ЗАПОВЕДИ БЛАЖЕНСТВА

Иисус Христос, Господь и Спаситель наш, как любящий Отец, указывает нам пути или дела, через которые люди могут войти в Царство Небесное, Царство Божие. Всем, кто будут исполнять Его наставления или заповеди, Христос обещает, как Царь неба и земли, вечное блаженство (великую радость, наивысшее счастье) в будущей, вечной жизни. Потому таких людей Он называет блаженными, т. е. самыми счастливыми.

1. «Блаженны нищии духом, ибо их есть Царство Небесное.» (Матф.5:3)

Нищии духом (смиренные) — это такие люди, которые чувствуют и сознают свои грехи и недостатки душевные. Помнят они, что без помощи Божией ничего доброго сами сделать не могут, а поэтому ничем не хвалятся и не гордятся, ни перед Богом, ни перед людьми. Это — люди смиренные.

Этими словами Христос возвестил человечеству совершенно новую истину. Чтобы войти в Царство Небесное, необходимо осознать, что в этом мире человек не имеет ничего своего. Вся его жизнь находится в руках Божиих. Здоровье, силы, способности — всё есть дар Божий.

Нищета духовная называется смирением. Без смирения невозможно обращение к Богу, невозможна никакая христианская добродетель. Только оно открывает сердце человека для восприятия Божественной благодати.

Послужить духовному совершенству может и нищета телесная, если человек выбирает её добровольно, ради Бога. Об этом сказал в Евангелии одному богатому юноше Сам Господь Иисус Христос: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твоё и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах…»

Юноша не нашёл в себе силы пойти за Христом, так как не смог расстаться с земным богатством.

Нищими духом могут быть и богатые люди. Если человек поймёт, что земное богатство — тленно и скоропреходяще, то сердце его не будет зависеть от земных сокровищ. И тогда ничто не помешает богатому стремиться к приобретению духовных благ, к стяжанию добродетелей и совершенства.

Нищим духом Господь обещает великую награду — Царство Небесное.

2. «Блаженны плачущие, ибо они утешатся.» (Матф.5:4)

Плачущие (о грехах своих) — люди, которые скорбят и плачут о своих грехах и душевных недостатках. Господь простит им грехи. Он дает им еще здесь, на земле, утешение, а на небе вечную радость.

Говоря о плаче, Христос подразумевал покаянные слёзы и скорбь сердца о совершённых человеком грехах. Известно, что если человек страдает и плачет из-за гордости, страстей или самолюбия, то такие страдания приносят мучение душе и не дают никакой пользы. Но если человек переносит страдания, как испытание, посланное Богом, то слезы его очищают душу, и после страданий Господь обязательно ниспошлет ему радость и утешение. Но если человек отказывается каяться и страдать во имя Господне и не оплакивает грехов своих, а только готов радоваться и веселиться, то такой человек не получит Божьей поддержки и защиты при жизни, и не войдет в Царствие Божье. О таких людях Господь сказал: “Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете” (Лука.6:25).

Господь утешит плачущих о своих грехах, дарует им благодатный покой. Их скорбь сменится вечной радостью, вечным блаженством.

“Изменю печаль их на радость и утешу их, и обрадую их после скорби их” (Иер.31:13).

3. «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.» (Матф.5:5)

Кроткие — люди, которые терпеливо переносят всякие несчастья, не огорчаясь (без ропота) на Бога, и смиренно переносят всякие неприятности и обиды от людей, не сердясь ни на кого. Кроткие люди лишены эгоизма, гордости, высокомерия и зависти, хвастовства и зазнайства, тщеславия. Они не стремятся получить для себя лучшее положение или высшее место в обществе, не добиваются власти над другими людьми, не жаждут прославления и богатства, так как лучшее и высшее место для них не земные призрачные блага и мнимые удовольствия, а быть с Христом, подражая Ему. Они получат во владение небесное жилище, то есть новую (обновленную) землю в Царстве Небесном.

Кроткий человек никогда не ропщет ни на Бога, ни на людей. Он всегда сожалеет о жестокости сердца обидевших его и молится об их исправлении. Величайший пример кротости и смирения явил миру Сам Господь Иисус Христос, когда, распятый на Кресте, молился за Своих врагов.

По учению Иисуса Христа, тот человек, который способен на раскаяние в своих грехах и осознание своих недостатков, который искренне плакал и скорбел о грехе вместе со Христом и достойно перенес муки страдания, такой человек скорее всего научится кротости от своего Божественного Учителя. Как видим такие свойства человеческой души, (которые указаны в первых двух заповедях Блаженства) как способность к покаянию, как искренние слезы о грехе, способствуют появлению и неразрывно связаны с таким качеством человеческого характера как кротость, о котором гласит третья заповедь.

4. “Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.” (Матф.5:6)

Алчущие и жаждущие правды — люди, которые усердно желают правды, как голодные (алчущие) — хлеба и жаждущие — воды просят у Бога, чтобы Он очистил их от грехов и помог им жить праведно (желают оправдаться перед Богом). Желание таких людей исполнится, они насытятся, то есть будут оправданы.

5. «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.» (Матф.5:7)

Милостивые — люди, имеющие доброе сердце — милосердные, сострадательные ко всем, готовые всегда помочь нуждающимся, чем только могут. Такие люди сами будут помилованы Богом, им будет явлена особая милость Божия.

6. “Блаженны чистые сердцем, ибо они узрят Бога.” (Матф.5:8)

Чистые сердцем — люди, которые не только берегутся от дурных дел, но и душу свою стараются сделать чистою, т. е. хранят ее от дурных мыслей и желаний. Они и здесь близки к Богу (душою всегда чувствуют Его), а в будущей жизни, в Царстве небесном, будут вечно находиться с Богом, видеть Его.

7. “Блаженны миротворцы, потому что они будут наречены Сынами Божьими.” (Матф.5:9)

Миротворцы — люди, которые не любят никаких ссор. Сами стараются жить со всеми мирно и дружелюбно и других мирить друг с другом. Они уподобляются Сыну Божию, Который пришел на землю, чтобы примирить согрешившего человека с правосудием Божиим. Такие люди будут названы сыновьями, т. е. детьми Божиими, и будут особенно близки к Богу.

8. “Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.” (Матф.5,10)

Изгнанные за правду — люди, которые так любят жить по правде, т. е. по Божиему закону, по справедливости, что терпят и переносят за эту правду всякие гонения, лишения и бедствия, но ни чем не изменяют ей. Они за это получат Царство Небесное.

9. “Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.” (Матф.5:11-12)

Если человека за веру Христову, за праведную жизнь во Христе будут подвергать гонениям, поношениям, клевете и брани, и если человек все это терпеливо будет сносить, то такого человека ожидает великая, самая высокая награда на небесах (то есть очень высокая степень вечного блаженства).

После того, когда Иисус Христос провозгласил девять заповедей Блаженства, Он продолжил в Нагорной проповеди излагать Свое Учение. Иисуса Христа окружала толпа народа, состоящая преимущественно из евреев, которые мечтали о восстановлении израильского государства, которые жаждали земных благ и удовольствий в этом царстве. С разочарованием евреи, книжники и фарисеи, услышали о том, что Царство Божие ожидает не их, потомков Авраама, Исаака, Иакова, а нищих духом, плачущих, алчущих и жаждущих правды, милостивых, чистых сердцем, миротворцев, изгнанных за правду, гонимых и злословимых за имя Христово.

О ПРОМЫСЛЕ БОЖИЕМ

(Матфея 6:25-34; Луки 12:22-31)

Иисус Христос учил, что Бог промышляет, то есть заботиться, о всех тварях, но особенно промышляет о людях. Господь заботиться о нас больше и лучше, чем самый добрый и разумный отец о своих детях. Он оказывает нам Свою помощь во всем, что необходимо в жизни нашей и что служит для нашей истинной пользы.

«Не заботьтесь (излишне) о том, что вам есть и что пить, или во что одеться», сказал Спаситель. «Взгляните на птиц небесных: они не сеют, ни жнут, ни собирают в житницу, и Отец ваш Небесный питает их; а вы не гораздо ли лучше их? Посмотрите на полевые лилии, как они растут. Они не трудятся, ни прядут. Но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякие из них. Если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, то тем более вас, маловеры! Бог же, Отец ваш Небесный, знает, что вы имеете нужду во всем этом. Потому, ищите прежде всего царствия Божия и правды Его, и это все приложится вам».

Св. апостол и евангелист Матфей приводит слова Иисуса Христа так:

6:26 Взгляните на птиц небесных:

они не сеют, ни жнут, ни собирают в житницы;

и Отец ваш Небесный питает их.

Вы не гораздо ли лучше их?

6:33 Ищите же прежде Царства Божия и правды Его,

и это все приложится вам.

О

Скачать:TXTPDF

Нагорная проповедь Нагорная читать, Нагорная проповедь Нагорная читать бесплатно, Нагорная проповедь Нагорная читать онлайн